Штерн Авраам

Андрей Астапович 2
"Ближневосточные конфликты. История в лицах": http://proza.ru/2021/10/12/892


ШТЕРН АВРААМ (ЯИР), 1907-1942.

Боец и лидер еврейского сопротивления в подмандатной Палестине. Террорист и поэт.

Тематика:
- Борьба еврейского населения Палестины за независимость
- Сотрудничество сионистов и нацистов в Третьем рейхе
- Террористическая деятельность еврейских боевых групп в Палестине
- Еврейская репатриация в Палестине
- Арабо-израильский конфликт

События:
- Осада и взятие римлянами иудейской крепости Масада (72-74 гг. н.э.)
- Первая мировая война (1914-1918)
- Октябрьская революция и гражданская война в России (1917-1922)
- "Арабские беспорядки": вооруженные столкновения арабов и евреев в ряде городов Палестины (август 1929)
- Террористические и диверсионные акции еврейских боевых групп в Палестине (1930-1948)
- Вторая мировая война (1939-1945)
- "Белая книга" 1939 г. - фактическое закрытие Великобританией Палестины для евреев, желающих переселиться из нацистской Европы
- Создание государства Израиль (май 1948)
- Арабо-израильская война (1948-1949)

Страны и регионы:
- Палестина (под мандатом Великобритании) / Израиль
- Российская империя / Советская Россия
- Германия, третий Рейх
- Италия
- Польская республика

Учреждения, организации и сообщества:
- Лига Наций (предшественник ООН)
- Всемирный еврейский конгресс
- Еврейское агентство для Израиля (СохнУт)
- Еврейский университет в Иерусалиме
- Университет Флоренции
- Еврейские подпольные военные организации: "Хагана", "Иргун Цвай Леуми", "Лохамей Херут Исраэль" (ЛЕХИ)
- Полиция Великобритании в подмандатной Палестине
- ЦАХАЛ, Армия обороны Израиля

Персоналии:
- Бен-Яир Элазар, древнеиудейский военачальник, руководитель обороны крепости Масада
- Бен-Гурион Давид, израильский государственный и политический деятель, первый премьер-министр государства Израиль
- Бернадот Фольке, шведский дипломат и общественный деятель, спецпосланник ООН по мирным диалогам и урегулированию конфликта в Палестине, жертва сионистского террора
- Гиннес Эдвард, лорд, министр Великобритании по делам Ближнего Востока, жертва сионистского террора
- Разиэль Давид, боец и затем руководитель боевой группы "Иргун", одно время друг и соратник Штерна
- Мортон Джеффри, руководитель отдела криминальных расследований полиции Великобритании в Яффо и Тель-Авиве, убийца Штерна
- Шамир Ицхак, боец и затем руководитель боевой группы ЛЕХИ, впоследствии израильский государственный и политический деятель, дважды становившийся премьер-министром страны
- Штерн Рони (урожд. Бурштейн) - супруга и вдова Штерна

Родился в 1907 г. в местечке Сувалки (царство Польское, Российская империя) в семье врачей - дантиста и акушерки. В начале Первой мировой войны оказался разлучен с семьёй и вместе еврейским населением прифронтовой зоны, был перемещен вглубь России. В 1921 г. нелегальным путём вернулся к воссоединившейся семье в Сувалки (Польская республика). В 1926 г. он переехал в Эрец-Исраэль (подмандатную Великобритании Палестину). Завершив в гимназии среднее образование,  поступил в Еврейский университет в Иерусалиме. Вскоре стал членом "Хаганы" - организации по защите еврейского населения. В 1930 г. вместе с группой крайне радикально настроенных единомышленников вступил в боевую группу "Иргун" ("Эцель"). По окончании университета был направлен во Флорентийский университет (Италия) для подготовки и защиты докторской диссертации. Во Флоренции научную работу совмещал с подпольной сионистской деятельностью. В 1936 г. оставил научную работу и вернулся в Палестину, всецело посвятив себя борьбе с препятствующим развитию Эрец-Исраэля арабами и англичанами-колонизаторами. В начале второй мировой войны создал и возглавил радикальную боевую организацию "ЛЕХИ". В январе 1941 г. передал по дипломатическим каналам для руководства нацистской Германии предложение о военно-политическом союзе. В феврале 1942 г. был убит британской полицией при задержании.


Когда в первом веке нашей Римская империя повсеместно подавила крупное восстание иудеев, то последним оплотом восставших оставалась горная крепость Масада, считавшаяся неприступной. Римлянам понадобилось более двух лет, чтобы осуществить инженерную подготовку и сосредоточить у крепости необходимую осадную технику. Стена была пробита, и оставшихся в живых около тысячи непокорных сидельцев ждала печальная участь. Тогда их лидер Элазар бен-Яир предложил остаться навсегда свободными. Его послушались: 10 избранных по жребию воинов убили остальных, а затем из них один избранный убил девятерых и покончил собой. В 1930-х годах имя иудейского героя - Яир - присвоил себе Авраам Штерн в качестве подпольного псевдонима. Кем же он был, что дерзнул присвоить себе легендарное имя?

Главное, что может очень удивить "не искушённого" читателя в вышеизложенной биографии Штерна-Яира, - это намерение борца за независимость и государственность еврейского народа сотрудничать с нацистской Германией. Действительно, как так? Сотрудничество с гонителями и мучителями евреев, в то время как Всемирный еврейский конгресс повсюду призывал к бойкоту всего, что связано с немецким нацизмом!

На самом деле, это всё объясняется довольно просто. Официальное еврейское представительство до Второй мировой войны было не вполне однородным в плане целей и задач. Самый влиятельный и авторитетный Всемирный еврейский конгресс в первую очередь отстаивал права евреев везде по месту нахождения, вне связи с репатриацией в Палестину. В свою очередь, более радикальные сионистские организации проводили политику переселения евреев с насиженных мест на "землю обетованную", чтобы за счёт увеличения населения в ближневосточном регионе проще было организационным или силовым путем образовать уже не общину, не диаспору, не анклав, а именно национальное государство.

Как бы это не выглядело парадоксальным, гонителей-антисемитов радикальные сионисты рассматривали как потенциальных союзников в этом вопросе. По материалам Института исторического обзора (США), на первых порах нацистское руководство шло на контакт с сионистами и всячески содействовало переселению немецких евреев на "землю обетованную" - так нацисты решали у себя еврейский вопрос, ибо до радикально-преступных форм еще пока не "созрели", - тогда как британскому руководству совсем не нужен был мощный еврейский анклав на своей подмандатной территории. (Великобритания всячески урезало квоты на легальное переселение, а в 1939 г. совсем его запретило, утвердив так называемую "Белую книгу"). 

Всё коренным образом изменилось с началом второй мировой войны. Еврейское население попало под тотальный пресс и геноцид со стороны нацизма, и все формы сотрудничества нацистских руководителей с сионистами враз прекратились. А в ближневосточном регионе нацисты стали проявлять всё больший интерес к сотрудничеству с арабами.

Теперь надо было конкретно выбирать одно из двух: либо - с нацистской Германией, либо - на стороне Великобритании, которая, на тот момент, считалась врагом номер для нацистов. Еврейское агентство по репатриации и другие сионистские организации приняли однозначно британскую сторону. Более того, руководство боевой организации "Иргун" (Эцель) в лице близкого друга Штерна Давида Разиэля решило проявить гибкость и во время войны не противодействовать Великобритании. (Последнему даже будет суждено погибнуть при выполнении боевого задания британских спецслужб). И только Авраам Штерн с относительно небольшой группой единомышленников остался на прежней позиции. Для него именно Великобритания оставалась врагом номер один. Он обвинил бывших соратников в соглашательстве и создал боевую группу "ЛЕХИ" ("Борцы за свободу Израиля").

Штерн до последнего надеялся на военно-политический союз с нацистской Германией. Обещал активно вести подрывную деятельность против британских структур в Палестине и за ее пределами взамен на организацию переселения западноевропейских евреев. Это, по его мнению, уберегло бы многих от гибели и способствовало бы кардинальному решению еврейского вопроса. Исходя из вышеизложенного, о Штерне можно судить как о сверходиозной личности, которой "чурались" даже официальные представители еврейской общественности в Палестине. Но он таковым не был, хотя прямота и бескомпромиссность были его главными качествами.

Принимая в расчет происхождение Авраама Штерна, можно его вполне охарактеризовать как "из бывших наших". Действительно, он вырос и созрел, в основном, на русской культуре. До семи лет прожил в российской Польше, с семи до тринадцати, по некоторым сведениям, - в Башкирии, затем в Петрограде. Авраам учился в обычной школе, пережил революционные события и становление советской власти. До этого он был вынужденно разделен со своей семьёй: в начале первой мировой войны отца арестовали немцы, а он с матерью и младшим братом был эвакуирован из прифронтовой зоны, затем их оставшаяся семья разъехалась в разные концы России, по родственникам.

Известно, что в России Аврааму, кроме учебы, приходилось дополнительно много физически  трудиться, чтобы заработать на жизнь. В 12-13 лет он  вступил в ленинский комсомол. Кто знает, может быть при определенных обстоятельствах у нас на одного комиссара или чекиста было бы больше. К слову сказать, даже значительно позже с близкими он изъяснялся исключительно по-русски. (В интернете опубликованы некоторые его письма Рони, невесте, а потом жене).

Когда на малой родине в Сувалках таки  воссоединилась его семья, то перед ним возник выбор: либо остаться советским человеком, либо вернуться к иудейским истокам. Таланта, способностей и трудолюбия ему бы хватило, чтобы подняться по жизни при любом выбранном пути. Так, в подростковом возрасте он был вынужден сделать жизненный выбор с  переходом точки невозврата. Авраам решается на отчаянный и рискованный шаг:  переправляется нелегальным путем уже в независимую и враждебную советской России Польшу. В Сувалках он стал учиться в еврейской школе. (Еще незадолго до эвакуации, в 6-7 летнем возрасте он уже был определен в начальную еврейскую школу - хедер).

Скорее всего, именно в еврейской школе он прочувствовал суть еврейского вопроса, проникся идеями сионизма и загорелся желанием активно участвовать в процессе возвращения еврейскому народу утраченной около двух тысяч лет назад государственности. Реализовать это стремление он считал возможным находясь непосредственно на "земле обетованной". Формальным поводом для переезда послужило закрытие еврейской школы в Сувалках и необходимость продолжить еврейское образование. Но если в панской Польше Штерн всё больше сталкивался с проявлениями антисемитизма, то в Палестине положение оказалось ещё более критичным с точки зрения безопасности.

Напомним, еврейские поселения на Ближнем Востоке пребывали в состоянии жёсткого системного конфликта с арабским населением, а осуществляющая административно-политический контроль над регионом Великобритания, ублажая свои имперские амбиции и позиционируя себя чуть ли ни единственно возможным миротворцем, разве что только  стравливала между собой и без того враждебные группы подмандатного населения. (Политика поддержания "управляемого хаоса" - ничего не напоминает?..).

Штерн прочно связывал реализацию своей лидерской миссии и убеждений с качеством и уровнем образования. Он учился в Еврейском университете в Иерусалиме на факультете иудаизма и классических языков. В учебе зарекомендовал себя как усердный, добросовестный и очень способный студент. Профессора выдели в нём будущего молодого коллегу и преемника. По окончании университета ему была назначена стипендия для обучения в докторате Флорентийского университета (Италия) и подготовке диссертации на тему эротических мотивов в древнегреческом творчестве. Тем не менее, настанет момент, когда совмещать научную и подпольную деятельность станет невозможным. Незадолго до защиты докторской диссертации, Штерн решил оставить научную работу.

Студенчество, бесспорно, было самым ярким периодом в его жизни. Он смог реализовать себя как разносторонняя творческая личность: писал стихи, рисовал, участвовал в самодеятельных постановках, демонстрируя небывалый артистизм. Был во всем аккуратен, всегда следил за своей внешностью, стараясь выглядеть элегантно. Даже позже, во время боевых операций, он сохранял это качество: разве что не в белых перчатках держал револьвер. Его разнообразные фото, которые сегодня можно увидеть в Интернете, вполне это могут подтвердить.

В студенческие годы он встретил свою первую и единственную любовь, которую пронес до конца жизни. История его отношений с Рони - это отдельная, поистине романтическая тема любви, преданности, встреч и разлук. Они смогли пожениться лишь через несколько лет после знакомства, но всё равно образ жизни Штерна не мог способствовать семейному счастью.

Уже на первых порах пребывания в Палестине он понял, что в создавшихся условиях без вооруженной борьбы главный еврейский вопрос не решить. Сначала - организация студенческого союза:  надо было обезопасить хотя бы дорогу на Скопус, к месту учебы, т.к. нередко случались всяческие инциденты и провокации. Затем - участие в защите населения на более серьёзном уровне: вступление в подпольную военную организацию "Хагана" (в пер. - защита, оборона). Видимо, тогда он впервые и взял в руки огнестрельное оружие. К слову сказать, мирному населению на подмандатной территории запрещено было иметь оружие, но владельцы мандата Лиги Наций, когда им это было выгодно, делали вид, что не замечали. Первой серьезной боевой задачей Штерна была оборона синагоги в Старом Иерусалиме во время так называемых "арабских беспорядков" в 1929 году.

Среди радикально настроенного меньшинства участников "Хаганы" зрело мнение, что ограничиваться лишь отпором в случае нападений и диверсий - не является решением проблемы безопасности. Эта группа считала необходимым проводить как ответные, так и превентивные военные акции, т.е. планировать диверсии против арабских соседей и британской администрации вне связи с их действиями. Называлась группа "Иргун Цвай Леуми" (Национальная военная организация).

Среди стихотворных произведений Штерна наиболее ярким по силе и смыслу является песня "Безымянные солдаты", которая стала гимном еврейского сопротивления:

Мы солдаты без формы, имен у нас нет, 
А вокруг тьма и горе людское. 
Мы навеки поклялись хранить наш завет, 
Нас лишь смерть может вырвать из строя...  
(Полный текст этого гимна можно без особого труда найти в Интернете на многих ресурсах).

Так Авраам Штерн стал Яиром и окончательно перешёл на нелегальное положение. Акции "Иргуна" по размаху и степени жестокости уже ничем не отличались от нападений арабов и операций британских спецслужб. Яира и его соратников не особо беспокоило, что жертвами их акций неоднократно были и представители еврейского населения, которые могли хотя бы случайно оказаться в эпицентре. Более того, действия Штерна и его боевых друзей находило всё меньше понимания у еврейского населения, а уполномоченные представители общественности (партий, профсоюзов и т.п.) даже выступали с его осуждением. 

В первую очередь, объектом боевых операций были финансовые организации: банки и т.п., т.к. для осуществления деятельности банально нужны были средства. И это придавало их действиям боевой группы больше уголовный, чем политический, характер. Но, в понимании Штерна, вся это эта неблагодарная работа делалась во благо нации и скорейшего создания еврейского государства.

Если "Хагана" была, своего рода, общественной территориальной обороной, то "Иргун" был сформирован по всем правилам подпольной военной структуры: с жёсткой дисциплиной, иерархией руководства, конспирацией, ответственностью, системой разведки и планирования. Все эти принципы работы Штерн воплотил уже в созданной непосредственно им боевой группе "Лохамей Херут Исраэль" (ЛЕХИ, в пер. - "Борцы за свободу Израиля"). Выше уже была указана причина, по которой он порвал с "Иргун".

Отстаивая до последнего идею сотрудничества с нацистами, Штерн и небольшая группа соратников из ЛЕХИ были  обречены на одиночество, оказавшись полностью во враждебном окружении. Нацисты же его предложение о сотрудничестве просто оставили без внимания. Британские службы вели повсеместную охоту за Штерном. Он скрывался на конспиративных квартирах будучи обложен, как затравленный волк - красными флажками. Отдельные бывшие товарищи по "Хагане" и "Иргуну" разве что предлагали ему одуматься и как можно скорее сдаться британским властям.

Британская полиция таки взяла Штерна, что называется, "тепленьким" на одной из конспиративных квартир в Тель-Авиве. Те, кто утверждает,  что тут имело место предательство своих же, полагаю, недалеки от истины. Руководитель отдела криминальных расследований в Яффо и Тель-Авиве Джеффри Мортон в момент взятия Штерна применил свой коронный приём: скованного в наручники поставил у окна и расстрелял - типа, вот вам и попытка к бегству... Этот факт считается исторически доказанным и неоспоримым. Живой Штерн был не нужен ни одной из сторон политической игры в ближневосточном регионе в тот время. Для британских властей, понятное дело, Штерн был раздражителем номер один, и формирующемуся израильскому истеблишменту, которому уже вскоре придется делить министерские портфели, он был тоже как бы "против шерсти".

Рони Штерн в своих интервью недвусмысленно намекала на предательство тех, ради кого её избранник боролся. Одним из главных антигероев её воспоминаний о том периоде является первый премьер-министр государства Израиль Давид Бен-Гурион. Ее жизненная позиция была многим обусловлена: после гибели мужа ей с маленьким ребенком на руках (сын Авраам-Яир родился через несколько месяцев после убийства Штерна) пришлось нелегко. За ней был установлен негласный полицейский контроль, друзья и знакомые прекратили всякое общение, не было никаких надежд трудоустроиться, наконец, от неё требовали сменить фамилию себе и, соответственно, сыну. Рони могла рассчитывать только на помощь семьи Бурштейн: своих родителей и брата.

После гибели Штерна руководство ЛЕХИ взял на себя один из его близких сподвижников Ицхак Шамир, организовавший, среди прочих терактов, убийство британского министра по делам Ближнего Востока и ярого противника еврейской государственности лорда Эдварда Гиннеса. (Самое интересное, что, когда спустя годы, Шамир стал системным государственным деятелем и даже дважды премьер-министром Израиля, из списка террористов в Великобритании он не был исключен).

После Второй мировой войны, когда стало очевидным, что Великобритания не собирается делать никаких выводов по поводу стремления еврейского населения Палестины к государственности, лидеры сопротивления вспомнили об эффективности методов Штерна. ЛЕХИ была уже не одинока, активизировались "Иргун" и другие боевые организации.

Когда в мае 1948 г. было образовано государство Израиль, то "ЛЕХИ" еще какое-то время осуществляла самостоятельную деятельность, но их преследовала уже израильская полиция.  Их последней крупной акцией было убийство осенью 1948 г. спецпосланника ООН по мирным диалогам и урегулированию конфликта Фольке Бернадота, который, к слову сказать, в конце Второй мировой войны принимал активное участие в спасении тысяч евреев из нацистских концлагерей и их эвакуации в Швецию. По некоторым сведениям, теракт был заказан израильским руководством, которому по ряду вопросов вспыхнувшей в 1948 г. арабо-израильской войны мешала позиция Бернадота. Тем не менее, этот теракт стал формальным поводом, чтобы произвести необходимые аресты в "Иргун" и "Лехи" и прекратить самостоятельную деятельность этих организаций. Ресурсная база бывших боевых групп Штерна вошла в состав Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). "Солдат без формы" таки одели в форму.

Если поначалу руководство Израиля всячески дистанциировалось от Штерна, упоминания о котором для истеблишмента были в определенной мере токсичными, то позже акцент стал делаться на героизацию его борьбы за независимость и государственность еврейского народа. В его честь в Израиле был назван поселок, улица в Тель-Авиве, где его убили, а также улицы в других городах страны.

* В очерке использованы материалы из открытых источников: Википедия, Яндекс-Дзен, Проза.ру, Институт исторического обзора (США), Московский еврейский общинный центр, IsraLove, Jewish.ru, Международный благотворительный фонд СТМЭГИ, Хроники Иерусалима и др.