В следующем году в Иерусалиме!

Гедеон Янг
Предвижу праведный или не очень гнев критиков израильской агрессии, поэтому предупредительно сообщаю, что не являюсь специалистом по истории Ближнего Востока, и писал лишь рецензию на книгу, исходя из материала самой книги.

#Израиль, #история, #рецензия, #сионизм, #Палестина, #интифада

Поскольку вчера опубликовать не успелось, но сегодня ещё Шушан Пурим, вот вам недавняя рецензия.

История Израиля: от истоков сионистского движения до интифады начала XXI века. Анита Шапира; (пер. с англ. И. В. Печенина; под ред. К. Могаричева). М.; Колибри, Азбука-Аттикус, 2023. 656 с.; ил.

Вы верите в синхроничность? А в конспирологию? Ну хотя бы в жидо-масонский заговор рептилоидов-то? Я скорее нет, но иногда некоторые слишком уж подозрительные «совпадения» заставляют призадуматься.

Только слепоглухонемой или отринувший мир аскет не слышал о кошмаре 7 октября прошлого года. Из них лишь доли процента посмотрели фильм «Голда. Судный день», посвящённый ровно таким же событиям пятидесятилетней давности. Фильм вышел в прокат 25 августа 2023 года, а в России премьера состоялась и вовсе за месяц до октябрьского ужаса, 7 сентября.  И уже совсем незамеченным для публики остался выход русскоязычного перевода книги Аниты Шапиры «История Израиля». При буквальной увесистости 650-ти страничного тома большого формата его тираж составляет смешные 2000 экземпляров! Да одних только российских евреев будет на порядок больше, а сколько ещё найдётся сочувствующих, интересующихся? Можно не сомневаться, что число их будет только множится, и прочтя книгу, они смогут с уверенностью сказать – «теперь я знаю всё!»

Несмотря на внушительные регалии (почётный профессор в Тель-Авивском университете, основатель исследовательского центра, лауреат нескольких премий за различные книги), национальная принадлежность и гражданство автора(ки?) может посеять обоснованные сомнения в объективности материала. И вряд ли ей на руку сыграет тот факт, что саму идею написания книги ей подал профессор Й. Рейнхарц.
 Для таких пристрастных интересантов заботливо приложены полсотни страниц дополнительной литературы, да и гугл в помощь, как всегда.
 
Анита Шапира скрупулёзно и доходчиво повествует о пути, на котором евреи обрели своё государство, от возникновения сионизма в конце XIX века и интифады начала века XXI. Книга была закончена и опубликована в 2012 году. Недавние события дополнили бы её самым актуальным материалом, но для понимания и знания того, зачем и почему евреям понадобилось своё государство и как в итоге оно оказалось в сегодняшней ситуации, её более чем достаточно, избыточно.
Несмотря на то, что хотя бы немного искушенным читателям автор и не сулит каких-то неожиданных открытий или внезапных прозрений, множество мелких и не очень деталей придают всей исторической панораме значительно более широкий обзор и насыщает её многоцветным колоритом.

Много нового почерпнул из книги и автор этих строк. Например, с удивлением узнал, что сионистским идеям в самом начале противостояли все, кто только мог, от религиозных ультраортодоксов до революционеров и капиталистов.
Или о сложных романтических, или мелодраматических отношениях строителей Израиля с Россией и русскими. Первый раз, в самом начале века XX века наивных первопроходцев постиг крах надежд – русские революционеры не защитили их от погромов. Второй раз, уже полвека спустя, израильские социалисты всё так же верили в праведность Страны Советов до тех пор, пока не произошли события в Чехословакии. Однако странная мода на русские песни, книги, даже платье в легендарных кибуцах, возможно, сыграла свою роль – ведь без неожиданной поддержки Сталиным Израиля могло бы и не случиться.

Наконец, был разрушен и такой популярный миф, в который по невежеству верил и я сам: «Не Холокост привел к созданию государства; государство было создано, несмотря на эту Катастрофу», и далее: «Государство Израиль стало символом еврейского народа, продолжающего жить, несмотря на Катастрофу, концентрированным выражением жажды жизни и жизнеспособности нации, находившейся на грани уничтожения».
Следуя принципам научной объективности, Анита Шапира не забывает отметить и все неприятности, просчёты, ошибки и даже преступления отдельных персонажей и государств, всю многообразность и сложность этой удивительной истории.
Как и положено в любой хорошей трапезе, бадейке цымуса со жменью мацы не обойтись без горьких пасхальных трав, и в качестве основного марора здесь недостаточное внимание, уделённое автору религиозной составляющей истории государства. При известной значимости его в еврейской истории то, что упоминается он лишь в ряду прочих и не удостоен отдельной главы – а премьерству Бегина например, посвящено целых полста страниц, возникают подозрения в антиклерикальной ангажированности автора. На фоне этой бреши совсем уж незначительными кажутся такие мелочи, как иногдашняя занудливость повествования, неразборчивые в большинстве своём карты и какая-то совершенно невнятная, бестолковая вклейка иллюстраций.
Думаю, можно простить автору это небольшое недоразумение.

А в качестве своеобразного критического итога книги подойдёт, например, эта цитата: «расстояние, пройденное сионистским начинанием от поэмы начала XX века о сыне, новом еврее, восставшем против своих родителей, до песни поколения конца XX века тотального, хотя и тревожного принятия безмятежности настоящего демонстрирует, что сионистская революция не только увенчалась успехом, но и стала рутиной».
Мне же по прочтении книги вспоминается пасхальное пожелание-благословение: «В следующем году – в Иерусалиме!»

Впервые опубликовано в НГ-Exlibris`е:

https://www.ng.ru/ng_exlibris/2024-02-07/14_1211_dream.html