Возвращение кошмара

Шехавцов Святослав Григорьевич
  Одиннадцать лет назад состоялась премьера мультика "Возвращение в страну Оз". Что это такое?
  Как ни странно, трехмерная анимация не раздражала глаз, за исключением пары неприятных моментов а-ля "Рапунцель" Диснея. Приятной была и цветовая палитра. В нашем дубляже (а я не сторонник выворачиваться наизнанку ради вкушения непременно оригинала) мощный голос Полины Гагариной, честно говоря, не очень-то подходил школьнице Дороти Гейл, особенно во время исполнения песни "Если мир летит вверх дном", но и чрезмерного диссонанса не вызывал.
  Дома у сказочной путешественницы случилась беда: после урагана конструкция сильно пострадала и непригодна к проживанию. Родители девушки это понимают и намерены искать новый дом, а старый - продать, для чего на место прибывает гротескно-плохой оценщик, с которым у Дороти немедленно возникает конфликт. Извините, это новое произведение, или бездарно "переделанный" оригинал, в котором только поменяли пол главзлодея (впрочем, и это сделано, кажется, не до конца)? И тут происходит первый серьезный логический сбой: у болванчиков из волшебной страны в то же время возникли похожие имущественные терки с похожим... "оценщиком", и они, не поинтересовавшись мнением Дороти, тащат девушку к себе на помощь. А она, забыв о себе и родителях, охотно втягивается в проблемы друзей.
  (Мы-то с вами не являемся наивными книгочеями из начала двадцатого века, когда вышла оригинальная сказка, и понимаем теперь, что Страшила, Дровосек и Лев являются проекцией личности Дороти, так что девушка в действительности не оказывает помощи окружающим, а сама лежит сейчас в бессознательном или сознательно-одуревшем виде где-то за углом, - там, где кончилась её песенка, - и набирается ярости для атаки на источник своих проблем. Но если мы с вами не психологи-с-кухни, как нам по-человечески понять зашкаливающий альтруизм главгероини?).
  А потом Дороти вместе со своим новым приятелем филином под вырвиглазную композицию (это ж мюзикл) с удовольствием сожрала... немалое количество жителей некой съедобной страны! За это авантюристов, естественно, приговорили к смертной казни, но, узнав имя смертницы, судья в самой циничной форме отменил своё решение. Дороти Гейл так много сделала для волшебной страны, что теперь может творить здесь всё что ей угодно! И её спутники автоматически получают такое же право! Нет, мультик не учит своих юных зрителей толерантно относиться к коррупции: он учит терпимости к любому беспределу кумиров, вплоть до людоедства. Такая глубина замысла дошла до меня только при втором просмотре.
  Забегая вперед по течению, мы видим трагически обставленную смерть капризной фарфоровой принцессы (филин как-то неуважительно относится к "трупу", но ему, если вы не забыли, как другу Дороти можно всё) и вроде как должны начать глотать сопли под песню-нытье зефирного офицера (кого-то, вероятно (я надеюсь!), раскисший вояка справедливо разозлит), склеивающего куклу оторванными от своего тела кусками (тоже почему-то навевает мысли о людоедстве), но если мы перемотаем назад, то станем свидетелями неприятной сцены, в которой погибшая собственным голосом убила толпу пришедших просить её руки болванов. Болванов было как-то не жалко тогда, ведь они все такие одинаковые, какие-то занудные, а, главное, нас не предупредили, что распад на куски фатален для этих фигурок. Боярыня Морозова жила бы как сыр в масле среди сумевших понять и принять уроки данного мультика!
  И вот, значит, понадобилось по ходу сюжета пересечь водную преграду, и Дороти, получив из ниоткуда топор, несется на деревья, чтобы естественным образом добыть материал для плота, но получает отпор от оживших дриад, а через минуту уже с какой-то болезненной задерганностью уверяет растения, что не собиралась рубить лес и уважает их жизни. Но я сам видел, как она только что хотела делать плот, то есть всё же собиралась валить деревья, и топор понадобился ей для воплощения данной идеи. Кого же она держит за дурака, - зрителя, деревья или всех сразу? Масоны ещё первым хиппи промыли мозги о нежелательности употребления мяса, а теперь, я смотрю, и дерево не тронь! А что завтра? Нельзя будет ходить по траве, ведь она тоже живая. Из чего станем мы готовить пищу, если даже насекомые окажутся под запретом!? Умрем с голоду за масонскую науку - и комаров убивать не придется.
  А в целом - повторюсь - мультик терпимый получился. Толерантный. Немного задело отношение пугала и кота к Дровосеку, ну да ничего: ещё одно допущение, ещё одна пакость, с которой нам предлагают примириться, если всё остальное устраивает. Дороти пришла в себя и, включив председательницу ТСЖ (не рановато ли, в её юном возрасте, для маразма?), набросилась на ненавистного оценщика. Кто там говорил об опасности жизни в полуразвалившемся доме и выказывал намерение купить новый? Забудьте: мы не хотим рубить деревья, поэтому нечестивость данного оценщика делает аварийное жилье пригодным. Да, этим трехмерным болванчикам остро не хватает стержня, на котором могла бы держаться их личность. Хотя какая личность может быть у трехмерных болванчиков!?

***
  Пересмотрел я, значит, "Возвращение" и задумал поделиться своими новыми наблюдениями посредством рецензии, но, как это часто со мной бывает, затянул процесс, а где-то через неделю произошла трагедия в "Крокусе". Вот тогда-то я, как и многие, вспомнил ещё и трагедию в "Зимней вишне", вспомнил, что больше всего удивился тогда, как можно было потерять жизни из-за другого дрянного мультика, - "Кролик Питер", - на премьеру которого привели детей, а они после сгорали заживо или задыхались в кинозале!
  А когда несколько лет назад я читал статью о "Зимней вишне" в "Википедии", мне припомнился другой кошмар из прошлого, из самого моего детства, когда я ещё ничего толком не понимал, но когда ещё умел просто чувствовать и сочувствовать, - "Норд-Ост". Вот именно когда я умел только чувствовать и сочувствовать, мне было неважно, кто куда пришел, почему он туда пришел, и было лишь понимание горечи от того, что кому-то не удалось вернуться домой. Но, плохо это или хорошо, мы вынуждены платить за свои действия, иногда своими жизнями, иногда просто за то, что мы куда-то пришли. Как бы жалко ни было ребенка, переживающего ожог руки за контакт с горячим чайником, мы, - взрослые люди, - должны находить в себе силы и на строгость, чтобы не стать бесхребетными размазнями из мультиков, чтобы выжить самим и сохранить жизни своих детей. А в упомянутых трагедиях получилось наоборот: взрослые гибли вместе со своими детьми, и первой причиной, заманившей их в лапы смерти, явилась некая медийная ерунда. Да, я не посмотрел "Кролика" тогда, тем более не стану смотреть его теперь. Да, я не смотрел и не собираюсь смотреть мюзикл "Норд-Оста", но краем уха знаю, что ничему хорошему он не учит. Я не знаком с творчеством группы "Пикник", но я видел комментарий одного из её музыкантов относительно произошедшего в "Крокусе", после которого желания приобщаться к их искусству нет.
  Поймите меня правильно: я не осуждаю любопытства и художественного вкуса погибших и пострадавших в трех упомянутых трагедиях, и я не призываю сидеть дома, потому что на том или ином мероприятии могут убить или искалечить. Я хочу лишь подчеркнуть, что медия как таковая, а в особенности нынешняя, не стоит риска потерять жизнь. Даже "Титаник", годовщина трагедии которого будет с недели на неделю, как чудо инженерной мысли (хотя он не был уникальным уже в год постройки!), как материальная ценность, как художественная ценность, - не стоит и не значит ничего в сравнении с жизнью, хотя ещё на этапе его постройки умирали рабочие.
  И мало того, что из-за блеска культуры случаются трагедии, так она ещё осмеливается вклиниваться в траур по загубленным ею! Я говорю о церемонии прощания, случившейся вечером двадцать четвертого марта возле "Крокуса", превращенной, извините, в несуразное шоу. Видите ли, выросли моё и следующее за ним поколения, и, к сожалению, всплыли наружу те недоработки в воспитании и образовании, которых так боялись старшие, о которых они столько ворчали (но которые они же и допустили, к слову говоря!). Кто осмелился после песни Муслима Магомаева "Журавли" поставить отвратительную какофонию с бездарным текстом и вкраплениями рэпа? У рэпа есть заслуженная отрицательная репутация, поэтому ему не место на официальных публичных мероприятиях, тем более траурных, а его воспроизведение в таких случаях я расцениваю минимум как невежество, если не проявление неуважения к памяти погибших. Что касается "Журавлей", высокая художественная ценность данной композиции неоспорима, к тому же она имеет траурный характер, но она тоже не подходила двадцать четвертого марта, ведь она увековечивает память павших в бою солдат! Выбор объяснили так: "Крокус сити холл" назван в честь Муслима Магомаева (ответа на возникающий при этом вопрос я не знаю), а Магомаев пел "Журавлей". В который раз я убеждаюсь, что играть с детьми в ассоциации небезопасно, и спасибо ещё, что не поставили ничего из "Бременских музыкантов"!
  Подводя итог этой неприятной статье, скажу, что молитва и минута молчания во все времена подходят для почтения памяти погибших гораздо лучше, чем любая музыка, не говоря уже о нелепом шутовстве с рэпом, оригами и надписями из свечек. Простите и примите мои соболезнования!