Когда мир переполнен ненавистью...

Влад Лесной
Сердца, открытые к любви, так ценны в дни всеобщего ожесточения, они как светильники в тьме.

Друзья!
Из Сети.
"...Международный Центр Рерихов о террористическом акте в «Крокус Сити Холле» 22 марта 2024 года.
Сотрудники Международного Центра Рерихов глубоко потрясены террористическим актом, случившимся в «Крокус Сити Холле» 22 марта 2024 года.
Мы выражаем самые сердечные соболезнования родным и близким всех погибших и желаем скорейшего выздоровления пострадавшим в ходе этого страшного террористического акта. Надеемся, что виновные в этом ужасном преступлении понесут суровое и заслуженное наказание, и подобных трагических инцидентов больше не повторится.
Глобальные перемены, происходящие на всей планете, сопровождаются яростной борьбой Света и тьмы, старого и нового, прогрессивных сил и невежества. Чувствуя приближение своего конца, тьма выявляется особенно вызывающе и жестоко.
Академик Д.С.Лихачев писал: «Не занятые площади культурной человеческой деятельности начинают заниматься недопустимыми вещами вроде преступности, просто безнравственности и так далее».
В эти трудные времена особенно важна искренняя поддержка друг друга, наше общее противостояние терроризму путем расширения и укрепления пространства культуры"https://icr.su/.
...Други!
Лихачев Д.С. "К вопросу о современном состоянии науки и культуры в России".
Из выступления Дмитрия Сергеевича Лихачева 4 октября 1995 года на третьей пресс-конференции ученых и деятелей культуры Санкт-Петербурга и Москвы.
"...Вместе с тем, следует помнить - природа человека не терпит пустоты, не терпит и бездействия того, что предназначено для действия. Орган, который не работает, постепенно деградирует. И это в полной мере касается мозга человека, его умственной жизни. Мозг, ум человека будет работать даже если он не образован, не воспитан, лишен традиций. Но в таком случае он будет работать на зло, а не на добро. Вместо созидания мозг будет применен к разрушению. Человек всегда будет разрушать, если он точно не знает, что и как создавать, строить и организовывать. Если человек не знает конкретно, как построить мир справедливости, он весь мир насилием разрушит. И это происходит интуитивно, помимо человеческого желания. Поэтому человеку необходимо знание права, общая образованность, профессиональная сноровка. Это единственный способ приумножения добра в стране, превращения ЗЛОдеяния в ДОБРОдеяние. ДОБРОдействие должно противостоять ЗЛОдейству. Природа, повторяю, не терпит пустоты. Культура же не терпит остановок в развитии.
Поэтому Декларация прав культуры имеет в виду не просто собрание культурных памятников, которые необходимо хранить, она имеет в виду научные традиции, традиции в области искусства, традиции в области нравственности и в области традиционных религий, которые тоже представляют собой явления культуры. Культура гораздо шире, чем памятники культуры. Это инерция добра, которая наполняет собой все человечество.
Нельзя думать, что добро может где-то сосредоточиться, а где-то перестать существовать. Все человечество должно подчиняться единым законам нравственности, культурным традициям, единым законам обращения с памятниками культуры. Потому что каждому человеку нужны не только памятники его национальности, ему нужна античность, ему нужен ренессанс, ему нужна культура Египта, ему нужна культура ислама, буддизма и, само собой разумеется, традиционная религия его страны.
Вот обо всем об этом и следует говорить в Декларации прав культуры с тем, чтобы она была утверждена каким-то всечеловеческим органом вроде ЮНЕСКО или ООН, я не знаю кем, но единым институтом, который бы следил за сохранением прав культуры в любой стране..."https://culturaspb.ru/

...Увы, как и раньше, в угрюмое тёмное средневековье,сегодня истинная Культура снова в загоне.И торжествует повсюду глубокое невежество двуногих !
Вл.Назаров
**************
1.Двадцать четвёртое марта - вселенский день Иерархии Света, день почитания Великих Учителей человечества!


24 марта - день особенный. Это Праздник Космического масштаба, поскольку в этот день тысячи сердец объединяются в мысленном устремлении к Великим Учителям, помогавшим земному человечеству в его эволюции на протяжении миллионов лет.
    Впервые Знание о сокровенном Дне Учителя было выдано человечеству в Учении Живой Этики, т.е. в Агни Йоге. И неслучайно первая запись Агни Йоги была сделана именно в этот день - 24 Марта 1920 года, когда перо Е. И. Рерих зафиксировало первое обращение к ней, а через неё - к каждому потенциальному ученику и ко всем людям. Именно поэтому внутренняя традиция Агни Йоги почитает эту дату как "День Учителя".
    Праздник этот, есть «День единения в духе». В этот день, каждый, сердцем преданный Иерархии, получает «волны светоносных вибраций, объединяющих всех, кто от Света в одно»
                («Грани Агни Йоги», 1962 год, 155).
   "Праздник Наш есть праздник духа над плотью.
День Наш — начало Нового Года и новых начинаний. В День этот жизнь можно начинать как бы заново. Устремив энергии её к Свету, мыслью наверх сливаясь со всеми, кто тоже к Свету стремится,
Эволюции начертаны знаки конечной победы. Около Знамени Нашего объединяются все, кто от духа и кто знает о сужденной, конечной победе Света. Кто с Нами, тот победит".
(Грани Агни Йоги, 6, § 18)
   "И где бы ни находились воины Света, они объединяются в этот день в едином устремлении к Свету, напрягая нагнетение сети Света планетной. Защитная сеть начинает сиять особым напряжением. Импульс для новых начинаний получает каждое сознание, обращённое к Фокусу. Можно в эти часы отложить все обычные заботы и мысли и сердцем сосредоточиться на Твердыне, держа перед собою Высшее, что имеем. Сила таким образом объединённых сознаний несокрушима и является прочным оплотом против сил мрака и разрушения. Силы хаоса и разрушения можно остановить мощным объединением Сил Света и созидания. Старый мир обречён. Свет победит тьму».
                (Грани Агни Йоги, 24 марта 1968 г.)
    Этот день почитается нами как День Великих Учите наверх
человечества, Вестников Света - подвижников, святых, которые зачастую ценою собственной жизни совершали Подвиг во имя духовной Эволюции человечества.
    Мир помнит их под разными Именами: Христос, Будда и Кришна, Моисей, Соломон и Магомет, Конфуций, Платон и Пифагор, Падма Самбхава, Миларепа и Лао-Цзы, Святой Франциск, Святая Тереза и Преподобный Сергий Радонежский, а также многие другие светочи духовного Знания, чьи имена менее известны или насовсем остались в тени истории.
24 Марта 1939 года в своём послании друзьям и сотрудникам Николай Рерих писал и это послание друзьям было особенным:
   «Дорогие друзья, в Памятный День 24-го Марта мы сойдёмся в разных частях света и пошлём наши лучшие мысли Тому, Кто в вечном Труде и в вечной Красоте слагает счастливое будущее. И это счастье не будет чем-то закостенелым в самости и своекорыстии — оно будет радостным напряжением всех светлых качеств. Пусть в этот День каждый просмотрит свои светлые качества. Если он найдёт в себе новое благодатное зерно, пусть порадуется. Призовём все свои силы, чтобы служить человечеству. Будем надеяться, что удастся по всей Земле посеять те благостные семена, которые
радости».
   "Родные, шлю Вам всю радость мою в предчувствии Светлого Дня. Горите мыслью, горите сердцем! ...
   Сейчас, когда мир переполнен ненавистью, самою жестокою формою человеконенавистничества, которое может привести к рушению планеты, будем утверждать о любви в её космическом значении. Так открывайте Ваши сердца в горячем порыве любви ко всему Прекрасному и в ответ получите бесценные искры благодати, несущиеся в пространстве, из Сокровищницы Мирового Сердца.
    Пусть молодые сердца, не отравленные ещё лицемерием, этим ядом, погубляющим лучшие ростки сердца, прислушаются к словам любви, рассыпанным, как жемчужины, в книгах Учения Жизни. Пусть зажгут свои светильники огнём неугасимым в стремлении к красоте беспредельного совершенствования, символом которого является Облик Вечного Учителя.
Родные , любите Учителя !
   Тот, кто любит, тот и доверяет, тот знает, что пламя преданности и признательности подымае наверх наверх выше других приношений, потому пусть пламя и радость этих приношений освещает и согревает нас
служения каждое очищенное и утончённое сердце находит ответную себе вибрацию и сливается с нею в гармонии высокой, когда час его пробьёт. Любите Учителя! Любите в радости и ещё больше в часы трудностей. В любви будем щедрыми дарителями, а не лавочниками, и тогда вся радость придёт. Христианство, насыщенное любовью мучеников, мощно [и] стихийно смело разлагавшийся мир старых богов, так пусть светлая вера в живое воскрешение духа омоет и залечит все язвы, столпившиеся у преддверия в новое, лучшее будущее человечества, окрылённое всеми достижениями истинного Знания, подтверждённого светлой наукой завтрашнего дня.
    Сердца, открытые к любви, так ценны в дни всеобщего ожесточения, они как светильники во тьме. Я люблю Вас. ...
 (Е.И.Рерих) http://espavo.ning.com/profiles/blogs/24-11

************
2.«Великий миротворец. Культура - на страже мира»

В XX веке Россия явила миру целую плеяду выдающихся философов,
учёных и мастеров культуры, которые стремились
осмыслить место и роль человека на Земле. Они относили культуру и этику к ведущим началам в развитии Космоса и считали, что человек должен стать его гармоничной частью. Такие представления мы находим в философских трудах П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Вл.С. Соловьева, в работах
учёных К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского. Но особенно ярко эти идеи сконцентрированы в наследии семьи Рерихов, которое, образно говоря, напоминает кристалл мудрой философской и научной мысли, произведений искусства.
Философская система Живой Этики, созданная Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока, нашла отражение в прекрасных полотнах Николая Константиновича Рериха и его младшего сына Святослава. Научные изыскания Юрия, старшего сына Рерихов, и его деятельность, связанная в частности, с Гималайским институтом научных исследований «Урусвати», также проходили в русле философских идей этой семьи. Рерихи всегда оставались горячими патриотами России, и Николай Константинович, прожив несколько десятилетий в Индии, которая была предметом его научных интересов, никогда не считал себя эмигрантом. Он даже не получал Нансеновский паспорт, оставив российский. «Для народа русского мы трудились. Ему несём знания и достижения», - утверждал художник в статье «Четверть века» (1942 г.). В русской культуре, которую Рерихи пронесли в своей душе через всю жизнь, лежат истоки эволюционных действий этой удивительной семьи - Пакта Рериха, Учения Живой Этики, Центрально-Азиатской экспедиции, Института Гималайских исследований «Урусвати».
Важнейшим достижением в формировании нового представления о мире и человеке, яркой и действенной попыткой противостоять войнам, сотрясающим землю и человечество на протяжении тысячелетий, стал Пакт Рериха - первый в истории планеты Международный договор по защите культуры. Знаменательно, что его истоки имеют отношение к Ярославскому краю. В 1903 году Николай Константинович и его супруга Елена Ивановна направились в экспедицию по старинным русским городам. Первым городом на маршруте их масштабного путешествия стал Ярославль. Будучи в нашей губернии, Рерихи посетили Романово-Борисоглебск и Ростов Великий. А в 1904 году Николай Константинович побывал и в Угличе. Экспедиция по Руси стала началом широкой общественной деятельности Рерихов в защиту культуры. «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», - написал художник в одном из своих очерков. В этих словах заложен глубочайший смысл. Прошлое, настоящее и будущее связаны неразрывной нитью культуры. Разрушение памятников приводит к тому, что культурное пространство сужается. А это, в свою очередь, вызывает новые натиски хаоса и разрушений. «Не занятые площади культурной человеческой деятельности начинают заниматься недопустимыми вещами вроде преступности, просто безнравственности и так далее», - уже в наши дни отметил академик РАН Д.С. Лихачёв. Он считал, что «с нарушением культурной преемственности начинается деградация общества».
В 1904 году Н.К. Рерих изложил выводы по результатам экспедиции в докладе в Русском архитектурном обществе. Уже тогда он высказал идею об охране культурных ценностей человечества. Во время Русско-японской войны 1904-1905 годов у него оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры. И в 1914 году он обратился к правительству России и верховному командованию русской армии, а также Президенту Франции Р. Пуанкаре и правительству США с призывом обеспечить международную защиту культурных ценностей. В 1915 году с проектом Н.К. Рериха был ознакомлен император Николай II.
Жаль, что замечательные идеи столь долго принимаются человечеством! Понадобилось несколько десятилетий активной общественной деятельности в международном масштабе, чтобы мысли художника воплотились в жизнь. Николаю Рериху удалось создать мощное международное культурное движение и вдохновить на это подвижничество многих людей в разных странах мира. Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Рабиндранат Тагор, Морис Метерлинк, ряд других известных деятелей науки, культуры и политики. А 15 апреля 1935 года в кабинете Президента США Рузвельта представители 21 страны американского континента подписали Договор об охране художественных и научных учреждений, исторических памятников, получивший название в честь его создателя - Пакт Рериха. В качестве охранного символа объектов культуры было предложено Знамя Мира, которое называют Красным Крестом Культуры. Оно представляет собой белое полотнище с амарантовой окружностью и вписанными в неё тремя сферами. Этот знак символизирует единство прошлого, настоящего и будущего в круге Вечности, или науку, искусство и религию в едином пространстве Культуры.
Идея создания Знамени Мира зародилась у Рериха после глубокого осмысления иконы Андрея Рублёва «Святая Живоначальная Троица». Впоследствии, изучая культуры многих стран, художник обнаружил знак триединства на памятниках различных эпох и регионов земли. Таким образом, был найден универсальный символ, который стал основой Знамени Мира. Теме защиты культуры, Пакту и Знамени Мира художник посвятил ряд своих картин: «Pax cultura» («Пакт Культуры») (1931 г.), «София Премудрость» и «Мадонна Орифламма» (1932 г.), «Sancta Protectrix» («Святая Защитница», 1933 г.), «Чинтамани» (1935-1936 гг.) и многие другие.
инициативы Николая «Мир через Культуру» поддержку, как у и у представителей
цивилизации, общественное строение в обществе и во человека с природой
Миротворческие Рериха и его девиз вызвали горячую современников, так последующих поколений. Рерих писал о том,
что имеющая духовное и возвышающее начало культура должна играть ведущую роль в развитии цивилизации, означающей гражданственное, жизни. Кризисы взаимоотношении наступают в том случае, если игнорируется роль культуры, и все силы направляются только на развитие цивилизации. Создаётся впечатление, что именно такой период мы переживаем сегодня. Схожие мысли о культуре и цивилизации высказывали выдающийся философ Н.А. Бердяев и академик РАН Д.С. Лихачёв. Подчёркивая значение Пакта Рериха, лётчик-космонавт А.А. Леонов отметил: «Если мы поднимаем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. В этом и заключается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для планеты он обретает...». К идеям Пакта также имеет отношение деятельность Рериха в защиту окружающей среды. В 1934-1935 годах он осуществил Маньчжурскую экспедицию. Наряду с различными научноисследовательскими задачами она имела своей целью поиск засухоустойчивых растений с тем, чтобы впоследствии использовать их в борьбе с опустыниванием земель. В своих статьях Николай Рерих выступил в защиту природного равновесия Земли. Он установил прямую зависимость между отношением
человечества к культуре и состоянием окружающей среды и поднял те проблемы, на которые учёные наших дней пытаются найти ответ, разрабатывая пути устойчивого развития человечества.
К сожалению, накануне Второй мировой войны сильные мира сего не обратили должного внимания на предостережения Пакта Рериха. В результате человечество поплатилось миллионами жизней и невосполнимой утратой огромного количества памятников культуры. Когда началась Великая Отечественная война, Рерихи жили в индийской горной долине Кулу. Узнав о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз, Юрий Николаевич Рерих направил И.М. Майскому, советскому послу в Англии, телеграмму с просьбой зачислить его добровольцем в Красную Армию, но получил отказ. Тогда Николай Константинович, которому в то время было уже за шестьдесят, вместе с младшим сыном Святославом организовал в Индии целую серию выставок с продажей своих картин. Средства от этой миротворческой акции перечислялись в пользу Советского Красного Креста и на военные нужды Красной Армии. С первого дня войны Рерихи верили в победу, в великое будущее России и русского народа. В 1942 году Рерих создал пророческое полотно «Победа (Змей Горыныч)». На нём изображён воин в древнерусских доспехах, побеждающий дракона. «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство! Жертвенно несёт русский народ всё своё достояние во славу Родины! Слава, Слава, Слава!», - писал великий художник в статье «Слава!» (февраль 1943 г.). Во время войны на картинах Рериха часто появлялись образы героев русской истории. Названия этих картин говорят сами за себя: «Единоборство Мстислава с Редедей», «Партизаны», «Борис и Глеб», «Александр Невский», «Ярослав Мудрый» и ряд других.
После войны мировая культурная общественность вновь обратилась к идеям Пакта Рериха, который лёг в основу «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта» (Гаага, 14 мая 1954 г.). Гаагская конвенция была ратифицирована большинством государств, в том числе -Советским Союзом.
Идеи, заложенные в основу Пакта Рериха, сегодня продолжают активно развиваться. В 1990 году выдающийся художник Святослав Николаевич Рерих исполнил волю своих родителей и передал из Индии в Россию их творческое наследие. Святослав Николаевич считал, что Музей имени Н.К. Рериха в России должен быть общественным, а не государственным. Эту идею поддержали многие деятели культуры, включая академика Д.С. Лихачёва. Своим доверенным лицом Святослав Николаевич выбрал известного учёного-индолога Людмилу Васильевну Шапошникову, лауреата премии имени Джавахарлала Неру. Постепенно в Москве, в отреставрированной усадьбе Лопухиных был создан общественный Музей имени Н.К. Рериха. Реставрация усадьбы была проведена при активной помощи общественности, без вложения государственных средств. В настоящее время Международный Центр Рерихов (МЦР) ведёт широкую культурно-просветительскую и научную работу, являясь форпостом космического мышления XXI века. Одно из важнейших направлений работы МЦР - миротворческие инициативы Николая Константиновича Рериха.
Сегодня Знамя Мира победно развевается над объектами культуры во многих странах мира, над высочайшими горными вершинами планеты, водружено на полюсах Земли, неоднократно побывало в Космосе. В феврале 1990 года экипаж космонавтов в составе А.Н. Баландина и А.Я. Соловьёва совершил космический полёт со Знаменем Мира, которое с февраля по август находилось на борту орбитального комплекса «Мир». А 17 июня 1990 года космонавтом А.Н. Баландиным Знамя Мира было впервые вынесено в открытый Космос, где находилось в течение 9 суток, совершив 144 витка вокруг Земли. В 1997 году был реализован Международный научно-просветительский космический проект «Знамя Мира» с целью призыва к сотрудничеству под Знаменем Культуры во имя сохранения жизни и красоты на нашей планете. Под эгидой Знамени Мира, доставленного на орбитальную станцию «Мир», работали многие международные экипажи. Участник проекта, космонавт Павел Виноградов сказал: «Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды. Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли».
Знамя Мира было поднято альпинистами на многие вершины. В частности, на Эльбрус (Кавказ), Белуху, пики Николая Рериха, Урусвати, Святослава Рериха, Юрия Рериха (Алтай), Манаслу и Эверест (Гималаи), Хан-Тенгри (Тянь-Шань). 6 мая 1988 года Знамя Мира было впервые установлено на Северном полюсе знаменитым путешественником Фёдором Конюховым. На Южном полюсе Знамя Мира поднято 8 января 2000 года участниками первой Международной комплексной антарктической экспедиции «Навстречу XXI веку». В октябре 2004 года, во время торжественных мероприятий в Индии, посвящённых 100-летию со дня рождения С.Н. Рериха, побывавшее в космосе Знамя Мира было подарено индийскому парламенту. Принимая его, спикер С. Чаттерджи сказал: «...Оно будет храниться в библиотеке парламента Индии как самое драгоценное сокровище».
В 2012 году в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялось открытие Международного
выставочного проекта «Пакт Рериха. История и
современность» к 80-летию этого величайшего
миротворческого документа. Его организаторы - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха и Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов. Проект проводится при поддержке Министерства
иностранных дел РФ. В ряде европейских стран прошли
выставки «Пакт Рериха. История и современность». В июне 2013 года проект был реализован во Дворце Наций Женевы. Одновременно он продолжил своё торжественное шествие по странам Латинской Америки. «Русский народ как наследник славного будущего должен стать особым защитником Культуры», - считал Н.К. Рерих. С марта 2014 года выставки «Пакт Рериха. История и современность» проходят в России, где с ними познакомились уже более 80 городов. Летом 2015 года этот миротворческий проект пришёл и на Ярославскую землю. Первым городом на пути выставочного маршрута стало Пошехонье, где в здании администрации Пошехонского муниципального района была развёрнута выставка. Затем культурную эстафету приняла Даниловская художественная галерея. В дар от организаторов проекта Знамя Мира приняли глава администрации Даниловского муниципального района А.В. Смирнов, первый заместитель Главы Администрации Данилова М.Н. Смирнова и директор местной художественной галереи Л.К. Головкина. Поскольку в 1996 году академик Д.С. Лихачёв обратился к депутатам Государственной Думы с предложением поддержать идею Н.К. Рериха и поднять Знамя Мира над объектами культуры, планируется, что теперь оно будет постоянно находиться и над Даниловской художественной галереей. Следующим этапом международного проекта «Пакт Рериха. История и современность» стал Музей истории города Ярославля. Примечательно, что над этим учреждением культуры уже несколько лет развевается Знамя Мира. В декабре 2009 года в Музее истории города Ярославля проходил масштабный российско-индийский форум. По предложению международного коллектива учёных, Знамя Мира было поднято над музеем как «символ непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения ведущей и объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада».
«Николай Константинович Рерих, - писал лётчик-космонавт Виталий Севастьянов, - всегда поражал меня и моих друзей-космонавтов удивительно своеобразным восприятием нашей родной Земли и передачей той горячей любви к ней, которая чувствуется в его картинах. Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев: разума, любви, мира. Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растёт». Отмечая актуальность Пакта Рериха в наши дни, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своём в своём приветственном обращении на открытии выставки при ООН в
апреле 2015 года подчеркнул: «Мы видим, что культурное наследие подвергается нападениям в разных частях света, от Мали до Ирака и Сирии. Экстремисты варварски разрушают музеи и исторические памятники, запрещают девочкам посещать школы и убивают представителей средств массовой информации. Попираются все те символы, которые воплощают свободу мысли и уважения к культурному многообразию. Подобные действия наносят удар в самое сердце человеческой индивидуальности и гуманистических устремлений». Но вопреки войнам, хаосу и разрушениям вновь звучит девиз Н.К. Рериха «Мир через Культуру» и вновь поднимается над планетой Знамя Мира.
Постскриптум. 24 августа 2015 года ушла из жизни Людмила Васильевна Шапошникова, генеральный директор общественного музея Международного Центра Рерихов, доверенное лицо и исполнитель завещания Святослава Николаевича Рериха, хранитель и защитник наследия, переданного им в Россию, крупнейший исследователь творчества Рерихов. Она является автором 35 книг и более 500 статей. Ее труд «Тернистый путь Красоты» (2002) признан лучшей книгой года. В 1975-1980 г.г. Людмила Васильевна в одиночку повторила маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (кроме Китая). Благодаря ее самоотверженной деятельности в Москве был спасен от разрушения и воссоздан памятник истории и культуры XVII-XIX вв. «Городская усадьба Лопухиных», в котором размещается Музей имени Н.К.Рериха. Творческая и общественная деятельность Людмилы Васильевны получила признание в России и за рубежом. Она награждена орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, рядом международных премий. Малая планета 9717, открытая астрономом Н.С.Черных, получила в ее честь имя «Lyudvasilia».
Выдающийся общественный деятель, историк-востоковед, философу писатель, путешественник, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, почётный доктор Софийского университета, Академии наук Монголии, Кыргызско-Российского Славянского университета, главный редактор журнала «Культура и время», первый вице-президент Международного Центра Рерихов, президент Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, Людмила Васильевна Шапошникова навсегда останется в памяти тех, кому дороги идеи великого художника и миротворца Николая Рериха и его сподвижников.
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
24 марта 2024 года.