Святые отцы объясняют так:если при со-
вершении умной молитвы нет должного пока-
яния и молитвенного устремления к Богу,то
душа,обнаженная от всех представлений,
прибывает некоторое время во мраке совле-
чения,не узрев Бога.
Во мраке совлечения ум испытывает по-
кой и наслаждение,и если при этом ум как-
то обратится на себя,то узрит свет,но это
не Несозданный Свет Божества,это естест-
венное свойство ума,созданного по образу
Бога.
Это созерцание приближает ум к непре-
ходящему,но если ум этот мрак совлечения
примет за познание истинного Бога,то это
поистине большое горе.В случае совершения
этой роковой ошибки мрак совлечения ста-
нет непроницаемой крепкой стеной,которая
отделит вас от Бога.В данном случае мрак
совлечения станет прелестью или заблужде-
нием.И это хуже мрака грубых страстей,это
хуже демонических наваждений,это хуже
мрака потери благодати и богооставленнос-
ти.
продолжение 75