Библиотеки в условиях рынка

Анатолий Головкин
    
Общие положения.

 В соответствии с действующим законодательством, государство разрабатывает и реализует политику в области библиотечного дела, в основе которой лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. Государство выступает гарантом прав, предусмотренных законом, и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Каждый гражданин независимо от пола, возраста,  национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации. Пользователи библиотек имеют право выбора библиотеки в соответствии со своим потребностями и интересами. Пользователь  вправе бесплатно получить в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа. Таким образом, в своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию установленных  законом прав граждан.
 
 До 1991 года в Тверской области работали 1936 библиотек с общим фондом 31 млн. томов книг, из них 999 государственных, 605 школьных, 99 научных и специальных библиотек. Число библиотек Тверской области к 2012 году сократилось до 970, из них 821 библиотека находится в сельской местности. Из всех жителей  области 41,1% являются  читателями библиотек. Книгообеспеченность по области в среднем 8,8 единиц на читателя  или 2,1 единицы больше, чем в средней России.
 
Снижение числа библиотек – это показатель уровня культуры, которая в последние годы резко понизилась. Испытание культурой – это испытание общества на перспективу, на будущее. Культура – это среда обитания, как всего общества, так и конкретного человека. От уровня культуры каждого человека зависит уровень  культуры всего общества. А от этого зависит его дальнейшее развитие, состояние экономики, социальное положение  людей и имиджа страны. В последние годы уровень культуры в России понижается.

Во-первых, в России произошла подмена элиты, вместо культурных, работоспособных, интеллигентных людей «элитой» стали люди, нередко захватившие богатства не совсем законными способами. Имея деньги, через средства массовой информации они нередко пропагандировали преступность, насилие, зло, а не вечные ценности, наработанные людьми веками.

Во-вторых, государство до сих пор не смогло защитить и поставить на необходимый уровень представителей самой массовой интеллигенции – учителей, врачей и культурных работников. У них, исходя из  социального положения, порой не хватает энергетики, чтобы внушать подрастающему поколению истинные ценности, основы образования и культуры.

В-третьих, ряд ценностей утратили свое назначение. Всегда интеллигенция   отстаивала интересы государства, родины, Отечества, их традиции, обычаи, культуру и образование. В современном обществе рыночных отношений информация стала не показателем культуры, как должно быть, а важным и значимым товаром, который умело используют представители  ряда электронных средств, и в меньшей степени библиотеки, как обладатели информации на бумажных носителях.

 Пока ни общество, ни власть в полной мере не оценивают роль библиотек, как владельцев информационных ресурсов, которые создают необходимые предпосылки для дальнейшего развития общества. Через Интернет идет  настойчивое, порою агрессивное информирование населения, прежде всего подрастающих поколений, о  многих негативных проявлениях. Платой за информационный прогресс стали такие глобальные угрозы, как терроризм, наркомания, СПИД, проституция, всплеск преступности и другие.

Обязанностью субъектов Российской Федерации (республик, краев и областей), а также муниципалитетов (городов, районов и поселений) в этих условиях является создание и обеспечение целостности, сохранности, эффективного функционирования и развития различных информационных фондов, прежде всего, библиотечного. Процесс накопления нужной, полезной информации  и доведение ее до граждан требует нормативно-правового регулирования экономической деятельности библиотек. Основой ее является Гражданский Кодекс Российской Федерации, а также устав библиотеки.
                                Библиотекари должны очень хорошо знать свои права, уметь защищать их, отстаивать свои полномочия, грамотно определять и составлять необходимые документы. Также важно знать права и обязанности библиотек, как юридических лиц. Как бы там ни было, всё же определённое правовое поле у современной библиотеки есть. Характеристика основных законодательных актов, касающихся правового обеспечения экономической деятельности  библиотек, представлена в работах Н.В. Бубекиной, В.К. Клюева и других.

Большим подспорьем для библиотекарей явилось издание сборника «Библиотека и закон», а также  сборники Российской национальной библиотеки: «Библиотеки в новой правовой среде» и «Библиотечная жизнь России».


Устав библиотеки, как юридического лица.

Любая организация имеет пределы своей экономической самостоятельности, которые определяются действующим законодательством. После того, как в ноябре 1994 года вступил в действие новый Гражданский кодекс РФ с последующими дополнениями,  были приняты федеральные законы уже постсоветского периода «О библиотечном деле», «О некоммерческих организациях», на основании которых позднее разрабатывались и принимались уставы библиотек.
 
Федеральный закон «О библиотечном деле», принимаемые в соответствии с ним Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации в области библиотечного дела являются правовой базой сохранения и развития библиотек. Они  устанавливают принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Казалось бы, библиотекам теперь предоставлена реальная возможность самостоятельно использовать профессиональные и экономические методы управления и хозяйствования. Однако путь оказался более  чем тернистым. На это существует множество объективных и субъективных причин.
 
Одна из них незавершённость становления правового государства: многие законы до настоящего времени просто не работают, поскольку их нарушают не только граждане и юридические лица, но и само государство, в том числе по объему финансирования библиотек. В сфере культуры не сложилась  цивилизованная практика защиты интересов библиотек, как учреждений  культуры.  Более того, государственные органы, которые призваны осуществлять юридическую  и экономическую защиту, зачастую сами затрудняют деятельность подведомственных организаций, в том числе и культуры, истолковывая имеющиеся правовые и нормативные акты не в их пользу.
 
В зависимости от статуса, библиотека может быть областной, муниципальной, поселенческой, школьной, специализированной и т.д. В этой работе мы рассмотрим правовое положение библиотек, которые имеют статус юридического лица. Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности или оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.  (Ст.48 ГК РФ). К имуществу юридического лица  относятся здания, мебель, компьютеры, стеллажи, книги и другое имущество. Кроме имущества юридические лица имеют свой счёт в банке, самостоятельный баланс и смету.

Библиотеки работают и выполняют поставленные перед ними задачи в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством. Устав библиотеки, как и любого другого  юридического лица, является основным учредительным документом. В уставе  прописаны цели и задачи библиотеки, ее права и обязанности, содержание её деятельности,  имущество и источники финансирования. Определён порядок управления библиотекой, порядок реорганизации и ликвидации библиотеки.
 
Библиотека, являясь государственным или муниципальным бюджетным учреждением  культуры,   получает статус юридического лица с момента регистрации её устава в управлении юстиции. Библиотека, как юридическое лицо, строит свои отношения с другими учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров. Библиотеки, которые не относятся к государственным или муниципальным, как правило,  не имеют статуса юридического лица.

Являясь юридическим лицом, библиотека имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, печать. Она от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее на праве оперативного управления имуществом.

Основными целями библиотеки являются: организация библиотечного обслуживания населения, создание условий для реализации прав граждан на свободный и равный доступ к информации, знаниям и культурным ценностям. В соответствии с уставом за библиотекой закреплены библиотечные фонды на праве оперативного управления.


  Имущественные отношения  библиотек.

Библиотека владеет и пользуется своим имуществом по целевому назначению не на праве собственности, а на праве оперативного управления, то есть она без согласия собственника не имеет права распоряжаться недвижимым имуществом, а также движимым имуществом, приобретенным за счет собственника. Всё библиотечное имущество, в том числе и библиотечный фонд, находятся в государственной или муниципальной собственности.  Собственником библиотеки является субъект Российской Федерации, если она государственная, или муниципалитет, если она муниципальная. Право распоряжения государственным или муниципальным имуществом дано соответствующим комитетам по управлению имуществом.

Правом юридического лица обладают практически все областные и муниципальные библиотеки, которые являются бюджетными учреждениями культуры. В связи с этим они владеют и пользуются недвижимым и движимым имуществом на правах оперативного управления. (Ст. 296 ГК РФ). Но это имущество не находится в собственности библиотек – юридических лиц, и они не имеют право им распоряжаться в полном объеме. Имущество только тогда является собственностью юридического лица, когда оно имеет законное право им владеть, пользоваться и распоряжаться. (Ст. 209 ГК РФ). А библиотеки могут распоряжаться имуществом лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, указанными в уставе библиотеки, заданиями собственника имущества и назначением этого имущества. Имущество бывает недвижимым и движимым.

К недвижимому имуществу библиотеки относится участок земли, прилегающий к ее зданию, а также само здание библиотеки и другие постройки. (Ст. 130 ГК РФ). Любая библиотека владеет этим имуществом, пользуется ими, но не может распорядиться по своему усмотрению. Это имущество находится в оперативном управлении библиотеки, им распоряжается комитет по управлению имуществом области или муниципалитета, в зависимости от статуса библиотеки. Комитет по управлению имуществом имеет право изъять у библиотеки неиспользуемую часть здания или участка земли, а также в случае использования их не по прямому целевому назначению.

Все остальное имущество, которое не относится к недвижимости, является движимым имуществом. У библиотек – это мебель, стеллажи, книги, оргтехника и другое. Прав на движимое имущество у библиотек больше, чем на недвижимое, так как они могут и распоряжаться тем движимым имуществом, которое приобретено не на средства собственника. В то же время библиотека не имеет права дарить, продавать или передавать  гражданам или другим юридическим лицам движимое имущество, приобретенное на средства собственника.

  Библиотека, как юридическое лицо, самостоятельно заключает договоры на жизнеобеспечение здания или помещения электричеством, водой, отоплением, канализацией, телефоном, интернетом и другими видами услуг.  Согласно Гражданскому Кодексу РФ договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц, в том числе юридических лиц.  Договор считается заключенным,  если между сторонами достигнуто соглашение по всем условиям договора: времени и количестве предоставленных услуг, цене за их поставку, формах расчёта и другим. (Ст. 432 ГК РФ).

Библиотека от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и не имущественные права, несёт обязанности по ним, выступает истцом  и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством.

 Библиотечные фонды, отнесённые к памятникам истории и культуры, находятся в соответствии с действующим законодательством на особом режиме охраны, хранения и использования, им мы посвятим отдельный раздел.

Библиотека, как юридическое  лицо обладает большим информационным материалом. Современную библиотеку нельзя представить без новейших компьютерных технологий, интернета, создания самостоятельных электронных баз данных.
 
 Особенностью библиотек от других юридических лиц является защита ими интеллектуальных прав, прежде всего, авторских прав, при поступлении книг и другой информации. Распространение библиотекой этой информации в электронном виде возможно только  на основании договора с автором.


Финансирование библиотек.
 До революции 1917 года средства библиотек составлялись из пособия конкретного города, которые тогда доходили по средним городам, как Тверь, до  3 тысяч рублей в год в  исчислении средств того времени, а также из вырученных сумм за чтение книг. С подписчиков библиотеки обычно взималось по 30 коп  за книгу при залоге в 2 руб.  60 коп за две книги. После революции все финансирование библиотек взяло на себя государство, отменив плату с читателей и подписчиков.

Финансирование является самым главным ресурсом существования и развития библиотеки, как юридического лица. На жизнеобеспечение библиотеки, пополнение библиотечного фонда, на зарплату работникам библиотеки нужны деньги. Современные библиотеки имеют три канала финансирования: из областного или муниципального бюджета, в зависимости от статуса библиотеки, благотворительной деятельности в пользу библиотек и собственные доходы от разрешённой предпринимательской деятельности.
 
Согласно Основам законодательства РФ о культуре из федерального бюджета должны бы выделять по 2,5% в год на библиотечное дело от общей суммы бюджета. На практике  в последние годы  выделяется всего в пределах 0,4% от общей суммы федерального бюджета. Из областных бюджетов обязаны выделять на культуру, в том числе и на библиотеки 6% от всего бюджета, фактически выделяют в пределах 1% суммы областного бюджета.

 По организационно-экономической характеристике библиотеки  являются бюджетными учреждениями, и их финансирование в основном обеспечивается учредителями и собственником. В правовом отношении поступление и расходование финансовых ресурсов регулируется Бюджетным Кодексом РФ 1998 года, законодательством о местном самоуправлении и другими правоустанавливающими (в том числе региональными) законами, а также подзаконными нормативно-правовыми актами.

 В настоящее время в практике бюджетного финансирования библиотек используется схема определения объёма финансовых средств исходя из ассигнований предыдущего года с использованием индексов-дефляторов на планируемый год. При переходе на механизм финансирования через государственные (муниципальные) задания, бюджет формируется исходя из утверждённого норматива стоимости и объёма производства  услуг. Однако главные распорядители бюджетных средств, в чьём ведении находятся бюджетные учреждения, как правило, исходят не из реальной стоимости услуг, а имеющегося объёма бюджетного финансирования. В итоге такой подход резко сокращает общее финансирование библиотеки.

 Финансирование выступает важной основной частью механизма                управления библиотекой (посредством получения-привлечения, распределения и использования средств, а также планирования работы библиотеки, оплаты труда библиотечного персонала и др.).

Сейчас теоретически развивается многообразие форм и методов финансирования библиотек, что зачастую на практике приводит к нестабильности и неравномерности их ресурсного обеспечения.
 
На практике различают расходы оперативные и административные. Оперативные расходы, обеспечивают текущую работу библиотеки (приобретение фондовых документов, оргтехники, оплата проводимых мероприятий и др.).  Административные расходы (административно-хозяйственные) включают расходы на заработную плату сотрудников, оплату командировок, содержание помещения и пр. При этом самостоятельные библиотеки (юридические лица)  планируют и осуществляют все финансовые расходы.

Трудность этого планирования в том, что бюджеты, из которых финансируются библиотеки, принимаются на один последующий год в конце текущего года. Чтобы правильно планировать затраты, необходимо знать сумму средств, включенных в бюджет для конкретной библиотеки и направления расходов. На практике этих средств хватает лишь для выплаты заработной платы работникам библиотеки,  необходимых налогов и сборов, прежде всего, в пенсионный, медицинский и социальный фонды. Средств на приобретение книг выделяется крайне мало, а на текущий и косметический ремонты практически не выделяется.

Что касается второго направления финансирования от благотворительной деятельности в пользу библиотек, то до настоящего времени это направление практически не действует. То есть современный бизнес еще не стал социально-направленным. Одним из путей помощи современного бизнеса является оказание спонсорской помощи при издании книг и передача этих книг в фонды библиотек. Надо помнить, что до революции 1917 года меценаты не только содержали публичные библиотеки, но нередко строили их на собственные средства.
 
Третий путь финансирования от разрешенной предпринимательской деятельности очень ограничен и не дает каких-либо значительных доходов. В состав платных услуг, предлагаемых библиотекой, в соответствии с ее уставом, можно включать: платные услуги с использованием компьютерной техники и оргтехники - набор, распечатку, сканирование, копирование материалов и текстов. Оказывать услуги по полиграфической обработке документов – ламинирование, брошюрование, переплет книг и документов. Осуществляет платное обслуживание граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, составление тематических списков литературы к курсовым и дипломным работам. Библиотека может организовывать и проводить платные формы культурных мероприятий, платные кружки для граждан с привлечением специалистов. Также выделение помещений, с разрешения собственника, для продажи книг,  для оказания видов юридической, психологической помощи.

Библиотека всегда может успешно работать и выполнять   свои задачи только при надлежащем финансировании ее из бюджета определенного уровня в соответствии с действующими нормативами, определенными в бюджете. Предоставление библиотекой услуг гражданам - это вторичная ее функция в сравнении с той, что она значительно повышает общую культуру населения страны. Поэтому необходимо прекратить не только действия, но и все разговоры о переводе библиотек с некоммерческой основы на коммерческую основу деятельности.

  Развитие библиотеки зависит от наличия спроса на её услуги и адекватности предложения. Вся деятельность библиотеки, помимо чисто профессионального, требует глубокого  экономического анализа, основная цель которого нахождение оптимальных путей достижения эффективности использования ограниченных экономических ресурсов. Путь этого анализа от изучения статистики до разработки и внедрения стратегических и текущих планов.  Он всех убедит в том, что библиотека никогда не может стать юридическим лицом, действующим лишь на основе своих платных услуг.

Библиотечные фонды,
как основа  информационных ресурсов.

В последнее  время библиотеки проводят огромное количество массовых мероприятий, хотя их проведение стоит очень не дёшево. Как правило, они проводятся, в помещении библиотеки, что затрудняет её использование читателями, пришедшими почитать, подготовиться к занятиям, то есть их право на использование библиотеки по её прямому назначению. На подготовку и проведение массовых мероприятий тратиться много сил и времени, которое опять-таки отбирается у потенциальных пользователей.

Нормальным показателем деятельности библиотеки является  обращаемость библиотечного фонда в год, равная двум. Только при этом показателе обращаемости можно судить о том,  насколько правильно сформирован фонд в соответствии с потребностями  пользователей. Всё, что ниже границы, свидетельствует о невостребованности фонда, всё, что выше, его недостаточности для нормального удовлетворения потребности читателей.
               
  Резервы площадей размещения фондов  во всех библиотеках минимальны, поэтому со всей остротой встаёт вопрос об  оптимальном количестве фонда для той ли иной библиотеки в зависимости от количества читателей и их потребностей, размеров помещений, других возможностей библиотеки.
 
   Очень важен показатель обновляемости фонда, то есть соотношения между поступлением новой литературы и списанием устаревшей или изношенной. Библиотековеды из Российской национальной библиотеки предлагают определение оптимального количества новых поступлений, исходя из годовой книговыдачи.

 Для повышения экономической эффективности использования фонда очень важна постоянная работа с ним: изучение спроса читателей на предмет соответствия фонда их потребностям, отслеживания обращаемости разделов фонда, отдельных книг, и, конечно же, продуманная система раскрытия книжного собрания посредством выставок, раскрытия литературных образов и иных методов.

 При использовании электронных технологий доля расходов на приобретение электронной техники, программного обеспечения, оплату средств и каналов связи возрастает в общих затратах на содержание библиотеки  и достигает до 70-80% от общей суммы расходов.

    В условиях ограниченности ресурсов очень важно правильно выбрать решение, позволяющее выявлять различные методы достижения целей библиотеки, определить, как с наименьшими затратами добиться большей эффективности. Важными экономическими показателями являются производственные издержки, себестоимость продукции  и услуг, стоимость основных фондов, распределения затрат по видам библиотечной деятельности, расходы на оплату труда библиотечных работников.

 Стоимость библиотечных процессов включает в себя стоимость обслуживания одного читателя, расходы на одно посещение или книговыдачу, стоимость комплектования фондов.
 
 Библиотеки являются частью экономической системы страны, преобразуя информацию и  знания в библиотечные услуги, воздействуя на личность и способствуя её развитию, а значит, и развитию экономики страны в целом. Экономические отношения, сложившиеся библиотеке, развиваются  по тем же законам, что и в любой отрасли, и имеют тот же набор основных понятий.



Список использованной литературы

Гражданский Кодекс Российской Федерации, части первая, вторая, третья и четвертая. Москва, 2008 год.

Типовой устав библиотеки, как государственного бюджетного учреждения культуры.

Энциклопедический справочник «Тверская область», Тверь, 1994 год.

Материалы научно-практической конференции «Управление регионом: состояние и перспективы развития», Тверь, 1998 год.

Н.В. Бубекина. Экономические аспекты деятельности библиотек на современном этапе. Москва, 1999 год.

В.К. Клюев. Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки. Москва, 2011 год.