Как мы стимулировали экзаменатора

Александр Жданов 2
                "Ученику-удача, учителю-радость"
                русская пословица

            За время экзаменационных сессий в Киевском высшем военном инженерном училище связи им. М.И Калинина, в первой половине 70-х годов прошлого века,  а они проходили каждые полгода,  бывали у нас в группе и забавные случаи. Один их них случился на третьем курсе.  К тому времени  среди  нас было не мало желающих спихнуть, как тогда говорили экзамен, не прилагая чрезмерных усилий на изучение материала во время семестра.
   
   Нам предстояло сдать экзамен по  дальней связи, на котором , как это часто бывало,  помимо двух теоретических вопросов,   был и один практический, То есть ответ на него нужно было проделать непосредственно на аппаратуре дальней связи, или уплотнения, различные стойки которой, выше человеческого роста, несколькими рядами стояли в аудитории кафедры, в которой проходил экзамен. В  остальной  части помещения стояли стол для преподавателя, и столы для подготовки курсантов к  ответу.
 
       К тому времени мы уже за два года получили хороший опыт сдачи многочисленных экзаменов и использовали для этого прежде всего наработки и практику прошлогодних предшественников, или наших же однокурсников.
   
    Для этого несколько энтузиастов отправлялись в группу нашего или параллельного курса (другого  факультета) уже перед нами сдавшую  такой же экзамен, уточняли  у ребят все подробности, детали  и особенности, узнавали перечень и по возможности  содержание экзаменационных билетов, а также требования принимавшего экзамен преподавателя. Обычно, кроме того,  за предыдущие экзамены курсантам становились хорошо известными привычки и склонности каждого экзаменатора.
 
      Как правило, готовясь к экзаменам, мы сбрасывались и покупали экзаменаторам газированную воду, или лимонад, который ставили прямо на экзаменационный , покрытый суконной скатертью стол,  вместе с открывашкой и стаканами, на всякий случай,  если экзаменатор мог быть не один,  сигаретами, спичками и пепельницей,  если он был курильщиком.

   А тут  выяснилось, что принимавший у нас экзамен подполковник был большим любителем пива,  поэтому мы сбросились и купили ему бутылок 10.  А вместительный    трехсекционный портфель с ними поставили в проходе между стойками аппаратуры.

    Правда сержант, заместитель командира нашей группы прямо преподу об этом постеснялся сказать, намекнув, что , если ему захочется попить,  бутылки стоят в проходе между стойками. А тот, видимо будучи с бодуна   в плохом настроении,  не понял о каких бутылках речь.

     И  поэтому стал сразу  при оценке первых сдававших экзамен проявлять не ожидаемую снисходительность, а,   наоборот,  излишнюю принципиальность. Народ,  ничего не понимая,  недоумевал и  лишь только когда посланный в класс сержант ещё раз деликатно намекнул подполковнику,  где стоят ожидаемые им стимуляторы, обстановка на экзамене резко изменилась.
   
    Подполковник во время ответов экзаменующихся, не прерывая их, периодически заходил за стойки аппаратуры  и к концу экзамена  его настроение кардинально изменилось. Изменился  и уровень оценок, которые теперь всем были не ниже 4 баллов. А общий балл группы за экзамен  в тот день в итоге был наверное самым высоким за весь пятилетний курс нашего обучения.

Примечание
На фото  стойка аппаратуры уплотнения дальней  связи  в середине 70-х годов.