Хатынь

Сергей Минкевич-Одровонж
ХАТЫНЬ

Эту деревню знают во всем мире. Она стала символом нечеловеческих страданий и садистской жестокости. Мемориальный комплекс ежегодно посещают миллионы людей. Сегодня некоторые бумагомаратели, а точнее эсэсовские недобитки, пишут, что если бы красные бандиты не убили любимчика фюрера чемпиона по метанию ядра, то не было трагедии. Под “красными бандитами” они подразумливают народных мстителей, партизан. Только олимпийский чемпион был шефом одной из рот 118 охранного полицейского батальона и приехал в Беларусь убивать детей, женщин и стариков. Так же недобитки пишут что Хатынь, одна из 186 не возрождённых деревень выбрана для создания мемориала так как созвучна с Катынь, где сотрудники НКВД в 1941 году расстреляли польских офицеров и солдат. Эта наглая ложь выдумана Геббельсом. Советские НКВД некого не расстреливали в Катыни. Что представлял собой 118 батальон? Сам Васюра, начальник штаба этого батальона считал его бандой грабителей и убийц.  Васюра: «Да, служили. Но это была шайка бандитов, для которых главное — грабить и пьянствовать. Возьмите комвзвода Мелешку — кадровый советский офицер и форменный садист, буквально шалел от запаха крови. Повар Мышак рвался на все операции, чтобы позверствовать и пограбить. Ничем не брезговали командир отделения Лакуста и писарь Филиппов. Переводчик Лукович истязал людей на допросах, насиловал женщин. Все они были мерзавцы из мерзавцев. Я их ненавидел!».               
Немцы таким “туземным войскам” не доверяли, хотя командирами были бывшие советские офицеры, но их контролировали немецкие шефы. Взять хотя бы того гауптмана Вельки, который был шефом 1 роты. Было и немецкое ядро. Использовали такие формирования для карательных акций. Я не буду описывать как уничтожали деревню. Действовали по одному шаблону. Окружали деревню двойным кольцом. Людей загоняли в сарай, окладывали соломой и поджигали, а потом стреляли по убегающим людям. Потом следовал грабёж. Интересна судьба трёх карателей: Григория Васюры, Василия Мелешко и Григория Лакусты после войны. Все они считались уважаемыми людьми. Пользовались привилегиями ветаранов Великой Отечественной войны. Григорий Васюра стал почетным курсантом Киевского военного училища связи имени Калинина. Ему удалось достать справку, что он был осуждён за то, что попал в плен. Стал заместителем совхоза и часто выступал перед пионерами, изображая себя ветераном Великой Отечественной войны. Григорий Лакуста работал шахтёром и тоже не был обижен власть. Только после войны спокойно ему не жилось. Когда его задержали, признавался следователям: чувствовал, что рано или поздно выйдут на его след. Арестовывать преступника-полицая поехали в Донецк, где тот обосновался после войны, работал шахтером. Следователи под благовидным предлогом вызвали его из дома на разговор. Между делом спросили, не доводилось ли ему бывать в Беларуси. Тот оторопел и выдохнул: «А я вас ждал». Оказывается, он действительно все время жил в страхе, долго не заводил семью, но потом все же женился, родилась дочь. К тому времени, когда его задержали, девушка училась в пединституте, была комсомолкой, активисткой и секретарем комсомольской организации. Узнав о злодеяниях отца в Хатыни, она пыталась покончить жизнь самоубийством. Жена Лакусты замечала отклонения в муже. Когда показывали фильмы про зверства гитлеровцев, тот бледнел и уходил из дома часа на два, а потом долго не разговаривал. Она не могла понять причину поведения Григория Лакусты, но ей в голову не приходила, что он жестокий каратель. Дочь Григория Васюры сквозь слезы спросила отца, как он мог совершить такие тяжкие злодеяния. Что дети этих выродков должны нести ответственность за злодеяния своих отцов??? В момент совершения злодеяний их не было даже в проекте.
Василий Мелешко после войны сделался агрономом и его портрет на доске почёта. Только вот слава его хорошего агронома быстро кончилась. Областная газета опубликовала о нём громкую статью и его портрет. Поэтому портрету его опознали как карателя 118 охранного батальона и за ним пришли компетентные органы. Его судили и в 1973 году расстреляли.
Гауптштурмфюрер СС Григорий Васюра надеялся, что свидетелей его злодеяний нету. Ведь они двойным кольцом окружали деревни, а бывшие сослуживцы давать показания не будут, у них руки по локоть в крови. Только бывшие сослуживцы заговорили.  26 бывших сослуживцев давали показания против начальника штаба 118 полицейского охранного батальона Григория Васюры. Трижды бывал и я в Хатыни. Последний раз 9 мая 1984 года. Тяжело было идти по улице Хатыни. 26 дворов и 149 убитых жителей. Это трудно представить. Сейчас с ДС "Славинского" идёт прямой рейс в Хатынь.