В наше время такого не было. Невыдуманные истории

Мира Айрон
История первая. С дискотеки
Одна из любимых фраз любого родителя: «Вот в наше время такого не было». Сама я часто повторяю детям: «Когда мы учились, не было никакого интернета». Да, была только библиотека. Вот так-то. Но это лишь один из вариантов стандартных заявлений. Можно, например, рассказать о том, что Аркадий Гайдар в шестнадцать лет командовал полком. А Александру Невскому во время Ледового побоища было всего двадцать лет.

Все родители для своих детей - бывшие отличники, чемпионы, талантливые музыканты и активисты тимуровского движения. Потому для каждого ребёнка становятся откровением трояки в аттестате зрелости у родителя, а также новость о том, что «предки» когда-то отжигали не по-детски.

Представляю вашему вниманию несколько историй, произошедших в конце 60-х годов прошлого века с одним близким мне человеком. Чтобы сделать вид, что сохраняем инкогнито, назовём героиню Анна.

Когда Анне было шесть лет, она с бабушкой и дедом уехала с Сахалина на материк. Сначала жили под Свердловском, потом - в Пермской области, а когда Аня окончила третий класс, судьба занесла семью в Краснодарский край. Там, в одном из посёлков, они осели на целых семь лет.

Однажды в летние каникулы, когда Аня перешла в десятый класс, они с подружками пошли в соседнее село на танцы. Почти как в песне: «Едем, едем в соседнее село на дискотеку...». Только ехать случилось не туда, а обратно.

На танцах Аня встретила соседа Васю, и на обратном пути он предложил Ане прокатиться «с ветерком», - парень прибыл на танцы на собственном мотоцикле. Второй шлем у Васи был, и Аня, недолго думая, согласилась.

Подружки Ани ушли домой пешком в сопровождении парней из их посёлка, а Аня устроилась на сиденье мотоцикла и вцепилась в кофту Васи.

Однако, давая согласие на поездку, Аня совсем упустила один небольшой нюанс: поблизости с их посёлком обратная дорога шла под гору. Вася, привыкший к поездкам, даже не подумал, что пассажирка может испугаться спуска с горы.

У Ани перехватило дыхание. «Стой!» - пыталась крикнуть она, но лишь захлебнулась от встречного ветра. Сердце ушло в пятки, страх окончательно затмил сознание.

Неожиданно Аня увидела столб. Сама не понимая, что творит, она, прямо в процессе спуска, уцепилась за столб, обхватив его руками и ногами. Мотоцикл, управляемый Васей, уехал, а Аня так и осталась висеть на столбе. Потом медленно сползла, сняла шлем, и, напевая себе под нос, пошла домой пешком. Пришла и легла спать.

Васька, конечно, прибежал с утра пораньше. В лицах рассказывал о том, как остановился у дома Ани и сначала ждал, что она слезет с мотоцикла, но позже понял, что приехал один. Так и сидел в темноте возле дома, ждал, когда отважная Аня вернётся. К счастью, она прошла мимо и не заметила его, а то, чего доброго, отоварила бы этим шлемом. Вот такие вот танцы. Хорошо, что всё закончилось благополучно.

История вторая.Черемша
Как бы хорошо человек ни учился, его родители всё равно учились лучше. Даже если учились хуже, всё равно учились лучше, потому что «в те времена троечник знал больше, чем сейчас отличник».

А ещё родители никогда не прогуливали школу. Ну почти...

Как известно, физику раньше начинали изучать в шестом классе. Сначала у класса, в котором училась Аня, физику вёл уважаемый в школе и посёлке человек, бывший фронтовик. Но когда ребята перешли в восьмой класс, учитель физики вышел на заслуженный отдых. Вместо него в школу пришла работать новая преподавательница физики. Молодая, красивая, в костюме с юбкой выше колен (по моде тех времён), с начёсом, с макияжем в виде стрелок. Но больно уж сердитая и строгая была, а ученики платили взаимностью. Юношеский максимализм – он такой; порой бывает достаточно безжалостным и бесцеремонным. Учитель отвернётся от класса, пишет на доске, юбка (и без того недлинная) приподнимается, и кто-нибудь из парней, изменив голос, на весь класс восторженно произносит: «А ножки, ножки!». Преподаватель злилась, кричала на класс, наказывала всех и вся, оценки занижала. Одним словом, взаимопонимания между учителем и классом достигнуть не удавалось.

Однажды весной, когда голова немного кружится у всех, и даже пень «берёзкой снова стать мечтает», одноклассники Ани приняли коллективное решение сгаситься с постылой физики. Тем более, как сообщил кто-то сведущий, у рощи за посёлком появилась черемша. Ну или дикий чеснок - кому как нравится.

Покинув стены школы (урок физики был последним в этот день), восьмиклассники скинулись деньгами, купили хлеб, упаковку соли и отправились на окраину посёлка, к роще. Туда, где росла черемша. «Выкосили» поляну черемши, съели весь хлеб. По поводу соли не совсем понятно. Домой вернулись к вечеру, довольные, счастливые. Ни о чём не жалели и ничуть не раскаивались.

Конечно, скандал был грандиозный, и попало всем. И родительское собрание было. Когда физичка, излив возмущение на родителей прогульщиков, ушла с собрания домой, все долго смеялись над тем, как дети целую поляну черемши опустошили.

Почему-то я ребят не осуждаю, и сюжет мне совсем не кажется похожим на повесть Железникова «Чучело». А вы как думаете?

История третья. "Рыбак"
Однажды к бабушке Ани приехала в гости младшая сестра с семьёй. Разница в возрасте между бабушкой и её сестрой была существенная, потому получилось так, что дочь этой самой сестры Галина приходилась Ане двоюродной тётей, а не сестрой. И хотя тётя оказалась на год младше племянницы, общение складывалось прекрасно.

Было лишь одно «но». Галка (как называли Галину все родственники) воспитывалась в очень большой строгости. Забегая вперёд, скажу, что она и замуж-то смогла выйти, только когда родителей не стало. Бывает так, к сожалению, когда родители не стесняются проживать жизнь вместо их любимого чада. Однако судить не буду. Моя цель – показать, какого примерно масштаба ограничения терпела Галка.

Когда семья Галки гостила в доме Ани, самой Галке было 15 лет, а Ане 16. Ане давали гораздо больше свободы и доверия. Во всяком случае, она имела возможность по вечерам ходить на поляну за посёлок, где молодежь собиралась для игры «Рыбак». В чём суть игры, я так и не постигла. Однако поняла, что игроков может быть достаточно много. Потому на поляне собиралась приличная толпа.

Ане, её бабушке и дедушке с трудом, но удалось уговорить родителей Галки отпустить дочь на вечернюю прогулку. Девушки отправились на поляну, играли вместе со всеми, не замечая времени.

В посёлке все друг друга знали; знали ли о том, что происходит в жизни той или иной семьи. Потому вскоре к девушкам подошёл знакомый молодой человек и сообщил, что родители Гали пришли на поляну и ищут дочь. Девушки припустили к дому, а парень увязался за ними.

Темнеет на юге достаточно рано даже летом, потому Аня, Галка и их спутник устроились на скамейке у дома по соседству с домом Ани, и остались незамеченными родителями Галки, пронёсшимися на всех парах домой, а потом обратно на поляну. Вдоволь насидевшись и наобщавшись с парнем, девушки вошли в дом.

- Быстро ложитесь спать, я постелила, - распорядилась бабушка Ани. - А то будет скандал, когда вернутся!

Девушки подчинились, и вовремя, потому что через пять минут прибежали родители Галки. Они были вне себя, рвали и метали.

- Да не шумите вы! Девчонки давно уже дома, десятые сны видят! - урезонила их бабушка.

Родители Галки до глубокой ночи сидели в кухне и вполголоса возмущались, обещая устроить ужо наутро проказницам разборки. Однако к утру их решимость немного улеглась, и гроза пронеслась мимо.

История четвёртая.Розыгрыш
В тот памятный приезд Галки произошёл ещё один интересный случай с участием родителей.

Детям нравится устраивать шутки и розыгрыши, и часто такие вот «организаторы» не особо задумываются над тем, действительно ли смешная шутка получилась? Удался ли розыгрыш? Вот так и две девицы пятнадцати и шестнадцати лет отроду пустились в странную авантюру, которая была характерна, скорее, для детей младшего школьного возраста.

Зная, что взрослые приберегли к ужину бутылку беленькой, девушки выкрали её и заменили точно такой же, только с водой. Видимо, в хозяйстве нашлась пустая бутылка из-под водки и даже крышечка к ней.

Сели ужинать, всё чин чином, взрослые разлили себе для аппетита. Мама Галки не пила вообще. Отец Галки и дедушка Ани «хлопнули» и задумчиво уставились друг на друга. А бабушка Ани пила всегда и всё понемногу, маленькими глотками. Даже водку.

Попробовала, подумала и вынесла вердикт:

- Что-то слабовата.

Тут-то наши юмористки и не выдержали, заржали, как две кобылицы, кем они, собственно, и являлись. Признались во всём, вернули спрятанную бутылку. Взрослые восхитились тем, как девушкам удалось провернуть это всё, ругать проказниц не стали.

Немного отвлекусь от повествования. Раз уж сегодня алкогольная тема, расскажу о том, как сама я однажды подставила свою маму. Так сказать, из серии: «Говорят дети». Было бы смешно, но только не моей маме...

Как известно, дети в пять лет слышат, видят и подмечают очень хорошо и очень многое, однако понятие о том, что можно ляпнуть, а что нет, у них размыто. А я ещё и читать умела.

Однажды на каком-то из семейных застолий (да, у нас при детях взрослые выпивали, но всегда в меру и только по праздникам) я услышала, как мама сказала: «Нет, мне вина. Я водку не пью, не переношу. Разве что «Пшеничную» иногда чуть-чуть, она более-менее мягкая».

Вскоре после этого случая мы с мамой пришли в маленький продуктовый магазинчик, и пока мама стояла в небольшую очередь, я громко заявила, указав на самый верх витрины, на батарею бутылок:

- Мам, смотри, твоя любимая, «Пшеничная»!

Вот такие дела. Мама до сих пор этот случай вспоминает. А с другой стороны, как сказал когда-то Илья Кормильцев: «Если ты пьёшь с ворами, опасайся за свой кошелек». Так и тянет добавить: «...А если выпиваешь при детях, не удивляйся потом».

История пятая.День рождения Валерки
Помнится, в культовом советском мультфильме о Простоквашино папа дяди Фёдора выдал афоризм: «Это только гриппом все вместе болеют, а с ума сходят по отдельности».

Наверно, он был прав, но мы не можем оспорить следующий факт: иногда группу людей одновременно посещает одна и та же мысль. Возможно, у Зигмунда нашего Фрейда или Карла нашего Густава Юнга что-нибудь на эту тему и есть. Или ещё у кого-нибудь из мэтров, но я в психологии не сильна. А вот примеры из первых уст слышала.

Однажды однокласснику Ани Валерке исполнилось шестнадцать. Вот такая красивая дата, а в ту пору ещё и связанная с получением первого паспорта.

Гордый и счастливый Валерка вошёл в класс, а дружные одноклассники со всем уважением подхватили его на руки и начали качать, громко считая вслух.

Все мы помним, что раньше в каждом классе учились не двадцать - двадцать пять человек, как сейчас, а сорок, потому возникла суета, сумятица и теснота.

Аня подумала: «Очень тесно. Если я отступлю на шаг назад, мне станет свободнее, и остальным тоже». Ну вы понимаете, да? Вот эта самая мысль и пришла в головы всем одновременно. Подбросив Валерку в очередной раз, все одноклассники, не сговариваясь, сделали шаг назад, и бедный виновник торжества рухнул на пол.

К великому счастью, в результате неудачного эксперимента ни один Валерка не пострадал. Зато полетал немного. Всё лучше, чем когда в день рождения за уши дёргают и считают.

История шестая. "А я вовсе не колдунья..."

А эта история произошла с Аней уже позднее, лет в двадцать. Семья Ани за несколько лет до этого случая благополучно (зачем-то) перебралась обратно в Пермскую область, Аня получила образование в одном из училищ и уехала на практику в леспромхоз. Уехала в сопровождении подруги и однокурсницы Нади.

Поселили девушек в неблагоустроенную квартиру, расположенную в одноэтажном деревянном доме. В квартире уже жили две другие девушки, на год старше. Тоже педагоги дошкольного образования.

Ну что сказать о леспромхозе? Во-первых, там было очень много молодых мужчин, большинство из которых - временно приезжающие. Можно сказать, вахтовики.

Во-вторых, это в фильме «Девчата» всё очень красиво, все непьющие и очень культурные.

А что же могло произойти в реальности, когда по посёлку разнёсся слух, что приехали две новенькие практикантки, молодые и красивые? Правильно, в тот же вечер заявилась подвыпившая «делегация», состоящая на сто процентов из представителей сильного пола. Знакомиться пришли.

Но не будем забывать о том, что две из четверых девушек уже год, как жили в леспромхозе, потому девичья команда была наготове. Едва на посёлок опустился осенний вечер, девушки вооружились кто половником, кто шваброй, и стали ждать.

Конечно, они закрылись изнутри на крючок, но это не помогло: слишком велико было желание визитёров познакомиться с «новенькими». Как известно, от любопытства кошка сдохла, а вышеупомянутым «кавалерам» неплохо так досталось.

Трое пустились в бега, и девушки уже хотели праздновать победу, но в комнате оказался какой-то ловкий товарищ, который почему-то не убежал вместе с остальными. Он сидел на стуле и нагло улыбался.

Надо заметить, что в жилах Ани протекало процентов десять цыганской крови. К тому же, у девушки были длинные, тёмные, вьющиеся волосы.

Аня быстро распустила волосы, прищурила глаза, вытянула вперёд ладони с растопыренными пальцами, и двинулась на непрошенного гостя, тихо приговаривая:

- Я наведу на тебя порчу, наглец! Будешь знать, как к беззащитным девушкам в дома вламываться!

При этом Аня, импровизируя, перемежала свои обещания с какой-то абракадаброй, призванной изображать заклинания.

Побледнев, парень вылетел из дома, как ошпаренный. Вот такая вот актёрская игра. Больше к девушкам незваные гости не приходили.

Конец