Предыстория

Геннадий Васильевич Есин
На фото - HMS Prince (Корабль Её Величества «Принс», он же - «Чёрный Принц») — британский парусно-винтовой транспорт


     Приведённая ниже в информация кочует по интернету с сайта на сайт практически без изменений. «8 ноября 1854 года парусно-винтовой фрегат «Принц» стал на оба якоря в Балаклавской бухте. Погода и до этого не баловала, а 14 ноября стрелка барометра провалилась вовсе… По небу заклубились чёрные тучи, среди бела дня наступили сумерки, и началось светопреставление… Непредсказуемый ветер, до этого крутивший в разные стороны, вдруг определился с направлением и обрушился на бухту, в мгновение ока достигнув силы урагана. Мощный ливень, сопровождаемый градинами величиной с голубиное яйцо, перешёл в омерзительный ноябрьский снег. Якоря не держали… В тот роковой день на прибрежных скалах Балаклавы нашли свою смерть 34 корабля, пятым погиб «Принц»»[1].

     Авторы путают направление ветра и количество погибших судов, но единственное в чём они, безусловно, правы: «Подобной морской катастрофы не было ни до, ни после»… В одночасье на дно ушли войсковые припасы, провиант, зимняя одежда, медикаменты, обрекая войска союзников на голод, холод и болезни… Ноябрьский шторм не только оставил союзных солдат без будущего, но лишил их и настоящего. «…Лагеря были превращены в одно огромное болото грязи. Предметы одежды, обрывки униформы, разнообразная лагерная мебель были подхвачены и унесены далеко от их отчаявшихся владельцев, которые во многих случаях сами были не в состоянии сохранить вертикальное положение…

     Снег и крупа начали смешиваться с дождем, и холмы постепенно стали белыми и застывшими, что особенно приводило в уныние тех, кто только что возвратился мокрым и голодным из окопов и обнаружил отсутствие палаток, невозможность приготовить пищу и перспективу провести ночь под открытым небом. Но даже эти суровые неудобства не были наихудшим результатом урагана на суше. Очень многие, как французы, так и англичане, измотанные усталостью и незащищенностью, не выдержали этого нового испытания и были найдены мертвыми…»[2].

     Об этом почти не пишут, но жертвами стихии стали не только корабли на рейде Балаклавы. Под Евпаторией погибли линкоры: 100 пушечный французский «Генрих IV», 90 пушечный турецкий «Пеики-Мессерет»; и 3 паровых корвета. Потери, причинённые ураганом 14 ноября, можно приравнять к разгрому в крупном морском сражении. Потрясённый император Франции Наполеон III дал указание ведущему астроному У. Леверье - создать эффективную службу прогноза погоды. И спустя три месяца после шторма в Балаклаве была создана первая прогнозная карта, прообраз тех, что мы видим сегодня в новостях. Через год во Франции работали уже 13 метеостанций, а через 16 лет была создана Международная метеорологическая организация.

     Любопытно, но расположение севастопольской бухты позволило российским боевым кораблям избежать трагедии, и буря 14 ноября практически не нашла отражение в русской историографии.


***
1. «Британский парусно-винтовой фрегат «Принц» http://www.tonnel.ru/?l=kniga&848
2. «Буря на Черном море 2 (14) ноября 1854г.» http://gazeta.sebastopol.ua/2002/47/history.shtml