Венчание

Нина Калашникова
Сидим за столом. Вечер. В гостях добрые соседи Людмила и Михаил.
Выпили по рюмочке хорошего коньячка, пьём чай, который мне дарит мама моего ученика, юного художника Никиты. Изумительный по аромату чаёк. Розговор о буднях, ни о чём. И вдруг Людмила рассказала об интересной статье, которую она недавно прочла в журнале о ступенях супружеской любви.
 И она с автором полностью согласна.
По мнению автора первая стадия любви - это страсть, потом отношения переходят в дружбу, затем, как соседство и в старости - это как родственники, как брат с сестрой.
Мы с мужем переглянулись и у обоих  поползли к верху брови.
- А любовь?, - удивлённо спросил муж.
- Кака любовь?,- подражая героине фильма "Любовь и голуби", с улыбкой спросила Людмила.
- А вы венчаные супруги?, - уточнила я и мы с мужем опять переглянулись.
- А какое это имеет значение?, - улыбнулся Михаил.
Муж подошёл ко мне и положил руку на плечо. У обоих перед глазами встала эта картина - наше венчание.
Далёкие, далёкие лихие девяностые годы.
Я директор страховой компании "Славия" в Балаково.
У меня страховой случай и чтобы не задерживать выплату, а деньги по страховке из центральной компании должны поступить через неделю. Банки тогда так задерживали платежи, прокручивая клиентские деньги. Я беру небольшой заём у знакомого коммерсанта под залог квартиры, а через 3 дня курс доллара взлетает и я оказываюсь должна столько, что не смогу закрыть сумму долга, даже всем личным имуществом.
Я помню, как перешагнув порог в квартиру, я упала на коврик  и рыдала, не в силах подняться.
- Всё, всё! Успокойся! Бог милостив. Всё будет хорошо,- утешал меня муж, пытаясь поднять.
А я не могла и не хотела вставать.
Отчётливо помню, как перед глазами встало детство, дом бабушки Марии и дедушки Мити и кремлёвская бордовая дорожка от порога до трюмо в зале. Вот кусочек этой старой дорожки лежал у меня в прихожей, а на нём - я. Почти без памяти.
Не буду описывать весь ужас и все мытарства наши в то тяжелейшее для нас  и всей России время. Скажу: никакого другого выхода мы не могли придумать. Светило нам только одно: отдаём за долги всё, что имеем: квартиру, дачу, машину, гараж.  Совместных детей у нас нет. Я со своим младшим сыном уезжаю к своей матери, а он со своим единственным сыном - к своим родителям на Западную Украину, в Тернополь. Никакого другого выхода у нас нет.
Мой супруг глубоко верующий человек. Он вырос в религиозной семье и вера у него другая, не такая, как у нас, "новоделов".
Он много мне рассказывал о том, как молитва и Богородица помогали ему в тяжелейшие минуты жизни. И теперь, помолившись с вечера, он проснулся утром, будит меня и говорит:
- Давай обвенчаемся!
Я взглянула на его лицо, а там и боль, и страдание, и какой-то свет, и надежда, и вера.
- Давай. Ты думаешь, нам это поможет?, - с надеждой спросила я.
- Я не думаю. Я верю. Богородица нас не остивит.
И столько силы было в его словах, во взгляде, в руке, сжавшей моё плечо...
Чтобы обвенчаться, мы поехали в храм, в село Маянга, в 25-ти километрах от Балакова.
Там служил молодой, очень умный, внимательный священник, Отец Александр.
Мы отстояли службу. На другое утро исповедались, причастились.
Рассказали ему о беде, постигшей нас.
- Молитесь и веруйте.Богородица вас не оставит(слово в слово повторил фразу мужа Отец Александр.)
Мы заказали молебен и несколько пожилых прихожан вместе с отцом Александром отслужили её.
У меня по сей день в душе звучат эти песнопения и молитвы о спасении нашей семьи.
Я стояла на коленях у Алтаря с огромной свечой в руках  молилась и плакала всё время.
Потом только, когда приехала домой, увидела, что воском от свечи залила всю полу шубки. Не забуду слова мужа и его улыбку:
- Пусть это будет самая большая наша потеря. Главное сейчас - сохранить семью.
В свидетели на наше венчание мы  пригласили наших друзей: Алексея и Наталью. И до сих пор мы поддерживаем самые тёплые отношения с ними, хотя живём в разных городах.
Кстати, по нашему примеру, буквально через месяц они тоже повенчались и мы были их шаферами.
А муж мой был абсолютно прав.
Буквально через неделю после венчания нам удалось решить свои проблемы и разрубить страшный узел на шее компании и семьи.
- Вот видишь? Я же говорил, Богородица нас не оставит. Веруй!, - повторял он, положив руки мне на плечи.
Что произошло с нашими чувствами после венчания?
Произошло, только словами это трудно передать. Но я постараюсь.
Если раньше при ссоре (а они бывают в каждой семье, это неизбежно. Жизнь есть жизнь) приходила мысль:
- Да пошёл ты! Знаешь куда? Развод и девичья фамилия!
Улыбаюсь.
То после венчания и сами ссоры приобрели совсем другой характер. Можно сердиться на свою ногу, что она поскользнулась? Можно, но ты всегда знаешь, что это твоя нога, и у тебя нет мысли взять и отрубить её. Почему? Потому, что это кусок тебя. Это ты.  Да, твоя нога без тебя погибнет, но тебе не станет легче, если ты в сердцах отрубишь свою ногу, даже свой палец, даже фалангу от пальца!
Думаешь ли ты, что любишь свой палец? Нет! Вот так и мы.
Но, как только зашёл этот разговор, мы взглянули друг на друга и поняли, что это любовь и она до последнего вздоха в наших сердцах.
Мы не соседи! Мы не брат с сестрой!
Мы - семья и наши чувства - это любовь и она с нами - навсегда.

На фото:
Мы в театре.