Анонс романа marco preto

Дмитрий Кош
Глава 1
….Я вкатывался  в третье тысячелетие без семьи,  любимого дела и своего угла. Работа была пресной: вешать лапшу на уши, кланяться начальству и зубоскалить в курилке. Мои клиенты   тихарились по больницам, базарам и лавочным закуткам. По вторникам я заправлял двадцатилетний «жигуль»,  погружал в багажник рекламу и выезжал в нашу древнюю волость, словно ковбой на далекое ранчо. До ближайшей аптеки имелось два часа безмятежного ходу.  Можно было подумать и помечтать…
Вершиной плеча был Первополетск, родина пионера космических трасс – у отеля   стоял  его  бронзовый идол. Я регистрировался, забрасывал вещи в номер и спускался в бар. Фонари освещали  одинокую статую, я же смотрел на нее, словно  Нильс на каменного  Короля,     и мысленно вопрошал   - как  ты смог? Один взлет, одно приземление, те же  триста верст к  апогею орбиты -  и весь мир без ума? С моего  триумфального дембеля канула дюжина лет, а я даже банально не встал на ноги! Душа,  недолго повисев вертикально, падала аморфной массой на пол, словно из нее  вытащили стержень.
Тосклива была моя жизнь.
И если бы я взглянул на нее из моего триумфального  прошлого, просканировал каждый час гражданской рутины – не нашел никаких одобрительных слов.   Я ничего не добился. Ни родового наследства. Ни эффективной женитьбы. Ни закадычного друга, готового устроить на теплое место. Ни достойной зарплаты. Ни нормальной профессии. Ни образования, ни жилья, только  комната в старой квартире   под  неусыпным надзором беспокойной родни. Дебютный брак  развалился, бизнес не пошел, любимая женщина  сбежала к любовнику, лучшему другу ее муженька.   Теперь они подали заявление в ЗАГС   и были очень мне благодарны.
Мне не везло.   Я был скучен, угрюм, нелюдим.
О, как  тосклива была моя жизнь!
Хотя     за что-то    сканер цеплялся. По дороге домой – да-да, в той   самой еженедельной «петле» по районным аптекам,  в неуловимой  точке на трассе в районе  Усладово я  становился другим! Легким, веселым! Жизнь переставала дышать нечищеным ртом вышибалы!  Я  четко знал, что построю дом, заведу дело,  стану   чего-то там достойным  и даже  лишусь чувства юмора. Я словно возвращался к себе прежнему, всесильному дембелю, кому все нипочем!  Перед глазами как бы отодвигался волшебный полог, и открывалась чудесная даль, и   понималось, что есть судьба и как в нее лучше шагнуть.   Это было сродни наваждению, но накатывало  оно неизменно  в одном месте, после универсальных процедур, и значит, было  не совсем  от меня. Оно казалось    записью волшебной сказки,   которую внезапно прочитывал   взгляд, а трасса была невидимой книгой!    И  длилось это, пока мое тело не затаскивалось обратно в  обрыдлую хату. Но в новой командировке Возвращение   воскресало, и, наслаждаясь его силой,  тут же суеверно  мнилось мне,  что некие   высшие силы поместили его в судьбу как    дурацкий трамплин, школьный мостик, манящий возможностью возврата  к мечтам. Всунули ради хохмы, чтобы ржать всякий раз,   наблюдая, как я опять и опять улетаю  с него в  кучу дерьма.  Была здесь своя  глумная механика, она и радовала, и бесила.
Так длилось два года. Я не знал,  как выскочить из судьбы Можно зажить  по-другому? Или - забыть?
24 октября 2002 года по приезду  в Первополетск,  я заселился в одноместный номер с розовыми обоями, с кроватью под серым пледом,  тумбой с графином, маленьким цветным телеком с белым кабелем, и окнами  за синими глянцевыми гардинами.  Оставил на палевом половике наплечную  суму, кинул на желтую тумбу   мобильник, принял душ, переоделся в спортивный костюм и в нетерпении спустился в маленький  бар на четыре стола. Взял сосисок, пива  в бюргерском огромном бокале, присел   у витрины-окна, и  пожаловался на жизнь бронзовому исполину    -  и в этот вечер с особенным жаром!  Я молил его разрешить эффект возвращения,   втемяшить в башку, наконец,  куда мне податься, что сделать, чтобы, наконец, приземлиться в достойной, а еще лучше - в сказочной жизни, как однажды у меня едва не случилось. «Или я… больше не буду с тобой  разговаривать, - погрозил я постояльцу на площади в ночное стекло, -  махну рукой на обряды, волшебные ритуалы… да  и вообще отменю святую систему!
На зеркальной стойке двоился высокий стакан с янтарным напитком. Но я почти   не притронулся к пиву. Сделал два мелких глотка, смочил губы и вдруг понял, что  надо оставить Ему. Тут же возвысил  братину  над притолокой, щелкнул пальцем по краю – показал   собутыльнику – «Вот! Оно твое!» встал, и поднялся в свой скромный номер.  Не снимая синих сланцев,   лег на продавленную кровать, накинул на колени колючий плед.    Взял пульт, и начал щелкать каналы. Теперь я не боялся  нарваться на новости. Драма с заложниками показалась далекой, надуманной.  Мне было хорошо,  и я не понимал, почему должно быть иначе. –  я лежал,  лениво   щелкая  пульт, пока на экране мельтешили прокладки, путевки, акции,   бородачи с автоматами…  Но все было не то и не то….    Наконец,    в кадре появилась широкополая шляпа,   пустыня с кактусами и валунами,  оседланные лошади и мужик с пистолетами, начался старый вестерн про утомившегося вора-стрелка, решившего начать новую жизнь в пограничном   городке, эдакой сухопутной Тортуге, отстойнике для всякого сброда.  Туда не сует нос полиция, и даже  васпы,  двигающие фронтир,  обходят его стороной.. С первых кадров Герой попадает к местной шушере в лапы.  Его грабят и избивают, потом бросают  в пустыне, справедливо считая, что   им закусят койоты. Но Герой выживает, кое-как оклемавшись,    сам себя назначает шерифом, и с меткими подручными наводит порядок твердой рукой. Вскоре подопечные   превращаются  в полицейских,  проститутки – в  домохозяек, а он – в почтенного  градоначальника,    которого на смертном одре навещает Фантазия молодости  -  знаменитая  актриса со старой афиши, скоторой он  не расставался всю жизнь. Несмотря на  годы, актриса такая же молодая.
Ящик бубнил слова внешним суфлером, набившим рот горстью  орехов.   На середине я задремал. И тут же  провалился в  документальный фильм-ужасов –        урок физкультуры в моей бездарной ..надцатой школе. Просторный спортзал  с  небеленым потолком с сетками на огромных окнах. Синие   полы,  с кругами и линиями баскетбольной площадки.   Мы, двенадцатилетние подростки,  в белых футболках и синих трико     строимся вдоль стен по белой черте баскетбольной площадки. Мы   хихикаем и толкаемся. По команд  о малорослика в синей майке с   волосами до шеи, местного физрука,  делаем перекличку, потом   разбиваемся на пары и расходимся по гимнастическим снарядам. Наш с Андрюхой   мучитель  –   длинное четырехгранное обернутое кожзамом бревно на выдвижных  трубах-копытах, тот самый чертов гимнастический конь! Нам нужно  с разбегу заскочить на   пружинящий мостик,   оттолкнуться,   расставить  ноги и пролететь над его деревянной спиной.  Все просто. Но только вижу я плохо, а очки не ношу.  И прыгать мне муторно.   Однако же,   разбегаюсь, прыгаю  на деревянную плиту – ее я различаю  на последних шагах,  неудачно отталкиваюсь …   лечу, и  чувствую боль между ног, затем кувыркаюсь через голову и падаю на пол,  под радостный гогот бездельников. Через паузу   на фоне  балок светлого потолка наблюдаю над собой  физрука,  по частям: сначала -   накачанные ноги в синих трениках с белыми «лампасами»,  потом треугольную спину в черной майке, его пшеничные волосы,    рельефные бицепсы на жилистых,  и бугры дельтовидных эполет… Затем, сквозь малиновый звон, стоящий в ушах,  слышу «фепелявую»   речь. Встряхиваю головой, поднимаюсь с пола.  Что он говорит, пока  не разбираю, только: «фл-фл-фл».  Но вот он отходит   к синим дверям, делает короткую пробежку,  запрыгивает  на мостик, изящно отталкивается и,  почти не касаясь коня, перелетает его и  приземляется в полуприседе.  Разведя руки, медленно поднимается в полный рост. Опять подгребает ко мне, уже сидящему под стеночкой на низкой скамейке,  показывает  рукой  на точку старта и объясняет шепелявой скороговоркой, что с таким осторожным разбегом я   в Эль-Пасо не попаду… Какое еще Эль-Пасо? – изумляюсь я, привстав со скамейки. «Обыфное! Куда все фтремятся!» - злится физрук. И  сверстники на меня смотрят, как на дебила - Слепень  не слыхал про Эль-Пасо! Потом пошла обычная для сна  невнятица, слившаяся в какофонию звуков и образов…
Открыл глаза  - по экрану бежала белая рябь.   На часах была глубокая ночь. А в голове звенело: Эль-Пасо, Эль-Пасо…
- Какое еще к дьяволу, Эль-Пасо? Причем тут Эль-Пасо?!
Сонливость сняло как рукой, я подскочил и принялся мерить шагами крохотный номер. Раз-два-три шага - от   желтого шпона двери, по желтой дерюге - к окну в синих   гардинах. Раз-два-три шага…  Потом опять упал на постель, уткнулся носом в подушку. Втянул запах затхлости и дихлофоса. Откинулся.  Полежал. Перевернулся и, словно школьник после неудачного приземления,   уставился глазами в потолок. Он тоже был  белый, только в углу у бронзовой трубки карниза -  с дымчатая паутина трещинок по штукатурке,  «Вот именно,  паутина. И я как  глупый паук, в ней завязший, словно попавший   в плен   собственных причуд».
Взгляд переполз с гардин на темную  полынью   окна, по которой бегали отсветы фар.
Урок  физкультуры,  школа   и прыжок на   Эль-Пасо. Умней  не придумать.
Но главное – школа.   Ненавистная, напрасная школа. Нет, если уж нужен был вещий сон, присниться должно было так: 
….

Белый свет, дай совет, парой фраз, покажи сказ.
Черная ночь,  белый свет
Правь-Лебедянь, дай совет.
Расскажи-покажи
Как это.

Да, присниться должно было так.  Я  лечу по  космической орбите на  ракете «Восток». Прошел апогей, аппарат вошел в плотные слови атмосферы. Тесно, жестко. Перед взором плывет звездное небо, его в иллюминаторе заслоняет   яркая, подобно сочащейся лаве, лента огня - текут   струйки…. Горит обшивка!  Болтанка, жесткая болтанка, страховочные ремни впились в скафандр! Еще жестче сдавило грудь! Удар…  Хлопок, взрыв пиропатронов, рывок, задержка дыхания… катапульта сработала… снижение…Грохот!  Земля!
Я сижу на  плоском камне  среди   мясистых лап Saguarо, изломанными фигурками покрывшими пространство пустыни. Рядом дымится черный, обугленный шар.   Жар поднимается к небу   и искажает его очертания. В   иллюминаторе, кроме беспорядочных кактусов светит зеленый огонек у пустого шоссе. Это фонарь над  бунгало с открытыми   окнами, и     загоном для лошадей, где  теперь   не мустанги, а дощатые столы для клиентов. С другой стороны бунгало  на веревках качается стиранное белье. Перед загоном -  барная стойка. На полках сверкают бутылки.  У ворот  на стуле обмякла  грузная  фигура  в  шляпе с загнутыми полями.. Она опущена на лицо, видны только седые усы, свисающие на подбородок. На груди   плоско блестит жестяная звезда.  Мощное  пузо сцепили    узловатые руки в зеленой рубахе шерифа. Человек явно дремлет, убаюканный вечерней прохладой..

Отцепив парашют, я двинул на свет. Подошел к бунгало,    облокотился о  стойку. «Статуя» храпела позади, седые    усы моржа обтекали квадрат подбородка. Хозяйка  гремела  посудой   за занавесью из костяных четок. Я   бросил  мелочь на блюдце и легонько ударил по колокольчику.  Защелкали   жалюзи, ко мне вышла полная негритянка  с толстыми губами,   в  зеленом платье, Крупная коротковолосая голова ее словно просела от тяжести, сплюснув в складках жирную шею с  крупными жемчужными бусами. Одними пальцами она сгребла серебро – ее ярко накрашенные   ногти один за другим фосфоресцировали во тьме -  и наполнила текилой граненый стакан. Я взял напиток и  сел.  Тут  изваяние, кряхтя, расцепило руки, поправило шляпу.    Под ней оказался старик-мексиканец     с  пышными  седыми усами, с   позолоченной цепью в седых  завитках cabello видневшихся в разрезе его безрукавки.   Рябое лицо его  было    выбито долотом и подправлено острым резцом в руках рока -  сурового мастера жизни! Рубашку под грудью украшал черный   треугольник пота,  вызванный влажной жарой,  слева от него серебрилась звезда. Белый морщинистый лоб, не знавший загара.  Что же,  он - белокожий? Латины смуглые от природы! Или он нашей расы?!
Мы помолчали. Потом визитер открыл рот, и я услышал неожиданный для гиганта тонкий переливчатый тенор. В нем звучала радость долгожданного узнавания!
- Мучачо,   ты снова не туда приземлился! Я прав?
Я нехотя, но все же, кивнул.
-  Карамба! Никогда не знаешь, чего ожидать  от прошаренных гринго.  С тек пор, как этот авантюрист испанец проложил к нам  дорогу, мы не знаем покоя. Почем Посейдон или кто там заведует морем, не разметал  в свое время его корабли? Санта-Мария! Ты берегла его именем?  – как видно, добродушный старик был не прочь поболтать на отвлеченные темы, и я приготовился флегматично пить пиво,   вежливо кивая словам, как вдруг он повернулся и быстро окинул меня внимательным взглядом.
 – Ты с Севера,   и ты  из тех, что как Колумб хотят открыть свои земли, прославиться великими подвигами, открыть материк, осчастливить человечество, а заодно заслуженно нажить золотишко!  Что, удивляешься, почему никто не желает потрафить герою? Твоему в высшей степени выгодному для человечества счастью?! Я прав?
Я молчал. Старик засмеялся.
- Ладно-ладно! Догадаться нетрудно, что  экспедиции провалились, а   материк - из обломков твоих кораблей! – он ухмыльнулся, -    Но   ты до сих пор не понял,  почему всякий раз попадаешь в дерьмо. Не понял, si?    –  и он возвысил свой тон и  теперь его голос напомнил тихий циклон cordonazo,  что на Западе,  у Ревилья-Хихедо становится яростным штормом! Шериф   потянулся ко мне своим туловом,    навис над столешницей  и положил на плечо тяжелую, словно из бронзы, ладонь.  Сухой теплый ветер сhinook поднял в горле горькую пыль. Я сухо кивнул.
- А ведь ты готовил себя за штурвал    космоплана. А  на деле.. – он кашляющее засмеялся, -  глупый  батрак на плантации гринго. И еще ты  думаешь, что сам во всем виноват! Si? Verdad? 
Я снова кивнул – си.
- Карамба! И все же ищешь свободы? 
Конечно, а кто же не ищет!
- Я  жажду ее,   и готов за свободу сражаться! –  я крикнул в ответ    и  вскинул вверх руку  -   и она разом отяжелела! Пальцы   сжимали  вороненый спасительный кольт!       Медные гильзы краснели в тугом барабане!   
Шериф    потрепал  меня   по щеке:
-  Orale, здесь ничего не исправить, а  твои планы не стоят ни  песо,.
-  Но почему же, а  как же святая борьба?!
Старик усмехнулся и  пожал плечами

- Но почему, почему?!
- Собаки-гринго все умно устроили,  - он степенно достал из кармана огрызок сигары, щелкнул бегунком зажигалки, закурил, сладко затянулся, откинулся на спинку скамьи -  кругом их шпики,    за  них их законы.   Здесь ты  навечно bracero, esclavo. Хочешь бороться - рви когти в  Эль-Пасо, там,    за Рио-Гранде  будешь с ними  в равных правах. Тогда   и разрядишь свой кольт.
-  Но я же не знаю дороги в Эль-Пасо!
Старик промолчал.
- Как мне добраться туда?!   Ведь я пропаду без маршрута!
Тот лишь качнул головой, и как показалось, немного раздраженно буркнул в усы что-то вроде.
-  Мe importa una mierda.
Я растерялся и замер в молчании. Тогда он тяжко вздохнул.
- Хочешь знать прямой путь в   Эль-Пасо?!
- Да, por supuesto, realmente quiero! Рor favor d;game!
-   Рara, chico, раra. Туда нет прямого пути.
-  Но где не прямой?! Хоть какой-то? Скажите!
Старик  покрутил седой ус и вымолвил только два слова 
- Погоня подскажет.
- Погоня подскажет?! 

- Вот примерный план на  Эль-Пасо.    –  я  почесал лоб, невольно изумляясь складности   невольной истории,    - но где   это «Пасо»?    Чего он подобие?! Эль-Пасо, Пас- Пс.. Псков?!  … 
Походил туда-сюда вдоль кровати.
-  А ведь   нынче граница. За Псковом -  Европа, блаженные земли. Но что значит «погоня подскажет» – беги куда гонят? А если     засада? 
Паук взгляда пополз по синим глянцевым шторам, заполз на карниз, и нырнул в характерную воздушную белесость, где странным созвездием чернели жирные точки засохших мух. Она слегка трепыхалась на  сквозняке,  словно вуаль на лице загадочной дамы с нежными родинками…
–  Что во всем виноваты проклятые гринго я нисколько не спорю. Конечно,  лучше оказаться в заднице по чьей-то злой воле, а не по своему кретинизму. Но    что-то не бьется. 
Я      отодвинул   гардину – за окном внизу     тихо шумела эспланада. По  краям ее белели: музей, церковь, кинотеатр – казенные здания, и огней в них не было, они маячили, словно полуночные скалы   на побережье квадратного озера, в середине которого  светилось   кольцо автомобильной развязки с гирляндой   мелькающих фар. Красиво!  Ближе ко мне ели –  пушистые голубые кроны  беспорядочной свитой телохранителей окружали  статую Земляка. Свет  посекундно  обливал его контуры, потом фары смещались   – и   абрис головы  исчезал за косыми плечами елей. Мгновение    – и  он опять появлялся в лучах!   Статуя  словно отступала … или нет!  Она – приседала, да-да, приседала – как мой физрук из активного сна! Или мне показалось? Но ведь:  «что кажется – то и есть?!» - по Системе!       
«А почему шериф назвал меня «Шоколадкой»?
«Ты сам себя так назвал, не придуривайся»
Я    скинул сланцы. Забрался под зеленое одеяло.
«Да, вечно приходится вечно приходится додумывать за высшие силы!»
«Что тебе еще надо додумывать, дебил? Мостик кому показали?»
«Гимнастический, на котором упал?» 
 «Дурацкий трамплин»
Я мигом приподнялся на локте.
-   Мне показали мостик! Мое проклятие!  Чертов трамплин, что бросает меня не туда!  И… и… что это значит?
Я долго думал.
И не нашел, чем ответить себе.
С тем и заснул.
Но дело не кончилось одной отсебятиной. Уже  под утро,  в минуты предрассветных озарений, когда земное чрево отзывает  темные силы  и с первыми петухами слышатся звуки пророчеств, пришел новый сон.  Там я стоял возле машины,  над высоким обрывом реки. Свет приближавшихся фар обливал меня посекундно. В их  бликах я видел блестящую воду, серебристой змеей уползавшей во мглу.   А я  стоял – и кричал. Только - что? А не помню.  Вспышка  - а я стою и кричу над обрывом,  потрясая  кулаками  во тьме…

…А в полдень я снова   катил в своем полушарии и не помышлял о вендетте. Шумела, дымила  и лязгала трасса.   Мимо   «жигуля» сновали  импортные машины, заставляя чувствовать зависть и  грусть. А   ночные штудии провалились в свой зыбкий мир,  и  я был опять  ни к чему не привязан. «Не того ли  ты  добивался? – спрашивал я себя, - Хотел  расстаться с системой? Вот и забудь про нее. Утренние эксцессы - обычные совпадения…     Хотя моя  система только на них и стоит…»

Утром,   бормоча под нос, что больше не буду рабом идиотских обрядов, я  спустился  в бар, чего никогда прежде не делал, чтобы не нарушить правило ночи и не осквернить мое место, откуда открывается «щель междумирья». Заплатил за стакан чая,  сел на мягкий кожаный диванчик в углу, и тут старая крашенная барменша - включила маленький телек. Он висел под потолком надо  мной. И там сразу надрывно загоношились  вопли журналюг о Дубровке.  И тут же я вылетел из бара что пуля из «кольта».  А  на трассе словил  и  второй конфуз. На сотовый позвонила   тетка и мне было   объявлено... Впрочем, опустим подробности, важно, что оба конфуза произошли  сразу после решения расстаться с системой и их   творцами   оказались именно дамы.  А еще  пришло  ощущение, что на подходе и третья, и вот она-то   отгрузит сполна! И конфузом одним уже не отделаешься.         Будет и финансовый, и телесный ущерб, и…
… В левом ряду   автомобили дергались кошками, которым синхронно прижали хвосты.     В боковые щели  посвистывал ветер. Тучи драпали за горизонт  монашками в разорванных рясах. Над головой  бряцала мечами гроза…. На  стекло беспорядочно шлепалась влага,    словно   пьяный банщик садил ее слипшимся веником – полоса, пятно, полоса-пятно. Дворники дергались вяло,   не понимая, зачем устроились на эту работу. В унисон им тащились и мысли:  Первая Дама – Вторая. Какой будет третья? Я был точно паук, застрявший в своей паутине. Система ясно давала понять,  что никуда меня не отпустит и при этом   ничего  толком не скажет...