Предприниматель, бизнесмен равно творчество

Ирина Харитонова 5
Статья написана от имени юриста. Я участвовала впервые в конкурсе райтеров. Преобразовала аудиозаписи автора в грамотный, структурированный текст.


Можно ли обойти риски формирования бизнеса и пустить свой идейный корабль по верном курсу?

Я поделюсь накопленным опытом, которой станет для многих отправной точкой, стремлением не останавливаться, не бросать, развивать творческий потенциал. За двадцать пять лет работы юристом я пришла к пониманию, как сложные и непонятные ситуации могут раскрыться, как находятся пути решения, как много значит дело, которым занимаешься и любишь.
Проще говоря, мне хочется лёгким и понятным языком рассказать, помочь разобраться в самом начале «строительства» вашего дела.
 
Беседовать и рассуждать мы будем о личности в бизнесе. Но не сухими тезисами и профессиональными терминами, а по-приятельски, за чашкой чая с домашними печеньками. 

За каждым делом, за каждым бизнесом стоит, в принципе, человек — личность. Многогранная, интересная, в своём большинстве, творческая. Далеко не каждый может стать предпринимателем. Необходимо иметь в характере лидерские качества — смелость, волю, честность, дипломатиичность. Бизнес предполагает большую ответственность, его не начинают «просто так» или «как у кого-то».

Итак, на практике. С чего всё начинается? Придумана замечательная идея, всё начинает крутиться и вертеться вокруг этого. Будущему бизнесмену и в голову не приходит: скрывать доход, не платить налоги, регистрировать фирму на не существующий адрес.
Как у многих начинающих, мне самой однажды пришлось столкнуться с трудностями, к которым я не только была не готова, но и понятия не имела о подобных ситуациях.
Именно здесь, в этот момент, вдохновитель не думает о своей безопасности.

Начинается операция «Штурм мозга», в самом прямом смысле слова. Механизм запущен, но напрочь забыто: а подумать о себе, а как именно договариваться с партнёрами, а на каких условиях, а кто и за что будет отвечать...
Зачем мне сейчас об этом думать — типичная глобальная ошибка именно на первом этапе, когда всё только начинает выстраиваться.

Давайте, я наглядно покажу, как всё происходит пошагово.
Первый. Мы это придумали, начинаем действовать.
Второй. Приглашаем инвесторов. Решаем, кто и сколько вложит в бизнес. Всё, решили.
Третий. Кто же будет с нами работать? О, есть Headhunter! И набираем всех подряд.
Четвёртый. Нужен офис, супер! Заключаем договор на аренду помещения.

Внимание, вопрос! А юриста когда возьмут в штат, либо заключат соглашение на консультации или сопровождение? На каком этапе это произойдёт?
Не догадаетесь. Когда возникнет первая проблема. На самом последнем этапе. Получается, важнейший вопрос становится не приоритетным.

Именно поэтому, я хочу поделиться своим профессиональным опытом, рассказать о типичных ошибках, которые делают все. Помочь смелым, перспективным, подчеркну ещё раз, творческим, бизнесменам сориентироваться и в юридической сфере. Поверьте, моя многолетняя практика доказывает, насколько это важно.

Продолжаю знакомить вас с проблемами. Избежать их все нельзя, по определению.
Но разобрать основные, акцентировать внимание на рисках, мы просто обязаны.

Острая проблема номер один  — люди. Она возникает сразу, при наборе команды. Риск состоит в том, что собственник начинает переживать, кадры  «растекаются», а команда попросту «разваливается» .
В этот самый момент безопасность лидера бизнеса попадает под острую угрозу. Нелепым, образом происходит утечка конфиденциальной информации. Причина тому: человеческий фактор. Пожалуй, самый неприятный момент. Размножаются со скоростью звука негативные отзывы в сетях. Лучшие соискатели читают худшие отзывы и не откликаются.  Негатив «накручен» бывшими некомпетентами и в большинстве не имеет под собой никакого основания.    
Возвращаясь в самое начало,  вспомним, как набирали сотрудников. Всех подряд, с сайта hh.

Теперь документация. Мало того, что трудовые договора с сотрудниками заключались по форме шаблона из интернета, есть более тонкий нюанс. Полный учредительный договор отсутствует, так как на начальном этапе, чтобы быстро пройти регистрацию, мы сделали типовой договор, одной кнопкой в Сбербанке. Без учёта особенностей своего бизнеса. Так было проще. А сколько проблем, сколько рисков из этого вылилось.

Сложность, которую можно отнести в разряд интеллектуальных — отсутствие авторских прав. Тонкая и очень «скользкая» оплошность. Товарные знаки, креативные идеи фирмы находятся в свободном доступе. Собственник не уделяет внимания их регистрации. Что происходит? Растаскивание, разворовывание конкурентами.
 
Аналогично плохо обстоят дела с подрядчиками.Ввиду отсутствия юриста, их никто не проверял, договоры с ними собственник заключал самостоятельно. И «кражи» на просторах интернета чужих шрифтов, дизайн-рисунков, концепций, начинают всплывать даже через год и более. И ещё одна задача связана с интернетом. Мы решаем поменять подрядчиков. Снова вопрос: а где же наши пароли от сайта и как нам теперь быть? Тут оказывается, что наши деньги, средства, вложенные в разработку сайтов, попросту выброшены. Нас обманули, нам написали некачественный сайт. А компания на этапе роста. Прошёл год, нас знают, мы получили признание аудитории, выгодные позиции... И что теперь? Всё менять: сайты, пароли, концепцию...

Призываю авторские права, регистрировать в обязательном порядке, они дают выгодные позиции в интернете.
Не обладая необходимыми компетенциями в правовом вопросе, пытаясь лишь ускорить процесс создания своего дела, минимизируя затраты, что хочет собственник? Конечно же, максимальный результат.
Не затрачивая денежные средства на компетентных специалистов, которые будут всё проверять, собственник получает личные проблемы собственной безопасности.

Человек, который владеет бизнесом, другими словами, бенефициар (выгодоприобретатель)  —       единоличный исполнительный и контролирующий орган, принимающий решения. Именно так в законе прописано определение собственника.

Ну вот мы посмотрели, как компания рождается, в чём риски. Далее происходит процесс масштабирования и хорошо, если он проходит лёгко. При создании «включается» часть первая — я творческая личность, я творю. При масштабировании — я снова должен творить.
   
Когда бизнес начинает расти, необходимо дальнейшее развитие, прокачка, усиление.Именно сейчас важно чётко понимать, что масштабирование бизнеса должно соответствовать масштабированию личности.
В это время необходимо повысить уровень правовой культуры, произвести повышенные вложения в него.
Поскольку при масштабировании количество рисков вырастает многократно.

В этот период происходит ослабление бдительности и внимания к документации.
Первоочередное, что нужно сделать: прокачать команду, своих юристов, усилить внимание к документации, проконтролировать правовую часть.

Происходит, по сути, второй стартап. Более серьёзный, ответственный, рискованный.
Важный момент, внимание, именно сейчас наступает уголовная ответственность, про неё необходимо аккуратно объяснить собственнику.Может поменяться система налогообложения. Это означает, что произойдёт переход с упрощённой системы на традиционную. Если, к примеру, лидер принимает решение создать ещё десять компаний с упрощённой системой, это будет необдуманный, рисковый шаг.

Учитывая, что юрист фирмы имеет узкую направленность, корпоративную, то на суды компании-лидеры нанимают кого-то на аутсорс. Это использование внешнего ресурса, на основании договора передача определённых функций исполнителю в соответствующей сфере.

Можно запросто столкнуться с ситуацией, когда юрист не знает о том, какая выручка, бухгалтер не знает, когда эту выручку надо остановить, потому что не ведётся, общий контроль за приходом всех денежных средств. Наступает момент уголовной ответственности. Неважно, какая форма организации бизнеса, всегда собственник несёт ответственность, и уголовную и субсидиарную (право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое не может его внести) за всё своё имущество.

Особенно лидеру стоит рассказать о рейдерских захватах, в которых чаще всего задействованы именно топ-менеджеры компании.

Как юрист с огромным опытом, я скажу так: ни одно рейдерство, которое было на моих глазах, не происходило без помощи изнутри, среди своих.

Вот несколько курьёзных случаев из жизни бизнесменов.
Приволгин Иван, 25лет
Я не понял, как это произошло. Мне сказали, сделать бизнес можно одной кнопкой в Сбере. И договор сразу получишь у бухлалтера, по этой же кнопке. Мне так проще. Мои идея, проект, а в отчётности я не секу. А что, разве мой бухгалтер может обмануть? Он же к Сберу привязан!
Изотова Анжела, 32 года
Списали со счёта всю выручку. Так получилось, я не могу этого объяснить. Что делала бухгалтерия, я вообще не в курсе. Ну не мне ж их проверять. Они курсы какие-то заканчивали. Знают, наверное, что делать.
Третьяков В. И. 54 года
ЭП — это что такое? Энергичный предприниматель? Невозможно запомнить столько аббревиатур! Что Вы говорите, это электронная подпись? А обычная не годится, ручкой. Устарела что ли?
Вообще, предприниматели, они хорошие. Им просто трудно всё проконтролировать. Кстати, а курсы повышения уровня компетентности есть? А как определить, что юрист хороший?
Вот и давайте разберёмся вместе.

Подведём итоги: в бизнесе два уязвимых места. Идея и грамотная команда. Если нет компетентных специалистов — возьми со стороны. Повышай правовую культуру, найди юриста, следи за уровнем его компетенции, развитием.  И всегда иди вперёд!