Кладбищенский роман

Сергей Шевяков
                День счастья

                Телевизионный сериал.














                Восьмая серия

                «Кладбищенский роман».

                Автор сценария: Сергей Шевяков.

























                Москва — 2002г.


Широкая парадная лестница сверкает мрамором. Среди гомона и шума людских голосов откуда-то издалека и еле слышно начинает звучать торжественный марш Мендельсона. Появляется титр названия сериала: «День счастья». Остальные звуки тут же стихают, а марш несётся всё яснее и громче и, наконец, достигает своего апогея. Титр исчезает. Откуда-то сверху на лестницу выходит сначала одна пара молодых, а за ней сразу множество и множество других таких же нарядных пар новобрачных. Лестница полностью заполняется этой чёрно-белой, живой рекой счастья. Все улыбаются счастливыми улыбками. Кое-кто сквозь слёзы, но тоже счастья. В какой-то миг кадр замирает точно фотография. Музыка тоже замирает, оставив после себя лишь недолгое эхо. В тишине мы приближаемся взглядом к следующей после предыдущей паре на фотографии. Эта пожилая пара одновременно обводится, будто фломастером, красным кружочком. Появляется титр: «Инна + Павел».

В ЗТМ

Проходят титры: «8-ая серия «Кладбищенский роман»».

ИЗ ЗТМ 

1. НАТ — КЛАДБИЩЕ — ДЕНЬ.

Сквозь набухшие почки на ветках деревьев далеко-далеко вдаль пестрят синими оградками разношёрстные могилки.

На ровную поверхность отполированной дождём и ветром доски расстилается чистое махровое полотенце. Старческая женская рука выкладывает на него поочерёдно: яйца, печенье, конфеты, бутылку пива и бутылку водки. 

На всё это с овала фотографии памятника равнодушно глядит пожилой мужчина с проседью в волосах. Под фотографией торжественными буквами выведено его имя — «Федосов Степан Иванович» — и даты жизни — «1932 – 2002гг.».

Сидя внутри оградки на скамейке рядом с памятником, ИННА ЛЕОНИДОВНА — женщина лет шестидесяти пяти — на этой же скамье и сервирует свой нехитрый «стол». Пиво — себе, яйца с печеньем — на середину, водку и конфеты — от себя подальше.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Вот такие, Стёпа, у нас дела…

В оградку входит мужчина лет сорока в кожаной куртке и такой же кепке — НИКОЛАША. Впрочем, кепку он сразу снимает, кидает на скамейку и, почёсывая затылок, садится к «столу».

                НИКОЛАША
Ну, всё, сигнализацию включил и ручник пристегнул. Можно расслабиться.         

Николаша сразу откупоривает бутылку водки, наливает полстакана и протягивает матери.

Инна Леонидовна в свою очередь привычным движением накрывает стакан ломтиком хлеба.

Стакан ставится на могильную плиту перед памятником.

Николаша и себе наливает немного водки.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА (З.К.)
Ты же за рулём, Николаша.

                НИКОЛАША
Да ладно, чуть-чуть, ничего не будет. За отца же.
 
Не отводя глаз от портрета на памятнике, Инна Леонидовна поднимает свой стакан с пивом.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ему, наверное, там хорошо. Он мне сниться только весёлый. Чего-то рассказывает, смеётся.

                НИКОЛАША
Светлая память!

Николаша залпом выпивает содержимое стакана.

Инна Леонидовна тоже пьёт своё пиво, но глотками, неторопливо.

Николаша закусывает яйцом и печеньем. Он искоса поглядывает на мать.

                НИКОЛАША
Ну, что ты решила?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ничего.

                НИКОЛАША
Мам, ты учти, у тебя — возраст уже, силы-то — не те. Сердце, вон, прихватывает, а дальше вообще не понятно.

Инна Леонидовна, задумавшись о чём-то, потупив взгляд, смотрит в сторону и машинально откусывает верхушку яйца.

                НИКОЛАША (ПРОД З.К.)
Ты же совсем одна. Не дай Бог, что случится, и помочь — некому. А мы бы ухаживали за тобой. Да и внуки тебя любят.
               
Инна Леонидовна делает затяжной глоток пива, макает яйцо в соль, жуёт и снова смотрит куда-то в сторону.
 
На соседней могиле пожилой мужчина, сидя на корточках, высаживает цветочную рассаду по контуру камня. На вид ему — лет 65-70. Это — ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ.

Лицо Павла Константиновича серьёзно и сосредоточенно.

Руки бережно присыпают корни чернозёмом, приминают его. Пальцы поправляют, чуть ли не каждый цветочек.

                НИКОЛАША (ПРОД З.К.)
Мы бы свою квартиру расширили и дачу купили бы. Тоже пойми, детям свежий воздух нужен, экология для здоровья. Ты согласна?
 
Инна Леонидовна переводит взгляд на могилу мужа.

Могила — скромная, кроме старых венков, памятника и плиты — больше ничего.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Вот бы и Стёпе — цветочков, а?

Николаша расстроено глядит на мать.

                НИКОЛАША
Тьфу ты. Ей про Фому, она про Ерёму. Пошли, пора ехать.


2. САЛОН МАШИНЫ НИКОЛАШИ — ДЕНЬ.

Рука Николаши поворачивает ключ в замке зажигания. Мотор отзывается ровным урчанием.

                НИКОЛАША
Ты всё-таки не ответила, продашь квартиру?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Нет.

Николаша несколько раз давит ногой на педаль, газуя.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА (З.К.)
Не лихачь, ты же выпил.

Николаша перерубает скорость и устремляет взгляд на зеркало заднего вида.

                НИКОЛАША
Ничего, прорвёмся.

Через заднее стекло видно, как с разворота быстро приближаются ворота кладбища. В этот момент внезапно из ворот появляется тот самый человек с соседней могилы — Павел Константинович. Он неосторожно налетает на задний бампер машины, слышится характерный удар, и пострадавший, падая, исчезает из виду.

Инна Леонидовна вскрикивает, пряча лицо в ладони.


В ЗТМ

ИЗ ЗТМ   

3. ИНТ — ПАЛАТА КАРДИООТДЕЛЕНИЯ — УТРО.

Инна Леонидовна открывает глаза. Освоившись с ярким светом из окна, она оглядывает обстановку вокруг.

Её окружают крашеные эмалью стены, ещё три больничных койки с пациентками разного возраста и тумбочка у изголовья.

Обратив внимание на оживившуюся больную, молоденькая СЕСТРИЧКА подходит к Инне Леонидовне.

                СЕСТРИЧКА
Ну, как дела, Инна Леонидовна?

Ставится градусник, поправляется одеяло, в мензурку отсчитывается нужное количество таблеток.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Где он?

                СЕСТРИЧКА
Кто, ваш сын?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Да нет, мужчина?

Сестричка иронично улыбается, глядя на свою подопечную. 

                СЕСТРИЧКА
Ну, вы даёте, больная. Только в себя пришли, а уже мужчинами интересуетесь.

Соседки по палате, смеясь, оборачиваются к новенькой 

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Мы мужчину сбили, что с ним?

                СЕСТРИЧКА
Да жив ваш мужчина, жив. В нейротравму подняли.

Инна Леонидовна вдруг хватается ощупывать свои волосы.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Зеркало есть?

                СЕСТРИЧКА
Что?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Зеркало дайте. 

Сестричка опять улыбается, доставая из кармана халата маленькое зеркальце.

Соседки тоже посмеиваются и переглядываются меж собой.

Но Инна Леонидовна, не обращая на них внимания, придирчиво разглядывает себя в зеркало.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Бог, ты мой!.. Ой, а я ведь даже не знаю ни кто он, ни как его зовут.

                СЕСТРИЧКА
Павел Константинович его зовут. Штыхин Павел Константинович. Очень хороший, между прочим, человек, а вы его — под колёса.

Инна Леонидовна ещё более придирчиво разглядывает себя в зеркало.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Можно подумать, я специально его переехала... Девочки, нужна косметика.
               

4. ИНТ — КОРИДОР КАРДИООТДЕЛЕНИЯ — ДЕНЬ.

На сестринском посту над столом склонился ДОКТОР. Он просматривает стопку анализов, делает какие-то записи себе в блокнот.

Придерживаясь рукой за стену, к посту издалека приближается Инна Леонидовна. На голове у неё завязана в виде чалмы косынка, глаза подведены, губы слегка накрашены.

Доктор машинально бросает взгляд, оторвавшись от своих анализов, на проходящую мимо больную. Удивляется.

                ДОКТОР
Это — что такое? Вам кто разрешил?!

Инна Леонидовна, опешив, не знает что ответить.

                ДОКТОР (ПРОД)
Сейчас же — в палату и лежать! Вам в обязательном порядке необходим постельный режим. Нас бы пожалели, если себя не жалко.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Доктор, я ложусь. Иду и ложусь. Честное слово, даже в туалет не пойду.
 
И Инна Леонидовна поворачивает назад, и так же по стеночке идёт обратно.

Доктор провожает её взглядом. Взяв анализы со стола, он скрывается за дверью с табличкой «ординаторская».

Тогда Инна Леонидовна останавливается, оглядывает пустой коридор и, крадучись возвращается на первоначальный путь.


5. ИНТ — КОРИДОР ОТДЕЛЕНИЯ НЕЙРОТРАВМЫ — ДЕНЬ.

В двери с лестничной площадки появляется голова Инны Леонидовны. Осмотревшись, она входит и, глядя на номера палат, продвигается от двери к двери.

Из очередной палаты вдруг выходит мужчина в больничной пижаме с перевязанной головой.

Инна Леонидовна приближается к нему.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Вы не подскажете, мне — седьмую палату?

Больной указывает на соседнюю с ними дверь.

Женщина благодарно кивает в ответ и стучится по указанному адресу.


6. ИНТ — ПАЛАТА НЕЙРОТРАВМЫ — ДЕНЬ.

Старческая мужская рука безвольно лежит на больничном одеяле. К ней при помощи иглы и лейкопластыря подсоединена капельница.

Инна Леонидовна опускается на стул рядом с кроватью Павла Константиновича. Она напряжённо вглядывается в его лицо.

Павел Константинович лежит на подушке с закрытыми глазами и чуть приоткрытым ртом. Но вдруг он вздрагивает и открывает глаза.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Вам плохо?

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ               
Нет, я сплю. А что?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ну, слава Богу! А то я расстроилась. Как мне ваши цветочки понравились! Любите цветы? 

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Какие цветы? Вы о чём?

Единственный СОСЕД Павла Константиновича по палате подпирает голову кулаком и с интересом наблюдает за развитием ситуации.

Инна Леонидовна, ничего не понимая, глядит то на соседа, то на Павла Константиновича.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Как какие, вы что, ничего не помните? Головой ударились? Цветочки на кладбище, аккуратненько так, мне прямо завидно стало.

Теперь уже Павел Константинович переглядывается с соседом по палате. 

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Слушайте, кто вы такая? Чего вам от меня надо?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ничего. Я за сына — попросить прощения. Мы на вас наехали.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
А, вот оно в чём дело! Это значит, по вашей милости я здесь нахожусь?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Так я же и извиняюсь… Мы с сыном…

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Да идите вы… с сыном. Дома дел — по горло, а тут прохлаждаешься. Пить не надо, если  за рулём.

Инна Леонидовна привстаёт со стула.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Вы… Вы — что? Мы, знаете, там не праздновали. Мужу моему — год как… помянули чуть, так что...

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
А я-то тут при чём? Я, может, больницы не переношу. Да, что вы понимаете! Кукла накрашенная! Идите отсюда…

Инна Леонидовна пятится к двери палаты.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Я… А вы — хам. Старый брюзга и хам.

Инна Леонидовна стремительно покидает палату, с силой хлопая за собой дверью.

Павел Константинович со злостью хочет отвернуться к стене, но его не пускает натянувшаяся трубка капельницы. Тогда он выдёргивает иглу из вены и всё же отворачивается, бурча себе что-то под нос.

От капель, падающих через равные промежутки времени, на полу образуется лужа.


7. ИНТ — КОРИДОР ОТДЕЛЕНИЯ НЕЙРОТРАВМЫ — ДЕНЬ.

Инна Леонидовна стремительно направляется к выходу из отделения.

Шаги её постепенно замедляются.

Женщина переходит на медленную ходьбу и рукой придерживается за стену. Она задерживает дыхание, делая его глубоким, спокойным.

Так Инна Леонидовна и выходит из отделения.


8. ИНТ — ПАЛАТА НЕЙРОТРАВМЫ — ДЕНЬ.

Затылок Павла Константиновича неподвижен. Мужчина всё ещё лежит лицом к стене.

Сосед его, заложив руки за голову, разглядывает потолок. Он на мгновенье оборачивается к Павлу Константиновичу, глядит на неподвижный затылок и снова устремляет взгляд в потолок.

                СОСЕД
Ну, и напрасно ты, Константиныч, женщину обидел.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (З.К.)
Не твоё дело.

                СОСЕД
Нянечка говорит, бедную с сердечным приступом привезли, за тебя перепугалась. А ты на неё собак спустил.
   
Павел Константинович, глядя в стенку, тяжело вздыхает и накрывает голову подушкой.


9. ИНТ — КОРИДОР КАРДИООТДЕЛЕНИЯ — ВЕЧЕР.

Молодые женские ручки вклеивают в историю болезни бланки анализов.

ПОСТОВАЯ СЕСТРА сидит за своим столом. Её лицо помимо общего света освещено ещё и светом настольной лампы. Издалека слышится неровный строй десятка голосов выводящих песенку «Ландыши». Сестра оборачивается на звук, её губы трогает улыбка.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (З.К.) 
Здравствуйте, вы не подскажете?…

Лицо медсестры сразу становится серьёзным, она с большим достоинством оборачивается к спрашивающему.

Рядом оказывается Павел Константинович на инвалидной коляске.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (ПРОД)
Где мне найти больную — Федосову?

                ПОСТОВАЯ СЕСТРА
В столовой. Езжайте на песню, не ошибётесь.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Огромнейшее спасибо.

Павел Константинович, вращая руками колёса, едет вдаль по коридору.

Медсестра снова улыбается, глядя ему в след.

                ПОСТОВАЯ СЕСТРА
Клуб ветеранов.

 
10. ИНТ — СТОЛОВАЯ КАРДИООТДЕЛЕНИЯ — ВЕЧЕР.

Пожилые люди — мужчины и женщины, человек десять, сидящие полукругом, поют песню «Ландыши», старательно выводя мелодию. От этого, правда, хор не звучит стройнее, но задор и искренность исполнения искупают всё.

Инна Леонидовна стоит перед хором, энергично дирижирует и сама поёт, чуть ли не громче всех. Песня заканчивается.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
А теперь — «Чёрный кот». Три, четыре! «Жил да был чёрный кот за углом…»
 
Хор подхватывает песню, и поют уже все вместе.

Инна Леонидовна даже начинает пританцовывать. К ней из числа поющих выходит мужчина, пытаясь тоже выкручивать твист. Получается у него слабо, но руководительница хора хлопает в ладоши, задавая танцу ритм.

Внезапно, будто почувствовав что-то, Инна Леонидовна оглядывается на дверь. Она продолжает по инерции хлопать, однако почти не попадает в такт пению.


11. ИНТ — КОРИДОР КАРДИООТДЕЛЕНИЯ — ВЕЧЕР.

Павел Константинович отпрядывает от узкой щёлки в дверях столовой. Он ещё секунду раздумывает, а потом…

…его коляска торопится к выходу из отделения.   


12. ИНТ — СТОЛОВАЯ КАРДИООТДЕЛЕНИЯ — ВЕЧЕР.

Инна Леонидовна, улыбнувшись, возвращается к песне.

Участники хора отвечают на улыбку руководительницы счастливыми нотками в словах: «Только песня совсем — не о том, как не ладили люди с котом».

Инна Леонидовна ещё громче и задорнее запевает с хором.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
«Только песня совсем — не о том, как не ладили люди с котом»!


13. ИНТ — ОРДИНАТОРСКАЯ КАРДИООТДЕЛЕНИЯ — ДЕНЬ.

Руки моются под струёй воды из-под крана, потом берётся кусок мыла, и руки намыливаются, как намыливаться могут только руки врачей, особенно хирургов — тщательно и с удовольствием.

Доктор вытирает руки насухо, вешает полотенце на крючок и проходит к своему столу. 

За столом он углубляется в изучение данных истории болезни. Мельком вскидывает взгляд на посетителя.

                ДОКТОР
Да вы садитесь, не стойте.
 
Николаша пододвигает стул ближе к столу и присаживается на самый его краешек.

                НИКОЛАША
Ну, как, доктор, жить будет?

Доктор откладывает историю болезни в сторону. Он задумчиво смотрит на Николашу, подыскивая слова.

                ДОКТОР
Будет, будет. Но, видите ли, в чём дело... Мы обследовали вашу матушку, и результаты, прямо скажем, не радуют.

                НИКОЛАША
Вы хотите сказать, что она может…

                ДОКТОР
Нет, не обязательно. Но сердце крайне изношено, и постоянная поддерживающая терапия просто необходима. Если этого не делать, дальше будет намного хуже.

                НИКОЛАША
Значит одной ей оставаться нельзя? Нужен уход?

                ДОКТОР
Ну, нет, смотрите по обстановке. В общем, это — не сложно, я думаю, больная и сама справится.

Николаша достаёт из внутреннего кармана пиджака записную книжку и ручку.

                НИКОЛАША
Диктуйте.

                ДОКТОР
Я всё напишу в выписке. Да, вот ещё что… Она у вас — такая неугомонная… поёт, танцует…

                НИКОЛАША
Мы ей всё время говорим и запрещаем всё время...

                ДОКТОР
А я как раз советую. Активность, душевный комфорт — очень важные вещи. Только, конечно, осторожно надо, с чувством меры.

Доктор поднимается к большому календарю на стене и пальцем проводит по дням недели.

                ДОКТОР
Ну, что, в конце недели заберёте.

Николаша отставляет стул обратно.

                НИКОЛАША
Я так и думал. Очень хорошо.


14. ИНТ — ПАЛАТА КАРДИООТДЕЛЕНИЯ — ДЕНЬ.

Соседки по палате Инны Леонидовны от души хохочут, кое-кто даже вытирает слёзы.

Сама Инна Леонидовна сидит на постели в пижаме, подоткнув под спину пару взбитых подушек.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
На инвалидной коляске за мной ещё не бегали. Хотя, девочки, я думаю, роман, начинающийся на кладбище, ни к чему хорошему привести не может.
 
СОСЕДКА с кровати напротив, закатывается писклявым смехом.

                СОСЕДКА
«Кладбищенский роман» — пессимистично звучит.

Все опять дружно смеются.

Стучат. В дверях палаты появляется Николаша с портфелем в руках. Он заминается в проходе между коек.

                НИКОЛАША
Девочки, сходили бы вы… я не знаю, в… Нам поговорить надо.

Женщины недовольно собираются и плетутся к выходу. Самая МОЛОДАЯ из них оборачивается у самой двери.

                МОЛОДАЯ
У нас, между прочим, сончас.               

Слышно как со скрипом закрывается дверь. Николаша переводит взгляд на мать и садится рядом.

Инна Леонидовна внимательно смотрит на сына.

                НИКОЛАША
Как ты себя чувствуешь?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Не тяни резину. Ты прекрасно знаешь, как я себя чувствую, был у меня полчаса назад. Что?

                НИКОЛАША
А, ну да… Я с доктором разговаривал. Всё — нормально, скоро домой пойдёшь. Только, вот, надо будет всё время процедуры сложные делать.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ну, что ж, буду делать, раз надо.

                НИКОЛАША   
Я же говорю — сложные процедуры, сама не справишься.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Так будешь чаще приезжать ко мне, вместе справимся.

Николаша с шумом выдыхает воздух.

                НИКОЛАША
Ну, в общем, врач, сказал, что у тебя с сердцем — совсем плохо, нужен покой и уход. И жить одной — противопоказано.

Инна Леонидовна прислоняется затылком к стене за спинкой кровати.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
И что?

                НИКОЛАША
Ничего! Куда я — тебя? Сами еле поворачиваемся. Не знаю, если только твою квартиру продать, да объединиться?

Задумавшись, женщина машинально теребит пуговицу на пижаме, и вдруг медленно переводит взгляд на сына.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Но это бы ничего не решило. Пока бумаги нужные соберёшь, пока с покупателем договоришься…

                НИКОЛАША
А я уже всё подготовил.

Сын даже привстаёт со стула, чтобы достать из портфеля стопку деловых бумаг.

                НИКОЛАША (ПРОД)
Тебе ни о чём не нужно беспокоиться. Дачу если купим, на тебя запишем.

Николаша подсовывает бумаги матери. Та всё так же задумчиво рассматривает листок за листом

                НИКОЛАША (З.К.)
Только подпиши.

Инна Леонидовна опять глядит сыну в глаза, грустно улыбаясь. Скрипя сердце, она подписывает бумаги.


15. ИНТ — ВЕСТИБЮЛЬ БОЛЬНИЧНОГО КОРПУСА — ДЕНЬ. 

У самой лестницы пожилая нянечка принимает пакеты с передачами от родственников больных. Она рассматривает содержимое пакетов и складывает их в корзину-каталку.

Соседки по палате жмут Инне Леонидовне руку, обнимают её, гладя по спине.

Инна Леонидовна — уже в обычной повседневной одежде тепло улыбается в ответ.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ладно, девочки, сын в машине ждёт, пойду. Новую квартиру еду обживать! Выздоравливайте и больше не болейте. 

Из глубины коридора в вестибюль выезжает на коляске Павел Константинович. Увидев Инну Леонидовну с подругами, он останавливается.

Соседки по палате, замявшись, уходят.

Павел Константинович тут же подкатывает к Инне Леонидовне.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Вы уже уходите? Так скоро.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ну, не могу же я тут поселиться. А почему вы — на коляске, у вас же, насколько я понимаю, с головой было не в порядке?

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
С головой у меня уже в порядке, а вот нога…

Павел Константинович выставляет вперёд ногу с перевязанной стопой.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (ПРОД)
Мизинец ещё сломан.

Инна Леонидовна устремляет взгляд на ногу собеседника.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Мизинец? Как вас угораздило? Ну, выздоравливайте с мизинцем. Мне пора.

Павел Константинович преграждает путь коляской.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Подождите! Простите меня, и не обижайтесь.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ай, Боже мой, за что?

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
За грубость. Отвык, знаете, общаться с вашим братом.

На лице Инны Леонидовны появляется неподдельное удивление.

              ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (ПРОД)
Жена, понимаете, на кладбище, живу один… Я тут, позволил себе навести справки о вашей болячке. Вот, возьмите.

Павел Константинович протягивает женщине какую-то записочку, аккуратно свёрнутую в несколько раз.

Инна Леонидовна принимает её, не зная, что с этим делать.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Что это?

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Я расписал несколько, можно сказать, народных методик восстановления после инфаркта. Если правильно выполнять, обязательно поможет.

Инна Леонидовна кладёт записку в карман, смущённо улыбаясь при этом.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
А хотите, я вас навещу как-нибудь?

Павел Константинович задумывается. Лицо его смурнеет всё больше и больше.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Нет, не стоит, наверное.

Улыбка слетает с лица Инны Леонидовны.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Слушайте, да ну вас к чёрту!

Женщина сбегает по лестнице вниз, открывает тяжёлую дверь и хлопает ею за собой с силой.


16. ИНТ — ХОЛЛ, ГОСТИНАЯ КВАРТИРЫ НИКОЛАШИ — ВЕЧЕР.

Входная дверь открывается, и несколько носильщиков протискивают через проём металлических косяков мягкую мебель. Пытаются и так, и эдак. Кряхтят.

Придирчиво за всем этим наблюдает ЖЕНА НИКОЛАШИ.

                ЖЕНА НИКОЛАШИ
Обивку осторожней! И паркет!

Она заходит то с одной стороны, то с другой. Придерживает дверь, ногой отодвигает половик с дороги.

                ЖЕНА НИКОЛАШИ
Не елозьте по стенам, обои только поклеили.

Рабочие еле-еле проносят мебель из холла в гостиную.

Там от телевизора отрываются две девочки 7 и 11 лет — дочери Николаши. Они убирают свои стулья и отходят к окну, чтобы не мешать.

Диван устанавливается к свободной стене. Кресла — по краям.

Девочки тут же садятся на мягкую мебель, продолжая глазеть в телевизор.

Из дверей своей комнаты за всем обустройством семьи сына наблюдает Инна Леонидовна.

Жена Николаши в холле расплачивается с работниками. Она затворяет за ними дверь и, наконец, придирчиво осматривает пол.

                ЖЕНА НИКОЛАШИ
Всё равно грязи нанесли!

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Я могу протереть, если нужно.

                ЖЕНА НИКОЛАШИ
Николаша сказал, вам нельзя.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Да можно понемногу. Не бездельничать же…

                ЖЕНА НИКОЛАШИ
Ну, тогда протрите, можете посуду помыть, а время останется, бельё замочите. (ДОЧЕРЯМ) Девочки, переключайте на 12-ый канал, сериал начинается.   
 
Инна Леонидовна остаётся стоять в дверях своей комнаты, растерянно улыбаясь.


17. НАТ — КЛАДБИЩЕ — УТРО.

На могиле Степана лежат свежие конфеты и печенье. У самого памятника — новый букет цветов.

Инна Леонидовна выходит из оградки и осторожно проходит на соседнюю могилу.

Она вглядывается в портрет на памятнике.

Из жестяной баночки, взятой тут же у памятника, Инна Леонидовна тщательно поливает цветы вокруг могильной плиты.


18. ИНТ — ПАЛАТА НЕЙРОТРАВМЫ — ДЕНЬ.

Из-за двери в палате появляется Инна Леонидовна в накинутом поверх одежды белом халате с увесистым пакетом в руках.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
А вот — и я! Гостей принимаете?

Павел Константинович, укрытый на постели пледом, опускает газету и не может сдержать довольной улыбки.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Принимаю. Вы, наверное, к доктору своему заходили, а ко мне — по пути?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Нет, я именно к вам.   

Инна Леонидовна проходит, садится на соседнюю заправленную кровать.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА (ПРОД)
Я смотрю, соседа вашего нет.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Выписали.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Что ж я сижу? Я вам передачу принесла. Смотрите — яблоки, апельсины.

Инна Леонидовна выгружает на тумбочку пакеты с фруктами, а рядом ставит бутылку пива.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА (ПРОД)
И пива. Вы любите пиво?

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Нет, к сожалению. Я его совсем не пью.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ну, и хорошо. Мне больше достанется. Вы не представляете, как я люблю пиво. Что-то необыкновенное!

Женщина очень проворно достаёт из своей сумочки складную открывалку, откупоривает бутылку и, проверив чистоту на свет, наливает пиво в стакан с тумбочки.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА (ПРОД)
Особенно, когда холодное, на голодный желудок и сразу закусить, чем-нибудь, лучше солёненьким.

Инна Леонидовна вожделенно отпивает из стакана.

Павел Константинович, непроизвольно улыбаясь, глядит на посетительницу.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Но вам ведь по здоровью, в общем-то, не следует.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Да знаю, ничего не могу с собой поделать. А потом я — не часто. Так, когда случай выпадет, вот как сегодня.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
А как, кстати, здоровье? Не беспокоит?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Здоровье беспокоить не может, вот нездоровье беспокоит.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Ну, упражнения-то мои делаете, по методике?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Конечно, стараюсь, но лень, знаете. Пока одно по дому сделаешь, потом другое, до этого руки не доходят.

Павел Константинович откидывает плед, спускает ноги с кровати, садясь напротив Инны Леонидовны.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Вас что, так сильно загружают?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Нет-нет. Я сама, по собственной воле. Просто они работают, а я, вроде, отдыхаю. Да и внучки чего-нибудь попросят. Как им откажешь…

Инна Леонидовна опять самозабвенно отпивает пива.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА (ПРОД)
Ну, что мы всё обо мне. Я же вас навестила, стало быть, мне вас и расспрашивать. Как ваше самочувствие? Как мизинец?

Павел Константинович встаёт с постели и прохаживается по комнате туда и обратно.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Как видите,  вполне. Обещали на днях выписать. Так что, наше с вами столкновение закончилось удачно.

Оба посмеиваются.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Можно дальше цветочки разводить.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Слушайте, а у меня же осталось немного рассады. Хотите, я вам её принесу, посадите у себя, идёт?

Инна Леонидовна снова начинает смеяться в носовой платочек.

Павел Константинович вслед ей тоже смеётся.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Идёт. Встретимся на кладбище?

Павел Константинович смеётся ещё больше.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Встретимся.


19. ИНТ — КУХНЯ КВАРТИРЫ НИКОЛАШИ — ВЕЧЕР.

Николаша ходит по комнате туда и обратно.

                НИКОЛАША
И что ты у него там делала?

Инна Леонидовна сидит за столом, помешивает чай в полупустой чашке и смотрит в неё, не поднимая глаз на сына.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ничего, пиво пила.

Николаша останавливается, как вкопанный.

                НИКОЛАША
Пиво? Ты, вообще понимаешь, что говоришь? Какое пиво? Тебе же противопоказано!

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
А мне всё противопоказано. Что ж мне не жить теперь? 

                НИКОЛАША
Не усугубляй.

Николаша садится за стол напротив.

                НИКОЛАША (ПРОД)
Чего ему от тебя надо? Извиниться извинились, вылечился уже… Ну, зачем ты к нему ходишь?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Хочу и хожу.

                НИКОЛАША
Та-ак, кажется, я понимаю. Мамуля  шуры-муры завела. Тебе доктор чего велел? Без нервных потрясений как-нибудь, а ты?…

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Мне просто с ним — приятно, вот и всё. Чем это может повредить?

Николаша ударяет кулаком по столу.

                НИКОЛАША
Да тем, что доведёт он тебя до больницы снова, или ещё хуже!…

Инна Леонидовна, молча, поднимается с места и уже из коридорчика оборачивается к сыну.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Пошёл ты, знаешь куда! Я, наоборот, себя моложе чувствовать стала!

Николаша провожает мать опешившим взглядом, потом опирается лбом на составленные на столе друг поверх друга сжатые кулаки.


20. ИНТ — КОМНАТА ИННЫ ЛЕОНИДОВНЫ — ВЕЧЕР.

Рука Инны Леонидовны держит развёрнутый листок записки Павла Константиновича.

Сама женщина лежит на кровати в своей пижаме, вглядываясь в записку с методикой, попеременно ставит ноги, сгибая в коленях, и выпрямляет обратно. Свободной рукой она подносит спущенный воздушный шарик ко рту и на каждый вдох постепенно надувает его.

Шарик внезапно лопается.


21. ИНТ — ХОЛ КВАРТИРЫ НИКОЛАШИ — ВЕЧЕР.

Николаша приближает ухо к двери в комнату матери, прислушивается. Из-за двери слышится сдавленный не то смех, не то плач Инны Леонидовны.


22. НАТ — КЛАДБИЩЕ — ДЕНЬ.

Над разношёрстными могилками сплошной пеленой моросит мелкий противный дождик.

Поливаемый этим дождём, в оградке у могилы Степана копошится человек в ярком полиэтиленовом дождевике.

Руки пожилого мужчины в раскисшую землю вкруг каменной плиты высаживает рассаду меленьких цветов.

По сосредоточенному лицу Павла Константиновича стекают капельки дождя. То ли ловя эти капли, то ли просто от усердия Павел Константинович облизывает уголки рта. Он даже насвистывает какую-то простенькую мелодию. Слышится скрип металлической дверцы.

В оградке появляется Инна Леонидовна под старым огромным мужским зонтом.

Павел Константинович поднимается ей навстречу, разводя измазанные в земле руки.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
А я уж думал, вы не придёте в такую погоду.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
«У природы нет плохой погоды», помните? А мне дождь даже больше нравится, умиротворение души, знаете.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Я уже почти закончил, сейчас.

Инна Леонидовна садится на скамейку, подстелив сначала пакет. Огромный зонт накрывает её полностью.

Руки Павла Константиновича, из крана в трубе, проложенной прямо по земле, обмываются под струёй воды от грязи.

Павел Константинович, потирая ладони,  входит в оградку и тоже садится под зонт к Инне Леонидовне.
               
Та, задумавшись, глядит на…

…портрет Степана и цветочки, окаймляющие могилу.

 
                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Аккуратно. Стёпа любил, чтобы аккуратно было.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
А от чего он скончался, если не секрет?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Какой секрет, болел. Долго болел. Последние пять лет после инсульта с постели не вставал.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Парализовало?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Господи, не дай, Бог, никому. Он же, мне кажется, больше меня страдал.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Да, это — тяжёлое испытание.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Грешно, конечно, говорить, но когда он умер, я обрадовалась. Не за себя, честное слово, за него. Воистину, отмучился человек. 

Инна Леонидовна вдруг привстаёт и протирает платочком от дождя и потёкшей пыли портрет Степана. Просветлённая она садится обратно.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА (ПРОД)
А ваша супруга как умерла?

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Семь лет назад от приобретённого порока сердца.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Значит, скоропостижно.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Можно сказать и так. Я её по своей методике лечил, занимался. И лучше становилось, прямо заметно.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Как  же тогда?..

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Операции не перенесла, сердце не выдержало. Вот с тех пор-то я больницы обходить и стараюсь. 

На глазах Инны Леонидовны появляются слёзы. Она их, как может, сдерживает.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Вы знаете, а я уже начала делать ваши упражнения. И мне явно становится лучше. Я прямо чувствую.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Неправда, после двух раз ещё не может стать лучше.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Клянусь, мне — лучше. И не спорьте со мной. Мне так хорошо…

Слёзы вдруг прорываются наружу, и Инна Леонидовна, шмыгая всё в тот же платочек, которым протирала портрет Степана, плачет.

Павел Константинович удивлённо глядит на плачущую пожилую даму, которая всегда была образцом жизнерадостности.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Что — такое? Что случилось?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ничего. Ничего не случилось... Ну, как такое может быть? Я же его вырастила, всё ему отдала, а теперь — в приживалках.   

Павел Константинович обнимает Инну Леонидовну за плечи и трепетно поглаживает по спине.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Поколение «некст». Отвоёвывают место под солнцем у вымирающих. А может так оно и должно быть —сначала мы их опекали, теперь они нас. 

Инна Леонидовна, продолжая всхлипывать, утыкается лицом в плечо утешителя.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (ПРОД)
Давайте, послезавтра встретимся здесь же.

Инна Леонидовна кивает, не поднимая головы.


23. ИНТ — КОМНАТА ИННЫ ЛЕОНИДОВНЫ — УТРО.

Николаша стоит, подпирая дверь спиной, сложив руки узлом у себя на груди.

                НИКОЛАША
Я тебя предупреждал, к чему это приведёт. 

Инна Леонидовна лежит в постели бледная, держась за левую сторону груди, сосёт под языком валидол.

                НИКОЛАША (ПРОД)
Ты думаешь, мне приятно смотреть, как ты себя гробишь? И не говори ничего. Сегодня же поедешь на дачу.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Не поеду, у меня — свидание.

                НИКОЛАША
Ага, сейчас! Разрешу я тебе в таком состоянии идти, как же.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Перестань, Николаша. Меня будут ждать.

Николаша, подойдя к кровати матери, опирается на металлическую спинку.

                НИКОЛАША
Нужна ты ему больно. Попомни моё слово, подождёт немного и уйдёт.

Инна Леонидовна от взгляда сына отворачивает голову к стене.


24. НАТ — УЛИЦА У ВОРОТ КЛАДБИЩА — ДЕНЬ

У самой арки ворот с букетом садовых цветов из стороны в сторону ходит Павел Константинович.

Остановившись на мгновенье, он, щурясь, глядит на большие часы на ближайшем фонарном столбе.

Там стрелки передвигается на 1:42.

Павел Константинович всё же сверяется и со своими наручными часами.

На циферблате — 1:43.

Павел Константинович ещё раздумывает несколько секунд и вдруг решительным шагом уходит с места свидания прочь.


25. ИНТ — ХОЛЛ КВАРТИРЫ НИКОЛАШИ — ДЕНЬ. 

Посреди холла Николаша, его жена и обе дочери в две большие сумки укладывают разложенные по полу дачные принадлежности.

                ЖЕНА НИКОЛАШИ
Теперь давай мангал с шампурами.

                НИКОЛАША
Держи.

Николаша подаёт свёрток, из которого торчат острия шампуров.

Свёртки руками супруги Николаши компактно пристраиваются в глубь сумки.

                ЖЕНА НИКОЛАШИ
Так, теперь — штормовки, вдруг холодно будет.

Старшая дочь сворачивает штормовку и кидает матери. Слышится пронзительный звонок.

Николаша, нехотя, поднимается на ноги, открывает входную дверь.

На пороге оказывается Павел Константинович. Его взгляд борется со…

… взглядом Николаши.

Жена Николаши и обе дочери с любопытством разглядывают бабушкиного кавалера.

Павел Константинович с достоинством делает шаг, переступая порог.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Могу я видеть Инну Леонидовну? Она — у себя?

                НИКОЛАША
У себя. Только не долго, нам некогда.

Павел Константинович, перешагивая через разбросанные вещи, проходит меж сидящих на полу жены Николаши и его дочерей к двери комнаты Инны Леонидовны.

Николаша сопровождает его.

                НИКОЛАША
Вы же не глупый мужчина, ну, убедите её, что ей лучше поехать с нами на дачу.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Не знаю, попробую.

                НИКОЛАША
Вы же понимаете, что только там ей может стать лучше?

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Я всё понимаю.

Павел Константинович, не дожидаясь окончания разговора с Николашей, входит в комнату, закрыв дверь перед носом собеседника.


26. ИНТ — КОМНАТА ИННЫ ЛЕОНИДОВНЫ — ДЕНЬ.

Инна Леонидовна улыбается, её лицо излучает радость.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Как вы узнали мой адрес?

Павел Константинович поправляет подушечку на стуле под собой и тоже довольно улыбается.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Захотел и узнал. В больнице. А вы, я смотрю, расхворались что-то. Ну-ка, дайте.

 Павел Константинович берёт руку Инны Леонидовны за запястье и одновременно внимательно глядит на свои часы.

Он прислоняет ухо к левой стороне груди больной, вслушиваясь в сердцебиение.

Оборачивает манжетку манометра вокруг руки Инны Леонидовны, накачивает её.

Манометр показывает повышенное давление крови, подрагивая стрелкой с определённой цифры.

Павел Константинович задумчиво глядит на Инну Леонидовну.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Вам действительно нужно отправляться на дачу.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Но я же…

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Теперь вы со мной не спорьте. Поверьте, я знаю что говорю.

Инна Леонидовна приподнимается на локтях, испытующе глядя на Павла Константиновича.


27. ИНТ — ХОЛ КВАРТИРЫ НИКОЛАШИ — ДЕНЬ.

Николаша с женой и дочерьми на корточках закрывает молнии на сумках.

Дверь из комнаты Инны Леонидовны открывается, и в холл выходит хозяйка комнаты, поддерживаемая за локоть Павлом Константиновичем.

Николаша первый поднимается от сумок, за ним встают дочери и жена.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Она едет на дачу. Только не с вами, а со мной.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Павел Константинович пригласил меня к себе, и я дала согласие.

Павел Константинович и Инна Леонидовна протискиваются между стоящих на полу сумок. Дорогу им преграждает Николаша.

                НИКОЛАША
Минуточку. Что значит к себе. (МАТЕРИ) Никуда ты не поедешь!

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Она что, собственность, или,  не дай Бог, пленница, чтобы за неё решать?! А ну, уйди с дороги.

Инна Леонидовна кладёт руку на плечо сыну.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Не надо, Николаша, уйди.

Оторопев, Николаша отходит в сторону, освобождая дорогу к выходу. Он крутит пальцем у виска.

                НИКОЛАША
Да, тебя же лечить надо.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
О своей болезни подумай. (СУЧИТ КУЛАКОМ ПО ГРУДИ) А то, что ей нужно, мы сами разберёмся. Я её вылечу.
 
Старики вдвоём выходят из квартиры. Медленно со скрипом дверь за ними закрывается.


28. НАТ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК — УТРО.

Ноги Павла Константиновича в тренировочных штанах и кедах нарочито медленно шагают на месте. Рядом точно так же маршируют ноги Инны Леонидовны.

Оба пожилых человека на площадке возле крыльца на веранду медленно переступают с ноги на ногу, высоко поднимая колени. Павел Константинович поднимает руки вверх, разводит их в стороны, опускает по швам. Инна Леонидовна полностью повторяет движения вслед за ним.

Сидя на скамейке в беседке оба вращают головами то в одну сторону, то в другую. При этом они ещё раздвигают и смыкают колени.

И тот, и другой лежат всё на тех же скамейках, поднимают по очереди ноги: левую и правую. Обеими руками они держат воздушные шарики у ртов и надувают их короткими поверхностными выдохами.

Рука Павла Константиновича щупает пульс на запястье Инны Леонидовны.

Серьёзно глядя на часы, он утвердительно кивает головой пациентке. 
   

29. НАТ — ЛЕС — ДЕНЬ.

Сквозь зелень кустарников и стволы деревьев виднеется широкая проторённая лесная тропинка. По этой тропинке меж стройных сосен идут Инна Леонидовна с Павлом Константиновичем и мирно о чём-то разговаривают. Павел Константинович галантно держит даму под руку. Инна Леонидовна часто посматривает в глаза своему кавалеру. Оба счастливо улыбаются.


30. НАТ — ОЗЕРО — ДЕНЬ.

Рука Инны Леонидовны бороздит ровную тёмную гладь воды.

Инна Леонидовна, сидя на корме, зачерпывает ладонью воду и брызгает в сторону носа лодки.
 
Павел Константинович гребёт на вёслах. Он пытается увернуться от брызг, но всё же оказывается забрызган. Смеётся и осторожно плещет вёслами в ответ.

Капли не долетают до Инны Леонидовны. Она с удовольствием смеётся и хлопает в ладоши.


31. ИНТ — ВЕРАНДА ДАЧИ — ВЕЧЕР.

Из носика самовара в чашку с заваркой наливается кипяток.

Павел Константинович протягивает чашку через стол Инне Леонидовне. На столе — баранки, розетки с вареньем, фрукты.

Инна Леонидовна отпивает глоток из чашки и зажмуривает глаза, смакуя вкус. Наконец она открывает глаза, глядя на Павла Константиновича прямым испытующим взглядом.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Павел Константинович, как вы ко мне относитесь?

Павел Константинович отставляет чашку на стол и берёт баранку.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
А вы не знаете? Очень хорошо отношусь.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Нет, а если серьёзно.

Павел Константинович сжимает кулак, баранка с треском ломается. 

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
А если серьёзно, то пока ничего не могу сказать. Вроде бы всё ясно. А что ясно?..

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ну, мы можем попробовать вместе разобраться?

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Я боюсь торопиться. В нашем возрасте, сами понимаете, ошибки делать опасно. Времени на исправление нет... Давайте подождём.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ждать тоже времени не особенно много.

Оба, молча, макают баранки в чай и пьют в прикуску, постепенно начиная снова улыбаться друг другу.


32. НАТ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК — ДЕНЬ.
 
Руки Инны Леонидовны вырывают сорную траву меж стеблей цветов.

В палисаднике, сидя на корточках, женщина расчищает площадку для посадки новых цветов.

Рассада сгрудилась в обрезанных картонках из-под молока и кефира на скамейке, вкопанной у самой стены дома.   

На лице Инны Леонидовны нет-нет, да и возникнет легкая мимолётная улыбка.


33. НАТ — УЛИЦА ДАЧНОГО ПОСЁЛКА, САЛОН МАШИНЫ НИКОЛАШИ — ДЕНЬ.

По улице медленно ползёт новый автомобиль Николаши, чуть притормаживая у каждого участка.

Николаша вглядывается в …

…номера дач, написанные мелом на заборе у калиток. Видны медленно проплывающие мимо палисадники и крыши домов, вырывающиеся из зелени фруктовых деревьев. У ближайшей калитки стоит молодая ДЕВУШКА в лёгком летнем платьице.

Машина останавливается напротив неё.

                НИКОЛАША
Где здесь живёт Штыхин Павел Константинович, не знаете?

                ДЕВУШКА
Профессор? Через два дома.

                НИКОЛАША
Профессор?

                ДЕВУШКА
А вы ему кто? Он, вроде, одинокий.

                НИКОЛАША
Никто.

Машина Николаши трогается уже более ретиво и целеустремлённо.


34. НАТ — ДАЧНЫЙ УЧАСТОК — ДЕНЬ.

Сквозь ограду видно, как подъехавшая новая иномарка Николаши, останавливается у ворот.

Инна Леонидовна выпрямляется, поднимаясь с уже наполовину засаженной клумбы. От внезапного головокружения она, пошатнувшись, закрывает глаза и, пятясь назад, садится на скамейку, снимает грязные перчатки.

По тропинке от калитки Николаша пробирается к матери.

Подойдя, он опирается плечом на угол дома.

                НИКОЛАША
Привет. А я — за тобой. Ну, погуляла и хватит, пора домой.   
 
Инна Леонидовна трёт указательными пальцами виски.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Николаша, ты зря приехал. Я не стану жить с вами.

                НИКОЛАША
А что так? Чем мы тебе не подходим?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ничем. Не хочу заставлять вас «Вздыхать и думать про себя, когда же чёрт возьмёт тебя». 

Николаша опускается на скамейку рядом с матерью и берёт в свои руки её руку.

                НИКОЛАША
Ну, что за белиберда? Ты нам нужна. 

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
В качестве кухарки, уборщицы, няньки, ещё кого?

Инна Леонидовна вырывает руку из рук Николаши.

                НИКОЛАША
А ты знаешь, по-моему, заботиться о родных, это — нормально.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Что же ты ни разу не пришёл позаботиться, когда папа лежал? Тогда ты только о себе думал, а теперь я тебе зачем-то понадобилась.

                НИКОЛАША
Ну, просто, я тебя люблю, и хочу, чтобы тебе было лучше. Что тут такого?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Мне здесь лучше, понимаешь ты это?! Я его люблю.

                НИКОЛАША
Мамочка, тебе — 65 лет, опомнись! Какая любовь?

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Я — такой же человек! Я имею право на личную жизнь!

                НИКОЛАША
Твоя личная жизнь сейчас уже — это мы, твоя семья! 

Николаша поднимается со скамейки и, засунув руки в карманы, останавливается в нескольких шагах, глядя на верхушки деревьев.
 
                НИКОЛАША (ПРОД)
А потом, я не хочу, чтобы ты умерла здесь, у чужого дяди!

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
И всё?

                НИКОЛАША
Нет, не всё!..

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ну, тогда скажи, скажи, чего тебе надо на самом деле?

Николаша оборачивается к матери.

                НИКОЛАША
Дорогая моя, наша дача записана на тебя, так вот, я не желаю, чтобы она досталась тому же чужому дяде, или ещё, не дай бог кому!

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ага, понятно. Я отпишу тебе всё, обещаю, когда буду при смерти. Только оставь меня в покое.

Николаша подходит вплотную к Инне Леонидовне.

                НИКОЛАША
Да, ты уже при смерти, как ты не понимаешь, дура!

Инна Леонидовна закрывает ладонями лицо.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Убирайся вон. Я больше не хочу тебя видеть.

Николаша по тропинке, ведущей к калитке, выходит за ворота дачи, садится в машину и уезжает прочь, несколько раз газанув на прощанье.

Инна Леонидовна, отняв ладони от лица, потихоньку ложится на скамейку таким образом, что голова её оказывается окружённой мелкими цветочками рассады. Женщина, делает несколько поверхностных вдохов через нос, выдохов через рот и зажмуривает глаза.


35. ИНТ — КОРИДОР КАРДИООТДЕЛЕНИЯ — ВЕЧЕР.

По коридору в белом халате с развевающимися от быстрой ходьбы полами идёт Павел Константинович.

Постовая сестра пытается встать ему навстречу со своего сестринского места.

                ПОСТОВАЯ СЕСТРА
Посещения закончены! Вы — куда?

Павел Константинович, даже не останавливаясь для объяснений, проходит мимо.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Куда нужно.


36. ИНТ — ОРДИНАТОРСКАЯ КАРДИООТДЕЛЕНИЯ — ВЕЧЕР.

Дверь с силой распахивается. Входит Павел Константинович.

С дивана у работающего телевизора встаёт среднего возраста доктор в операционном белье и невысоком колпаке — ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ.

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Профессор? Какими судьбами? Я думал, мы уже не увидимся.

Он щёлкает пультом. Телевизор замолкает.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Больная Федосова в интенсивной палате, дай историю, ознакомлюсь.

Павел Константинович проходит за стол и решительно садится на место зав. отделения.

Зав. отделения выбирает из папки нужную историю болезни, скоро перелистывает её, кладёт титульным листом перед профессором.

Павел Константинович разворачивает кардиограмму, разглядывает ленту от начала до конца, листает анализы, вчитывается в заключения специалистов узкого профиля.
 
Наконец он отодвигает всё это от себя и поднимает глаза на коллегу.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Ну, и какое ты принял решение?

Зав. отделения опускается в кресло напротив.

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Завтра буду оперировать. 

Павел Константинович выбирается из-за стола и нервно ходит по комнате из стороны в сторону. Наконец он резко подходит к сидящему в кресле зав. отделения.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
А я — против! Слышишь? Против!

Зав. отделения очень спокойно выдерживает натиск профессора.

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Павел Константинович, вы — мой учитель, я обязан вам всем, но сейчас я прошу вас не вмешиваться.

Павел Константинович садится на другое кресло, стоящее рядом.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Семь лет назад ты тоже настаивал на оперативном лечении.

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Тогда вы меня поддержали, а сейчас против. И не потому, что не верите в операцию, а потому что боитесь, после того случая.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Да, Миша, боюсь. Я боюсь ещё раз потерять всё.

Теперь уже зав. отделения расхаживает по комнате.

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Павел Константинович, вы семь лет не варились в медицине. Тогда каждая такая операция была, как полёт в космос. А сегодня, поверьте мне, это — рутина, тяжёлая, сложная, но рутина. И у нас каждый доцент это делает.

Зав. отделением приближается вплотную к своему учителю.

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ (ПРОД)
Да и я, знаете ли, за это время не отдыхал. Двенадцать статей, монография, докторская, в конце концов. 

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
А практика?

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
И практика — две операции каждую неделю…

Зав. отделения садится за свой рабочий стол.

Пальцы Павла Константиновича барабанят по подлокотнику кресла.

Профессор, присвистывая, выдыхает сделанный перед этим глубокий вздох. Он глядит на своего ученика в глубоком раздумье.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Во сколько — операция?

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
В девять.

 
37. ИНТ — ОПЕРАЦИОННАЯ — УТРО.

Часы на покрытой кафелем стене показывают ровно девять часов.

В операционную на каталке завозят Инну Леонидовну. Укрытая одной простынёй она озирается по сторонам.

У своего столика колдует закутанная до глаз операционная сестра. Металлическим звоном в её руках стучат друг о друга многочисленные зажимы, крючки, скальпеля.

Молодые ассистенты помогают больной перебраться на операционный стол.

Инна Леонидовна бодро улыбается своим помощникам.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Ребятки, шрамы женщин не красят, так что уж режьте аккуратней.

Не взирая на марлевые повязки, видно, как ассистенты улыбаются пациентке в ответ.

На лицо Инны Леонидовны накладывается наркозная маска. Женщина ещё моргает несколько раз, потом её глаза затуманиваются и в итоге через мгновенье совсем закрываются.


38. ИНТ — ХОЛЛ У ВХОДА В ОПЕР. БЛОК — УТРО.

Павел Константинович в белом халате сидит в ожидании на кушетке у стены.

Мимо него проходит совсем молоденькая санитарка. Она исчезает за дверью операционного блока.

Павел Константинович напряжённо провожает её взглядом и тут же глядит на часы поверх дверей.

На часах — 11:07

В это время санитарочка уже выскакивает из опер. блока обратно и, шмыгнув в сторону отделения, громко хлопает дверью.

Ожидающий в бездействии профессор не выдерживает на месте. Он поднимается и ходит по холлу, вышагивая правильное каре.

Снова молоденькая санитарка только сопровождаемая медсестрой и доктором пробегает через холл в опер. блок.

Остолбенев, профессор глядит им в след, и тут…

Он прикрывает низ лица лацканом халата и решительно входит в операционный блок.


39. ИНТ — ОПЕРАЦИОННАЯ — УТРО.
 
Павел Константинович застывает на пороге операционной.

У стола с больной сгрудились присутствующие. В их движения определяется явная суета.

Анестезиолог равномерно в такт дыханию резко давит на резиновую камеру. Он нервозно поторапливает анестезистку с введением каких-то препаратов.

Зав. отделения вдруг оглядывается на дверь.

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Почему здесь посторонние! Выведите его!   

Две санитарки бросаются к Павлу Константиновичу и за руки выводят его прочь. Впрочем, Павел Константинович, потеряв от увиденного волю, и не сопротивляется.


40. ИНТ — ХОЛЛ У ВХОДА В ОПЕР. БЛОК — ДЕНЬ.

Теперь Павел Константинович с удвоенной скоростью вышагивает правильное каре по холлу.

Он останавливается перед часами над дверью в опер. блок.

Часы показывают 13:40.

И Павел Константинович снова продолжает ходить по холлу, отсчитывая равное количество шагов в одну и в другую сторону.

Из-за двери опер. блока показывается мед. сестра. Она устало стягивает с лица маску и с самым серьёзным видом проходит через холл в отделение.

За ней из опер. блока выходит один из докторов. Он так же проходит в отделение, тяжело вздыхая.

Совсем без сил Павел Константинович опускается на банкетку. Его голова безвольно откидывается к стене, потупленные глаза останавливаются в одной точке.

В РАЗБЕЛ

ИЗ РАЗБЕЛА

Инна Леонидовна в палате нейротравмы бросает гневную тираду и выходит, хлопая дверью с размаху.

Инна Леонидовна, сидя на больничной койке, улыбается и с удовольствием пьёт пиво.

Инна Леонидовна на кладбище, сидя на скамейке, плачет и одновременно жалуется на что-то.

Инна Леонидовна на корме лодки зачерпывает пригоршню воды, брызгает и смеётся.

В РАЗБЕЛ

ИЗ РАЗБЕЛА

Павел Константинович резко оборачивается в сторону двери опер. блока.

Оттуда появляется зав. отделения. Он устало направляется к профессору.

Павел Константинович поднимается ему навстречу и, буквально, натягивается, как струна.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Ну, что?!

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Всё — нормально.
 
Профессор, глубоко вздыхая, воздевает глаза к потолку, не может унять частого моргания век и опускает глаза в пол. Размашистыми движениями он единожды крестится.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Господи!..

Зав. отделения устало улыбается и треплет Павла Константиновича по плечу.

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Ну, ну, вы же — коммунист, Павел Константинович.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Ничего. Одно другому не мешает. Как всё прошло?

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Тяжело. Склерозирование крайнее, стенки истончены. В общем, не скрою, был момент, думали — всё.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Это, когда я вошёл?

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Да, как раз. Состояние у неё, конечно, тяжёлое. Но я думаю, всё будет хорошо.
 
Павел Константинович от переизбытка чувств, вдруг обнимает своего ученика и даже приподнимает над полом. Ставит на место.

В его глазах стоят слёзы. Само собой он улыбается и часто шмыгает носом.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Только бы осложнений не было.

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Мы старались. Теперь надо ждать. Знаете что? Она придёт в себя только завтра утром, а вам нужно отдохнуть. Так что идите домой, я вам вечером ещё позвоню. 

Павел Константинович платочком протирает глаза.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Нет, Миша. Я теперь не могу её оставить. Ты, наверное, постели мне где-нибудь здесь, в отделении. Я должен быть рядом, чтобы она чувствовала.
   
Зав. отделения, еле касаясь спины профессора рукой, направляет его в сторону отделения, и сам идёт вместе с ним. Он напевает, имитируя голос В. Высоцкого.

                ЗАВ. ОТДЕЛЕНИЯ
Я поля влюблённым постелю, постелю…


41. ИНТ — ПАЛАТА ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ — УТРО.

Инна Леонидовна лежит на постели бледная и обессиленная. В носу — два катеттора, изо рта к большому аппарату, стоящему рядом с кроватью, отходит толстая трубка. Глаза Инны Леонидовны закрыты, веки слегка подрагивают.

В банку с водой на тумбочке ставится букет садовых цветов.

Вздрогнув, Инна Леонидовна медленно открывает глаза.

На стуле рядом сидит Павел Константинович и, не сводя глаз, смотрит на неё.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Вот и я — к вам в гости. Примите?   

На лице больной появляется слабая улыбка. Инна Леонидовна чуть кивает головой.

Павел Константинович вдруг протягивает свою руку и гладит безвольно лежащую поверх одеяла руку Инны Леонидовны.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (ПРОД)
Вы не говорите, не надо, я и так всё пойму. Ну, как дела?

Инна Леонидовна, продолжая еле-еле улыбаться, чуть заметно пожимает плечами.

Павел Константинович не выдерживает, отворачивает лицо в сторону, но тут же берёт себя в руки и, подавляя тяжёлыё вздох, снова ласково улыбается Инне Леонидовне.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (ПРОД)
Нет, всё — хорошо, всё — очень хорошо. Что мне принести, чтобы вы быстрее выздоровели?

Инна Леонидовна улыбается ещё больше. Она пытается выговорить что-то, но труба во рту мешает.

Павел Константинович понятливо кивает головой и вдруг достаёт из авоськи у ног бутылку пива.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (ПРОД)
Я знал, что вы попросите. Оно, правда, безалкогольное, но, говорят, на вкус не отличишь. 

Бутылка ставится рядом с цветами на тумбочку.

С горькой улыбкой Инна Леонидовна вдруг переводит взгляд на дверь. Глядит на неё, о чём-то задумавшись, а потом устало закрывает глаза.

Павел Константинович снова поглаживает руку женщины, держась за неё, как будто боится отпустить.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Поспите, поспите, вам нужно. А поговорить, мы ещё успеем, у нас впереди много времени.
 
В дверь тихонько скребутся.

Больная тут же открывает глаза и снова тревожно глядит на вход.

Боясь открыть дверь до конца, в палату просачивается Николаша. Он кивком приветствует Павла Константиновича и нерешительно подходит ближе к кровати матери.

                НИКОЛАША
Здравствуй, мамуля. Я так испугался за тебя! Как ты?
 
Инна Леонидовна отводит взгляд в сторону, явно не желая смотреть на сына.

Николаша обходит её кровать с другой от Павла Константиновича стороны и садится на корточки перед Инной Леонидовной, стараясь поймать её взгляд.

                НИКОЛАША (ПРОД)
Ну, прости меня! Ударило в голову, чего не бывает. Флажки упали, и понеслась ерунда всякая. Я, ведь, не хотел.
   
Инна Леонидовна отворачивает голову в другую сторону.

                НИКОЛАША (ПРОД)
Нужна была мне эта дача. Мне ты нужна.    

Николаша прижимается лицом к руке матери. Его слова звучат еле различимо.

                НИКОЛАША (ПРОД)
А ты всю жизнь — на работе, потом с батей случилось…
 
Инна Леонидовна вдруг оборачивается к сыну и …

Её рука осторожно гладит Николашу по голове. Сын поднимает глаза на мать. 

                НИКОЛАША (ПРОД)
Я же думал: «Перевезу тебя к себе и всё, ты — со мной»… А у тебя появился…

Николаша переводит взгляд на Павла Константиновича.

Павел Константинович спокойным взглядом отвечает Николаше.

                НИКОЛАША (ПРОД)
Просто, обидно. По этому я и хотел на дачу.

Инна Леонидовна похлопывает рукой по руке Николаши.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Напрасно. Я вовсе не собираюсь вас разделять.

                НИКОЛАША
Простите. Лично против вас я ничего не имею.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Ладно, с этим позже разберёмся, а сейчас будь добр, оставь нас, ненадолго, пожалуйста. Мне нужно сказать твоей матери что-то очень важное.

Николаша, молча, согласно кивает головой.

                НИКОЛАША
Выздоравливай, я ещё приду.

Он целует руку матери и так же, как вошёл, протискивается из палаты в коридор, почему-то опять не открывая дверь до конца.

Инна Леонидовна с любопытством следит за …

…бурей чувств на лице Павла Константиновича. Наконец Павел Константинович поднимает глаза со своих рук на собеседницу.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Помните, вы меня спросили, как я к вам отношусь, а я не ответил?
 
Инна Леонидовна, моргая, одними глазами даёт утвердительный ответ.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Я не знаю, сколько нам отмерено, но я не могу без вас! Я вас люблю! А теперь, давайте, спите, вам, действительно, надо больше отдыхать.
 
Но Инна Леонидовна продолжает пристально глядеть в глаза Павлу Константиновичу.


42. НАТ — КЛАДБИЩЕ — ДЕНЬ.

Сквозь листья на ветках деревьев видна процессия, медленно шествующая по центральной аллее. Музыка оркестра неровным ладом раздражает ухо.

Дети в тёмных одеждах впереди всех несут венки. За ними плывёт крышка гроба.

Скорбные лица.

Павел Константинович тоже в темном костюме и белоснежной рубашке с галстуком провожает церемонию взглядом. Потом, как будто очнувшись от наваждения, он наклоняется к могиле своей супруги и поправляет в банке с водой букет свежих садовых цветов.   

У портрета на памятнике Степану руки Инны Леонидовны тоже поправляют нарядный букет.

Женщина, присев на корточки, достаёт из кармана носовой платок, и несколько раз поплевав на него, бережно протирает портрет от пыли.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Вот такие, Стёпа, у нас дела.
 
Наконец Инна Леонидовна выпрямляется, вставая перед могилой мужа в торжественном молчании. На ней белый платье — костюм с лёгким шарфиком вокруг шеи, на голове — шляпка.

Лицо женщины озаряет счастливая улыбка. Но вдруг улыбка сменяется замешательством. Инна Леонидовна оборачивается к соседней могиле.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
А они не обидятся?

Павел Константинович, отвлёкшись от своих мыслей у могилы жены, оборачивается к Инне Леонидовне.

                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
Они нас поймут.

Инна Леонидовна снова глядит на портрет мужа, думая о том же.

                ИННА ЛЕОНИДОВНА
Должны понять. Наверное, так будет честнее.

Так, каждый у могилы своего супруга, и стоят мужчина с женщиной, по разные стороны кованой оградки. Вроде и порознь, и всё-таки вместе. Издалека, издалека начинает звучать марш Мендельсона.


43. ИНТ — ФОЙЕ ЗАГСА — ДЕНЬ.

Из зала бракосочетания под вечный мотив всё того же Мендельсона множество пар одновременно выплёскиваются на парадную лестницу.

Река счастья, пестрящая тёмными костюмами женихов и белоснежными нарядами невест, течёт по ступеням вниз.

Лица молодых сияют улыбками счастья. Некоторые смущены всеобщим вниманием, некоторые делают знаки близким, чтобы снимали.

И снимают. Вспышки фотоаппаратов слепят глаза. Свет от видеокамер делает ещё светлее и так просторное и светлое помещение.

Среди прочих молодых отличаются покоем и умиротворением пара Павла Константиновича и Инны Леонидовны. Эти заняты только друг другом.

Находящиеся рядом новобрачные поглядывают на стариков с удивлением. На их лицах улыбки приобретают несколько иронический оттенок. Мол, вы-то куда?

Однако ни Павел Константинович, ни Инна Леонидовна не обращают внимания на окружающих и смотрят только друг на друга. И в глазах их — столько любви и ласки, что становится абсолютно ясно — слово «поздно» к любви не имеет никакого отношения.

Последняя вспышка. Кадр застывает в фотографии. И с Инной Леонидовной оказываются рядом Вика и Гриша, Мария и Леонид, Таня и Антон, Старцев и Женя, Ада Львовна и Олег, Джульетта и Роман, Катерина и Валерий, Вета и Александр. Красный фломастер обводит одним росчерком всех их красным кружком и появляется титр названия сериала: «День счастья».   

В ЗТМ


                КОНЕЦ.