Перед вылетом. Что такое хорошо и что такое плохо

Нина Цыганкова
Сегодня меня целый день мучает совесть.  Вчера разговаривала по телефону с подругой и сказала ей нечто нелицеприятное. Так я сама определила свои слова – «нелицеприятные», хотя и справедливые. И теперь вот маюсь. Сама эта подруга не раз говорила и поступала со мной нелицеприятно, но совесть ее не беспокоила. Болтнула – и пошла, и тут же забыла. А я вот корю себя, ругаю, переживаю. За что ни возьмусь, всё возвращаюсь мыслями к вчерашнему разговору – настроение муторное. И так меня извела совесть, что стала я думать: а на что она мне нужна, эта совесть, если от неё столько неприятностей?  Живут же люди без совести, и неплохо живут, во всяком случае не изводят себя и спят спокойно. Хорошее это дело - совесть, а вот жить с ней не просто.
Интересно, а есть ли еще какие-нибудь хорошие человеческие качества, которые вредят обладателю этих качеств? Конечно, есть. Например, честность. Возьмем простой пример. Мальчик разбил окно. Нечестный мальчик не признается – и ничего ему за это не будет. А честный сознается в содеянном и будет наказан. Так каким выгоднее быть: честным или нечестным? Конечно, нечестным, как бы ужасно это ни звучало.
Честно признаваться в совершённом поступке имеет смысл, если это добрый поступок. Кто перевел бабушку через дорогу? Я!! Я!! И тебя похвалят. А я ведь даже «Я!! Я!!» не крикну, потому что я не только честная, но и скромная. Мама была просто помешана на скромности и сделала все возможное, чтобы взрастить во мне это замечательное качество, которое мешало мне всю жизнь. С самых малых лет мне внушалось, что вести себя нескромно - это самый что ни на есть стыд и позор. Нельзя было лезть поперек других за благами жизни – это нескромно. Надо было уступать. Всегда уступать. Всем уступать. И, упаси бог, ничего для себя не просить. Это нескромно.  А другие, понаглее, просили, лезли и получали. Не будь я такой скромной, получила бы от жизни гораздо больше.   
А вот еще одно замечательное, одобряемое людьми качество - доброта, щедрость. «Он такой добрый! Ничего для других не жалеет», - восторгаются друзья, знакомые и коллеги. Еще бы не восторгаться, когда им же от его щедрот перепадает. И пока добрый купается в восторгах окружающих, жадный, плюя на чужое мнение, складывает денежки в кубышку. В результате в отпуск жадный поедет отдыхать на заграничный курорт, будет плавать в теплом море, сидеть в дорогом кафе и окучивать красивых девушек. А добряк в свой отпуск станет окучивать картошку на шести сотках, потом половину урожая раздаст друзьям и соседям – он же добрый, а через два-три месяца, когда запасы закончатся, будет таскать из магазина тяжелые сумки с вялой картошкой-моркошкой. На себе будет таскать, потому что накопить денег не удается даже на дешевенький автомобиль, хотя зарабатывает он не хуже жадного. Так кому нужна такая доброта? Другим людям нужна – это точно. А ему она - зачем? 
Это всего лишь несколько пришедших мне на ум замечательных человеческих качеств, которые наносят вред обладателю этих качеств. Наверняка есть и другие. Можно, конечно, удовлетвориться мыслью, что за эти замечательные качества, окружающие думают и говорят о тебе хорошо. Но лично мне, если честно, уже давно по фигу, что обо мне думают и говорят.  Раньше – да! Я, бывало, ужасно переживала, если кто-то отзывался обо мне недостаточно хорошо. А сейчас я к чужим высказываниям равнодушна: нравлюсь кому-то - хорошо, не нравлюсь – это их проблема. Мне главное, чтобы я сама себе нравилась, не ругала себя, не корила, не изводила. А мнение других людей обо мне – это их дело. Вот и Фаина Раневская, мудрая женщина, сказала однажды: «Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь». Грубо. Но ведь как верно!