И СТАТЬ ПРИМЕРОМ
ОБРЕЧЕН…
Он шел по жизни прямо,
С достоинством и рьяно!
Служил искусству всей
душой,
а нам, пусть барин,-
парень свой!
***
Знакомьтесь:
Василий Дмитриевич
ПОЛЕНОВ (1844 -1927 гг.) –
русский художник,
пейзажист
и портретист, педагог,
академик
живописи (1876 г.) и первый
народный художник РСФСР
(1926 г.).
***
Продолжение.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/03/18/1375
http://proza.ru/2024/03/21/964
http://proza.ru/2024/03/23/1522
Глава 3. ТРИ ЛЮБВИ –
разделенных и не очень,
художника Василия ПОЛЕНОВА…
Счастливый брак 38- летнего Василия Поленова и 24-летней
Натальи Якунчиковой в 1882 г. продлится на 45 лет,
«пока смерть не разлучит их»!
Но до встречи с женой у Василия будут еще 2 романтические
истории, но без счастливого конца, о которых с грустью
поведаем сегодня…
Итак, история 2-я,
Мария КЛИМЕНТОВА !
Потеряв в Риме свою первую любовь – Мусю Оболенскую, Василий
Затосковал и досрочно возвращается в Россию… А что ему
теперь в Риме без Марии?
Коренной петербуржец, он решает пожить в Москве, а выбор сей оказался
судьбоносным: выглянув как-то из окна, он увидел московский дворик,
который вскоре сделает его знаменитым (картина « Московский
дворик», 1877 г.). Со смерти Маруси минуло
четыре года…
Возвращаясь в конце лета 1877 г. в Москву из гостей у сестры в Киеве,
31 августа (дата станет для него памятной!) на станции Орел
в купе вошла девушка. Назвав себя - Мария Климентова, она сказала,
что едет в Москву из Воронежа – поступать в консерваторию!
А Василия тут же поразило ее имя – тоже Мария…
«Она была молода, почти так же, как Маруся в те короткие месяцы, -
опишет Клименову биограф Поленова Марк Кошицер. – Но она была совсем
другой: несколько скуластое лицо, чувть приподнятые уголки глаз,
черные волосы. Что-то в ней восточное: японское, что ли. Она
мило щурилась, когда улыбалась или смеялась».
20-летняя Клименова и 33-летний Поленов обменялись адресами,
он обещал повести ее в художественную галерею к Павлу Третьякову.
Но судьба распорядится иначе: началась Балканская война и великий
князь Александр Александрович, наследник престола, пожелал видеть
Художником при ставке русских войск Василия Дмитриевича
Поленова!
С войны Василий пишет Клименовой признательные письма,
но они мало трогают ее душу. А Поленов на войне и по прошлому опыту
понимает, что любовь часто идет об руку со смертью и что в своей
любви он более не сомневается!
Вот строки из его письма к Марии Клименовой:
« Как иногда надо мало человеку, - один намек, и он на седьмом небе!
Сколько жгучих, мучительных, но и радостно- счастливых было минут -
и не помню! Сердцу прямо физически было больно, я и не знал, что
с ним делать, - оно колотилось, как птица в клетке. Но какая
радость,какое счастье, какой огонь разливался во мне…».
Однако у Марии была своя судьба, в которой все менее места оставалось
Василию Поленову…Через пару лет после знакомства с ним она станет
первой исполнительницей роли Татьяны в « Евгении Онегине». Еще
через год ее пригласят в Большой театр, где она станет лучшей
Гретхен в « Фаусте», а сам Чайковский высоко оценит ее
артистизм и вокал!
А отношения с Поленовым блекнут, она не отвечает в полной мере
на его чувства, называя Василия лишь «мой милый друг» или
«мой Фауст». Они переписываются, временами встречались,
но Мария вежливо и корректно уходила от ответов на
попытки Поленова прояснить их отношения…
Заводя иные романы (даже с писателем Антоном Чеховым!),
из женского тщеславия она не отпускает от себя и Василия
Поленова, который пишет ей страстные письма из Египта
и Палестины!
А она выходит замуж за адвоката Муромцева…
***
Кто облегчит страдания, когда у человека разбито сердце?
Ну, конечно же друзья!
Его любимые Мамонтовы обосновались в Абрамцеве,
создав там настоящую художественную коммуну. Сюда едут
каждое лето, и не только лето, живя тут подолгу, их друзья -
Репин, Антакольский, Остроухов, братья Васнецовы, потом и
младшее поколение – Нестеров, Серов, Коровин, Врубель.
А уж Поленову-то как тут рады! Он и матушку свою сюда привозил,
и младшую сестру Елену, которую все зовут тут Лилией –
молодую художницу тоже.
У Мамонтовых рождаются, кроме мальчиков, и две доченьки - Вера и
Саша. Старшую Веру художник Валентин Серов увековечивает
в своей картине «Девочка с персиками» (1887 г.).
Народу в Абрамцеве – видимо-невидимо, родня и друзья.
Тут и двоюродная сестра жены Мамонтова Елизаветы –
молоденькая Наташа Якунчикова, портрет которой Поленов, еще ничего
не подозревая о ее чувствах к нему, набросает итальянским
карандашом…
Но это уже история третьей любви (и пожизненной!)Валентина
Поленова, о которой расскажем подробнее в завершающей
главке этого цикла миниатюр.
24.03.2024 г.
(Окончание следует).
На снимке: картина В.Д. Поленова
«В парке. Местечко Вель в Нормандии» (1874 г.),
( чья отцовская копия памятна с юности
на стене отчего дома...).
Фото из интернета