Учитель истории

Людмила Берзиня
                Достоинства и недостатки уходят корнями
                в школу,и ключи от благополучия находятся
                у учителей.
                Рухолла Мусави Хомейни
               
                ***

   Как же всё-таки наша тяга к знаниям в школе зависит от источниика этих знаний - учителя. Уважаешь учителя - учишься хорошо,полюбишь его - учишься отлично, не уважаешь - на троечку,возненавидишь - ничему у него не научишься. И эти обстоятельства вовсе не зависят от внешности самого преподавателя,а только лишь от личностного восприятия учеником. Будь ты в учительской самая раскрасивая,или маленькая серая мышка с верёвочками,вплетенными в седые косички,или красавчик с постоянным баскетбольным мячом в руках рядом с полным рыжим,похожим на кота с синими глазами и топорщившимися усами,каким был наш учитель истории Василий Николаевич Трушечкин.
   
   Нам было тогда по тринадцать лет - отрочество и всё,что его преследует: жажда приключений,неповиновений,самоволия и всего отрицания.
   Была весна в разгаре - теплынь и аромат цветущего парка акаций под окнами школы никак не располагали к учению. Решли  однажды всем классом прогулять урок - даже мотив придумали один на всех - якобы нам надлежало явиться в поликлинику на очередную прививку. Выбрали почему-то урок истории и стали выяснять,кто бы мог остаться в классе - для объяснений и подстраховки.
- Лиза! Можешь остаться? Тебя он не заругает...
- Я хочу с вами,пусть Лапшин Сашка останется.
- Ещё чего! Не собираюсь я отдуваться за всех!
- Тогда Серёжка Филатов.
- Не останусь я - отец ещё в учительской - увидит и домой отправит,да ещё и ремня даст. А ты,Лизка,оставайся - всё равно Василий Николаевич отпустит и ты к нам в парк придёшь попозже. Не будет же он тебя весь урок одну в классе держать...
- Ладно,останусь...

                --------------

   Мало того,что учитель меня не отпустил -  вызвал к доске отвечать по теме домашнего задания. Потом задал новую тему в учебнике и по ней спрашивал - тоже у доски. А сам сидел,задумчивый,у окна за столом перед раскрытым классным журналом и что-то в нём исследовал.
   Я смотрела на учителя - толстого,рыжего,в мятом,давно маловатом сером костюме,как будто впервые видела. И куда делась моя к нему любовь?...

                ---------------

   Много позже поняла,что если бы он отпустил меня,то ему бы не оплатили этот урок,как не оплатили мне из-за подобной выходки отроков из шестого класса "Б".
Мои-то не оставили никого даже для подстраховки...