Про козу и не только

Александр Гурин
Бабушка моя Зоя всегда коз держала. Иногда и не только коз. Бывало и так, что к козам прибавлялись овцы и свиньи. Но козы были всегда. Когда две, когда одна. Всё мое детство – были. Но даже одну козу нужно было кормить. И летом время от времени бабушка говорила мне.

- Ну, что, Сашенька, пошли за вениками.

Веники для прокормления коз нужны были примерно такие же, как для бани. И нужно их было навязать много. Поначалу я, конечно, отнекивался от «веникового труда». Но бабушка мне говорила:

-Молочко-то пьёшь, а козы тоже кушать хотят.

На что мне хотелось сказать, что, бабушка, я и без молочка прекрасно обойдусь. Мне бы лучше конфетку какую-нибудь. Но я молчал, потому что чувствовал, что бабушка меня просто не поймёт. Как же человеку, да без молочка?

И вот, мы брали с собой две-три больших холщовых тряпки, чтобы заворачивать в них срезанные берёзовые ветки. Брали верёвку и секатор. Секатор – это для меня, потому что я не мог тогда также ловко, как бабушка, срывать берёзовые ветки. Всё это имущество мы привязывали к ручной тележке и ехали к стадиону. Стадион в Рудянке стоит километрах в двух от нашего дома. И рядом с ним рос молодой берёзовый лес. Молодые, низенькие берёзки было удобно обдирать на веники.

И мы рвали ветки, складывали, увязывали в тряпку, везли их на тележке домой. А дома долго сидели во дворе, вязали эти веники, связывали их попарно. Потом таскали на сарай. Огромное чердачное помещение над сараями, двором и стайками было завалено сухим сеном. К потолку были привязаны длинные жерди, на которые мы и развешивали свежесрезанные веники.

Не сказать, что это был совсем уж лёгкий труд. Но я к нему привык, и потом уже и не отнекивался. Нужно съездить за вениками – значит нужно. Козы ведь тоже кушать хотят. У меня включалось чувство долга, и я по первому зову бабушки брал секатор и выкатывал во двор тележку.

А к чему я вспомнил про этих давно съеденных коз, вспомнил про веники? А всё к тому же. Опять мне захотелось поговорить про то, что государству нужно поддерживать деревню, поддерживать провинцию. Без этого просто никак.

На днях я прочитал в ЖЖ такую вот вещь. В человеке должно быть чувство ответственности. Человек ответственен. За дом свой, за семью, за порученное ему дело, за страну. Ответственность – это чёткое понимание последствий твоего действия. Или бездействия. Если ты не накормишь кошку, то кошки у тебя не будет. Если не воспитаешь ребёнка, то в старости останешься без поддержки. И этот ряд можно продолжать долго, вплоть до ответственности за судьбы всей страны и всего человечества.

Если в обществе появится много людей, которые этой ответственности не чувствуют, то такое общество ждёт крах и катастрофа. И я с тревогой наблюдаю, что сегодня таких у нас развелось много. А деревню надо поддерживать потому, что человеку деревенскому чувство ответственности куда ближе, чем человеку городскому. Человек городской может и не понять, что веники, висящие под потолком и молоко, стоящее на столе, неразрывно связаны. Для него «всё в магазине, были бы только деньги», а деньги можно заработать играючи или у кого-нибудь попросить. Человек же деревенский эту связь понимает.

Именно для этого государство и должно поддерживать деревню. Потому что именно там людей ответственных больше. А без них – никак. Кстати. Я как-то давно писал про туризм. Туризм государству нужно поддерживать из тех же соображений.