Три вида надменности

Владимир Пяцкий
Есть три вида надменности:
Надменность по отношению к тем, кто слабее,
Надменость по отношению к равным и надменность к более сильным.

Что есть надменность по отношению к тем, кто слабее?
Это пренебрежение по отношению
К больным, старым и умирающим существам.
«Они бесполезны для осуществления моих целей,
Стало быть, мне нужно искать общения
С более крепкими и свободными существами!»
Так рассуждает бог, человек или дух,
Запутавшийся в силках надменности
По отношению к тем, кто слабее,
И становится прислугой демонов и духов-обманщиков.
Запутавшиеся существа восклицают:
«Мы приложили столько усилий
Для достижения желанной цели,
Мы преодолели столько препятствий,
И вдруг увидели, что мы были актёрами
В театре страсти, и играли роль,
Которая была написана кем-то другим!
Мы желали успеха,
Но весь успех достался персонажу пьесы,
К которой мы не имеем никакого отношения!»

Что есть надменность по отношению к равным?
Это возвеличивание перед другими существами,
Восхваление своих достоинств и подчёркивание чужих недостатков.
«Я достоин (йна) почитания и славы,
Мне положено наилучшее место в этом мире!»
Так рассуждают боги, люди и духи
Запутавшиеся в силках надменности по отношению к равным.
Они становятся алчными и подозрительными,
Видя в других соперников и неприятелей.
Запутавшиеся восклицают:
«Мы проиграли! Мы потеряли всё!
Друзья оказались хуже врагов,
Близкие оказались более далёкими,
Чем чужие! Жизнь бессмысленна и своенравна!»

Что есть надменность по отношению к тем, кто сильнее?
Это развитие представлений о своей особенности,
Не связанности обычными для других существ качествами.
«Этот мир является никчёмным,
Он не способен оценить мои достоинства.
Мой ум велик и обладает качествами, которые
Отсутствуют у других существ».
Так рассуждают боги, люди и духи, запутавшиеся в силках
Надменности по отношению к тем, кто сильнее.
Они становятся глупыми и рассеяными,
Не питая свой ум опытом и мудростью иных существ. 
Они восклицают: «Я не понят (а)! Светильник моего разума
Некому узреть, и мой свет исчезнет!
В этом мире нет ничего, что обладало бы ценностью!»