О доме и даче Моисея Шехтмана

Нил Крас
«… не плачьте о прошлом, оно
всё равно уйдёт.
   Из памяти вить косичку, и
"да" поменять на "нет",
вплести туда боль и радость,
наивный сваять сонет?
Но прошлое может предать,
ибо верить ему не спеши, -
мелодии, помни, куются из
клавиш, верлибры — из лжи… »
   Пётр Скорук (Винница. Память и прошлое)

   Я хотел назвать эту статью: «Осторожно, Сергей Жуковский!», но не желаю никоим образом повредить его врачебному реноме, о каковом я знаю, со слов покойного отца (и пациента) Сергея - Юрия Оскаровича, только хорошее. Но равнодушно читать его краеведческие фантазии не могу. И без них досужих измышлений на полных мусора страницах интернета, повествующих о прошлом Винницы и винничан, предостаточно: выражаясь словами И. С. Тургенева, «коими хоть пруд пруди» («Отрывки из воспоминаний своих и чужих», 1881 г.).

  [Я и ранее не избегал приводить, по разным поводам, цитаты из произведений классиков литературы. После «деколонизации по-винницки» прибавилось ещё одно обстоятельство для подобного украшения статей: забота об общей культуре винничан. Означенная «деколонизация», вкупе с воинствующим кличем «російську літературу — на макулатуру», боюсь, приведёт к «декультуризации» винничан — и они литераторов, кроме украинских, больше никаких, даже просто по фамилиям, знать не будут. А как же тогда насчёт общеевропейских ценностей — фундаментальной базы Европейского союза, куда некоторые стремятся?

   Б ы л а  в Виннице улица Тургенева. В нынешние карты города заглядывать мне не было необходимости — и так могу поставить на кон всё, что вам будет угодно: глагол в  п р о ш е д ш е м  времени употреблён мною к месту. Ходили по ней учащиеся рядом расположенной 22-й школы и рассказывали один другому о том, что автор всемирно известных романов, повестей и рассказов Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) был дружен с Тарасом Шевченко, Марко Вовчок, Иваном Франко …: Тургенев и украинская литература - Тургенев (rus-lit.com).
   Теперь, как говорится, і ім'я його забуто, і все інше … Напоминаю. Таким вот «хитрым образом». Деколонизаторам - переименовальщикам и примкнувшим к ним сдатчикам макулатуры.]

   Нередко складывается впечатление, что люди, не знакомые с букварём (укр. - букварем), пытаются высказаться о творчестве Григория Сковороды, их уму непостижимом ещё в большей мере, чем  - лёгкий и на более понятном языке -  стих Александра Пушкина.
   Помните, у Тараса Шевченко в “Марії” (1859): “Заробила // Чи то позичила вдова // Півкопи тую на буквар. // Сама б учила, так не знала ж // Вона письма того. // Взяла // Та в школу хлопця одвела, // У ієсейську.”
   Тем, кто споткнулся на последнем слове, подскажу: речь идёт о школе Исая — отца второго царя народа Израиля Давида (см. Ветхий Завет или зыркни в интернет). У Давида было немало жён и, соответственно, дочерей и сыновей, но самым знаменитым стал Соломон - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Его считают мудрейшим из людей: в состав Ветхого Завета в православии (!) и католицизме входит книга Премудрости Соломона.

   Вам не будет необходимости занимать ни гривны, не придётся влезать в долги: надо только набрать в интернетовском поиске два слова «Моя Винница» — и к вашим услугам тут же откроется «Букварь истории Винницы», главным образом, Винницы второй половины прошлого столетия — одного из самых знаменательных для города как в своём трагизме принудительного повиновения, так и в - кажущейся проявлением полной свободы - беспросветной буйной распущенности (принципов законности, правовой системы, судопроизводства, пр.).

   Внимательно прочитав эту средних размеров книгу, вы не будете впредь обременять модераторов винницких сайтов своими вбросами, от которых у них появляется желание немедленно закрыть обсуждение, например, той или иной, на первый взгляд, безобидной фотографии. Когда тут как тут спешащие вам на помощь другие «участники» очередной вакханалии любителей краеведения, превосходящие вас не в знаниях, а в высказываемых ими новых нелепостях и грубости, раздувают пламя базарных перебранок. И так продолжается, пока самозваные знатоки не будут отвлечены новыми всплесками «исторических открытий».
   Так что прочтите сначала книгу Премудростей Соломона, а потом, забияки, начинайте драки!

***

   Не буду приводить всех реплик, касающихся каменных строений, обозначенных в названии моей статьи. Может быть, процитирую один-другой комментарий (чисто теоретического) наследника той недвижимости, что когда-то, ещё при царизме, была построена по заказу и являлась собственностью Моисея Лазаревича Шехтмана — известного винницкого стоматолога первой трети ХХ-го столетия.
   Напомню лишь, что вопиющие недостатки (грубейшие неточности) в прежних сообщениях Сергея Жуковского я описал в статье Et vos, Brutes? И Вы, Бруты? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) более полутора года тому назад (04.07.2022). Какова же была реакция хранителя истории своего рода?
   Судите сами. Он отреагировал на моё возмущение через … десять месяцев после появления означенной статьи, объясняя столь необычно продолжительный «латентный период» болезнью и смертью отца, занятостью по работе и бизнесом. Я не буду сопоставлять даты и прикидывать время, требуемое, с одной стороны, для поиска и выбора нескольких десятков фотографий, придумывания фантастических подписей к ним и сбрасывания их в сеть. И не буду обсуждать, с другой стороны, сколько минуток необходимо затратить на полагающиеся при появлении столь негативной рецензии действия: исправление указанных ошибок и короткий ответ на критику.

   Какая должна была быть реакция — я вам поведаю несколько ниже. А до этого — о поразившей меня технологии его оправдания. Он обратился с письмом к ныне покойному А. Рыбалка, которого я в июне 2022-го, после представления потомком М. Л. Шехтмана фотографий с «пояснениями», просил узнать, как мне связаться с С. Жуковским (я в сетях – FB, и т. п. - не состою, но мой почтовый электронный ящик — на моей странице в Прозе.ру ). Андрей Иванович тут же переслал письмо Сергею Юрьевичу.  В ответном письме Андрею Ивановичу С. Ю., сообщив (для меня!) свой телефонный номер, приписал: «Если ему интересно, может звонить по Вайберу и я ему еще многое могу рассказать о своей семье, так как какое-то время занимался генеалогией и кое что он может добавить к своим содержательным публикациям. - 24. 05. 23.». Какое редкостное благородство: позволить мне потревожить его телефонным звонком и выслушать «ещё многое»! То есть, вместо того, чтобы или возразить мне, или поблагодарить и исправить глупости, им написанные, он пригласил меня на эмпатийное слушание его новых измышлений. А  д о  с и х  п о р  сочинённая им несуразица присутствует тут: (3) ВИННИЦА. СТАРЫЙ ФОТОАЛЬБОМ. | Facebook и ещё там, где он ей разбрасывался по мелочам в репликах!

   Когда-то я рассказал его отцу, какую чушь собачью Сергей понёс в интернете о будто бы имевшей место ссылке его предка (чего в помине не было!), и прочем — и отец обещал запретить ему подобные сочинения для общественности. Несколько лет всё было спокойно, но, как видите, летом 2022-го года его снова прорвало — и тогда появилась моя первая статья об этой «ненаучной фантастике». Повторяю, что результата — никакого: и этот бред  в с ё   е щ ё  декорирует винницкие страницы интернета.

   Скажите, стоило ли мне набирать номер телефона С. Жуковского, даже если звонки по интернету теперь ничего не сто'ят? Ни евро, ни евроцента,  ні гривни, ні 10 копійок ...

***

   С краеведом и генеалогом Сергеем Жуковским у меня общения и содружества не получилось. Попробую без него пояснить кое-что вам по поводу дома и дачи Моисея Лазаревича Шехтмана. Но поначалу раскрою «секрет», почему Сергей Жуковский является правнуком строителя и владельца этих зданий. Потому что он законный правнук М. Л.  по отцовской линии. Просто сам принял фамилию матери. Но это не лишило его (повторяю, теоретически) никаких прав в отношении наследства своего прадеда. Однако не дало ему, что для меня намного важнее, прав выдумывать всяческие небылицы, касающиеся истории означенного наследия. Ибо история — народное достояние.

   На сегодняшний день не осталось в живых никого, кто бы ведал все перипетии, связанные с исчезновением дома и дачи Моисея Шехтмана. То, что находится на их месте — не дача, а — жилые и вспомогательные (подсобные) постройки с адресом «Узвіз Бузький, № 24», сформированные по технологии пошива «лоскутного одеяла». И не дом — а наземная часть бункера по  вул. Соборна, № 71, облицованного туалетной плиткой: 1-го этажа — оставшейся от ремонта обкомовского туалета, 2-го и 3-го — туалета в Парке. Оригинальные постройки никто из предполагаемых (в теории, но не на практике) наследников не видел. Дача начала нарастать пристройками ещё до войны 1941-1945-х годов, а дом «реконструировали» в начале 60-х годов прошлого столетия.

   Ещё раз — о том же. Ныне живущие наследники М. Л. Шехтмана никогда его дом и дачу видеть не могли. Даже покойный отец Сергея Жуковского - Юрий, родившийся в 1951-м году, дачи не видел, а дом не мог должным образом сохранить в памяти, так как был ещё очень юным, когда этот красивый дом превратили в убожество. Сергей Жуковский: «… папе было 10 лет, когда их выселили...» - 15.03.2024.
[Кстати, у меня сохранились  фотокарточки с праздника Нового года  в квартире его прабабушки — Надежды Ефимовны Шехтман, куда я приводил своего младшего брата (1948-го года рождения, учившегося впоследствии в школе №2 с будущей женой старшего брата Юрия — Шуры). Но самого' дома на фотографиях не видно.]

   Когда я решил, что в «Моей Виннице» должно быть упомянуто о варварстве, сотворённом советской властью с домом Шехтмана, у меня возникли некоторые затруднения в связи с тем, что 1955-1956 учебный год (1-й курс мединститута) я провёл в Курске (в 1955-м году умерла жена М. Л. Шехтмана, имевшая, как и её покойный супруг, право на пожизненное проживание в этом доме), а самый пик этого безобразия происходил также далеко от моих глаз и ушей: я уже покинул Винницу, получив в 1961-м году направление на работу в Белгород. Хотя я всё же знал не мало, так как помнил частые визиты к нам и Оскара Моисеевича с женой Миррой Михайловной, так и его тестя с тёщей — супругов Кессель. Мужчины обсуждали с моим отчимом-адвокатом юридические стороны дела о как бы будущем временном выселении, женщины утешались заверениями моей мамы о том, что «всё будет хорошо».

   Но тем не менее я вёл по скайпу - во время работы над книгой - многочисленные разговоры не только с внуком М. Л. Шехтмана, расспрашивая и переспрашивая бывших и нынешних винничан о том и о сём, касающихся этого дома. И в книге чётко указал: «То, что вы сейчас прочитаете – плод не только моих личных воспоминаний и изысканий. Мне удалось побеседовать по интернету с Юрием Оскаровичем Шехтманом (1951-го года рождения), которого я знал, как говорится, с пелёнок.» Сказать, что в его рассказах было всё гладко, я не могу, но никакой его вины в этом не было. Просто Юрий в те годы был ещё ребёнком. Отсюда — вот этот мне до сего времени не совсем понятный интервал в развитии квартирного детектива семьи О. М. Шехтмана в бывшем доме его отца — М. Л. Шехтмана: «В 1955 г. государство «реприватизировало» (в свою, конечно, пользу) собственную квартиру Шехтманов. В 60-е годы, по указанию тогдашнего председателя горисполкома Г. А. Лютворта, дом поставили как бы на капитальный ремонт.» Год реприватизации понятен: тогда умерла жена Моисея Лазаревича Шехтмана — Надежда Ефимовна. Супругам, но не их детям, было предоставлено право пожизненного проживания в когда-то их собственном доме. Я, повторяю, в то время учился в Курске, но мой единоутробный младший брат на днях ещё раз подтвердил, что во время прощания с Надеждой Ефимовной, подготовке к похоронам и всему прочему, связанным с этим, несколько дней Шурик и Юрик — дети Оскара и Мирры жили у нас. Брату-то было в 1955-м аж семь лет, так что и он не многое осознавал должным образом. А я этого совсем не помню, потому что меня тогда в Виннице не было. Смерти, похороны - всё, что связано с эмоциями - запоминается, как правило, хорошо и надолго.

   Что касается роли в этом деле Г. А. Лютворта, недолгое время (28.02.1963-10.12.1964) - председателя горисполкома, то, по словам Юрия Оскаровича, она была чуть ли не главной. Во всяком случае, на приём Оскар Моисеевич (один или с тестем, адвокатом?) ходил именно к Лютворту. Наверное, речь шла об обещанном вселении в уже перестроенный дом, хотя планировка его была изменена и, как минимум, часть квартиры Шехтмана оказалась отданной открытому там большому ювелирному магазину. Я пишу предположительно, потому что Винницу покинул ещё в 1961-м году. Но, бывая в магазине (а ранее в квартире Шехтмана), прикидывал на глаз …
   [Если кто и может поставить все "точки над i" в этой истории, то это -  «Вінницька агенція журналістських розслідувань» (ВАЖР) - информационное агентство, занимающееся в основном инвестигативной (расследовательской) журналистикой; его я недавно хвалил: Палил по фейкам Влад, но всё невпопад (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).]

***

   Вот уже много лет я не нахожу ответа на вопрос: почему испоганили разрушением дома Шехтмана самый что ни на есть центр города? В 1929-м году разрушили другой маленький шедевр Гр. Гр. Артынова — синагогу, что была напротив - наискосок дома Шехтмана. Построили вместо неё другой, ещё больший, чем тот, что сейчас стои'т на месте дома Шехтмана, бункер — Дом культуры промкооперации им. Сталина. Но в те годы партия проводила борьбу с религией: по всей стране рушили культовые сооружения почище небольшой винницкой синагоги. Хотя о митингующих "за" и "против" исчезновения оной сообщалось (с фотографией!) даже в журнале «Безбожник» - органе Центрального Совета и Московского областного Совета Союза воинствующих безбожников. А в 60-е годы, в основном, надстраивали старые здания, фундаменты которых, как правило, имели достаточный запас прочности ещё для одного, изредка — даже двух этажей.

   Так повысили этажность бывшего в царское время здания Окружного суда и  прочих юридических служб (при Советах — Областного управления сельского хозяйства), а также до'ма, приобретённого городовым врачом Н. Ф. Недельским (во дворе там — кинотеатр «Родина»): Деды-бабки принесли отгадки. Опыт самокритики (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), пр. Эти и другие надстройки, конечно, не прибавляли означенным домам «архитектурных излишеств» (выражение Н. С. Хрущёва), скорее, наоборот, но здания оставались узнаваемыми и надстроенный этаж-другой почти не отличался от нижележащих: чтобы найти несхожесть, надо было специально с этой целью присматриваться.
   Гляньте-ка ещё раз на фотографию исконного дома Шехтмана: можно ли было насадить на купол ещё один этаж? Или повторить что-то типа оригинального балкона с круглым окном и как бы занавесом над ними? Даже намного более простой фасад бывшей 1-й женской гимназии (потом — школы №2) был - при достройке третьего этажа - упрощён до банальности. Винница — не Москва и бывшие дом Шехтмана или здание 1-й женской гимназии — не возведённые в столице «сталинские высотки»: столице «сахарного Донбасса», мол, «сталинский ампир» ни к чему.

   Никак нельзя считать всех — того же Г. А. Лютворта, архитекторов — среди них был и знаменитый в Виннице [своей Аркой-кошкой на площади Калича: Арка - кошка. А чё, разве не похожа немножко? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)] Мархель Роман Романович — Вікіпедія (wikipedia.org): "Брав участь у розробці проекту реконструкції будівлі Ощадбанку з магазином ювелірторгу (1964—1965рр.)", да и обкомовских работников — полными оболтусами. Но что-то их подтолкнуло (кто-то их заставил?) с этой дикостью смириться. О моих сомнениях в зловещей роли Г. А. Лютворта я уже писал: Где в Виннице улица Снегова? Ну хотя бы остановка? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

   Это походило на какую-то слепую месть. Но — чью, кому и за что?! Причём неизвестный - неуловимый до сего часа - мститель (мстители) был весьма усерден и настойчив: операция по уничтожению дома длилась более десяти лет, начиная с 1955-го года, когда умерла Н. Е. Шехтман. За это время сменились пять председателей городского совета: Міські голови Вінниці — Вікіпедія (wikipedia.org). Но первым секретарём Обкома партии оставался с 1955-го по 1970-й годы тот же самый П. П. Козырь. Отсюда — поворот моих мыслей в его сторону: Где в Виннице улица Снегова? Ну хотя бы остановка? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Преобразование изящного, "с лицом необщим выраженья" [я позволил себе некоторую «правку» в стихотворении «Муза» (1830) Е. А. Баратынского] строения в тупорылую мрачно-серую глыбу происходило буквально  н а  г л а з а х  члена ЦК КП Украины, кандидата в члены ЦК КПСС. Судя по рассказам о расположении кабинетов в здании Обкома партии, П. П. Козырь мог наблюдать «стройку века» из окон своих хоромов!

   Не сомневаюсь, что по поводу перестройки дома Шехтмана (фактически — ликвидации с возведением на его месте совершенно иного строения) неоднократно возникали споры, ну, назовём их мягче: обсуждения. Удавалось ли Первому, как Евгению Онегину, «хранить молчанье в важном споре» о «целесообразности» - именно такой, какой она, в результате всего описанного выше случилась - замены одного здания другим. Конечно, аргументировали необходимостью расширения служебных помещений «Сберегательной кассы» - и тут никто возразить не мог: там властвовала над всем дикая теснота и для сотрудников, и для посетителей (см. в «Премудростях Соломона», глава «А теперь — по левой стороне», притча «О Сберегательной кассе», фото 41). О нехватке жилья и говорить не приходилось: люди всё ещё проживали в сырых полуподвалах. И так далее …
   Я — в полной растерянности и ещё раз обращаюсь за помощью: «Вінницька агенція журналістських розслідувань», откликнитесь!

***

   Что касается дачи Шехтмана, то никто даже не пытался привязать её расположение к нынешней местности. Опять же, цитата из «Моей Винницы», в которой (глава «А ТЕПЕРЬ – ПО ЛЕВОЙ СТОРОНЕ») написано: «По фотографии трудно определить точное расположение дачи, но внук уверяет, что дача деда находилась там, где в послевоенное время построили водную станцию ДОСААФа. Во всяком случае, добавляю от себя – вблизи от этого места (похожая на изображённую на снимке дорога вверх от берега находится метрах в ста – по течению реки – от станции ДОСААФа).» Правнук в недавней дискуссии также, причём с обидой (по смыслу им написанного, мол, ничего лучшего не могли соорудить?!), повторяет эту версию.

   Давайте порассуждаем вместе. На дореволюционном снимке (см. коллаж -1) на холме присутствует одинокое, значительное по размерам строение простой архитектуры. Вход  (заметен козырёк над входом) — с восточной стороны, напротив — небольшая крытая веранда с видом на реку. С западной стороны — ещё один пристрой (летняя столовая?) с навесом. Вокруг - огороженный палисадом (частоколом) перед дорогой вдоль берега и улицей, подымающейся от реки - большой, по всей вероятности, относящийся к дому участок земли. На нём заметено странное сооружение, напоминающее каменную плотин(к)у с круглым отверстием по центру, в самом низу.
   Именно благодаря этому участку ничем не выдающееся здание хорошо смотрится. Всё выглядит как-то новым (ухоженным), хотя видны уже немолодые фруктовые деревья и, ближе к забору, — кустарник (можно гадать: крыжовник, малина… ). Восточная и южная границы участка на фото не отображены. Но по тому, что я видел, начиная с конца 40-х годов того же ХХ-го столетия, в поле зрения объектива фотоаппарата попало не менее 85% площади участка дачи Шехтмана.

   «Откуда я это знаю?», - удивляетесь вы. Летом 1948-го года в часть уже перестроенной-достроенной бывшей  д а ч и  Ш е х т м а н а  (на доме не было ни вывески, ни клейма, чего-то иного с фамилией Шехтман, никто никогда об этом не говорил, но СЕЙЧАС я почти уверен в том, что я написал разрядкой строчкой выше) переехала семья самой близкой подруги моей мамы (с примерно 1918-го до 1997-го года, когда я в Сан-Франциско присутствовал на её похоронах). В летние каникулы 1946-1947-го годов я гостил в Хмельнике у маминых родителей, но все дни проводил с её сыном, с которым с 1948-го до выпуска в 1955-м учился в школе в одном классе. И дружим мы до сих пор. Теперь, вы можете себе представить, сколько раз я в школьные и студенческие годы бывал в этом доме, который поначалу имел адрес: Бугский спуск, №6, потом - №21, а теперь - узвіз Бузський, №24. Сотни раз! Знал до последней кочки и озерца всю округу, включая бывшие карьеры по добыче скального гранита. Минимум — до места, отображённого в коллаже к статье: Деды-бабки принесли отгадки. Опыт самокритики (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). А последний раз у забора, огораживающего участок бывшей дачи, я стоял в августе 2015-го года. Интервал в две трети века!

   В нынешние дни, взявшись за эту статью, я бываю там часто: рассматриваю различные карты, анализирую их, сопоставляю с прошлым. Везде — основательные заборы, красивые калитки и двери, стены ещё более расстроившегося бывшего дома Шехтмана обложены силикатным и красным кирпичом; снимок сверху показывает окрашенную зелёной краской крышу. Конечно, дом ни размерами, ни очертаниями не напоминает ни дачу Шехтмана, ни даже дом в 40-е - 60-е годы (см. коллаж - 1 и 5).
   И — не поверите, но это так — час от часу беседую в интернете с прошлыми и нынешними жильцами! Я же — не наследник, ни разу в своей несколько-десятилетней жизни не видевший хотя бы одним глазом теоретически причитающегося ему богатства и не знающий, какое расстояние и какая высота над уровнем мирового океана отделяли бывшую дачу от уже тоже бывшего ДОСААФа. [Надеюсь, различный подход к теме вы уже уловили.]

   Чтобы покончить со «связью» дачи с ДОСААФом,  ещё раз посмотрим на коллаж. Обращаю ваше внимание на то, что дача находилась на вершине холма — далеко и высоко (!) от воды. Только ближний к зданию дачи участок относительно плоский, с небольшим наклоном в сторону реки. Далее же - в сторону реки, до самой дороги у берега - склон холма выглядит намного круче. Трудно с точностью утверждать (уровень воды в реке был иной), но, учтя данные современной топографической карты и сделав поправку на результат постройки плотины в Сабарове, можно предполагать, что дача была построена на высоте, превышающей уровень поверхности воды чуть ли не на пятнадцать метров. Это ещё лучше заметно на фотографии дачи «в профиль» (см. коллаж - 2,  кадр из киножурнала 1948-го года: (3) Facebook, 0:05 - красная стрелка указывает на бывший дом Шехтмана). Наконец, на кадре из другого киножурнала (см. коллаж - 4), примерно около 1960-го года (мне пришлось «срезать» левую часть кадра, на котором видно, что мост ещё не готов: стоя'т только опоры: СТАРАЯ ВИННИЦА (youtube.com), 4:37 мин.), где бывшая дача (красная стрелка») видна «в полупрофиль», она вся находится на одном уровне с  в е р х н е й  квадратной башней необычной конструкции сооружения водной станции ДОСААФа (зелёная стрелка).
   Что касается расстояния между бывшей дачей и уже бывшей башней водной станции
(17.06. 2014 был опубликован хороший снимок её тут: Соревнование по плаванию на водной станции "ДОСААФ" - Pingvin in Vin — LiveJournal), то из-за того что их фундаменты находятся на разном уровне (фундамент дачи — значительно выше), приходится прикинуть это по воздушной линии. Работая с разными картами и фотоснимками я получил что-то около 25 метров. Однако и эта «близость», к тому же, обманчива.
   Гляньте-ка ещё раз на фото 1 — вы увидите там слева от здания дачи какое-то строение с дверью и окном, которое могло быть чем угодно: домиком для прислуги, пр. (не хочу впустую фантазировать, потому что это не имеет для нас никакого значения). В 1948-м и последующих годах этого домика уже не было. С восточной стороны здания бывшей дачи Шехтмана, которую приобрела семья маминой подруги (там был вход в их квартиру, в две другие - через общий коридор - несколько ближе в сторону улицы Бугский спуск), росла огромная развесистая липа, а за ней начинался столь крутой склон к месту будущего здания ДОСААФа, что это место можно было называть обрывом. Там не было никакого спуска, всё было заращено густым кустарником. Впоследствии под липой соорудили большую беседку, тем самым обезопасив (перекрыв) доступ к краю этого обрыва. Домика уже не было, на его месте находился деревянный сарай.

   На фото - 4 (повторяю, где-то около 1960-го года) уже виден пристрой к дому (в сторону реки): хозяева тем самым получили ещё одну комнату и расширили кухню. Что на кинокадре - 2 не могло быть видно — это находившиеся в подполье дома (он, повторяю, стоял на круче) помещения для коровы, свиньи, кур: хмельничане начинали с хозяйства, подобного тому, что у них было в районном центре, хотя по профессии были бухгалтерами. Там, в этой семье я впервые увидел весь процесс получения ароматно пахнущей круглой буханки хлеба, наблюдал, как специально вызванный для этой цели человек закалывал и разделывал кабанчика, как коптят мясо и сало, доят корову, как сбивают сливочное масло, приготавливают творог ...

   Пристрой «проглотил» эти подсобные помещения, оставив под домом только небольшой сарайчик для огородных принадлежностей. Дети разъехались. Хозяева вышли на пенсию. Уже не надо было вставать с петухами, чтобы запаривать корм для живности, подоить корову ...
   Русскую печь в кухне разобрали — хлеб, буханку которого всегда дарили - через меня - моей маме, больше не пекли. В доме появилось своё «центральное отопление», газ, канализация, телефон. Помните домик, возможно, для прислуги (коллаж - 1)? Как указывалось выше, в 1948-м на его месте стоял уже деревянный сарай. За ним — туалет-скворечник. И это - одно из «удобств во дворе» - исчезло. Когда пропал домик — не знаю; возможно, он, стоявший у края кручи, развалился при сползании почвы.

   Наконец,  мамина подруга с мужем где-то во второй половине 60-х - в результате обмена жилья - переехали на Вишенку. Рядом там же купила кооперативную квартиру семья младшей дочери. Старшая дочь с семьёй проживала на Замостье. Сын учился и работал в Поволжье, потом в Якутии. Но, по работе, часто летал в Москву — и на пару дней залетал в Винницу. Бывая в Виннице, я встречался с ними уже только на правобережье Южного Буга.

***

   Теперь две цитаты из моих прежних публикаций, чтобы вы могли лучше ориентироваться в ближайшем окружении дачи. Сначала — о времени после завершения строительства плотины у Сабарова.
   «Затопило не только острова', но и часть берега. Дорога (для гужевого транспорта) от моста и почти до улицы Бугский спуск ушла под воду. Вместо неё несколько выше, на крутом высоком берегу, протоптали узкую дорожку для пешеходов. Ещё выше была вторая, более широкая пешеходная дорожка до Бугского спуска, теперь она перекрыта владельцем этой территории.»: Где же ваши деды, где же ваши бабки? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

   А сейчас — и о более поздних годах.
   «Более столетия (судя по старым фотографиям) существовала тропа от улицы Маяковского (в метрах пятидесяти ниже церкви Святого Николая) в сторону улицы Бугский спуск. По ней можно было пройти как раз к перекрытому сейчас участку улицы, сэкономив путь подъёма до ответвления Бугского спуска от улицы Маяковского и — вниз. Эта тропа была очень удобной не только для жителей нескольких домиков, расположенных выше неё, но и для всех, устремляющихся вдоль левого берега реки в сторону Камня Коцюбинского, плотины Сабаровской ГЭС. Если до разлива Южного Буга (пуска Сабаровской ГЭС в 1952-м году) ещё можно было пройти от Старогородского моста до места будущей водной станции «Динамо» берегом (там даже проезжали - частично по мелководью - подводы), то потом такая возможность исчезла: вода подошла вплотную к крутому берегу. Тропу, помнится (я многие годы ходил по ней к приятелям, жившим на Бугском спуске), даже несколько расширили, чтобы по ней можно было протаскивать, например, тележки.
И вот, как мне говорили, владелец дома (был Бугский спуск №6, сейчас вроде бы - №24), в котором ранее жила близкая нам семья и ещё две семьи, отгородил часть улицы в собственное пользование.
   Этот дом вы можете увидеть (на 4:34 минуте), просмотрев ролик (https://www.youtube.com/watch?v=Oa7WfoC0rTE&feature=share). Дом - самый крайний справа внизу, несколько выше и правее водной станции ДОСААФ'а, давно приватизированной и перестроенной до неузнаваемости.»: Наш - типа европейского - город Винница (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

   Самое время вернуться к семье Шехтман и их обслуге.
Как вы думаете: чем и каким путём добирались Шехтманы на свою дачу? Я думаю, что — на бричке. Переехав мост и поднявшись по «Тогдашней улице» (при появлении в 1936-м году названия «улица Маяковского» семья Шехтман уже давно лишилась этой дачи, а более раннее название этого участка ныне Синеводской улицы, когда-то состоявшей из фрагментов других улиц, даже сама проф. Т. Р. Кароева не знает: см. ВИТАТБ от 05.05.2022 - https://vitatv.com.ua/misto/vulytsyu-mayakovskoho-u-vinnytsi), бричка за Николаевской церковью поворачивала направо и спускалась по Бугскому спуску (тогда навряд ли имевшего название) прямо к даче.

   Если же дети из дома сами (или с прислугой) направлялись на дачу пешком, то сразу за мостом они поворачивали на прибрежную дорогу и по ней доходили до того же Бугского спуска (другого его конца) и поднимались по нему к даче. Ежели было дождливо и прибрежный путь был полон луж, то имелась ещё одна возможность дойти до дачи. Надо было, поднявшись от моста по правой стороне «Тогдашней улицы» у колодца (не доходя церкви!) повернуть на давнюю-давнюю тропу, ведущую прямо к даче. Эту тропу вы видите на коллаже - 3, причём в год изготовления карты (2015) выход по ней к Бугскому спуску был перекрыт (заметно сужение тропы, отражающее закрытую металлическую калитку). Писали, что так поступил владелец лежащего у самой тропы (и над тропой!) расстроенного им во все стороны дома крестообразного контура — см. на том же фрагменте коллажа - 3 (бывший дом Шехтмана помечен красным ромбиком). Кстати, этот дом видно и в кадре - 2, в глубине, правее от дачи Шехтмана, помеченной красной стрелкой. Тогда он выглядел большой хатой, сейчас — совершенно по-иному.

   Этот дом мне тоже хорошо знаком, в нём проживали в моё время три немолодые сестры: Домна, Паша и Оля — все с отчеством «Матвеевна». О Домне Матвеевне в «Моей Виннице» (глава «Винницкие врачи») я писал, характеризуя М. И. Штерна, лечившего Д. М. - если интересно, найдите и прочитайте сами. Я уже из без того заговорился (чтобы больше подробно к теме невостребованного наследства М. Л. Шехтмана не возвращаться). «Властелин тропы», как мне доложили, - внук одной из Матвеевных (больше подробностей — не ждите).

   Что мы имеем сейчас в бывшей даче М. Л. Шехтмана и вокруг неё? Как я уже отметил, ещё большее увеличение жилой площади и облагораживание  внешнего вида строения. Как и прежде (в послевоенное время) владеют зданием три семьи. Потомки одной из них построили себе на их участке ещё один домик, рядом с ним — домик, который я помню ещё с 50-х годов: его соорудил тогда охранник из ДОСААФа (см. на коллаже - 5 дома' под №№26 и 30, узвіз Бузький). Узвіз Бузький «прорвался» на береговую линию, где возник новый ряд жилых домов. На коллаже - 5 виден один из них под №22, а на - 3 можно насчитать больше: за зданием на месте башни ДОСААФа (самое большое) ещё два (в сторону моста). Там же, на - 3 видны упомянутые выше домики под №№ 26 и 30. Повторяю, о некоторых жильцах я получил сведения, включающие И.Ф.О., номер телефона, пр. (для раздобычи, если понадобится, других фактов). Вы, во главе с отказывающимся от дачи (каковую не посетил, судя по незнанию её расположения и нынешнего состояния, ни разу в жизни!) наследником, всё и так, исходя из ваших реплик, «знаете» о даче, существование которой и её первого владельца вами даже не подозревалось. Такой вот парадокс, характерный для винницких сайтов: чем меньше о чём-то знают, тем громче и уверенней об этом высказываются. Как говаривали прежде знатоки греческого языка,  а н т и н о м и я  — противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.

   Тут-то моей «Сказке о дачнике и дачке» — конец.
А перед вами — не «разбитое корыто», упомянутое деколонизированным в самую последнюю очередь А. С. Пушкиным, а, как назвали бы проведенную мною работу сотрудники «Вінницької агенції журналістських розслідувань» (ВАЖР), одно из лучших незавершённых достижений инвестигативной (расследовательской) журналистики XXI-го века. Надеюсь, ВАЖР признает для себя почётным делом его продолжить и, достойно, как это почти случилось с определением истинных границ винницкой Ерусалимки, завершить.

   Така моя каденція:
отримає тоді Агенція - через моє посередництво - індульгенцію за Владову Єрусалимкінську некомпетенцію, докладно зображену тут: Палил по фейкам Влад, но всё невпопад (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).