Блок. Трилогия. Краткое содержание

Виталий Литвин
Трилогия Блока – краткое содержание


Конспект

     Том I  –
     Теза русского символизма. Явление Тебя. Осознание цели – пробудить Тебя и ввести в наш мир, в нашу реальность. Но действия противоборствующей стороны, подставившей герою “русскую Венеру”, “гадалку” и давшей ему соблазн посредством “двойников” бродить по “каменным дорогам” “лиловых миров”, сорвали миссию:

                « …Ты покоишься в белом гробу.
                Ты с улыбкой зовешь: не буди.

                …Спи – твой отдых никто не прервет.
                Мы – окрай неизвестных дорог.
                18 июня 1904. С. Шахматово»

     Том II –
     Антитеза русского символизма. Попытка поиграть в “теурга”.  Раз Тебя – не добудиться, герой создает свой собственный “анатомический театр”.
     “Для меня это – совершившийся факт. Я стою перед созданием своего искусства и не знаю, что делать. Иначе говоря, что мне делать с этими мирами, что мне делать и с собственной жизнью, которая отныне стала искусством, ибо со мной рядом живет мое создание – не живое, не мертвое, синий призрак. Я вижу ясно "зарницу меж бровями туч" Вакха ("Эрос" Вяч. Иванова), ясно различаю перламутры крыльев (Врубель – "Демон", "Царевна-Лебедь") или слышу шелест шелков ("Незнакомка"). Но все – призрак.”
     Герой пытается обживать “лиловые миры”, но его запирают во “всемирном граде”, где всё так же, как в верхнем мире, но… как в театре, как в балагане. Вот и вместо спящей Тебя –  восковая кукла “Клеопатры”:

                «…Она лежит в гробу стеклянном,
                И не мертва и не жива,
                А люди шепчут неустанно
                О ней бесстыдные слова.
                16 декабря 1907»

     Он вырывается из града и осознает себя – “воином засадного полка”, ждущего своего часа – рыцарем на страже.
     Но “снежные девы” проводят над “стражником” свои “крещения”, свои “распятия”, и он оказывается втянут в ритуал – «Заклятие огнем и мраком и пляской метелей», производимый в темном храме над его родиной.
     После которого в полном опустошении герой находит себя в родном земном Питере. Он отринул все обязанности и все “долги”:

                «            …  Хочу,
                Всегда хочу смотреть в глаза людские,
                И пить вино, и женщин целовать…
                Дюны      Июнь-июль 1907»

     Том III –
     Лабиринт реальностей, но герой уже выправил все дорожные карты, он легко ориентируется и среди никак не умирающих мертвецов, и среди кругов Ада; и в родном Питере, и в насквозь исхоженном всемирном граде.
     Бывает, что он впадает в отчаяние от предчувствия приближающегося Апокалипсиса, бывает – упивается своим избранничеством.
     Хоть какой-то смысл его существования поддерживают бесчисленные женщины, он вглядывается в очередное лицо с тайной мыслью: может, это скрывающаяся от Змия  Жена облеченная в солнце? Но со временем он осознает, что они все – от случайной встречной на островах, до мистической Кармен – всего лишь орудия соблазна, те, задача которых отвлечь его от его “дела”, от выполнения долга, долга рыцаря, долга защитника Родины.
     Но… Что в ней защищать? Толстопузых мещан? Ведьм-женщин? Ведь она (Россия) сама ещё не определилась со своим путем – погрязнуть в городском мещанстве? упиться азиатской свободой? выстроить из себя новую Америку?
     И в последней книге тома, в последнем его цикле, герой отряхивает пыль этого мира со своих ног и обретает тихую частную жизнь, в своём домике, со своей женой.    Впрочем, и ей, он, как и героиням прошлых двух томов напоследок предлагает уйти от этой грустной жизни в блаженный сон:

                «…И ты, мой друг,
                Терпи и спи,
                Спи, спи…
                Октябрь 1913»

     «Двенадцать» –
     Его город захватывают новые варвары. А он почти оправдывает их, глядя, как они убивают случайно встреченную “Катьку”, из которой – для них – не вышло хозяйки Соловьиного сада, а для мира – Жены облеченной в Солнце. Змий в этом мире победил, а они, ведомые “Исусом” с красным знаменем, идут в другой.

     «Скифы» –
     Герой уже сам из армии скифов обращается к Европе с призывом сдаться. Как этим дикарям сдался он.
     Хуже, в решающий момент сражения его Родины с “татарвой” он своим искусством, своим “тайным действием”, магией своего творчества, как “засадным полком” обрушился во фланг нашего русского войска. И скифы, татары, большевики победили.
     В ужасе от им содеянного ему перекрыли связь с небом, он больше не мог писать стихов… Нет, “рифмовать” он не разучился – он, например, редактировал переводы из Гейне, иногда корректируя их настолько, что ставил под ними свою подпись, то есть считая, что это теперь его перевод, но вот оригинальные… Он ещё успеет написать про «Интернацьонал» – Зинаиде Гипиус, а потом за три года – только “Две надписи на сборнике «Седое утро…»”
     И в 1921 году – послание Пушкинскому дому:

                Пушкин! Тайную свободу
                Пели мы вослед тебе!
                Дай нам руку в непогоду,
                Помоги в немой борьбе!



    Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:
     «
     Он мне показывал Агр. Ни солнца, ни звёзд там нет, небо чёрно, как плотный свод, но некоторые предметы и здания светятся сами собой — всё одним цветом, отдалённо напоминающим наш багровый... Важно отметить только, что не случайно мой вожатый показывал мне именно Агр: это был тот слой, в котором он пребывал довольно долгое время после поднятия его из Дуггура. Избавление принёс ему Рыцарь-монах, и теперь всё, подлежащее искуплению, уже искуплено. Испепелённое подземным пламенем лицо его начинает превращаться в просветлённый лик. За истёкшие с той поры несколько лет он вступил уже в Синклит России.
     »