Про Голубую гостиную или как я стал штурманом

Ткачев Сергей Иванович
«Любое препятствие преодолевается настойчивостью».
                Леонардо да Винчи


Про «Голубую гостиную» или как я стал штурманом.


Мои предки по мужской линии, практически все служили Отечеству. Один дед в Великую Отечественную партизанил в Белоруссии и пускал под откос фашистские поезда, другой, еще в Первую мировую получил Георгиевский крест в Брусиловском прорыве. Его средний сын и мой отец в 1944 году в 17 лет ушел на войну добровольцем, затем служил офицером в морской пехоте от Сахалина и Славянки до Балтийска. И я с детства рос в атмосфере любви и служения Родине, как бы ни «громко» сейчас это звучало…
Повзрослев, особых колебаний не испытывал – стану военным моряком. Куда идти учиться – конечно, в лучшее военно-морское училище, а именно в ВВМУ имени М.В.Фрунзе! Старейшее учебное заведение, можно сказать, родоначальник морских наук, бывший Морской Корпус кадетов и гардемаринов, кузница выдающихся мореплавателей и блестящих морских офицеров и еще многое другое…
Перечитал все, что нашел про это военное заведение. Одни названия его помещений чего стоят! Зал Революции - бывший Столовый, Картинная галерея, Адмиральский коридор - бывший Звериный,  Компасный зал, Галерея Героев и Голубая гостиная – сплошная История, одним словом!   
Особенно, почему-то, мне запомнилась Голубая гостиная, как некое напоминание из той гардемаринской жизни и учебы юных Ушаковых и Нахимовых, где так же, как и сейчас, на фоне ее бледно-голубых стен над роялем висели большие красивые картины с военными парусными кораблями, которые я увидел на фотографиях …   
Мама, дорогая моя мама, расстроенная, что ее любимое дитя хочет учиться в другом городе, хоть и с большим трудом, но приняла мой выбор. А отец поняв, что мое решение поступать именно в военно-морское училище твердое, как-то пригласил меня на разговор. Был он примерно такой. «Твое решение стать офицером одобряю. Я давно приметил, что есть у тебя способности к инженерным решениям и сообразительность. Я тут изучил (!), кого готовят в современных военно-морских вузах и советую тебе обратить внимание на инженерное училище им. Дзержинского, а именно на его кораблестроительный факультет». Он не уговаривал, а просто объяснил, что можно быть и морским офицером и кораблестроителем одновременно. И продолжать строить корабли даже после окончания военной службы. Отец был для меня авторитетом, а вот будущая специальность, как морского офицера, была еще для меня довольно абстрактной. В общем, когда в 1980 году пять человек из выпуска нашей 67-й средней рижской школы поехали в Ленинград, трое из них собирались поступать во Фрунзе, а двое, и один из них я, в Дзержинку, так мы сокращенно называли тогда ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского.
Из Риги в Питер на поезде ехать ночь. За эту ночь я, измучившись сомнениями о правильности выбора своего ввуза, окончательно утвердился и перерешил: не пойду в Дзержинку, все-таки я хочу учиться только во Фрунзе! Раньше было как-то не до этого - сбор документов, медкомиссия для поступления, а затем выпускные школьные экзамены. А в поезде, разговаривая с товарищами о нашем выборе, я только еще больше убедился в том, что мое первоначальное желание было сильнее любых других аргументов. И почему-то меня в этом окончательно убедил, вдруг всплывший в памяти, именно образ Голубой гостиной с ее роялем и картинами на стенах. Я хотел учиться там, где была такая История, там, где был такой морской дух и такие традиции! Видимо, это и был, тот самый романтизм юности, максимализм и горячность молодости! А еще, конечно, некоторая бесшабашность и замечательное юношеское упрямство… Мое, во всяком случае!
В Ленинграде мои одноклассники далее поехали в указанные в сопроводительных документах от военкоматов летние лагеря своих училищ. Сдача вступительных экзаменов и зачисление поступивших проходили тогда за городом, в училищных лагерях. А я, весь такой решительный, поехал в главное здание училища им. Ф.Э.Дзержинского, в само Адмиралтейство, которое расположено в начале Невского проспекта возле Зимнего Дворца! На мой стук в дверь парадного входа вышел дежурный по училищу. Видели бы вы удивленное лицо этого немолодого капитана 1 ранга, когда я объяснял ему, что передумал, отдайте обратно мои документы и направьте во Фрунзе!  После чего первый раз услышал универсальный флотский ответ: «Ждать!»  И я ждал. Не помню сколько, часов 4-5 или даже больше. Под дверью, на скамейке в сквере, или нервно вышагивая у входа. Мне повезло, что с нами из Риги в Ленинград приехала мама моего друга Андрея З., он тоже поступал во Фрунзе. И вот она все это время была со мной! Помогала, поддерживала и даже «переводила» мою эмоциональную речь дежурному по училищу, когда я объяснял ему свои причины и желания изменить место учебы. 
Тетя Галя, Вас уже нет с нами, но я не просто помню огромное Ваше участие, я буду благодарен Вам всегда и за все, что Вы сделали! Вот они, наши дорогие и любимые мамы! В помощи детям для мам нет преград...
И случилось невероятное: снова в который раз, но в этот уже последний, вышел дежурный по училищу и вынес мне плотный пакет коричневой бумаги, на котором помимо печатей было написано: в приемную комиссию ВВМКУ им. М.В.Фрунзе от ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского. На сколько, счастлив был я, на столько же, удивленным выглядел и сам дежурный, седой капитан 1 ранга, который только и смог сказать мне на прощание: многое я за службу повидал, но такого на моей памяти еще не было, удачи тебе, парень!
Это сейчас я понимаю, что такое возможно лишь, когда где-то и почему-то сойдутся все звезды.  Твои счастливые звезды! Видимо, в тот момент сошлись мои…
А тогда я просто был очень рад и горд, что все так удачно для меня сложилось! Но и я приложил к этому немало сил. И был вознагражден за такое упорство и даже упрямство!
Кстати, перед этим со мной тоже случился немного похожий и интересный эпизод, связанный с упорством в достижении цели. Перед сдачей выпускных экзаменов в школе я вдруг обнаружил, что ничего не смыслю в химии, от слова «совсем». Дело в том, что на уроках химии я сидел за одной партой с одноклассником и моим другом Пашей Н., который этот предмет знал блестяще, а  преподавала его нам Пашина родная тетушка Мария Павловна. И на ее уроках, где Пашка мне подскажет, как решить лабораторную задачу, где я сам что-то на его авторитете отвечу или дополню, в общем, кроме хороших оценок в табеле, самих знаний по химии у меня было, мягко говоря, маловато. И понял я тогда, что негоже мне так не знать этот предмет - ведь стыдно будет перед «МарьПалной» на выпускном. В общем, решил я разобраться и изучить ВСЮ химию школьной программы, причем так сказать экстерном. Не много, ни мало - за пять отведенных на подготовку к экзамену дней! Обложился своими учебниками и тетрадками за все годы учебы, еще достал старые учебники по химии доставшиеся по наследству от любимой старшей сестры и … с 9 утра и до 11 вечера… каждый день с перерывом только на еду. Даже мама обалдела от такого моего усердия! И я разобрался во всем досконально, понял и выучил весь школьный курс химии! В результате - блестящий ответ на выпускном экзамене, причем почти без подготовки и Почетная грамота (нет, не в Сибирь!) от школы «За отличие в изучении химии(!) и литературы». А еще ни с чем несравнимое чувство, когда стоишь перед экзаменаторами и с неким нетерпением и азартом думаешь и даже хочешь этого – ну, спросите меня еще о чем-нибудь, СПРОСИТЕ – Я ЗНАЮ ВСЕ! Честно говоря, редкое чувство! Но оно очень памятно и незабываемо… И главное – поставленная цель, да - упорным трудом, да – непросто, но была достигнута!
В летний лагерь училища Фрунзе, который располагался на побережье Финского залива в местечке Зеленая Роща за Зеленогорском, я добрался уже лишь поздно вечером. Перед этим мне пришлось еще заехать в такой же летний лагерь, но Дзержинки, а на мое счастье, он оказался не очень далеко от лагеря Фрунзе, чтобы собрать воедино все остальные мои документы для поступления. Помню еще удивленное лицо встретившегося мне там Володи К., второго кандидата в Дзержинку из нашей школы, с которым мы вместе приехали туда поступать, который узнал, что я все-таки добился перевода во Фрунзе: «А что, так можно было!!?..»
Выйдя из очередного пригородного автобуса темным вечером уже в Зеленой Роще и теперь с двумя пакетами документов, я случайно наткнулся на преподавателя кафедры физ.подготовки майора Могильницкого Р.М., который «обалдев» от моего рассказа – кто я такой, почему и зачем сюда приехал, бросил все свои дела и лично проводил меня к начальству.  А начальником набора  1980 года в летнем лагере ВВМУ им. М.В.Фрунзе был тогдашний начальник штурманского факультета училища капитан 1 ранга Шопотов К.М., личность по-своему легендарная. И он тоже так впечатлился моим рассказом о похождениях «блудного» абитуриента, а главное – ему так понравилась моя, Шопотов сам тогда это сказал – «воля к победе», что он тут же дал команду зачислить меня в абитуриенты, накормить и разместить в лагере.
Далее были обычные будни «абитуры», как тогда мы называли период поступления в училище: подготовка, консультации и сдача экзаменов, норм физ.подготовки, а также собеседование «за жизнь» в приемной комиссии. Поступление во Фрунзе в те годы считалось весьма престижным, это было действительно лучшее высшее военно-морское училище того времени, поэтому конкурс был довольно высоким – более 5 человек на место из уже первоначально отобранных училищем кандидатов на местах через военкоматы. Однако, кроме вышеперечисленных испытаний, на нашу долю досталось еще одно – так называемый, «проф-псих-отбор»:  профессионально-психологический отбор, который был некой экспериментальной новинкой в деле выявления достойнейших из будущих покорителей морей и состоял из различных и весьма непростых тестов. Вместе с такими психологическими тестами применялись и упражнения на сообразительность и физическую устойчивость. Для понимания расскажу, к примеру, только про один из таких тестов, который мы проходили, он достоин отдельного описания.
Группе абитуриентов, сидящих за столами в аудитории, запускался метроном на 60 секунд. За эту минуту под его размеренный стук все испытуемые должны были вращать головой по часовой стрелке с максимальной амплитудой, за соблюдением чего строго следили офицеры-экзаменаторы. После вращения головами следовала команда: «Стоп! Взять ручки, приступить к выполнению задания». На листе бумаги, что лежал перед каждым испытуемым, были нарисованы 20 кругов,  которые символизировали циферблаты обычных часов, но только цифра 12 у каждого круга была смещена на произвольное место по окружности и т.о. все 20 циферблатов, развернуты каждый на свой угол. Звучит новая команда: «Задание первое: в круге № 1 указать время 18.30, в круге № 2 – время 13.45, в круге № 3 – 22.10 и т.д.» Тебе надо взять ручку и нарисовать стрелки часов заданного времени в указанных кругах. А далее цикл повторяется:
«Стоп! Вращение головой 60 секунд ПРОТИВ часовой стрелки. По метроному. Начать!»
«Стоп! Взять ручки. Задание № 2: в круге 6 указать время 14.20, в круге 7 – 20.45, в круге 8 -  …»
И так далее: вращение головой в разные (!) стороны, а после этого сообразить и правильно указать заданное время на определенном, но развернутом циферблате.
После третьего-четвертого «Стоп, взять ручки», с удивлением понимаешь, что ранее неподвижно лежащая ручка почему-то не дается тебе в руку, а «убегает», как таракан, куда-то в сторону. Голова твоя плывет в сторону противоположную, а в круге № … непонятно что, куда и зачем! И вообще, где я, кто я и как тут нарисовать стрелки этих гадских часов? Некоторые ребята уже просто не могли писать, т.к. держались руками за столы, кто-то из них даже падал со стульев от головокружения. А нескольких так вообще, пардон, стошнило прямо там… Этих несчастных сразу выводили из аудитории к дежурившим тут же медикам. Их участь была предрешена: «таких не берут в космонавты», точнее в училище им. М.В. Фрунзе. А дальнейшие расшифровки результатов испытуемых,  прошедших эти тесты, позволяли рекомендовать на какой факультет и на какую специальность целесообразно направлять учиться конкретного абитуриента. Все-таки, довольно серьезный подход был тогда в стране к подготовке морских офицерских кадров, во всяком случае – мы поступали в лучшее училище ВМФ СССР в 1980 году именно так!
Мне повезло, я успешно сдал экзамены, выдержал все испытания и набрал необходимое количество баллов для поступления. И вот наступил главный день – распределение на факультеты и зачисление нас курсантами в училище на Мандатной комиссии, так почему-то она называлась. К этому времени мы уже все знали, что самый-самый лучший, а потому престижный и желанный, позволяющий стать в дальнейшем командирами военных кораблей, крейсеров, подводных лодок  это, конечно же, 1-й, штурманский факультет! Второй, гидрографический – военный на половину, т.к. служить придется или на берегу или на гидрографических судах, а не на военных кораблях. А третий факультет - противолодочного оружия и минного вооружения, вроде бы тоже неплохой, но только… однозначно - после штурманского! И, конечно, каждый прошедший всю вступительную эпопею и выяснивший для себя эту специализацию, за редким исключением, мечтал попасть именно на штурманский факультет!
Мандатная комиссия состояла из всех начальников факультетов, офицеров учебного отдела, кафедры физ.подготовки, мед.службы и проф.псих.отбора. Абитуриент заходил туда по очереди в соответствии суммы набранных баллов за оценки сдачи экзаменов по убыванию. Ему объявлялось одним из офицеров комиссии, что он успешно сдал вступительные экзамены и нормы физ.подготовки и по результатам психологических тестов рекомендуется к зачислению на такой-то факультет. Далее комиссия, как правило, автоматически и тоже за редким исключением, утверждала эти рекомендации, после чего абитуриент поздравлялся с зачислением на рекомендованный факультет. Новоиспеченный курсант выходил оттуда радостный или обалдевший от неожиданного поворота своей дальнейшей судьбы. И вот наконец, по своей очереди, зашел в эту приемно-мандатную комиссию и я. Но когда объявлялись мои результаты, не дожидаясь концовки доклада про мои рекомендации, встал сам начальник этой комиссии и всего набора, капитан 1 ранга Шопотов К.А. и объявил, что он лично рекомендует меня, абитуриента Ткачёва С.И., на штурманский факультет! Формальное утверждение практически не потребовалось, т.к. я был тут же им же и поздравлен с зачислением! Честно говоря, я не сразу понял, что произошло нечто особенное. Это уже потом, с новыми друзьями-курсантами, рассказывая друг другу про Мандатную комиссию, я наконец понял, что Константин Антонович, будучи не только начальником этой комиссии, но и начальником того самого 1-го факультета, запомнив мою «волю к победе», лично взял меня к себе. На свой, и теперь уже МОЙ, штурманский и самый лучший факультет самого лучшего военно-морского ВУЗа страны! Уж извините, остальные военморы, но для меня этот факт не требует, ни обсуждений, ни каких-либо еще доказательств…
И, конечно же, я особенно, не смотря ни на что, лично благодарен Константину Антоновичу Шопотову за такое доверие!
И что очень важно, тогда я еще раз убедился и понял, как бы банально это ни звучало, что если не только сильно чего-либо хотеть, но и делать для этого максимально все тебе возможное, то желание твое осуществимо и реально! Каким бы сложным оно не казалось! Надо просто поставить цель, упереться и идти к ней. Это важно. Упереться и идти! И тогда все, или почти все, можно сделать, если его брать и делать. Брать и делать! Конечно, без определенной доли везения здесь тоже не обойтись. Но, как известно, везёт тому, кто везёт…
Из всей нашей рижской пятерки одноклассников по школе потупили только мы с Витей Е. 
Оба во Фрунзе: он на гидрографический факультет, а я на штурманский.
А дальше было и стрижка «под ноль», и получение новой морской формы: грубой парусины рабочее платье, его на флоте называют «роба», оно тогда еще было ослепительно белого цвета, черный кожаный ремень с якорем на медной бляхе, тяжелые ботинки «гады» с кожаными шнурками (нарезанные узкие полоски из толстой и желтой свиной кожи) и конечно же, синий флотский воротник гюйс и тельняшку. Начинался так называемый КМБ, курс молодого бойца, весьма непростой период для каждого новобранца, надо признать. А потом был долгожданный переезд в училище, в город-герой Ленинград, погоны с золотыми якорями и Военная Присяга перед лицом своих товарищей: «…вступая в ряды ВС СССР принимаю присягу и торжественно клянусь…».  А также многое и многое другое.
Так началась моя военная служба и учеба искусству кораблевождения, а также многим другим военно-морским наукам и премудростям, но впрочем, это уже совсем другая история…
Сколько времени уже прошло с тех пор. Иногда думаю, со мной ли это все было? Как в свои 17 лет смог я не только принимать такие важные решения, но и отстоять их:  добиться поступления и поступить в лучшее военно-морское училище страны, на лучший его факультет и стать курсантом, а потом офицером и штурманом боевых кораблей ВМФ СССР? 
А ответ, хоть и повторюсь, но он предельно прост – надо ОЧЕНЬ захотеть. И СДЕЛАТЬ. А еще, конечно,  надо любить своих детей, как любили, воспитывали, поддерживали и вдохновляли меня мои дорогие родители. И тогда, окажется, что чудеса все-таки случаются! И даже с нами. Со мной, во всяком случае, как описано выше, так и было. Надо только не опускать руки и идти к своей цели! Особенно, когда тебе 17 лет и впереди целая жизнь…