Автовойны и эхо детства

Антон Боровиков
Большая гонка: Audi против Lancia / Race for Glory: Audi vs. Lancia, Италия/Великобритания/Ирландия, 2024

Эпопея автомобильных спортивных драм продолжается. После «Гонки» (Лауда - Хант) и «Форда против Феррари» (оба фильма про семидесятые), эстафету принимает Европа, меняя семидесятые на ранние восьмидесятые, а Формулу I - на ралли. Посмотрим, что получилось. Но сначала - небольшое лирически-ностальгическое отступление.

Как раз на рубеже семидесятых и восьмидесятых я, простой советский школьник, просто заболел всем, что было связано с автомобилями и автоспортом. И в комнате вместо поп-звезд или карт мира висели фото автогонок, гонщиков и машин. Этому оформлению помогало то, что недалеко от дома находился магазин «Дружба. Книги соцстран», где можно было разжиться этим, как сейчас было бы сказано, графическим контентом. Свойства, надо сказать, почти крамольного - даже отпечатанный в Чехии набор открыток с болидами всех (!) команд Формулы.

Не последнюю роль сыграла и поездка с родителями в ГДР в 1978 году к друзьям. Я, уже, правда, к тому времени несколько наблатыкался в знании, как сейчас бы сказали, иномарок. Но одно дело видеть Ford или Opel на мутной фотке в журнале «За рулем» (тоже та еще редкость была, был еще чехословацкий «Мотор-Ревю» на русском, но это вообще дефицит страшный), а другое дело, подойти к реальной тачке на парковке, вот же она, Opel Ascona, я про нее читал. Тут еще оказалось, что кузен нашего друга Юрген - профессиональный гонщик, и после поездки с ним на форсированной «Ладе» (дух захватывало, по тем-то временам) восторгу предела не было. А у Юргена оказался очень щедрый сын, от щедрот подаривший мне аж три модельки Matchbox*: Mercedes, Citroen и Jeep Wrangler.

Где только можно, искал фотки, статьи и прочее. Кстати, при всей (я серьезно) распространенности мотоспорта в Союзе реально, например, увидеть что-то по ТВ было маловероятно - ну, разве что зимний спидвей**, которого, по-моему, кроме СССР, и не было нигде. И окончательно меня в этот спорт влюбила ... естественно, книга. Не помню, откуда она взялась, но тем не менее. Называлась она «Москвичи на «Москвичах» и написана была Юлием Климовским (под псевдонимом Юлий Клеманов). Климовский был одним из членов легендарной раллийной команды Avtoexport, которая была одним из лидеров на двух мегараллимарафонов того времени: Лондон - Сидней и Лондон - Мехико. Протяженность последнего, кстати, 25700 км, ничего так, да (превед, «Дакар»)? И команда на «Москвичах» в своем классе серийных малолитражек показала отличные результаты. Подчеркиваю, на аутентичных «Москвичах-412», а не на фейковых КАМАЗах, где от КАМАЗа - только шильдик. Книга стала настольной, я наизусть уже знал весь раллийный сленг. А тут еще наше «самое важное из искусств» постаралось: от «Гонщиков» с великим дуэтом Леонов - Янковский до «Ралли» столпа прибалтийского детектива Алоиза Бренча. Конечно, потом все поменялось, увлечения стали другими, но постеры были на месте, да и память никуда не денешь, как говорится, разбуди ночью, спроси - все бы рассказал про марки, гонки и так далее.

Ну да, считайте меня сентиментальным старикашкой, но, скорее всего, именно эти сугубо ностальгические соображения и сподвигли меня на просмотр этого фильма. Хотя опасения были - после полностью провального итальянского «Ламборгини» (http://proza.ru/2022/12/27/158).

Итак, 1983. Фильм начинается с интервью, которое главный герой, управляющий менеджер команды Lancia Чезаре Фиорио (Риккардо Скамарчо) дает весьма недалекой американской журналистке (Хейли Беннетт). Вообще надо понять, что для американцев, особенно в те времена, многое европейское было абсолютно чуждо, в том числе и в моторных видах спорта. Формула? Да ну, мы лучше тупо погоняем по Наскаровскому кругу. То есть все то, что идет больше нескольких часов и что нельзя в прямом эфире транслировать, срубая рекламное бабло, не про них. Но вернемся к беседе.

Начинается все с пафосных филиппик Чезаре о ралли, мол, никакое это не железо, это дух, это воля к победе, это единство, это идея, и так далее. На что журналистка вполне резонно возражает: простите, а чего вы тогда со своим высоким духом прошлый чемпионат-то со своей Лянчей немцам из Ауди прое..? Чезаре тушуется, но потом опять седлает своего конька и говорит: «Нет, но в этом году мы точно просто зубами победу вырвем!». Представляется это проблематичным: «Ауди» выступает на единственных в классе полноприводных машинах - это были годы триумфального дебюта Audi Quattro.

Просто чтобы было понятно: фильм итальянский, поэтому соперники из «четырех колец» выставляются этакими рациональными сухарями, в отличие от полных эмоций, духа и так далее итальянцев. Кстати, эпизоды с типично итальянскими эмоциями и жестикуляцией в фильме очень неплохи. Все бы хорошо, но Чезаре получает недвусмысленный намек от боссов, что, буде он чемпионат проиграет, то накроется финансирование. То есть традиционное для спортивных фильмов развитие сюжета: герой сотоварищи поставлены практически в безвыходное положение, тут еще с гонщиками беда.

Но так или иначе чемпионат (12 этапов за год) начинается. Надо сказать, здесь авторы ушли от традиционного клише: хорошие наши и плохие противники. Нет, отношения с «Ауди» вполне, если так можно выразиться, рыцарские. Менеджера «Ауди» Роланда Гумперта играет Даниэль Брюль, с которым мы в свое время познакомились в посткоммунистической трагикомедии «Гудбай, Ленин!», а затем продолжили знакомство в ряде фильмов, в том числе в тарантиновских «Ублюдках» и (внимание!) «Гонке». Более того, начало сюжета позволяет нам говорить, что Чезаре-то наш - не такой уж рыцарь в белых одеждах. Ухищрения, на которые он идет, всегда на грани фола, но потом он телячьими глазами смотрит на команду: «Ребята, победить же надо!»

Фильм, в принципе, смотрится достаточно легко, да, есть какие-то шаблонные ходы, а куда без них? И суперэффектных съемок гонок здесь тоже нет. И это в какой-то степени даже лучше - гонка здесь представлена именно как трудная, тяжелая и опасная работа, а не шоу на потеху почтеннейшей публике. Всех перипетий рассказывать не буду, захотите - сами посмотрите. Добавлю только, что локации гонок в разных частях света показаны очень неплохо.

И я опять возвращаюсь к тому, о чем говорил в начале. Я ведь все это помнил: и что такое стопы (контрольные пункты), и систему замерения времени, и сочетание скоростных и обычных участков. И масса знакомых названий: у одного из персонажей кепка с надписью «1000 lakes», и я понимаю, что это один из этапов, ралли «1000 озер» в Финляндии, которое участники называли «1000 прыжков» из-за обилия трамплинов. И, конечно, великий «летающий финн» Ханну Миккола (Джанмария Мартини) в качестве одного из персонажей.

Да, наверное, фильм лишен масштабности «Гонок» или «Ford vs Ferrari», оно и понятно, не Голливуд. Но, может быть, оно и к лучшему. Ведь он о тех временах и том спорте, где надо пахать, а не рисоваться. Опять же приятно вспомнить времена, когда команды могли называться достойными именами вроде «Rothmans racing» или «MARTINI racing», а не носили имена энергопойла для задротов. Когда все было, наверное, честнее и проще. Tempora mutantur et nos mutamur in illis - и я уже далеко не тот восторженный мальчишка, и Audi стали тачками для манагеров разной степени жирности. Но нам повезло больше, чем Lancia - к 2017 бренд практически умер. Но это я так, в порядке старческого ворчания. Ибо моя ностальгия была удовлетворена полностью. А интересно ли это будет вам - решайте сами.

* Matchbox - самый популярный в мире бренд игрушечных моделей автомобилей
** Зимний спидвей - мотогонки, проводящиеся на покрытом льдом овальном треке.

Photo courtesy of Pascvii / pixabay.com