Троица Андрея Рублева. История и смыслы

Людмила Хаустова
(Из цикла «Дачные истории»)
                «В третьем круге - звенящие и светлые,
                как звезды… Пресвятая Троица,
                Подобно адаманту, вне мира сущего,
                И больше мира».
                (М.Волошин»)

    Зима в этом году тянулась  бесконечно долго, и снег,  упорно «приник к земле, заледенев, и не желая с нею расставаться». Разговоры тянулись к  весеннему теплу, к светлому весеннему празднику.
- Когда в этом году Пасха?
- Православные будут праздновать Пасху 5 мая, а католики в этом  году  значительно раньше - 31 марта.
- А бывало, что наши Пасхи совпадали?
- Нередко совпадали, последний раз в 2017. Вот и в следующем 2025 году православные и католики будут отмечать Пасху  одновременно  - 20 апреля.
- А иудейская Пасха когда бывает и что означает?
-  Праздник Песах  иудеи начинают отмечать в 14 день весеннего месяца нисан. В этом году  он приходится на  22 апреля.  Само слово Песах означает «Прошел мимо», и  свидетельствует о милости Господней. Как рассказывается в  Библии, во время последней,  десятой казни египетской Бог покарал «всех   первенцев в земле Египетской, от первенца фараона до первенца узника в темнице, и всё первородное из скота». Исключением  были первенцы иудейские. Предупрежденные Моисеем иудеи пометили кровью ягнят свои двери, и карающий Господь прошел мимо их домов.
- После этого и начался исход евреев из Египта.
- Кстати говоря, согласно Никейскому собору  325 года, празднование христианской Пасхи  всегда следует за иудейским Песахом.
-  А мусульманский Рамадан?
- В этом году Рамадан, или священный месяц мусульманского  поста приходится на 11 марта. Считается, что именно в месяц Рамадан  пророку Мухаммеду, пребывавшему в духовном уединении в пещере Хира близ Мекки, открылись первые стихи Корана. Мусульманский пост заканчивается вечером  8 апреля праздником Ураза-Байрам.
- Поскольку Пасха в этом году поздняя, соответственно смещаются и другие праздники.  Троицу мы будем отмечать 23 июня. Снова будем украшать  дома и храмы «изумрудным нарядом» из березок  и цветов. 
    К слову сказать, в древнем Израиле, ещё до пришествия Христа, это был праздник принесения в дар Богу первых плодов земли. Как рассказывается в  Деяниях, во время этого празднования в Иерусалиме, на пятидесятый день по Воскресении Иисуса (Пятидесятница)  ученики вместе с Богоматерью собрались в Сионской горнице. Именно тогда, в третий час  пополудни в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. С неба стали исходить яркие, трепещущие языки пламени. Однако огонь этот был не земным, обжигающим, но подобным  Благодатному огню, который ежегодно сходит в Иерусалимском храме на Пасху. Эти  пламенеющие языки опустились на головы апостолов, которые под действием их «исполнишася вси Духа Свята», и  получили свыше  «благодатный дар глагола».
- Символично. От  языков пламенеющих получили  глаголы вечной жизни.
-   В  евангельских рассказах говорится, что  заслышав необычный шум, у дверей  Сионской горницы собрались жители  Иерусалима  и многочисленные паломники. Взойдя на плоскую  кровлю горницы, ученики Христа стали воссылать хвалу   Всевышнему  на многих, неведомых им  самим наречиях, которые, однако, были понятны  собравшейся разноплеменной толпе. Простой рыбак, доселе косноязычный   апостол Петр,  обратился к людям  со своей первой проповедью об исполнении древних пророчеств  и о  Воскресении Иисуса Христа. Под действием его духоподъемных слов тысячи жителей Иерусалима покаялись  в совершенном злодеянии – убийстве Мессии, и приняли из рук апостолов святое крещение. После этого апостолы отправились по всему миру  с проповедью  Евангелия. 
  Потому праздник Пятидесятницы  называют еще днем сошествия Святого Духа, «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор 12.12-13).  В этот день человеческая и божественная сущность Христа – Отца и Сына была дополнена  Святым Духом, символизируя триединство Бога, Святую Троицу. А Сионская горница в Иерусалиме с той поры почитается первым в мире христианским храмом.
- Святой Патрик, проповедовавший Евангелие в Ирландии, очень наглядно и доходчиво объяснил неграмотным простолюдинам единосущного и триипостасного Бога, или триединство Божие, просто показывая им трилистник, схожий в своей трёхчастности с нашим  клевером или  кислицей.
- Для нас россиян  самой наглядной картиной триединства  является  знаменитая и многосмысловая  икона – «Троица»  Андрея Рублева.
-  Да, теперь  «Троица» чрезвычайно знаменита, даже во всем мире. Её почитают как одну из всеобъединяющих, экуменических икон. Но можете себе представить, что она была явлена миру, фактически, только в 1904 году! Хотя Андрей Рублев написал её   ещё в начале XV  века, целых пять веков  икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры среди множества  других икон. Причём изображение её скрывалось  под тяжёлым золотым окладом, открытыми  оставались только  потемневшие от времени  лики да руки ангелов.
     Впрочем, первое упоминание о  рублевской Троице встречается в  постановлении  Стоглавого собора, который проходил в 1551 году в Успенском соборе  Кремля при участии царя Ивана Грозного.  При рассмотрении канонов написания икон, собор постановил: «Писати, како греческие иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев и прочие иконописцы».
   Рублевская «Троица»  упоминается и  в монастырских «вкладных» книгах  за 1649 и   1673 год.    В «Сказании о святых   иконописцах» (XVII - XVIII век) есть запись  о том, что  икона  Рублева была написана  «в похвалу  Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника наместника Троицкого монастыря, игумена Никона. Одни  ученые  полагают, что икона могла быть написана Рублевым ещё в 1411 году для старой деревянной церкви Троицкого монастыря, вскоре после кончины Сергия Радонежского. По мнению других, написание её может быть отнесено ко времени постройки сохранившегося до наших дней каменного Троицкого собора, когда игумен Никон пригласил артель Андрея Рублёва и  Даниила Чёрного.  Но поскольку  к росписи соборных стен фресками  можно  приступать лишь через год по окончании постройки, когда закончится осадка здания, то  считается, что в это время, в  1425 -1427 годах  мастера   могли заняться  созданием икон  для многоярусного  церковного иконостаса. Поэтому художник и искусствовед   И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408-1425 годами
    В соответствии с  русской традицией иконы обычно покрывались окладом, словно драгоценной ризой, излучающей неземной, неизъяснимый свет. К тому же оклады  обеспечивали сохранность деревянной основы иконы. Как свидетельствуют монастырские документы,  рублевская Троица впервые была  «обложена золотом» в 1575 году царем Иваном Грозным. В 1600 году  этот оклад был перенесен на специально сделанную копию, а рублевскую Троицу украсил драгоценный оклад царя Бориса Годунова. В  1626  году  царь Михаил Романов дополнил оклад  золотыми  полукружьями  над главами (цатами)  с эмалями и драгоценными камнями.  Сейчас все старые  оклады хранятся в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.
    Весной 1904 года наместник Троице-Сергиевой лавры пригласил  иконописца и реставратора  Василия Гурьянова для очередного «поновления» рублевской Троицы.  Дело в том, что по традиции, готовые  иконы русские иконописцы для сохранности покрывали сверху олифой, которая через несколько десятилетий темнела, в сильной мере  скрывая  исходное изображение. Поэтому старые иконы нередко использовались для изготовления новых икон. Но чаще старое изображение просто «поновлялось», то-есть по старым контурам накладывался новый слой красочного изображения, повторяя рисунок первого или несколько  изменяя его. Так  «Троица» Рублева с 1600 года  поновлялась четыре или пять раз. К сожалению, в прежние времена «расчистка» проводилась довольно безжалостно. Нередко слой олифы снимали просто пензой, отчего страдали и слои живописи.
- В  60-х годах  на эту находившуюся под негласным запретом тему россиян просветил писатель  Владимир Солоухин, рассказавший  в своей  книге   «Черные доски»   много интересного  про иконы, иконостасы и монастыри.
-  Приступив к работе над «Троицей», Гурьянов снял золотой  оклад и впервые решился  расчистить икону от многочисленных записей и почерневшей олифы. Сняв три слоя темных напластований, Гурьянов открыл авторский слой, и был потрясен непривычно яркими, солнечными красками ангельских одеяний.  Закралось даже сомнение в авторстве, возникла мысль о неком итальянском влиянии. Однако исследования показали, что Андрей Рублёв не был знаком с  итальянским искусством, а источником знаний и вдохновения  для него  была византийская живопись.  Дело кончилось тем, что Гурьянов  нанес  очередную, свою поновленную запись на икону,  и вернул её в иконостас.
  После революции, в 1918 году  специалистами  Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусского искусства была проведена, по сути, первая научная реставрация «Троицы».  Для сравнения на поверхности иконы рядом с авторской работой Рублева  были сохранены участки  со слоями живописи и реставрации разных времен.    В 1929 году  из Сергиево-Посадского музея «Троицу» передали на хранение в собрание  Государственной Третьяковской галереи. Взамен 500-летнего оригинала в иконостас  Лавры была помещёна прекрасная копия, сделанная Николаем Барановым, который и производил окончательную расчистку и реставрацию  рублевской «Троицы».
   В это время  под руководством И.Э. Грабаря были созданы Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ), которые занимались поиском, конфискацией и реставрацией древних икон.  Были организованы четыре большие отчетные выставки древнерусского искусства в Москве  и впервые  иконы вывезли за рубеж. Специально для  зарубежных выставок реставраторами Чириковым  и  Барановым была создана копия рублевской «Троицы».  Копиями были заменены и другие, не подлежащие вывозу иконы, такие, как   «Богоматерь Владимирская», «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный». После успешного проведения выставки русского искусства в Америке в 1924 году, Грабарь организовал  в 1928-1932 годах выставки древнерусского искусства по четырем городам Германии – Берлине, Кёльне, Гамбурге и Мюнхене. Выставки сопровождались интересными лекциями и пользовались необычайным успехом.    Из Германии выставка переехала в Вену (сентябрь-октябрь 1929), потом в Лондон (ноябрь-декабрь 1929) и, наконец, отправилась  в турне по городам США (1930-1932). Произведения вернулись в Россию только в 1933 году.
    Сам оригинал рублевской «Троицы»  с 1929 года хранился в Третьяковской галерее  в специальном стеклянном шкафу, где  поддерживается постоянная влажность и температура. Только в 1941 году, во время Второй мировой войны,  икону эвакуировали в Новосибирск, где  она вместе с другими экспонатами  галереи хранилась в здании Оперного театра. 17 мая 1945 года «Троица» вновь была выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи.
- Теперь о самой иконе.    В соответствии с русской традицией  икона выполнена  на деревянной основе. Это три липовые доски, соединенные специальным клеем и врезными шпонками с оборотной стороны. Общий их размер    141,5 х 114 см. Чтобы закрыть стыки между досками, на них наклеивали куски ткани, а поверх наносили грунт или левкас, составленный из мела, кальцита  и специального клея на основе яиц. Обнаруженные на грунтовке следы позволили специалистам сделать вывод, что предварительный набросок Андрей Рублев нанес  сухим углем в свободной манере. Также широко и вольно мастер  нанес эскизный рисунок, и уже по нему работал красками. Причем краски у русских иконописцев  составлялись из натуральных пигментов, типа охры, киновари, лазури, и смешивались, обеспечивая изысканную цветовую гамму с  утонченными переходами.
   Сюжетом Троицы послужило так называемое    «Гостепримство Авраама», изложенное в 18 главе  книги Бытия.  Праотец Авраам принимает  у дубравы  Мамре  и радушно угощает трёх Ангелов, принесших  ему весть  о грядущем рождении сына Исаака, от которого по воле Бога произойдет  «народ великий и сильный».
   В отличие от других икон на этот же  сюжет, Рублев отказался от  изображения  различных  повествовательных деталей о приготовлении жертвенного тельца, о Сарре,  сомневающейся в предсказаниях ангелов. Для Рублева главным был не сюжет, но дух повествования. Он оставил только трёх Ангелов, сидящих у стола с одной, общей   жертвенной чашей. Ангелы  словно парят «на воздусях», приподнимаемые  крыльями за спиной, и едва касаются земли лёгкими, неземными стопами. Они  погружены в   возвышенную и неторопливую,  безмолвную беседу, которую  сопровождает скупой язык выразительных жестов.
   Бесконечные исследования посвящены рассуждениям и умозаключениям относительно  смысловой сущности трёх  ангелов. Многие специалисты предполагают, что центральный ангел, который  с сыновьей готовностью протягивает руку к чаше с жертвенным тельцом, представляет собой Бога-Сына, то-есть Иисуса Христа, приносимого в жертву за грехи человечества. Подтверждением этому мнению служит высящимся за его спиной Мамврийский  дуб, символизирующий древо будущего  креста  распятия и древо жизни будущего века. Да и хитон центрального ангела окрашен красно-коричневым цветом, цветом  жертвенной крови. Протягивая руку к жертвенному сосуду, центральный  Ангел  обращает взор к  правому от зрителя Ангелу.
   Этот строгий Ангел в буднично  окрашенных одеждах может символизировать   Бога-Отца.  Видящиеся  за ним  Авраамовы палаты намекают на роль домостроителя, зиждителя мира. Сдержанным, но властным жестом он благословляет  жертвенную чашу, одновременно устремляя взгляд на сидящего напротив Ангела.
   Этот Ангел, сидящий справа от зрителя,  являет собой Святого Духа, ибо над  головой его проглядываются контуры  горы Мориа,  символа «восхищения духа». Недаром  самые возвышенные и значительные события в Библии случаются на горе:  Моисей получает скрижали завета на горе Синай, на горе Фавор происходит Преображение Господне, на горе Елеонской - Вознесение Иисуса. Горний  дух,   отображенный в небесно-голубом цвете  хитона, является также и духом Утешения, которого возбуждает Бог-Отец. Этого духа Утешения склонением головы воспринимает Святой Дух и направляет по кругу к Богу-Сыну, готовому принести себя в добровольную жертву. 
    Линии фигур Ангелов со склоненными главами образуют некий замкнутый круг.  Словно круг небосвода, круговое движение   солнца и луны, круговоротом  явлений природы, круговерть жизни человеческой. Это объединение в единый круг подчеркивает единство трёх ипостасей Святой Троицы и  символизирует  единение в любви.  «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21).
    В отличие от других изображений Троицы, где Ангелы вкушают каждый из своего сосуда, на иконе Рублева единая чаша стоит не просто в  центре стола, но в центре всей картины. Это символ жертвенного агнца из Нового завета.   Сами контуры боковых Ангелов образуют безмерную жертвенную чашу, которая вмещает в себя центрального Ангела, как  символ общего для всех причастия.
    Долгое время «Троицу» заботливо хранили и постоянно, с предельной деликатностью  «лечили» в реставрационных мастерских Третьяковской галереи. Составлялись подробные отчеты о состоянии иконы. В одном из них, к примеру, полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя занимает 3 страницы.   
   В мае 2007 года «Троицу» вывозили в новое  здание Третьяковской галереи  на Крымском Валу на выставку «Европа - Россия - Европа». Даже небольшое, аккуратное перемещение иконы в  специальной стеклянной капсуле, в пределах Садового кольца не обошлось без ущерба.
   16 июля 2022, несмотря на бурные протесты реставраторов,  «Троицу» Андрея Рублёва вывезли в Троице Сергиеву лавру по случаю 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского.
    Как рассказывали музейные работники в своих отчетах, все три дня они круглые сутки дежурили в соборе, где по обыкновению  непрестанно горели   свечи, курили ладан,  и шли нескончаемые вереницы верующих.  Стоя у иконы с приборами, специалисты следили за изменениями микроклимата в  соборе, отслеживали колебания температуры и влажности.    По   возвращении  в галерею на иконе нашли 61 существенное изменение, которые  много месяцев пришлось устранять в реставрационных мастерских, после чего «Троица» вернулась на свое  почетное место в залах древнерусского искусства Третьяковской галереи.
     C 1997 года ежегодно на  День Святой Троицы икону  предельно бережно, на руках  переносили в  храм Святителя Николая в Толмачах. Эта домовая церковь при Третьяковской галерее, принадлежащая   московской патриархии, была освящена патриархом Алексием II в 1996 году. Во время службы храм Святителя Николая  открыт для всех верующих, в остальное время он входит в состав залов Третьяковской галереи.  Храм  специально благоустроен для хранения другой российской святыни – Владимирской иконы Божьей матери.  Но это уже другая история.