Растиньяк наших дней

Элеонора Дорн
Многие помнят юного  провинциала  - Эжена де Растиньяка из романа французского писателя девятнадцатого века Оноре де Бальзака.  В своем романе «Человеческая  комедия» он рисует образ молодого человека честолюбивого и абсолютно безнравственного. Слова Растиньяка, обращенные к Парижу, — «А теперь — кто победит: я или ты!», свидетельствуют о том, что он бросает вызов самому Парижу. Ведь столь величественный город, в его воображении, является символом успеха и роскоши. Для него мало осознавать себя аристократом, ему хочется быть богатым и знаменитым. И вот эта бедность толкает его на самые непристойные поступки. Этот типаж «Человеческой комедии» столь выразителен, что его имя превратилось в имя нарицательное. Однако Эжен де Растиньяк не одинок во французской литературе; есть ещё один персонаж, похожий на него —  Жорж Дюруа из романа Ги де Мопассана «Милый друг». Как и Растиньяк, Жорж Дюруа тот же авантюрист, мечтающий  о блестящей  карьере и славе. Однако, Жорж Дюруа, будучи безнравственным, обладает красивой внешностью; именно она и позволяет ему добиваться успеха у влиятельных светских дам. Именно они помогают Жоржу Дюруа сделать карьеру и выйти из нищеты. Можно сказать, что тема парвеню стара как мир.

Подобные персонажи встречаются и в наши дни. Обращаясь к литературным героям, нельзя не упомянуть произведения Патриции  Хайсмит. Это  американская писательница, выпустившая  в 1955 году роман «Талантливый мистер Рипли», описала, как и её  предшественник 19 века,  образ молодого  авантюриста, циничного и аморального. Однако, Тому Рипли  Патриция  Хайсмит  посвятила не один роман, а три:  «Игра Рипли», «Талантливый мистер Рипли», «Возвращение мистера Рипли».
После того как роман получил в 1957 году престижную французскую премию  - Гран-При в разделе детективного романа, газета «The Times» позволила высказать удивление по этому поводу; по их мнению, роман  со столь аморальным героем не достоин того, чтобы ему давать премию. Это не оттолкнуло известного французского режиссера Рене Клемана; совсем наоборот, он решил  экранизировать это произведение. Он снял фильм под названием  «Plein Soleil».

Надо отметить, что самый первый роман Патриции Хайсмит, вышедший в 1950 году под названием  "L'Inconnu du Nord-Express" привлек внимание Альфреда Хичкокока. Он экранизировал это произведение, дав ему название - «Незнакомцы в поезде».
В фильме  Plein Soleil снимались Ален Делон, Морис Роне и Мари Лафоре. На русский язык название фильма было переведено как «На ярком солнце», хотя, на мой взгляд, было бы более подходящим дать ему название - «Под палящими лучами солнца». Алену Делону в ту пору было 25 лет, это был один из его первых фильмов. Однако самым первым фильмом, в котором он снимался, был фильм «Когда вмешивается женщина». Тогда ему было всего 22 года. А в  фильме Рене Клемана «На ярком солнце» Алену Делону уже 25 лет. Хотя он еще очень молод, нельзя  не отдать должное его актерским способностям - он прекрасно играет молодого паренька, решившего втереться в доверие к сыну миллиардера в надежде изменить   собственную жизнь.

Можно вспомнить еще один фильм  - «Путь наверх». Это черно-белая картина 1958 года, эстетика которой  отличается от эстетики двух последующих фильмов. Во-первых, фильм очень красив, и это не только благодаря двум актерам, удивительно созвучным своим ролям, но и благодаря прекрасной операторской работе. Кадры, снятые крупным планом, позволяют не только насладиться красотой героев, но и делают ощутимой их любовь. Помню, какое сильное впечатление этот фильм  произвел на меня — тогда мне было не больше 16 лет.  Фильм «Путь наверх» был номинирован на премию «Оскар». Лоуренс Харви стал первым литовским актёром, когда-либо выдвигавшимся на эту престижную премию. Герой фильма «Путь наверх»   хотя и стремится, подобно Тому Рипли, попасть в круг людей обеспеченных и влиятельных, он оказывается способным полюбить женщину, отказавшись от меркантильной мечты жениться на девушке из богатой семьи. Трагический конец его любви к Элис Эйсджил является символом наказания за расчетливость.

С момента первой экранизации романа Патриции Хайсмит  Рене Клеманом прошло почти сорок лет. И вот уже в наши дни, английский режиссер Энтони Мингелла, тот самый, что снял известный всем фильм «Английский пациент», решает снять фильм по тому же роману «Талантливый мистер Рипли». Отныне образ выскочки перекочевывает из века девятнадцатого в век двадцать первый. На роль Тома  Рипли режиссер приглашает молодого актера  — Мэттью  Дэймона, совсем не похожего на красавчика Алена Делона. У Мэттью  Дэймона совсем иная внешность: он чем-то напоминает молодого профессора Университета. Однако за его респектабельной внешностью скрывается человек не только расчетливый, но и коварный. Что касается другого персонажа — Дикки Гринлифа, то он полностью списан  с актера, снявшегося в фильме Рене Клемана — Мориса Роне. Для меня это два абсолютно разных фильма. В фильме Рене Клемана снялись три прекрасных актера - Ален Делон, Мари Лафоре и Морис Роне, так   выигрышно  смотрящиеся на фоне итальянских пейзажей. А Мари Лафоре не только прекрасна, но и загадочна; в её широко открытых глазах изумрудного цвета отражается безоблачное небо Италии.

Не скрою, что для меня фильм Рене Клемана является произведением искусства, в то время как фильм английского режиссера не обладает теми же художественными качествами. Фильм  Мингеллы  - это скорее добросовестный и правдивый пересказ романа Патриции Хайсмит.

Ну, а как говорят французы  - "Des go;ts et des couleurs, on ne discute pas.

24 марта 2024 год, Брюссель.