Про пивной бар Бочонок и шпиона в квадрате 36-80

Ткачев Сергей Иванович
Моим друзьям и однокашникам посвящается.   
 

Про пивной бар «Бочонок» и шпиона «в квадрате 36-80».

«Были когда-то и мы рысаками …»(из русского романса)


1983 год. Зима. Ленинград, суббота. Васильевский остров, 18.00 - начало очередного увольнения в город курсантов военно-морского училища имени М.В.Фрунзе. Поток черных шинелей оживленно вытекает через 12-ю линию на Большой проспект. Кого-то из их обладателей здесь уже ждут. Кто-то спешит к метро, чтобы поскорее попасть домой. Некоторые торопится по другим своим делам, а есть и те, кто просто хотят погулять, отдохнуть, сходить в кино и даже выпить пивка!   
Среди последних и мы, «веселые ребята», третьекурсники штурманского факультета, по стечению обстоятельств, те же герои из предыдущих моих рассказов о сметане и др.: Ус, Мишка и, конечно, автор сих строк. Согласитесь, было бы нелепо автору излагать неизведанное лично…
После короткого совещания нами было принято решение сходить в кино на только вышедший новый фильм про военно-морской флот СССР «Случай в квадрате 36-80».
В кассе кинотеатра «Балтика», а он тогда располагался недалеко от училища, на 7-й линии, билеты были только на самый последний сеанс. И т.к. у матросов, как известно, нет вопросов, то скоротать время до начала фильма было решено, зима все-таки, в хорошо известном всем фрунзакам тех лет пивном баре «Бочонок», что на Среднем проспекте. Он, кстати, до сих пор работает, жаль уже под другим названием.
Сели, выпили пивка, согрелись, выпили еще пива, стало хорошо…
Сидим, о чем-то говорим, грызем сухарики и наслаждаемся пивком под нехитрую снедь.
Надо сказать - в те времена в пивбарах с закусками было не очень, это не то, что сейчас - хоть супов, хоть мяса, всего сполна: были бы деньги, а тогда, кроме пива - подкопченная скумбрия с сушками, да соленые сухарики или еще, что-то в таком роде, вот и все еда…
Вдруг к нашему столику подходит некий мужчина возраста лет так около 40 и вежливо спрашивает разрешения угостить нас пивом. После некоторого замешательства мы решаем, а почему бы и нет, особенно, раз все так культурно и вежливо.
Тут надо заметить, что тем, кто служил хорошо знаком этот момент, когда к тебе на улице, в метро, на остановке или еще где-нибудь, обычно в общественном месте, а ты же в военной форме в этот момент, подходят люди и, как правило, это подвыпившие мужички, с фразой типа: «Браток, морячок, я тоже служил! И вот помню я…(дальше по-разному, но в целом почти одинаково про что-то свое)». С одной стороны все понятно, чья-то ностальгия воспоминаний своей молодости, с другой – не очень интересно, особенно от каких-то незнакомцев, да и время у курсанта в увольнении запланировано на иное и терять его на пустые разговоры не очень хочется.
В общем, несет нам этот товарищ четыре пива и, естественно, мы приглашаем его к нам за стол. Знакомимся, начинается примерно такой же разговор «помню, служил я там-то…». Но, на наше удивление, его рассказы оказались более уместными и интересными, были они еще и с неким туманным напуском тайн, якобы еще не подлежащих разглашению, рассказчиком он был неплохим и потому слушали мы его под холодное пивко даже с некоторым удовольствием.
Видимо, этот наш интерес так растрогал рассказчика, что он, в пылу воспоминаний, решил еще угостить нас, как благодарных слушателей (от повторения угощения пивом мы вежливо, но твердо отказались), но уже более весомо: «а может по-водочке»? Не успели мы с Мишей удивиться такому повороту, как быстрый Ус произнес, не моргнув вмиг округлившимся ястребиным глазом: «Тут напротив магазин есть, я покажу».
Через пять минут мы с Мишкой удивились еще больше, т.к. вернувшиеся из магазина Ус и рассказчик принесли со словами «увы, водки не было»… портвейн. Не портвейн в смысле «Порто» из Португалии, а тот самый напиток развитого соцреализма а-ля «портвешок» - дешево, но сердито. Не помню, уж был ли это знаменитый «Агдам» или «777», но точно что-то вроде такого же сладковатого и крепленого суррогата-заменителя португальского напитка.
На повторное приглашение выпить мы с Мишей опять отказались, отказался, на удивление, и наш рассказчик, мотивируя тем, что не любит портвейн. Неловкую паузу «сгладил» Ус: со словами «не пропадать же добру и зачем тогда я бегал в магазин» он решительно и лихо переместил пол пивного бокала, наполненного под столом «контрабандным» портвейном куда-то глубоко внутрь своего молодого и ненасытного организма. Наши предложения Усу закусить были решительно пресечены его логичным утверждением «мяса же нет»!
Крыть было нечем. Зато был портвейн. Под столом и в ловких руках Уса,  что было еще одной, после покупки портвейна, ошибкой нашего вечера …
Буквально через пять минут уже подливавший сам себе раскрасневшийся Ус стал рассказывать, как нипочем ему все эти пивы и портвейны и вообще: «плавали – знаем!».
Видимо, чтобы как-то изменить направление разговора наш новый собеседник попытался в свою очередь расспросить уже нас и стал задавать вопросы об учебе, службе и военно-морском флоте в целом. Это была еще одна и, к счастью, его последняя ошибка, т.к. начало нашего с Мишей в ответ отговорки на общие темы про ученье в военно-морском вузе было внезапно остановлено леденящим душу злым и хриплым шепотом Уса в сторону нашего собеседника: «Да ты ШПИОН!!! Хватай его, ребята!». А теперь представьте такой стоп-кадр: картина Репина «Приплыли» или «Трое в лодке, не считая шпиона»... Представили? Во-во! Так и было!
И мягко говоря, удивлению нашему с Мишкой такому повороту событий было далеко до мгновенно выписанной оторопи на физиономии уже начавшего бледнеть и покрываться пятнами и даже как-то уменьшившегося в размерах нашего невезучего в этот вечер любителя выпить пивка в компании морячков-курсантов. Вряд ли он был засланным к нам вероятным противником «казачком» для выпытывания страшных секретов у моряков под угощение их пивом. А если даже и предположить, что был – с советскими курсантами не забалуешь! «Облико-морале» ВМФ на высоте: пиво пьем, но флот не опозорим!
В общем, пока мы пытались успокоить Уса, наш перепуганный сосед разумно и быстро из Бочонка исчез без всяких объяснений и сожалений об отсутствии горячих «объятий» на прощание…
Пивной вечер переставал быть томным. Стало понятно, глядя на стремительно меняющееся состояние Уса, что так же быстро надо уходить из «Бочонка» и нам.
Если в первой половине пути, благо до училища идти было не далеко, Ус еще мог передвигаться сам, хоть вначале и порывался догнать и скрутить «шпиЁна», то вторую половину нам с Мишей пришлось преодолевать, изображая уже другую «картину маслом»: вынос с поля боя раненного бойца у которого «ноги вермишелью»…
На удивление, нештатное возвращение прошло технично и благополучно: Ус доставлен в роту, уложен в койку, дневальный в курсе, ребята предупреждены о присмотре за телом.
Мы с Мишкой даже еще успели на фильм, который оказался вполне неплохим и даже местами забавным и интересным.
Утром были наши веселые рассказы товарищам про вчерашнее, всякие подколки и хмурый, но все равно жизнерадостный Ус, который более всего сокрушался, что не посмотрел фильм.
Еще он жалел, но уже меньше – что не набил морду тому провокатору, правда «путался в показаниях» за что - то ли за секреты ВМФ, то ли за недопитый портвейн…
Наверное, так же сожалел о вчерашнем и случайный «шпион», у которого теперь вряд ли еще вновь появится желание расспрашивать о службе моряков.  Особенно курсантов-фрунзаков, хоть в «Бочонке», хоть еще где-нибудь. И как говаривал артист Евгений Леонов: «И пусть канает, редиска!» такой незваный и случайный попутчик…
Уже давно мы вышли из стен родного училища, многое поменялось в нашей жизни, нет уже и  кинотеатра «Балтика» и любимый наш пивбар называется не «Бочонком», но зато появилась у нас еще одна новая традиция – когда идет по телевизору фильм «Случай в квадрате…» ты или тебе, но обязательно позвонят друзья: «Включай скорей такой-то канал - в квадрате 36-80 идет!!!».
Торопясь включаешь, и становится хорошо и тепло на душе, даже как-то молодеешь и  смотришь с улыбкой этот старый, но замечательный для нас фильм. Смотришь и вспоминаешь:
1983 год. Зима. Ленинград, суббота. Васильевский остров. Кино. Друзей. Портвейн.
И не только…
 
 
С.Ткачёв. 2021 г.