Математик В. Налимов в книге Этюды о сознании

Анатолий Марасов
Математик В. Налимов в книге Этюды о сознании
*      *      *
30. Есть философия, и есть философские науки. Неужели есть философские науки? Не прав ли В.Налимов в том, что настоящий философ становится философом благодаря своему языку?
*      *      *
50. Близка  позиция  математика В.Налимова: изначально существуют нераспакованные смыслы, способные порождать тексты. Смыслы спрессованы так, как спрессованы числа на действительной оси, т.е. существует семантический континуум. Это исключает обращение к квантовой физике. Сознание - феномен Вселенной. Семантический мир начинает раскрываться, когда в игру вступает вероятностная мера. Мозг  - приёмник и передатчик процессов, происходящих в таинственном сознании, также не локализованном в мозг. Клетки мозга только открывают возможность оперировать смыслами. (В. Налимов. Спонтанность сознания. М, 1989 г).
Мы, действительно,  в сознании оперируем смыслами. Вот только как они «выглядят»?
Поэтому взгляды физиков и математиков  заслуживают самого серьёзного внимания.
*         *         *
89. Антинатуралистическая концепция сознания Е.Иванова (индивидуальное сознание  и Я есть продукт самоограничения Абсолютного бытия) и натуралистическое понимание (сознание и, соответственно, Я, есть продукт эволюции нервной системы животных) – есть  ли между этими подходами общее?
Эволюция (природы) и морфогенез организмов всегда находились в тисках ограничений: типы симметрии организмов – в прямой зависимости от силы  тяжести; обменные процессы – в прямой зависимости от биохимии; цвет растений – от наличия атомов металлов в фотосинтезе…
Более сложные ограничения - в индивидуальной изменчивости…
«Я мыслю себя отдельным, обособленным»: ограничения! Мы теперь знаем природу этого запрета.
«Я должен мыслить и то целое, от которого я себя отделяю»: целое – откуда? Целое подразумевается даже на уровне здравого смысла: если все мыслят по-своему, то перед нами ситуация психиатрической лечебницы (перефразируем В.Налимова), тогда не было бы единства между людьми, не было бы языка, т.е. не было бы целого.
*         *          *
182. Философы пишут об интуитивном мышлении и о дискурсивном. Но мысль или есть, или её нет, она – приходит, возникает,  появляется (мелькает!) в готовом виде, думать – значит, создать благоприятные условия для фиксации готовых мыслей, не более… А дискурс, как сообщают словари, (discours, франц., в свою очередь от латинского) – речь, связный текст.  Дискурсивное «мышление» - это внутренняя речь, к мышлению отношения не имеющая, во всяком случае, прямого.
 Связно располагать мысли в логических следствиях – непостижимо
А может быть, прав В.Налимов: мозг есть приёмник, так как мысли мы ждём (ловим?).
*              *             *
355. Очевидно,  что сознание проявляет себя через язык. Математик В. Налимов напоминает, что «слово, по своей природе, не дискретно. Оно сопряжено со всем могуществом языка» (В.В. Налимов. Разбрасываю мысли. М,2000:37).
По «сравнению»  с мыслью слово явно дискретно – конкретно, но в сочетании со словами иными (новыми, тем более, в строках поэтических) «вдруг» слово обнаруживает «полигональность», как в мегалитических постройках древности (!). В.В.Налимов здесь, вероятно, имел ввиду именно это – потенциальное – значение слова (См  № 969).
Психолог К. Юнг также отмечает, «что ни одно слово не выражает целого».
В лингвистике, начиная с Гумбольдта (№ 280) существует мнение, что язык возник «скачком», целиком…
Да, целостность в данном случае – весь язык.
*                *                *
566. В. Налимов прав: языки философий, также как и другие языки, непереводимы. «Хайдеггера нельзя переводить и на немецкий. Философ – настоящий философ – поэт» (В. В. Налимов. Спонтанность сознания,М.1989:11,12).
Проблема сознания не исчерпывается языком (уже указывалось), но язык философа, наподобие языка А. Платонова, многое бы прояснил.
*                *                *
579. Есть два (?) «источника» мыслей.
1. Извне; это концепция «Мозг – приёмник», её автор – математик  В. Налимов (№ 50).
2. Источник «внутри» мозга; вполне вероятно, что я ошибаюсь по поводу важности связки «мысль-слово», напротив, вначале работает связка «образ-слово», и в минуты напряжённой «работы» именно эта связка «выхватывает» что-то искомое, неосознаваемо фокусное: сверкает мысль!
И она уже изменяет логику (слов)…
Но за словом обязательно «что-то» должно стоять. Мысль – это редко и сильно, а обычно – образ.
Но в любом случае мысль – словно откуда-то, и она, мгновенная,  осознаётся как бы развёртываясь, во времени, в подробностях.
Мысль – с «границы» сознания: может ли быть такое? (У сознания есть границы?)
*                *                *
626. Всего лишь пару лет назад я думал, что мышление – жизнь сознания, но жизнь сознания – «говорение» про себя, а мысль, мышление – вне вербальной сферы! И мы не знаем, откуда мысли.
Получается, что в своих взглядах я «дрейфую» к представлениям В. Налимова (?).
Мысли (идеи) мы «подбираем», пусть и в себе…
*                *                *
742. Суть гипотезы А. Манеева в признании биополевой формации как имеющей «фундаментальное значение» в детерминации творческого потенциала субъекта, которая обуславливает как внутреннюю самоактивность, так и активность во внешней среде.
Иными словами, перед нами логический и профессиональный анализ возможного субстрата сознания, о котором почти ничего не известно.
Поле специалисты определяют как вид материи с нулевой массой покоя или как вид материи с бесконечным числом степеней свободы.  Физическое поле  не наблюдается в невозмущённом состоянии и проявляется только через флуктуации (видимо, также проявляется биопсиполе). Как «проявляется» сознание (как, допустим, биополе) нам известно – в  разумной деятельности, но как «непосредственно» его наблюдать, тем более изучать?
А если биопсиполе есть квантованное, т.е. волновое? (см гипотезу В. Налимова (182), возможно, А. Госвами (383)…
 При оценке гипотезы А. Манеева, к сожалению, нужно поставить всё те же бесконечные вопросы, на которые ответов нет.
*                *                *
746. На сайте «Проза.ру» автор под  псевдонимом «Дорожная пыль» вывесил миниатюру «К вопросу о естественном языке», вызвавшей около 50 хаотичных по смыслу откликов. В миниатюре автор задаётся вопросом: «Почему возможен перевод» (с одного языка на другой)?
 А что вообще есть язык, в сопоставлении, например, с информацией? Можно ли последнюю  рассматривать как самостоятельную сущность?
Я думаю, что язык есть необходимая функциональная (причинно-следственная) связь различных «уровней целостности». Может быть, термин язык в данном случае лучше взять в кавычки, т.к. он вряд ли здесь чем-то отличается от информации.  Вербальный язык (и иные языки, связанные с человеком)  – уже  оценочная связь, воссоздаваемая связь… И эта связь есть нечто большее, чем простая информация.
Возможен ли перевод с одного (вербального) языка на другой (вербальный)? Да, но перевод будет приблизительный: язык любого народа иррационален и параметричен, и потому естествен; при  переводе будет воссоздаваться только семантика.  Невербальные языки – язык движений (танцев), музыкальный и другие – также естественны, так как их элементы указывают на родство внутри языка, поэтому эти языки также переводимы.
Поэтому вопрос о не/возможности перевода некорректен
Математический язык принято считать рациональным, но он может с работать и с иррациональные числами  (дробями), и даже с мнимыми…
Правда, в настоящем утверждении использовано понятие «целостность», которого  сциентисты боятся, как чёрт ладана, и обходят всеми возможными средствами, но тогда они пусть  ответят, как одна оценка оспаривает другую… Кто оценивает? С точки зрения физики, например, человек – нонсенс, его не должно быть в детерминистическом мире (макромире)…
С.В.Мейен и В.В.Налимов (см №969) считают, что культура задаётся нашим языком (логосом), но континуальность сознания не редуцируется к дискретности  языка.
 Мы всё ещё не можем освоить реанимируемое А.Ф.Лосевым великое понятие эйдос
*                *                *               
823. …в интернете (сеть мировая, «паутина» ведь это!) индивидуальные пользователи могут быть аналогами «индивидуального» сознания (но: со-знания! термин-то непостижимо верен!)…Интернет это интеллектуальный прорыв  всего человечества, а структура и функция сознания – эволюционный макрошаг Вселенной (синонимы – Космоса, Мира…) – в высшей степени органичные, то есть надстраивающиеся…Сознание не может не быть не единым для разумных существ …То есть, я хочу сказать, становление интернета каким-то образом указует на прояснение искомой проблемы проблем…И что же послужило в качестве «интернет-ресурсов» при надстраивании рефлекторных связей организмам с внешней средой?
Вполне может быть, что прав и Налимов (№ 50, и Любищев (№ 306). И вполне, может быть, несколько отстранённая от сознания проблема информации может прояснить важнейшие детали «Огромной проблемы сознания»…
*                *                *
829. Иными словами, «неясным везде остаётся вопрос о том, как происходит порождение того, что мы называем смыслами, организующими нашу интеллектуальную и духовную жизнь» (В.Налимов, 2000:25).
В книге  «Разбрасываю мысли» математика и мыслителя В.В. Налимова мы находим много глубоких, можно даже сказать, «прорывных»  суждений о проблеме сознания:
«Вселенная управляется фундаментальными безразмерными константами, задаваемыми числами. Но числа по своей природе принадлежат сознанию, а не физическому миру….мы сталкиваемся с взаимодействием физического и ментального (семантического).
Нам представляется, что мост между материей и смыслами может быть переброшен через  г е о м е т р и з а ц и ю  наших взглядов на Универсум»(там же).
*            *             *
830.  Из работы В. Налимова «На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к ХХ1 веку», 1994:
«Феномен нравственности вторичен. Первичной является культура, взаимодействуя с которой человек принимает решения нравственного звучания. Решение становится нравственным, когда оно затрагивает       д о с т о и н с т в о  человека» (с.8).
По Налимову достоинство – понятие мировоззренческое, и система личных ценностных представлений определяет (личную) мораль, а она, весьма и весьма разветвлена в обществе – от сторонников буквального следования Нагорной проповеди до террористов и воров «в законе»…
В. Налимов считает этическую систему, например, И. Канта противоречивой (человек зол по своей природе, но его мораль автономна: она не нуждается в морали другого; и в целом мораль нуждается в религии и приводит к религии…).
Я думаю, что первичность или  вторичность нравственности у В. Налимова уязвимы именно по причине органичной взаимосвязи культуры и нравственности: культ поклонения (чему или кому либо)        р а с т в о р я е т  даже намёки на меркантильность (вплоть до отказа собственной жизни). Но факт наличия различных ценностных установок у разных социальных групп людей и далее, вообще у разных людей, несомненен (без примеров).
Я пытался в книге «Мир твой»  ((«Катехизис»,1993), 2014)) выстроить модель человека из представления о том, что человек со своим «добром и злом» – часть неизвестного Целого, что человек выстроен по тем же «лекалам», что и «весь» Космос, «вся» Вселенная…
Однако для этого (прав Налимов) необходим такой ум, который бы описал эту взаимосвязь семантического и физического Единой Вселенной…
 А пока нет ни единых научных представлений о мире физическом, и нет и единых представлений о мире «внутричеловеческом» (семантическом): где, например, в нашей стране процесс (и будет ли он) аналогичный Нюрнбергскому процессу? А люди верили (и верят) в социализм! Отчего православие, например, осудило Л. Толстого, но не осудило Ленина и Сталина?(Налимов,с.15)….
История других стран не менее, если не более кровава
*           *           *
963. Разницу между континуальной мыслью и дискретным Словом прекрасно показал Ф.М. Достоевский на примере сверхэнергичной Марьи Александровны Мордасовой («Дядюшкин сон»)…
Да, мышление – континуум: в одной мысли – бездна значений!(В. Налимов определяет континуум как "множество, не имеющее пустых мест" (Спонтанность сознания, М.1989:110).
*
Значит, бытие – вне времени….
(известно  как минимум 2,5 тысячи лет…)
*        *         *          
965.  «Спонтанность – не подчиняется причинно-следственным связям, не локализована в физическом пространстве – в нём она только проявляет себя. Не персонализирована – персонализируется только её проявление. Не ограничена временными рамками, она отождествляется с забеганием вперёд, что порождает завихрение времени.
Принадлежит другому миру, не может умирать в нашем мире».
Из выводов книги В.В.Налимова «Спонтанность сознания», М.1989:240.
Не локализована.
 А специалисты «ищут» его (сознание)!
*         *         *
969.  Выписки  из работы  С.В.Мейена, В.В.Налимова «Вероятностный мир – выход в другую культуру?»:
(А. Стереотипное видение  мира).
«Язык, основанный на логике, заставил признать бытие логики в  самом мире. Принцип логической непротиворечивости приобрёл онтологический статус… Человек оказался в ранге микрочасов…Но микрочасы оказались испорченными той субъективностью поведения человека, которая не описывается языком логики».
(Б. Контркультура).
« Вдруг стало ясно, что слова, на которых построена вся наша культура, не имеют и не могут иметь смыслового атомарного содержания…Стало ясно, что метафора – это не безжизненный рудимент (в науке – А.М.), а необходимая составляющая нашего языка. Метафора  - отказ от формальной логики,…отказ от закона исключения третьего. Принцип дополнительности Бора – это открытое признание необходимости  метафорического мышления в науке.Из вероятностной модели языка следует, что континуальность сознания не редуцируется в дискретности языка. Фразы, построенные над дискретными знаками-словами, всегда интерпретируются  на континуальном уровне. Отсюда  принципиальные затруднения в построении искусственного интеллекта. Даже в обычной повседневной речи человек все время соприкасается с континуальностью нашего сознания, но вход в это сознание осуществляется через слова. Мгновенное вхождение в континуальное  поле сознания – это озарение. Отсюда интерпретация научного  творчества как озарения (вообще творчества – А.М.)».
(В. Синтез).
«Сейчас слово лишь ключи, открывающие путь к континуальности…Желание сохранить (мир) в первозданной (дискретной языковой) чистоте ведёт к тоталитаризму. Отсюда  трагизм европейской культуры. ..Дискретность представлений о добре и зле, красоте и безобразии, правде и лжи, – заставляет действовать…А это  всегда мучительно…Столь же нелепы дискретные представления и тем более формулировки ЦЕЛИ, ПОБЕДЫ, ПОРАЖЕНИЯ. Не слишком ли  много примеров того, когда победа оборачивалась поражением?».
*
Комментарий (даже этих выписок) требует глубоких знаний, прежде всего в языкознании и не только…Мне кажется, что описание  «надстройки» дискретного (язык) над континуумом (мышление, сознание) – трудность непреодолимая, во всяком случае, в ближайшем будущем.
Также следует напомнить, что люди в повседневной жизни (не в науке) руководствуются  далеко не только  формальной логикой: а чувства? А вера? Они дискретны или континуальны? И авторы указывают на «испорченные микрочасы». Поведение людей, конечно же, не описывается на языке логики…
Сама история же, напротив, разрушает  незыблемые каноны в тех или иных государствах: о последних судить теперь  мы можем лишь по развалинам или  даже раскопкам…
Но самое замечательное – в  …статусе (!) языка! Отчего в нём метафоры? так широко используемые не только в художественной литературе, но и в обычной речи? Мне кажется, что в разговорной речи присутствует далеко не только формальная логика. Действительно, как Он возник? (см № 283). Как органично «связан» с мышлением? Какая «изначальная» целостность того или иного языка «держит» Его? а попытки «зацементировать» в те или иные рамки в буквальном смысле истлевают…
Непростая эта дискретность – язык!
*      *      *