Гедеон

Ольга Саблина
Драма в трех действиях


Действующие лица:
1.Гедеон
2.Иоас, отец Гедеона
3.Мать Гедеона
4.Пророк, Ангел:(1 актер)
5.Жрец Ваала
6.Седекия, друг Гедеона
7.Фура, слуга и друг Гедеона
8.1 Мадианитянин
 9.2 Мадианитянин
10. Старейшина
Народ



Действие 1.

Сцена 1.

Вечер. Городская улица, по ней бегают солдаты. Они забегают в дома, убивают и грабят. Слышны злобные крики нападающих и отчаянные погибающих людей, ржание коней и треск пожаров.
Когда все стихает, из-под кучи тростника и корзин с опаской вылезает Гедеон. С другой стороны, из-за угла шатаясь, выходит его отец Иоас. Он ранен в голову. Гедеон спешит ему помочь и перевязать рану.

Гедеон:
За что нам это? Как тяжела рука врагов
и сколько сил приходится нам тратить,
чтоб вынести всю тяжесть страданий наших и невзгод!
Отец: (Тяжело дышит)
Нет, не ропщи, мой сын, услышат боги и бремя станет тяжелее!
Гедеон, озираясь, перевязывает и усаживает отца. Входит друг Гедеона Седекия, начинает помогать Гедеону ухаживать за отцом.
Гедеон:
Куда еще?! Насколько можно отвесить ношу больше?
Отец, селенья наши опустели и города зияют темнотой окон,
как мертвый череп зияет чернотой глазниц.
Мы словно мыши, словно тараканы, при звуке трубном Мадиама
Трусливо прячемся в щелях. Народ наш селится в пещерах,
В расщелинах средь скал. Мы днем боимся развести огонь,
Чтобы испечь хоть пару хлеба и накормить голодных плачущих детей.
Им матери ладонью зажимают рты,
Ведь голоса их могут донестись до слуха Мадиан, врагов заклятых!
Отец:
Но все же тише, сын! Ты знаешь, род наш жалок.
Один из самых захудалых, убогих и несчастных.
Нам нет опоры ни в благородстве, ни в происхождении,
Ни в звоне золота иль серебра. Одна опора – это наши боги.
Они прибежище нам в скорбный час.
С рассветом мы придем в святую рощу
и принесем им наши скудные дары под старым дубом.
Седекия:
Да, Гедеон, отец твой прав, не следует гневить богов
и раздражать друзей, соседей. Сейчас не время нам отцам перечить.
Смирением и верностью докажем, что мы опора нашим близким и родным.
(Почтительно обращается к Иоасу)
Под древним дубом принесем мы жертвы...
Гедеон:
Да, он священный, люди говорят.
Отец:
(С одобрением смотрит на Седекию, нравоучительно к Гедеону)
Лишь там нам боги внемлют благосклонно
и не оставят нас защитою своей.
Гедеон:
(Возмущенно)
Защитою?! Пока не вижу я от них защиты.
Я вижу только, что чем больше мы их молим,
Тем участь наша тяжелее...
Отец:
(Гневно) Не святотатствуй!
Седекия пытается успокоить Иоаса и многозначительно смотрит на Гедеона.
Отец:
(С опаской озирается)
Услышит кто… Совсем иссякла твоя вера, сын,
но это дело поправимо. Ты голоден, твой разум помутился,
и от того твои и речь, и мысли безумные, как бред больного.
Твой ум не может ясно видеть, как наши боги нас хранят,
и сила их является нам каждый день.
Смотри, как верит твой благочестивый друг.
(показывает на Седекию)
Его я с детства знаю. И послушание, и кротость его
 мы ставили всегда тебе в пример.
Седекия:
(Со скромной улыбкой)
Ну что вы, господин мой, Иоас,
Вы как отец всегда мне были
И Гедеон мне ближе, чем иным бывают братья.
Иоас:
И ты всегда мне словно сын.
(Гладит Седекию по голове и обращаясь к Гедеону)
Сынок, ты голоден, я знаю.
Пойди на мельницу, что в Офре, ее разрушили и разорили,
Но, думаю, зерно еще осталось. Я приберег его до самой темной ночи,
До тех времен, когда не станет у нас ни сил, ни пищи...
(Сокрушенно)
Похоже, час тот наступил… Иди. Там поищи... в точиле...
И если, как наешься, останется еще, ну, хоть немного...
То матери своей ты принеси. Она ослабла, долго не протянет...
Так пусть хоть напоследок порадуется теплой пище...
Гедеон:
(Встрепенулся) Я принесу, отец. Я принесу!
Отец:
(Устало встает, опираясь о стену, руки и ноги его не слушаются, говорит сам себе. Седекия подхватывает его под руки и помогает идти)
А завтра принесем под дуб козленка
И лепешек из той последней ефы, что осталась...
Быть может, боги увидят нашу верность и ответят...
И отведут беду от нашего порога?
Гедеон:
(Горячо) Я принесу, отец, дождись меня.
(В сторону) Зачем мне есть, когда такая малость
Продлит жизнь матери, порадует отца?!
(Отец, шатаясь, уходит, Седекия помогает ему и уходит вместе с ним. Гедеон сам с собой)
Он верит горячо Ваалу и Астарте,
И потому не режет скот из стада что остался.
Все бережет для жертвоприношений,
Надеется порадовать своих богов!
Куда как слеп он...
Он не видит, что боги глухи к его мольбам
И весь Израиль также слеп.
К чему упорство?! Пусть похулят их и умрут...
Ведь, если это боги, то больше ничего не остается,
Одна лишь смерть... Одна лишь только смерть.
Уходит.

Занавес.

Сцена 2.

Ночь. Дорога. Гедеон, Седекия и Фура, устало садятся возле камня.

Гедеон:
Мы долго шли, устали и здесь приляжем у дороги.
Покуда ночь, солдаты Мадиама не выйдут из своих шатров
и не пойдут искать евреев. Здесь только волк или медведь
нам угрожают. Иль может лев голодный нами поживиться.
Но кто страшнее люди или звери? Уже не знаю...
Фура:
Ложитесь, господин, а я постерегу.
Следить мне нужно за костром и вовремя подкладывая хворост,
беречь ваш сон и от непрошеных гостей вас охранять.
Гедеон:
Послушай, Фура, что-то не припомню, а сколько служишь ты у нашего отца?
Фура: (Поразмыслив)
Да сколько себя помню, с детства.
Седекия:
Я старше Фары и я помню, как мать его кухаркою была.
Мы часто с Гедеоном таскали потихоньку мед из плошки,
Пока она стояла у печи. (К Гедеону) Ты помнишь наши шалости, мой друг?
Гедеон: (Мечтательно)
Как можно позабыть?! О, мед с лепешкой... Что может быть вкуснее?
Слышится шорох, кто-то идет к ним из кустарника. Фура хватается за меч.
Гедеон:
(Испуганно вскакивает) Кто здесь? (Вглядывается в темноту)
Пророк:
Не бойся, добрая душа! Не бойтесь, я Божий человек
И зла я вам не причиню! (Выходит из темноты)
Гедеон:
Кто ты? Откуда держишь путь порой ночною?
Кого-то ищешь ты?
Пророк:
Я Божий человек. Брожу по землям Ханаана,
Чтобы найти того, кто будет слушать.
Все успокаиваются и рассаживаются вокруг костра.
Гедеон:
Опять богов нам будешь прибавлять, и души гневом их страшить?
(С горькой усмешкой) Так скоро мы собьемся, устанем их считать...
(Поправляет свою обувь, раскладывает вещи, ворошит угли в костре. Говорит равнодушно, между делом.)
Ты будешь требовать для них все больше жертв? Поверь, им все равно,
Пусть даже все умрем в агонии, они и пальцем не пошевельнут,
Чтобы хотяб немного облегчить нашу участь. Ты зря идешь,
Израиль так устал от проповеди страха и мучений,
От правил несносимых и запретов, что слушать слов твоих не станет.
Пророк:
Я очень рад! (Все удивлены) Я не служу Ваалу и Астарте,
И не служу я прочим истуканам, которыми наполнилась земля,
Земля, которую с любовью нам подарил Господь.
Я раб Царя царей и Господа господ, и только Им живу,
И двигаюсь, и существую! Ты должен знать Его, ведь ты еврей.
Ты сын народа, который вывел Он из рабства много лет назад.
Пророк садится рядом у костра. Греет руки. Достает кусок хлеба и угощает Гедеона.
Гедеон: (Недоверчиво и грустно)
Я слышал что-то... Не тот ли это Бог,
что в древности привел Израиль в эту землю
 и выгнал всех хозяев здешних крепкою рукой?
Пророк:
Да, это Он! И Он послал меня,
чтобы Израиль вновь услышал Его голос
 из уст моих и вспомнил обо всем.
Гедеон: (С горькой усмешкой)
И что же Он нам скажет?
Пророк:
Он говорил, и будет говорить, как прежде.
Он Бог живой, а не пустой как эти истуканы,
что созданы умелою рукой. Им сделаны глаза,
но ничего не видят. И уши есть у них, но тщетно.
Не слышат ничего, не разумеют и речь не льется
Из мертвых и холодных уст. (Пауза)
Я вижу, ты не праздно мне задаешь вопросы,
и хотя смеешься,  ты ищешь и найдешь на них ответы.
Гедеон: (С недоверием)
Так что же Он нам скажет?
Пророк:
Он говорит вам: Я вам верен.
Неверны вы, оставили Меня и вслед богов чужих
Стремится ваше сердце.
Я вывел вас из дома рабства сильною рукой
и поразил всех угнетавших вас.
Я выгнал их, чтоб никогда не знали вы ни голода, ни слез.
Чтоб вы не знали жженья плети на своих плечах
 и вкуса крови выбитых зубов. Я вывел вас,
чтоб ваши дети не доставались больше крокодилам,
и ваши женщины не жили в страхе за своих детей.
Я одного хотел, чтоб только не искали вы защиты
и покровительства ни у кого, и не ходили в след богов
тех Амореев, которых выгнал Я из данной вам земли.
Но вы забыли все, забыли обо Мне.
Гедеон: (С горечью, ожесточенно)
И вот нам кара? Такой же бог, как тысячи других!
Такой же скаредный и жадный до похвалы и жертв!
Ничем не лучше! И если хочет Он, так пусть убьет,
Нет больше сил у нас! Мы слабы...
Пророк: (Кладет руку Гедеону на плечо)
Нет! О, сын, совсем не знаешь ты, как Бог мой мягок,
Как нежен Он с детьми Своими, как терпим!
Когда ты смотришь в мир, то что ты видишь?
Как ворона птенцы, разинув рот голодный, пищат
и жаждут пищи. Кто кормит их?
Кто пищу позволяет найти родителям птенцов?
Кто помогает льву настигнуть лань, а лани скрыться от него?
Кто поднимает солнце в небосклоне,
чтобы светить оно могло и злым, и добрым?
А дождь стекает с облаков по воле чьей?
Он поит землю и радует людей богатым урожаем.
Кто дарит матерям детей и позволяет человеку появиться на Божий свет?
Скажи мне, кто приходит, когда в молитве человек свои колени преклоняет?
Приходит Он и к злым, и к добрым, ведь нет лицеприятья у Него!
Гедеон:
Но как же мы семь лет страдаем?!
Чем занимается сейчас твой добрый Бог?
Скажи мне, где Он?
(Гедеон в гневе порывается встать, Фура и Седекия пытаются удержать его)
Пророк:
Он здесь. Сейчас. Он видит нас и слышит.
И даже мысли наши не сокрыты от Него.
Еще ты слова не сказал, а знает Он его и что ответить знает.
Гедеон: (Со злостью)
Хотел бы повстречать Его! Уж я б Ему сказал
и то, что знает Он, и то, чего не знает.
Пророк:
(Уверенно и горячо)
Он встретится тебе, я знаю точно.
Сомнения твои не станут барьером между вами.
Не веришь мне, Ему поверишь.
(Встает, берет свою суму)
Прощай, мой сын, иду в деревню. Я должен рассказать и им.
(Собирается уходить)
Гедеон:
(Хватает за руку пророка и с надеждой)
Что рассказать?
Пророк:
(С добротой)
Что Ангел послан. Услышана молитва Божьего народа.
Не все отвергли Господа и молят о защите, о помощи Его.
Я послан, чтобы остальные оставили наследство Амореев
и обратились от мертвых дел, от прошлого грехов,
Очистили сердца и руки. Пусть слышат – Он грядет!
Гедеон:
(В смущении отпускает)
Ступай... Ты очень странный. Не слышал я о доброте богов.
Нам тоже нужно торопиться.
Покуда ночь, есть время у меня.
(Уходят каждый в свою сторону)

Занавес.

Сцена 3.
(Ночь. Фура и Седекия спят. Гедеон один, выколачивает зерно на заброшенной мельнице. Появляется Ангел.)
Ангел:
Господь с тобою, сильный муж!
Гедеон:
(Недоверчиво)
Господь со мною? Кто ты, что говоришь такие речи?
Ты видно из страны далекой и не знаешь, 
что наш народ давно в порабощении
И не похоже, будто с нами Бог.
Ангел:
Господь с тобою, сильный муж!
Гедеон:
Упрямый ты... Какой Господь? Не Тот ли,
Что по рассказам дедов и отцов нас вывел из земли Египта?
Я этой ночью слышал про Него. Такой же, как и ты безумец
пытался проповедовать мне это.
Но если это правда (В замешательстве),
то еще страшнее кажется мне жизнь...
Ангел:
(Подходит к Гедеону, кладет руки ему на плечи и проникновенно говорит.)
Господь с тобою, сильный муж.
Гедеон:
(Замирает, внутри постепенно зажигается вера.)
Господь со мною? Я сильный муж?
Ты точно ничего не знаешь...
Не знаешь кто я. Я самый жалкий из людей.
Я – червь. Я – насекомое... Что нет меня, что есть...
(Мрачно) Господь со мною...
Ведь жизнь моя не значит, поверь мне,
совершенно ничего! Я сильный муж?
(Пауза. Фура и Седекия проснулись, спрятались и наблюдают из-за кустов. Гедеон продолжает печально.)
Послушай, господин мой, если наш Господь
и, правда, с нами, то отчего постигло нас несчастье?
И где все чудеса Его? Те чудеса,
что помним мы из поколенья в поколенье,
что нам отцы рассказывали в светлый Песах?
Как вывел нас Господь из тьмы, из рабства,
как перевел по суше нас сквозь море
и потопил в том море всех врагов,
тех, что дерзнули без воли Господа пойти по нашему пути.
И как Он ввел нас в прекраснейшие земли
и поселил в домах, которых мы не строили,
отдал поля, что наши плуги не пахали.
Где чудеса Его? Где милость?
Ангел:
Она перед тобой. (Пауза)
Иди, мой сын, и с этою же силой
Спаси Израиль из рук жестоких Мадиама.
Иди, мой сын, ты Мною послан.
Гедеон: (Сокрушенно)
О, Господи!
(Припадает на одно колено, держится за Ангела и смотрит на него снизу-вверх)
Как я спасу Израиль? Кто я?
Смотри, в Манасия колене племя наше самое простое,
И нет во мне ни вида, ни величья! Богатства нет, и власти тоже нет.
Кто станет слушать? Кто пойдет за мною? Мне нечем их привлечь.
А из домашних у отца – я младший!
Ангел:
Не бойся, Я буду с тобою! И поразишь ты сильною рукой врагов,
всех до единого как будто человека одного.
Не говори, я молод или слаб. Не говори, что не умеешь иль не сможешь.
Пойдешь туда, куда тебя пошлю, и скажешь все, что повелю тебе сказать.
Не бойся никого, ведь Я с тобою. Сегодня возлагаю на тебя
ответственность над царством и народом.
Ты будешь разорять, и рушить, искоренять соблазн, неверие и ложь.
Ты будешь насаждать и строить, укоренять в сердцах людей любовь и веру.
Гедеон:
(Смиряется и встает на оба колена перед Ангелом)
О если это так, и благодать обрел я
Перед очами добрыми Твоими, то окажи мне милость
и сделай мне знаменье, что это Ты, Господь,
Ты говоришь со мною.
(Вглядывается в лицо Ангела)
Не уходи отсюда, пока я не вернусь.
Прими мой дар, что принесу Тебе от сердца своего.
Ангел: (Улыбнулся, погладил по плечу Гедеона)
Останусь Я. Дождусь Я возвращенья твоего.
Гедеон: (Вскакивает и, уходя в сторону)
О, чудо! Какое чудо! Остался у отца козленок...
Я поспешу, отец еще не встал, не тронул жертвы.
Я ее возьму и принесу Тому, Кто слышит
и отвечает на мольбы людей. Тому, Кто чаянья людей и веру
не презирает, а идет навстречу, и истиной Своей, Своей любовью
Касается сердец и жизни исцеляет.
Гедеон возвращается и приносит корзину с приношением. Ангел на месте, ожидает его.
Гедеон: (Радостно)
Дождался... (С трепетом протягивает корзину)
Ангел:
Возьми свой дар и выложи его на камень, и вылей всю похлебку на него.
Гедеон выполняет. Ангел своим жезлом касается жертвы, и она исчезает в огне и дыме. Ангел исчезает вместе с ней.
Гедеон: (Испуганно)
Я видел Господа! О Боже! Не буду жив...
Так не бывает, чтобы увидев Господа лицом к лицу
в живых остаться... Исполню Его волю и погибну?
Голос за сценой: (Громогласно)
Нет. Мир тебе. Не бойся, не умрешь.
Седекия и Фура выбегают из укрытия к Гедеону и испуганно озираются. Гедеон на коленях, с трепетом касается камня.
Гедеон:
Пусть камень этот станет отныне камнем жертвоприношений,
И в Офре Авиезеровой пусть каждый знает,
Господь здесь милостиво дарит мир.

Занавес.


Действие 2.

Сцена 1.

Вечер. Гедеон приходит домой. В комнате на постели, не двигаясь, лежит его мать. Гедеон осторожно подходит к ней.

Гедеон:
Мама... (С тревогой) О, матушка моя...
(Она не двигается, он думает, что она мертва)
Неужто опоздал?! Спешил к тебе как мог...
Готовил угощенье... Меня не дождалась, иль слишком медлил я?
(Уткнулся лицом в тело матери)
Прости, но не нарочно я, ведь я задержан был...
Он задержал меня. Господь, Владыка неба и земли...
Мать: (Очнувшись)
Сынок, ты здесь? Заснула я.
А сон тот темный... похожий был на смерть...
Я видела во сне, ко мне идет в светящихся одеждах
Тот, Кто так любит нас и хочет в нашем сердце навсегда
создать Свою обитель.
Гедеон:
Ты видела Его?
Мать:
Да.
Гедеон:
И что же Он сказал?
Мать:
Нет, не успела я расслышать и понять, что Он говорил мне,
но ощутила я такую теплоту и нежность,
что ей не в силах я противиться была. Пошла навстречу.
Гедеон: (Протягивая ей еду)
Покушай, мама. Пусть силы укрепятся
и проживешь еще немало лет. (Мать ест)
Ты знаешь, мама, сегодня многое со мной случилось...
И сердце вдруг переменилось. Душа моя как будто ожила.
Я шел на мельницу, что в Офре, и по дороге встретил человека.
Он говорил о Боге, наверно он пророк.
Он говорил, что послан он к народу, и что Израиль
всем сердцем должен возвратиться к праведным истокам,
оставить лжебогов и вспомнить клятву, что у Хорива он принес.
Мать:
Да, я помню.
Мне говорили, при Хориве Израиль клялся в верности
и он нарушил клятву, нарушил много раз.
Ты знаешь, что народ наш проклят?
Он согласился сам предать себя невзгодам, если нарушит клятву...
И он ее нарушил... Поэтому мы в лапах Мадиама.
Разрушили охрану, что Господь поставил.
(Пауза. Смотрит в ужасе на свои руки)
Своими мы разрушили руками.
Гедеон: (Растерянно)
Я думал это боги. Что преданы мы произволу их, и легкомыслию.
И их капризам подвластны мы, как пыль дорожная,
что разметает ветер своей немыслимой игрой.
Я думал, это случай влечет нас всех своим течением.
Мать:
Влечет... Но если есть Господь с тобою,
то в силах ты идти наперекор течению и сбросить рабское ярмо.
А тех, кого в народе нашем зовут богами - мертвы.
Их идолы не слышат и не видят.
Они лишь дерева кусок и камня (Понижает голос),
Но ты не говори отцу... Он свято верит и поклоняется Ваалу.
Будь осторожнее, сынок.
Гедеон:
Но это, матушка, еще не все. Еще случилась встреча.
И эта встреча перевернула внутри меня и мысли, и желанья.
Я словно сам внутри переменился. Я словно новый человек,
совсем другой... Я из другого теста.
Я словно свежий и горячий как опреснок,
а не прокисший хлеб с заплесневелой коркой,
который весь прогнил внутри.
Я словно чистая вода кристальной чистоты ручья,
который сбегает тонкими струями в долину
и хочет всю долину напоить. Ты веришь, мама?
Мать:
Я не верю, сын, я вижу! Это новый ты.
(Держит его за лицо одной рукой)
Ты чище, чем в тот день, когда родился.
Я помню день тот как сейчас.
Лежал ты на груди моей как спящий лягушонок,
невинный и не ведающий зла. Но ты сейчас не тот...
О, ты иной... Кого ты встретил?
Гедеон:
Бога. (Мать испуганно отстраняется)
Я видел Ангела Его. Ему принес дары, и Он их принял.
Не знаю, как сказать... Он прикоснулся
(Берется рукой за сердце)
и больше я не буду прежним.
Мать:
Я знаю. Это мне знакомо... Когда-то, в юности я встретила Его.
Я голос слышала, и не было мне слаще, чем слышать Его слово.
А заповедь Его внушала мне чистый трепет и души благоговенье.
Но годы шли и я остыла... Заботы угасили пламя веры,
невзгоды, горести... Я вышла замуж и отец твой...
Он оказался из другого теста. Он верит истово и жарко.
Боюсь прогневать я его... И ты не суйся, на рожон не лезь.
(Мать устало ложится на подушки, Гедеон гладит ее по руке)
Гедеон:
Поспи немного, пусть силы возвратятся в твое тело,
А я согрею его теплом своим.
(Дышит, чтобы согреть ей руку)
Как я устал... Так много пережил сегодня...
(Прислоняется к ее подушке, держа ее за руку, засыпает)
Темнеет. Наступает ночь. Луч света освещает Гедеона, он поднимает голову и смотрит на свет.
Голос за сценой:
Гедеон, ты слышишь?
Гедеон:
Я слышу, мой Господь.
Голос:
Возьми тельца из стада, что отец хранит для бога своего,
еще возьми, пусть будет двое. Возьми откормленных и без порока.
А потом, когда разрушишь жертвенник Ваала и дуб его ты срубишь
растущий возле, поставь на месте этом новый.
Поставь его для Бога твоего. На сей скале, здесь, на ее вершине
в порядке установленном давно.
Второго принеси во всесожженье на дровах
священного их дерева, которое ты срубишь.
Гаснет луч. Гедеон ложится, но вдруг вскакивает.
Гедеон (испуганно):
Что это? Сон иль явь?
Я вправду голос слышал или мне приснилось?
(Встает, смотрит на спящую мать)
Быть может, кто-то слышал и подтвердит слова?
Нет. Все спят. Один я среди ночи
брожу как будто приведенье.
Но ведь я вправду слышал. Даже если это сон,
во сне бывает нам указан путь и по нему придется нам идти,
как не было б нам страшно.
И так Израиль много нарушал своих обетов,
чтобы и мне добавить долю на весы.
Исполнить должен я то, что услышал.
Все в точности исполнить должен я,
(В растерянности) но как же я исполню?!
Весь город ополчится на меня!
Меня побьют камнями, повесят или сбросят со скалы...
Господь сказал мне «не умрешь», но как?
Как избежать мне мести злобной
от яростной разгневанной толпы?
И как отцу в глаза смотреть я буду, когда узнает он?
Что сделает со мной?
Навеки буду проклят, изгнан из родного дома.
Из города, я, если жив останусь,
изгнан буду тоже... Как мне быть?
(Смотрит в окно)
Еще темно и до рассвета очень далеко.
Кто у костра сегодня сторожит? О, их я знаю!
Ребята славные, дружны мы с детства
и множество проказ могли бы вспомнить.
И если нет дыханья в смелости моей, исполнить волю Бога утром,
то я могу исполнить все сейчас.
Пусть буду я как вор, потом наказан...
Кто опечалится от участи моей? (Смотрит на мать)
(С надеждой) А может, не узнают, (Пауза) ведь сторожа – помощники мои.
И верный друг Седекия, как прежде рядом.
Он никогда не оставлял меня, веселых детских шалостей затейник.
(Уходит)
За сценой слышны звуки ударов топора о ствол дерева, звук ломающихся камней, падающего дерева. Тревожная музыка нарастает с каждым ударом. Мать проснулась, видит в окно происходящее, мечется по комнате, переживая за сына.  Пик – дерево падает. За этим гробовая тишина. На моменте падения дерева она в ужасе замирает.

Занавес.

Сцена 2.

Утро. Жители выходят из домов каждый по своим делам. Они видят срубленное дерево, разрушенный жертвенник и новый жертвенник. Все в ужасе. Раздаются из толпы гневные возгласы.

Голоса из толпы:
Что это? Что случилось? И как могло произойти? Наверное, случилось все случайно… Нет, здесь явно видно, что рука врагов к святыне нашей прикоснулась!
Так страшно, никто нам больше не поможет… Ваал разгневан!
Жрец:  (Выходит из толпы)
Да! Ваал разгневан! И так судьба была безрадостна, теперь надежды больше нет!
Великий грех был совершен и нет ему прощенья! Кто совершил над нами преступленье?
Голоса из толпы:
Никто из нас не мог решиться. Наверно это чужаки, солдаты Мадиама.
Нет, они не трогают святынь Ваала. Кто мог такое совершить?! Как нам его найти?
Он должен встать перед судом и за грехи свои ответить…
Жрец: (Гневно)
Ответить! Должен он ответить! И только кровь преступника поможет нам
утихомирить гнев Ваала! Кто он? Необходимо нам найти его и в жертву принести.
Как он разрушил жертвенник богов, так мы разрушим плоть его
и срубим жизнь его под корень, чтоб никогда не проросли его побеги.
Тогда из поколенья в поколенье потомки наши будут знать, и чтить святыни,
Все будут чтить богов, которым мы докажем нашу верность!
Голоса из толпы: (Гневно)
Срубим! Мы жизнь его под корень срубим и не дадим родиться от него
кощунству, бунту, святотатству! Кто он? Найдем его! Найдем!
Кто знает, кто он, молчать не смеет! Или и он пойдет во след за ним на смерть!
И дом его! И дети!
Жрец: (Гневно)
Весь род его!
Голоса из толпы: (Пытаются успокоить толпу)
Остыньте, братья! В своем ли вы уме? И так в народе нашем льется кровь без меры!
И в чем же дети виноваты? Очнитесь! Пусть пострадает только тот,
кто истинно виновен!
Жрец: (Немного спокойнее)
Пусть! Но кто виновен? Кто? Кто выдаст нам его,
тот будет честь иметь среди народа
и благосклонны к нему будут боги.
Ищите, братья! Кто виновен?
Заплатим серебром тому, кто выдаст
на суд злодея! Щедрыми мы будем!
Голос из толпы: (Робко)
Я слышал ночью…
(Все оборачиваются и пропускают его вперед. Выходит молодой человек, лицо спрятано под капюшоном)
Жрец: (Благосклонно)
Скажи нам, брат, не бойся, и преданность твоя зачтется…
(Сначала обнимает его за плечи, видит, что слов недостаточно и достает кошелек)
Молодой человек: (Увидел деньги, осмелел)
Да, мой господин, я слышал…
(Жрец добавляет монет)
И видел я, как ночью… у дуба были люди…
Голос из толпы: (Робко)
О чем ты, брат? Как мог ты видеть? ...
Молодой человек: (Смотрит деньги и более смело)
Я видел. Я видел, ночью возле дуба сновали люди.
Голос из толпы: (Настойчиво)
Постой, а может, в деле этом ты тоже принимал участье?
Молодой человек:
С чего вы это взяли?! Я издали смотрел! И никогда не знал их!
Голос из толпы:
Мы видели не раз и знаем, что ты был с ними!
Жрец: (Примирительно поднимает руку, толпа замолкает и он благосклонно)
Ты говори, не бойся ничего.
Молодой человек: (Уверенно и чтобы доказать свою смелость, более громко)
А я скажу: «Я видел»! И слышал голоса!
То Гедеон, сын Иоаса был!
И были с ним другие! Друзья его и слуги!
(Пауза. Все смотрят друг на друга. Вперед выходит Иоас. Молодой человек берет деньги из рук жреца.)
Да, сын его!
(Указывает пальцем, но видя взгляд Иоаса, робеет и отходит за спину жреца)
Иоас:
(Укоризненно) И это первый из друзей… Как долго ты скрывал личину…
(Сдергивает капюшон, все видят, что это Седекия)
Ты сына моего обрек на смерть. Собака преданней чем ты.
Седекия: (Испуганно заискивает перед жрецом)
Не друг ему я… И никогда им не был… Не ведаю, о чем он говорит.
Беру в свидетели я все, что свято! Пусть знают все, мне Гедеон – никто!
Иоас:
(С презрением) Теперь ты правду говоришь. Того, кого считали другом нет здесь.
(Повышает голос. Обращается к жрецу и народу)
Послушайте теперь, что я скажу.
Голоса из толпы: (Гневно)
Сначала, приведи нам сына! И мы будем судить кто прав, кто виноват!
Иоас:
Послушайте…
Голоса из толпы: (Гневно)
Где сын? Где Гедеон? Скажи нам честно!
Ты знаешь, гнев Ваала крепок
 и силы нет у смертных, чтоб ему сопротивляться!
На жертвенник его! Убьем! Убьем!
Жрец: (Примирительно)
Послушай, Иоас, нам всем известно, как веришь ты и как ты чтишь богов.
И много раз ты жертвовал последним. Мы пощадим тебя.
Мы пощадим твой дом и все, что ты имеешь на сегодня.
Не бойся, брат, ведь только сын в ответе будет.
Пусть будет снят наш грех и весь народ очищен.
Пусть пострадает только сын… и всю вину возьмет он на себя.
Пусть кровью смоет он проклятие земли…
Пусть плоть его послужит, чтобы милость неба получить.
Великий бог Ваал…
Иоас: (Возмущенно)
Великий бог Ваал?! Великий бог? А он нас слышит?
А может он ответил нам хоть раз? Мы голодаем,
среди врагов живем, не ведая покоя…
Мы прячемся в пещерах каждый день!
Великий бог Ваал...
Родные наши в страданьях умирают, не дождавшись
ни милости, ни помощи в ответ, как ни молили бы его...
Фура: (Продирается сквозь толпу и с усмешкой, членораздельно)
Великий бог Ваал? Очнитесь люди,
Вы молите глухого истукана!
Сегодня вы костер из хвороста сложили и приготовили еду,
на завтра черенок к лопате из веток вы строгали.
Потом на утварь вы потратили стволы,
А вот из пня, что ни к чему не годен,
вы изваять хотите образ человека и отдали художнику его.
Жрец:
Не святотатствуй, грешник!
Фура: (Насмехаясь)
Глухой он! И слепой к тому же! Не может вам помочь.
Не может ради вас он даже пальцем шевельнуть!
Толпа удивлена и обескуражена. Жрец пытается привлечь людей на свою сторону, но не может.
Давайте крикнем громче. Быть может, он уснул?
А может, он обедает и некогда ему?
(Членораздельно, нараспев) Ваал! Ты где! Услышь нас и ответь!
(Опять к толпе) Наверно вышел по делам своим
или ему пристало по нужде в сторонку отойти. Как занят он!
Очнитесь люди! (Люди из толпы одергивают его)
Иоас: (Отрешенно)
Давно пора нам оглянуться... Мы жертвуем и жертвуем...
Мы жертвуем последним, а хорошо живется лишь жрецам.
Сейчас и сына хочет отобрать. Его я должен положить
на жертвенный алтарь и отказаться от того, кто мне дороже жизни...
Великий бог Ваал... (Устало)
Где он, когда так нужен нам?
Жрец: (Тихо)
Не святотатствуй... Иоас... Народ разгневан!
Всем осторожней нужно быть в речах...
Иоас: (Озаренный новой мыслью)
Да! Великий бог Ваал! Послушайте вы, судьи,
те, кто хотел судить! Я здесь. Судите! Но прежде мне ответьте.
Всего один вопрос. Скажите, что за бог, который
не может постоять сам за себя?
Скажите мне, где видано,
чтобы безликий, жалкий, слабый человек
вступался за великого владыку?!
Где видано, всесильный бог не смог спасти свои святыни?!
Или себя считаете сильнее бога?
А может вам дано карать и миловать по собственным желаньям?
Скажите мне! Ответьте и судите, кто здесь грешнее?
(Люди в смущеньи отступают)
Вы не смогли вступиться за себя, за свои семьи, нашу землю...
Вам ли вступаться за Ваала и вам ли защищать его?!
Так вот, скажу я вам, что тот, кто вступится за жертвенник Ваала,
тот будет предан смерти не медля в это утро!
Ведь если он Господь, то пусть он сам вступится,
и за себя пусть мстит!
(Люди в смущении отступают)
Голоса из толпы: (Нерешительно)
Конечно, гнев Ваала страшен. Пусть судится он сам.
Довольно крови... Пусть будет суд над Гедеоном с неба.
Настигнет кара... Конечно же, настигнет...
Люди расходятся.
Иоас (Остались вдвоем с Фарой. Смотрит на новый жертвенник):
Мой сын... К чему? Зачем?
Что ты хотел всем показать, когда все это сделал?
И что теперь с тобою будет? Из братьев самый меньший,
остался без семьи... Теперь и родины еще лишился.
Как мне принять тебя, когда весь город
и все окрестности бунтуют против?
Ты растоптал все... Все... что было дорого и свято для меня.
И честь мою, и веру ты разбил... Разбил, как этот жертвенник,
и камня не оставил ты на камне. Где силы взять?
И как нам дальше жить?
Что послужило причиною подобному поступку?
Ты стал отступником...
Какое разочарованье должно постигнуть человека,
чтобы такое сотворить?! Как мне тебе помочь?
Садится на развалины старого жертвенника и, горестно, закрывает голову руками.

Занавес.

Сцена 3.
Горная местность. Ночь. Гедеон с друзьями и слугами, которые поддержали его, сидит возле костра. Прибегает Фура.

Фура:
Мой господин, плохая новость!
Гедеон: (С тревогой)
Что случилось?
Фура:
Сегодня я ужасный вестник, прости меня, помилуй господин...
Гедеон: (Нетерпеливо)
Скажи скорее!
Фура:
Враги опять собрались вместе. Там. (Показывает направление)
Там Мадиам, Амалик и жители востока стали станом.
Опять пришли нас грабить! Они стоят в долине Изреельской!
Гедеон: (Гневно)
Господний день! Терпеть такое больше мне невыносимо!
Трубите, братья! Быть войне!
Трубите и зовите весь мой род, весь род Авиезера!
Колено пусть Манасиино придет.
Пошлем послов к Асиру, Завулону, Неффалиму,
Ко всем, кого Дух Бога привлечет!
Все собираются и разбегаются в разные стороны, чтобы исполнить приказание.
Солдаты собираются и выстраиваются в шеренгу.
Едва светает.  Гедеон ходит между шатрами, осматривает лагерь и солдат.
Гедеон: (Сам с собой)
Уже светает и наступает новый день. Каким он будет и что несет его дыханье?
Что делать мне? Людей вокруг без счета, но нет ни одного,
кто мог бы мне помочь советом и мудростью своей меня утешить.
Появляется Пророк. Обращается к Гедеону и ко всему народу, пришедшему на войну.
Пророк:
Не бойся, сын, муж сильный, Гедеон. К тебе я послан и буду говорить
от имени Творца. Послушай, что передал тебе Господь:
Я помогу тебе, совет Мой слушай.
И людям помогу твоим преодолеть все тяготы войны.
Вы одолеете врага, победы радость наполнит эту землю. Я с тобой.
Но у тебя народа слишком много, они забудут обо Мне, как только
глоток свободы утолит их жажду, и ветер счастья их расправит крылья.
Я не хочу, чтобы народ твой забыл Меня и похвалялся,
что силою своей он спас себя.
Итак, ты объяви Израилю, пусть тот, кто слаб и духом боязлив
 идет домой, их трусость не осудят.
Пусть те, кто вышел на войну, поддавшись тщеславному порыву,
 умерят страсть и возвращаются домой.
В ком гнев горит, и ярость мщенья удушает все доводы рассудка,
 спускается сейчас же с Галаада.
Все эти люди пусть идут домой.
Гедеон удивлен, но смиряется и машет людям рукой, чтобы они уходили.
Гедеон:
Идите, братья. Не станем воле Господа сопротивляться.
Никто не судит вас. Так требует Господь.
Люди уходят.
Пророк:
Нет, все еще народа слишком много.
Ты их веди к воде и там Я изберу тебе товарищей по сердцу Моему,
которые верны тебе и преданны всецело.
Тех, кто без ропота и долгих объяснений готов идти с тобой куда скажу.
Доверься Мне, и если Я скажу тебе, что пусть идет с тобой, прими его как брата,
 и пусть идет с тобой. А если Я скажу, не должен он идти,
 то не бери его, как не казался б он тебе достойным.
Я сердце вижу, ты глядишь глазами и видишь только... наружность.
Гедеон с людьми приходит к воде.
Пророк:
Смотри сын Мой, смотри. Ты видишь тех, кто воду пьет как пес
 лакая языком с руки? Поставь ты их отдельно.
А тех, кто, на колени, встав, хотят напиться вдосталь,
поставь отдельно от других.
Использую Я тех, кто пил, с руки лакая языком.
Гедеон: (В ужасе)
О, Господи! Их триста! Всего лишь триста!
Куда мы с горсткой этою пойдем сражаться?! Как?
Пророк:
Использую Я этих триста, чтобы спасти Израиль и одолеть врагов,
а остальные пусть идут домой.
Гедеон: (Обреченно)
Идите братья! Господня воля!
(Взмахнул руками отпуская людей. И в сторону)
И если воля Божья, чтобы мы голову сложили, то так тому и быть.
Пусть воля не моя, но Господа пусть будет воля.
Как Он решил пусть, так и будет.
Пусть жизнь моя послужит для спасения народа моего,
для каждого пусть будет избавленьем.
Когда все разошлись.
Гедеон: (Один в раздумьях)
Избрал Господь меня... Меня?!
Моей рукою хочет Он спасти Израиль...
(Приходит нищий, в лохмотьях прячет лицо)
Нищий:
Помилуй, добрый человек, подай на пропитанье.
Гедеон:
Возьми, нет больше у меня.
(Гедеон отдает еду. Нищий хватает ее и жадно ест)
Нищий:
Я слышал, ты избранник Божий... Ты Гедеон, я не ошибся?
Гедеон:
Нет, не ошибся, я сын Иоаса.
Нищий:
Так значит, ты спасешь Израиль?
Гедеон:
Что хочешь этим ты сказать?
Нищий:
Но если ты избранник Божий, то должен ты иметь знаменье.
У Моисея посох был. Он превращал его в змею
и бил о камень, чтобы из скалы текла живительная влага.
Тогда и воды расступались, чтобы Израиль перешел по дну морскому,
Так спасался он от войска злобных египтян...
Гедеон:
И я просил знаменье. Я дважды шерсть овечью расстилал
и Бог ее росой покрыл, а вся земля была сухая.
А после все наоборот. Бог подтвердил мне, дал мне слово...
Нищий: (С усмешкой)
Кто это видел? Кто слышал, будто Бог с тобою говорил?
Что ты имеешь, если ты избранник?
Гедеон:
У меня есть слово. Есть обещание Небесного Отца,
что будет Он со мною. Я этим словом буду жить.
Нищий:
Откуда знаешь ты, что не солгал твой Бог?
Ты ведь не знаешь ничего что в тайне у Него.
Подумай сам, какие мысли Он прячет от тебя.
А если б взял да поклонился ты другому богу,
то может быть и он мог дать тебе победу
и власть, и торжество над всеми царствами земли?
Гедеон:
Нет, довольно согрешал Израиль и был неверен.
Написано: «Не сотвори себе кумира и поклоняйся Богу одному».
Жизнь только в Нем, я точно знаю.
Нищий:
(Подсаживается ближе и обнимает Гедеона за плечи)
Ну, пусть тогда соделает Он чудо.
Пусть ангелы Его придут и понесут тебя к победе,
чтобы ногою не касался ты земли. Тогда народ поверит
и не предаст тебя! Они увидят,
что точно ты Его избранник, и Богом послан ты.
Тогда единодушно пойдут с тобою в бой
и жизнь свою пожертвуют тебе.
Гедеон: (Отстраняясь)
Чего ты хочешь, человек, и для чего такие мысли
ты складываешь в сердце у меня?!
Или ты хочешь, чтобы Бога я искушал напрасно и погиб?!
Нищий: (Кутается в свои лохмотья, встает и уходя)
Да что ты? Что ты? Избранник ты? Пусть так и будет...
Куда нам сирым и убогим?!
За хлеб, за соль тебе спасибо... Не гневайся, мой ум уже не тот...
Гедеон: (Присматривается с сомнением к нищему)
Послушай, кто ты? Ведь речь твоя как будто мне знакома...
Твой голос... Кто ты?
(Нищий старательно прячет в лохмотья)
Нищий: (Пытаясь уйти)
Мы не знакомы. Что ты?! Откуда знать тебе меня?
Гедеон:
Постой, постой... Седекия?! (Пытается открыть лицо нищего)
Седекия: (Открывает лицо. С вызовом, кричит)
Что? Узнал меня? (Отчаянно смеется) Узнал меня, мой друг?
Ты думал, что не встретимся мы больше? А вот он я!
Ты думал, победил? (Куражится) Сбежал, и нет возврата,
и старой жизни след остыл, и весь ты изменился?
(Приближает свое лицо к лицу Гедеона, растягивает слова) А вот и нет.
(С гневом) А вот и нет!
Ты думал, я сгнию в помойной яме, как предатель,
а ты вернешься в дом родной на белой кляче
и весь Израиль вознесет тебя?
Спаситель! (Кривляясь кланяется Гедеону)
(Пауза. Седекия серьезно)
Ты скоро сдохнешь.
Ты и все твои... (Показывает пальцем в сторону) глупцы.
Гедеон:
За что? Скажи, за что? Чем пред тобою виноват?
Седекия:
За что?! Вот именно «за что?» За что тебя избрал?
Ведь ты не стоишь и капельки внимания Его!
Я верил, я страдал! Я выносил невзгоды, служа тебе, твоей семье,
а ты теперь на троне будешь?! Тебе вся слава?! Ты никто!
Гедеон порывается успокоить Седекию, но тот вырывается.
Глупцы! Глупцы! (С криком убегает)
Гедеон: (Один)
Слава? Трон? К чему мне это? Мне скоро битва предстоит
и люди, что веду я в бой, доверили мне жизни,
вот что терзает сердце мне сейчас.
Пусть воля не моя, но Господа пусть будет воля.
Как Он решил пусть, так и будет.

Занавес.

Действие 3.

Сцена 1.

Ночь. Гедеон не спит, сидит один  на поляне. Пророк  вместе с Фурой наблюдают за ним из-за укрытия и слушают его разговор с самим собой.

Гедеон: (Задумчиво и мрачно)
 Да... потомки Мадиама, Амалика потомки, и жители востока...
Как много вас.  Вы словно саранча, верблюдам нет числа.
Вы как песок морской пришли, заполонили все, куда хватает глаз.
Везде я вижу вас.
Я слышу речь чужую и чувствую я гарь от ваших жертв.
Вы молите своих богов, чтобы наполнить золотом  и серебром
утробы ненасытные свои. 
Вы пьете нашу кровь и не боитесь.
 А я? Как мне сразить вас, когда не видно края вашим ордам?!
Приходит Пророк, садится возле костра рядом с Гедеоном. Фура выйти не решается.
Пророк:
Их много, сын мой, очень много, но не смотри на силу их, число.
Они песчинки. Их волною смоет, как море силою своей уносит,
 так унесет и их Моею силой. Не бойся их.
Робко подходит Фура, садится с ними.
Фура:
Да, господин, их много, очень много.
Я видел - их без счета. Вернулись мы сейчас с разведки,
Утешить нечем. Нам поможет только чудо.
Гедеон: (Задумчиво рисует палочкой на земле)
Нам нужно чудо... Это точно, но, послушай, как?
Пророк:
А что вы все зовете чудом?
(Пауза. Все задумались)
Фура:  (Восхищенно от пришедшей  мысли)
Когда кусочек дерева с натянутой струной
или тростник убогий с парою отверстий...
Он попадает в руки человека, который жизнь в него вдыхает...
И тонкая струна вдруг запоет...
Когда одним движеньем, словно птица,
Взмахнет танцовщица своей рукой...
Сливается все в музыке и танце в прекрасный строй...
И это ли не чудо?
Какая же должна душа быть, чтобы это
излить и выразить?! Понятно все без слов!
Сливаются живые существа в глубинах чувств
и покоряются стихиям бытия... И это ли не чудо?
Гедеон: (С легкой иронией)
Боюсь нам силы танца не достанет,
Чтобы сразить врага или спасти Израиль, Фура.
Или ты хочешь затанцевать их насмерть?
Фура:  (Горячо)
Нет, послушай! Что за душа должна быть,
чтобы звуком явить тебе всю сущность совершенства?!
Чтобы движеньем, взглядом иль дыханьем
внести в тебя смятение и шквалом чувств наполнить душу,
и штормом мыслей, образов тебя увлечь...
Перенести туда, где ты ни разу не был... Это чудо.
Душа твоя летит, и всполохи огня роятся в ней
Как звездные дожди, как млечного пути сиянье...
Гедеон: (В полголоса пророку, чтобы не слышал Фура)
Не слушайте его. Наш Фура молод, он мечтает.
 Пророк:
Нет (Протяжно), это не мечты. Он видит то, что видеть
не каждому дано. Прислушайся к нему.
И если юноша поверил, не боится,
то и тебе бояться с Господом грешно.
А если все-таки боишься, то встань сейчас и незаметно,
под покровом ночи иди в стан Мадиамский.
И если ты один боишься, возьми с собою
 (Кивает на Фуру) Фуру, своего слугу.
Он жизнь свою отдаст и не заметит. Так предан он тебе и Мне.
Когда придешь ты в лагерь, то укройся и слушай там,
 о чем сегодня говорят враги твои в беседах тайных.
Ты сердце укрепишь словами, что услышишь
и страх покинет навсегда тебя, поверь!
Господь творит твою судьбу и правит путь. Иди.
Гедеон и Фура уходят.
Ночь. На поляну выходят Мадианитяне. Солдаты садятся, разводят костер. Слышатся шутки, смех, конское ржание и другие звуки военного лагеря. Гедеон и Фура прячутся среди скал.
1 Мадианитянин:
Мне снился сон.
2 Мадианитянин:
И что же? Нам снятся сны и каждый день.
Кому-то снятся битвы, кому-то слава, кому-то девы прекрасные
 (войны хохочут),
кому-то дом и ласковая мать. Всем снятся сны.
1 Мадианитянин:
 Нет, братья, мне снился сон. Тот сон другим снам не чета!
 Я знаю точно, что сон тот не с проста и что-то значит.
2 Мадианитянин:
 И что же снилось?
1 Мадианитянин:
Мне снилось, будто круглый каравай катился в стан наш словно вихрь.
Катился он, не зная никаких заслонов, и с силою ударился в шатер.
И от него была такая сила, что опрокинулся шатер, не удержался!
Порвались веревки все и выбились колки и жерди.
Весь развалился он...  (Пауза)
2 Мадианитянин: (Мрачно)
Ну что ж мой друг, сказать могу я, и толкование его простое.
Не слышали вы от меня ужасней толкованья.
Люди вокруг:
Но говори же, не томи!
2 Мадианитянин:
Твой сон имеет лишь одно значенье:
Тот хлеб, катившийся с горы - меч Гедеона, сына Иоаса.
Его Господь дал силу нас разбить и лагерь наш стереть с лица земли.
Нас всех настигнет смерть и скоро!
(Все в ужасе)
Гедеон (Уходя из лагеря Мадианитян Фуре):
Ты слышал, друг мой?   
Фура:
Слышал, господин! Мы победим! Доверьтесь Богу!   
Гедеон:
Мы победим! Я Господу отдал всю жизнь мою.
Не будет у меня других богов пока я жив. Мне нужен только Он!
Пусть жизнь моя послужит для исполненья воли Господа. Идем.
Уходят Гедеон и Фура. Мадианитяне уходят после них в глубь сцены. В лагере Мадианитян начинается брожение. Со всех сторон, словно шум воды, слышны приглушенные голоса: «Меч Господа и Гедеона». Солдаты ходят по лагерю, распространяя слова толкователя.
На поляну в центр сцены выбегают солдаты Израиля вместе с Гедеоном.
Гедеон: (Громко)
 Вставайте, братья, пробудитесь! Время наступило! Не время спать!
Господь призвал нас! Мы лагерь опрокинем и врагов постигнет кара!
Господь призвал нас! Вставайте, братья!
(Воины окружают Мадианитян)
Смотрите на меня, и делайте как я. Без Господа не можем ничего,
но вижу я Его творящим и повторяю я за Ним.
Вы подражайте мне, как я Ему!
Все окружите лагерь, и как увидите меня, что вострубил,
то тоже вы начните трубить и восклицать: За Господа и Гедеона!
Господь наш с нами и будем мы послушными Ему!
Гедеон и его люди затрубили в трубы и разбив кувшины достали факелы. Они трубили и кричали: Меч за Господа и меч за Гедеона! Между врагами началась битва. Гул битвы и предсмертные крики нарастают как лавина и эхом разносится вокруг. Всполохи мелькают по всей сцене. Крики перекрывают клич иудеев.

Занавес.

Сцена 2.

Рассвет. Все те же действующие лица, кроме мадианитян. Мертвые враги лежат в разных местах сцены. После сражений люди Гедеона и пророк радуются победе, поздравляют друг друга, делят добычу.

Пророк:
Великий день! Господь явился
и видел весь Израиль, как славно Он явил Себя!
Закончилась война! Повсюду мир и ликованье!
Добыча славная — награда за долгие года лишений и позора.
Каких-то триста человек смогли освободить тебя, Израиль!
Они смогли объединить тебя и повести за Господом. Какое чудо!
Фура:
И этих триста верны, как небыли верны ни их отцы, ни деды!
И жизнь свою не пожалели, чтобы послушаться и Господа почтить.
Пророк:
Ты прав. Простите братья! Не устаю я удивляться
могуществу и верности Царя и Господа, величию Его!
Достоин славы Он, достоин поклоненья!
Фура:
Очищена земля. Жрецы Ваала и Астарты бежали.
Да так бежали, что потеряли не только честь свою, но даже обувь.
Не всех нам удалось догнать. Такая прыть, что страусы завидуя глядят.
Разрушены высоты, алтари. Какая хлипкая у подлых оказалась вера
или с начала знали, что обман.  Народ вводили в заблужденье
для выгоды, играли на страданиях людей.
Выходят  мать и отец Гедеона, опираясь друг на друга. Фура подбегает к ним чтобы помочь идти.
Иоас: (С волнением осматривает Гедеона)
Сын мой! Ты жив? Здоров? О слава Богу!
Мать: (Со слезами обнимает сына)
Сыночек, как же ты? Ты цел?
Гедеон: (Успокаивает родителей)
Ну что ты, мама! Я цел, здоров, все хорошо со мною.
Мы победили, мама! Отец, мы победили!
Иоас:
Я слышал от людей как смело ты сражался. Ты возмужал.
Без всякого сомненья… Никто не думал… И никто не ждал…
Гедеон:
Господь избрал не сильное, отец. Не  мудрое Он принял в свои руки
и словно глину начал Он месить… И вот, он вылепил меня.
В боях прошел как сквозь горнило я путь свой, научился верить.
Я доверять Ему учился каждый день.
Я словно был в Его руке и знал, что нет на свете силы,
которая могла б меня отнять и вырвать из Его любви.
Иоас: (В смущении)
А если б не Господь был с нами?…
Гедеон:
А если б не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
они живых бы поглотили всех. Так возгорелась ярость их на нас.
Как воды потопили бы и как поток прошли они б над нашею душой.
Как воды бурные их ненависть схватила бы и унесла,
и не осталось даже памяти о нас.
Иоас: (Сам с собой, с осознанием возможной смерти)
Благословен Господь, Который нас не дал в добычу их зубам.
Избавил наши души, как птиц из сети хитрого ловца…
Сеть порвана, и мы на воле снова. Избавлены…
(Гедеону)
Мой сын,  теперь я вижу.
Я раньше был слепым. Теперь я только начал прозревать.
Как будто свет пробился сквозь черные ночные тучи.
Мать:
И наконец-то я могу сказать при всех открыто, смело:
Я знала, Он однажды  явится опять. Господь меня не бросит.
От юности Он вел меня и вот…
Я снова чувствую Его дыханье и больше не боюсь сказать о том!
Иоас:
(Как бы высказывает мысли вслух, неосознанно блуждая по сцене)
Как был ничтожен я в своих сужденьях…
Как глуп и дерзок был, когда стоял упрямо на своем…
А думал, что противясь Богу тем самым я служу великому творцу…
Я думал имя ничего не значит и заблуждаются отцы,
когда Писание пытаютя внушать нам…
Фура: (Сочувствием, обнимает Иоаса за плечи)
Бывает, в плен мы попадаем к заблужденьям,
но милостив Господь и свет Его, как прежде, освещает путь.
Иоас:
Что отвечать я буду? Я руку полагаю на уста.
Прощенья жажду я и только…
Я говорил совсем не разумея
 о чудесах, которых я не знал.
(К Господу)
Взываю я: Учи меня, Господь.
Я слышал слухи о Тебе, теперь я вижу как силен Ты,
как милостив к заблудшим. Как милостив Господь ко мне…
Пророк:
Блажен трепещущий пред Богом и любящий Его пути,
он будет насаждать и строить, и будет радоваться делу рук своих.
Благословит  того Господь и он увидит
покой и благоденствие своей земли.
Увидит сыновей он, счастливо живущих, и внуков
продолжающих хранить заветы Господа.
А жизнь его  наполнится как зрелый колос.
Господь хранит его на всех его путях.
Гедеон:
Когда бежал наш враг и меч Господь поднял,
и стали недруги разить друг друга,
страх ослепил их, и они без счета полегли в долине.
А кто в живых остался, бежал,
бросая по дороге все, что награблено.
Земля усеяна богатством нашего народа.
Все что угодно человек отдаст за жизнь свою.
Все брошено.
Остались только трупы и стонов умирающих уже не слышно.
Бежали до пределов Авелмехолы близ Табафы, там застали их.
Фура: (Радостно)
Гнались мы, как могли. Израиль снова вместе!
Как будто бы поднялся славный воин.
Гедеон:
А всех, кого мы не догнали, Ефремляне сразили возле переправы.
И в руки их Господь отдал князей Орива, Зива, опору Мадиама.
Чудес не мало повидали мы, а главное,
мы не искали Бога, но нашли, и это ли не чудо?!
Он нашел нас!
(Ко всему народу, громко)
Блаженны те, кто ощущает жажду, потребность в Боге,
Он дает им царство.
Блаженны те, кто плачет, Бог утешит, отрет Он всякую слезу.
Блаженны кроткие, им землю Бог дарует.
Блаженны те, кто голодны по праведности Божьей
и святости Его хотят, Бог их насытит.
Блаженны милостивые, Бог им дарит милость,
и только в чистоте сердец они увидят Бога.
Вы станете как соль среди земли, как свет во тьме для всех народов,
и это невозможно будет скрыть, как городу скрываться невозможно,
когда стоит он на вершинах гор.
Не прячьте свой светильник под сосудом, пусть светит он
и радуется глаз. Пусть ваши добрые дела
будут видны для всех народов.

Занавес.

Сцена 3.

Те же действующие лица.

Гедеон: (К Фуре)
Ты что-то слышал о Седекии? Скажи мне Фура.
Мне кажется, что он еще вернется.
Фура:
Мне говорили, видели его к границе ближе, видимо сбежал.
Наверное он испугался гнева твоего.
Гедеон:
Довольно гнева. Мы на войне пролили много крови.
Врагов погибло столько, что и считать не стали.
Фура:
И среди нас потери есть.
Гедеон:
Довольно крови. Больше не хочу.
Собирается народ. Несколько человек старейшин выходят вперед и обращаются к Гедеону.
Старейшина: (С поклоном)
Приветствуем тебя, сын Иоаса.
Гедеон: (Кланяется в ответ)
И вам пресветлый мир. Почту за честь. (Приглашает сесть)
Старейшина:
К тебе пришли мы с делом, которое не терпит промедленья.
Послали мы послов по всей земле спросить Израиль кто ему по сердцу,
кого хотят они  судьею видеть и слушаться кого хотят.
Единогласно весь Израиль тебя приветствует.
Гедеон: (В недоумении)
Чего хотите вы? Не понимаю.
Старейшина:
Собрали всех старейшин и уважаемых людей и рассудили  меж собой,
что нет нам лучше человека, чем ты.
Гедеон: (Начинает  понимать, встает со своего места)
Постойте…
Старейшина:
Ты честный человек. Ты Бога любишь.
В бесстрашии твоем и вере ни у кого сомнений нет.
И у народа ты любим. Ты смог поднять Израиль,
когда казалось, нет никакой надежды.
Веди нас, будь у нас судьей. Тебя хотим призвать.
Гедеон: (Удивленно)
Но я об этом и не думал…
Старейшина:
Владей нами и ты, и сын твой, и сын сына твоего.
Хотим чтобы ты властвовал над нами, водил нас на войну,
а в мирную годину улаживал меж нами мирные дела,
законы соблюдал, навел в родной земле порядок.
Гедеон:
Хотите вы чтобы я царствовал над вами?
И мне готовы вы смиренно подчиняться?
Народ: (Единодушно кричат)
Готовы мы! Готовы!
Гедеон: (Изумленно)
Безумные… Вас жизнь не научила, что верить должен каждый сам,
и выбирать свою дорогу по воле Божьей
 и по сердцу, а не ведомым быть вождями,
которых раздирают страсти такие же как вас?
Вы думаете, что они грехи ваши отмолят,
заступниками будут между вами и Всевышним,
а вам позволено жить как хотите? Безумные…
Пророк:
Постой, сын мой, послушайся народа.
Он устал и бродит словно стадо не имея пастуха.
Народ в нужде. Тебе он верит.
Гедеон:
Я не хочу!  Не буду я владеть и царствовать над вами
и сын не станет мой. Господь Владыка! Вы — Его!
(Пытается уйти)
Пророк:
Нет, Гедеон, сейчас не прав ты.
Ты хочешь, чтобы снова народ запутался
и новые жрецы забрали власть над хрупкими умами?
Ты научился Богу доверять, теперь пора делиться.
Пусть люди видят на твоем примере, что жив Господь.
Он верен.
Старейшина:
Не откажи.
Пророк:
С тобой Господь и быть судьей Израиля не праздник, не награда,
а ноша тяжкая. Не всякому с руки тяжелый этот труд.
Гедеон: (Задумался, поколебался)
Я не хочу быть вместо Бога, ведь я такой же человек как вы.
Старейшина:
Ты — Гедеон, сын Иоаса. Мы доверяем лишь тебе.
Пророк: (Тихо к Гедеону)
Решайся. Вот он путь.
Гедеон:
Что ж, хорошо.
Старейшина: (К народу)
Возвеселись, Израиль! (Все радуются)
(К Гедеону)  Трофеев много, богатствами наполним дом твой.
Не будет у тебя ни в чем нужды!
Гедеон: (Резко)
Нет, мне не нужно ничего!
(Но посмотрев на пророка  смягчается и продолжает)
Но если вы хотите хоть чем-то наградить меня,
то дайте по серьге от каждого из всей добычи
и это будет долей для меня.
(Люди пытаются возразить, но Гедеон строго)
Мне этого довольно будет. Вы обещали нынче слушаться меня.
Пророк: (Отводит Гедеона в сторону)
Господня воля.
Гедеон:
Господня воля. Пусть.
Довольный народ и старейшины уходят. Пророк и Гедеон одни.
Пророк:
Вот новый путь, другое испытанье.
Пройдешь горнило славы, богатства, власти.
Не каждый устоит, когда вершина им покорена
и будущее манит. Оно богатство, радость и покой сулит.
Не забывай откуда ты был взят и Кем поставлен на вершину.
Гедеон:
Не только мне все предстоит запомнить.
Закончилась война, теперь наступит мир.
Что принесет нам тихая свобода?
Мы восстановим города, дома свои отстроим,
поля засеем, будет урожай. И сень раскидистых деревьев
будет нести покой, прохладу. А наши дети пусть резвятся.
Им дела нет каким трудом все достается.
Им хорошо, им весело, привольно. Так мало времени
отведено на детство. Пусть.  Забудутся года тревоги.
Забудут голод и лишения в умах людей поблекнут.
Они забудут все. Забудут нас потомки.
Другие поколения придут и наши жизни потихоньку станут мифом,
и наша вера, и любовь… Забудут Господа и Слово Его станет
лишь сводом правил. Не стой, не говори, не прикасайся,
не думай, не смотри и не желай… Забудут все.
Покой их оплетет как плющ собою оплетает ствол дерева
и заслоняет солнце для него.
Пророк:
Боишься снова отступят, когда забудется беда?
Гедеон:
Боюсь. Черствеет сердце, зло проникает словно яд.
Пророк:
Не бойся, ведь придут другие и в каждом времени Господь найдет
такого Гедеона, каким был ты когда тебя призвал.
(Насмешливо ерошит его волосы)
Такого, что рискнет, поверит.
Он избирает глину, а сотворяет чистоту и свет.
Гедеон:
Я так надеюсь! Ведь сбудется! Наступят времена,
когда смирится лев и осмелеет ягненок маленький и кроткий,
когда в сердцах людей владыкой станет лишь любовь?
Пророк:
Настанут. Придет Господь на землю. Он Сам искупит всех любящих,
тоскующих о свете, всех жаждущих, по истине голодных,
от лжи уставших.  Утешит Сам и человеческое сердце
вместит Его и станет Его домом.
Гедеон:
Гряди, Господь. Гряди! Мы ждем Тебя. Мы ждем.

Занавес.

Конец.