Судьбоносная встреча

Ирина Николаевна Стрельцова
Этой весной я закончила Журфак и получила направление в Мурманск. По этому поводу я договорилась со своими подружками съездить на месяц в свою деревню, где прошло наше детство. Мы все трое дружили с детства, а потом пути-дорожки развели нас кого куда. Но связь мы не теряли, постоянно переписывались и ездили друг к другу в гости. В деревне я хотела остановиться в бабушкином доме, сходить на братскую могилу, где среди прочих фамилий была и фамилия моего деда Афанасия. Его я никогда не видела, а только знала по рассказам. Фотографий его не было.В войну немцы сожгли дом и бабушка не успела вынести ничего из вещей. Так и сгорело всё, в том числе и единственная свадебная фотография деда. Договорились, что встретимся мы все на вокзале и я, чтобы не проспать завела будильник. Ночь прошла без сна. Я всё думала про деда, про бабушку, которая так и не вышла замуж, выходила одна троих детей. Двое из умерли и осталась только одна моя мать и куча двоюродных братьев и сестёр, с которыми я завтра и повстречаюсь. Уснула под утро и естественно, не услышала будильника. Вскочила с кровати, с ужасом смотрела на часы и понимала, что опоздала почти на час. Созвонившись с подружками я велела им ехать без меня на автобусе, а сама решила заказать такси. Быстро собравшись я взяла сумку и вышла  на улицу. Такси уже ждало у подъезда.
Таксист молодой мужчина, как я узнала позже,что зовут его Михаил, был скромен и больше молчал, чем говорил.
Я спросила его:
- Вы давно работаете таксистом?
- Нет, не очень. До этого, я работал агрономом. Потом колхозы обанкротились и пришлось мне менять работу.
Мы помолчали. Потом Михаил продолжил.
- Мои предки жили в той же деревне, где и вы.
Я очень удивилась и попросила рассказать о его родне. Меня захватил профессионализм и я взяв блокнот и ручку приготовилась записывать.
Это был мой первый репортаж.
- Моя прабабка была крестьянкой. Жили они очень бедно, но дружно. Роптаний никаких не было. Жили под девизом: сегодня глодаем чёрствую корку, а завтра буде есть каравай. Семья была не большая. Прадед Григорий, прабабка Матрёна и моя бабушка, Маша. Барин был у них очень крут. Крестьян порол, безбожно... Хапуга был, жадный и крепко пил. А когда пил, то собирал вокруг себя  таких же дружков, как и он и гуляли они бывало неделю, а то и того больше. Потом они топили баню. Силком вытаскивали какую-нибудь девку по симпатичней  и приказывали ей мыть гостей. Что они потом там с ней вытворяли я описывать не буду, только бывало, что оттуда не выходил никто и куда девались девки никто не знал. Это уже потом узнали, что мучали они их до смерти, а потом закапывали неизвестно где.Уряднику заплатят деньги, он и списывает всё на побег.
Была у барина жена, тихая и скромная, крестьяне любили её. Она не брезговала крестьянами, заходила в любой дом, помогала больным, давала денег на врача.Раздавала кое какую одежду, хлеб. Вот крестьяне и боготворили её. Был у барыни сынок, Николка. Тоже хороший мальчик был, всё с крестьянскими ребятишкам играл, а те принимали его в любую игру. Барин бывало отлупит его, чтоб знал своё место, но через некоторое время глядишь, а он опять с ребятнёй. Так и прошло время, исполнилось Николке восемнадцать лет. Умный был, всё травами интересовался, насекомыми и учиться пошёл  на биолога. А в это время и подросла и моя бабушка. Как звёздочка на тёмном небе засияла.Красавица была не описать. Даже скудная одежда не скрывала её красоту. Одни синие глаза чего стоили. И вот как говорят, судьбе случиться, встретились они, Маша и Николка. Вспыхнуло между ними чувство, да такое сильное, что и не описать. Днём то они не встречались, некогда было, работы полно, зато ночь вся их. Ходят бывало до утра, расходиться надо, а не могут. Много ли, мало ли времени прошло, заподозрил чего-то барин, ну и узнал, куда это его сын бегает. Рассвирепел, ему уже давно невеста просватана, а он за голицей бегает. Первым делом он решил поговорить с Машей. Как только переступил порог  дома, увидел её и пропал. Утонул в её глазах, и решил, что его будет.Николку вместе с матерью спровадил за границу, а сам вокруг Маши так и пляшет. Она по Николке очень тосковала, а барина боялась и как могла пряталась. Барин уговорами и подарками к себе приманивал. Придёт, бывало, колечко, бусы ей принесёт, а она всё брезгливо отодвигала. В конце концов барин вскипел и говорит:
- Не захотела моей быть по добру, быть тебе опозоренной на всю деревню.-
И заставил её прийти в баню, гостей мыть.- Не придёшь, выпорю, и тебя и батьку с маткой.
Отец ей говорит:
- Давай ка, Машенька, беги через болота к тётке Прасковье. Одни мы тропку туда знаем. Барин ни в жизнь не найдёт тебя.
- А как же вы?-спросила Маша.
- А за нас не волнуйся. Выкрутимся!
А барин ждал ждал и совсем озверел. Вместе со своими дружками поскакали в деревню. Ввалились в дом, скрутили отца с матерью, а Маша уже успела сбежать. Долго порол он их, всё допытывался:
- Куда дочь спрятали?
Да не выпытал. Мать скончалась сразу, а отец ещё недолго пожил. Маша всё это видела издалека. Нервы у неё сдали совсем. Так что к тётке Прасковье она пришла еле живая.Тётка её была травницей. В болотах неделями пропадала, травы собирала. Была в болотах у неё избушка, где она сейчас и проживала временно. В это время к ней и приползла Маша. В горячке металась очень долго. Прасковья травами и отварами её отпаивала. Маша бредила, отца с матерью вспоминала, а ещё больше Николку.Дом барин спалил, а потом пил беспробудно целый месяц.      
   Прошло время, Маша стала потихоньку поправляться. Всё Прасковье рассказала и про любовь свою и про барина.
Всё спрашивала:
- Где отец с матерью похоронены?
 Постоянно плакала и таяла на глазах, но молодость взяла своё. Время горестей прошло и уже надо было думать не только о себе, но и о новой жизни, которая зарождалась внутри под сердцем. Беременность Маша перенесла очень тяжело, больше лежала, вставать было трудно, сил не было никаких. Так день за днём прошли и настали роды. Роды были тяжелыми. Когда родился сын Маша попросила, чтобы его ей показали.
- Называю его Афанасием.
И через несколько дней умирает. Похоронив Машу Прасковья начинает растить ребёночка. Своих детей у неё не было и Афанасий для неё был как солнышко в пасмурный день.Рос он мальчиком крепким, любознательным, задавал очень много вопросов, на которые Прасковья чаще всего не знала ответов. Когда он подрос стал бегать к местному учителю. научился читать и писать. С мальчишками не бегал, а всё уходил за деревню, садился на землю и смотрел вдаль. Вот его в деревне и прозвали "блаженным". Когда Афанасию исполнилось пятнадцать лет он решил, что поедет поступать в город на агронома.  Тогда организовывались первые колхозы и агрономы были на вес золота.
- Слушайте, Михаил, а что стало с барином? Где Николка? Что с ним?
- А барина сожгли крестьяне, перед самой революцией. Говорят, что привезли его в больницу с сильными ожогами. Орал на всю округу от боли. Так ему и надо, сколько жизней загубил, злодей.А Николка потом приезжал с матерью. Он всё Машу искал. Ходил у всех выспрашивал.
А ему говорят:
 - А кто его знает, ушла на болота. Жива или нет, неизвестно.
Побыл Николка в деревне, да и уехал обратно за границу.
 - А Афанасий, выучился он на агронома?
 - Да, он в этой деревне и работал до войны.
 - А что было дальше?
- Николка за границей жил с матерью до самой её смерти. Долго не женился, всё Машу свою вспоминал, а путь обратно был ему закрыт. Прошло время боль притупилась, встретил он девушку, женился, и родила она ему дочь, Олю. Жена была особой болезненной, после родов врачи обнаружили у неё чахотку, которая и свела её в могилу. Николка в дочери души не чаял. Баловал, оберегал от всего. Оля тоже до потери пульса, любила своего отца. Николка так больше не женился и всю оставшуюся жизнь посвятил дочке. Когда она выросла, то пошла работать в газету. Жила своей жизнью, приезжала к отцу очень часто и гостила у него подолгу. Девушкой она выросла красивой. Всегда модно одета. Коротко подстрижена. И всегда весёлая, сама не унывала и другим не давала.
Однажды, пришла ей телеграмма от отца:"Срочно, приезжай!"
Удивившись такой просьбе, она тут же села на поезд и утром была на месте.Застала она его лежащим на диване, рядом сидел доктор.
 - Доктор, что с ним?
 - Он очень болен. Жить осталось ему совсем немного.
Отца она не узнала. Это был человек с ввалившимися глазами, осунувшийся и очень бледный. Несмотря на свой вид, он не переставал для неё быть родным и близким человеком. Оля взяла его за руку и начала целовать. Он открыл глаза и сказал:
 - Сядь, Оленька!Мне надо сказать тебе кое-что. Я хочу чтобы ты поехала в Советский Союз. Возьми туда командировку. Денег у нас много, тебе хватит. Всё оставляю тебе. Ты же сделай для меня одно дело. Побывай в деревне N, найди там Машу. Запомни Мария Григорьевна Сычёва. Найди её и отдай это письмо. Только прошу отдай лично в руки. Скажи ей, что любил и люблю её одну и с этой любовью умру, а сейчас садись и слушай.
Так он рассказал всю историю своей молодости. Как любили они с Машей друг друга, как отей злодей разлучил их. Как родителей её запорол до смерти. Рассказывал, а у самого слёзы лились из глаз. Плакала и Оля. Она целовала его руку и поклялась, что поедет и отыщет Машу. Прошло полгода, прежде чем она уехала. За это время умер Николка. Оля похоронила отца, оформила наследство, подготовила нужные документы. И вот рано утром поезд повёз её в неизвестность.
 Афанасий после учёбы приехал работать в свой родной колхоз. Он очень хорош собой. Высокий, а лицом копия Николка.Также смугл, чёрные волосы спадали на лоб, а глаза были Машины, голубые. Только очень он был стеснителен, если общался с какой-нибудь девушкой, то краснел и заикался. По вечерам сидел за книгой. Работу свою очень любил, бывало от одного поля до другого десяток вёрст пешком пройдёт. Ещё солнце не встало, а он уже около тракторов.  Проверяет всё ли готово к посеву или уборке.И так до поздней ночи.
Однажды вызывают его в правление и говорят:
- К нам едет иностранный корреспондент. Будет писать репортаж о нашем колхозе. Так что, Афанасий, приставляем его к тебе. Будешь возить его, рассказывать только по делу. Лишнего не болтай,не накликай на себя беду. Нам каждый день отчёты сдавать будешь. Завтра бери бричку и дуй на вокзал. Встретишь корреспондента и поселишь в доме колхозника.
Утром Афанасий ждал на вокзале.
   Проводник разбудил Олю очень рано, ещё даже солнце не встало. Она ехала одна в купе. Вспоминала отца. Его последний рассказ. Рассматривала его фотографию, где он молодой ещё, красивый, вместе с ней и мамой.Она всё не могла понять, почему он раньше ей всё не рассказал, когда был ещё здоров.Может она бы и раньше поехала и отец не умер так рано. Она представляла саму Машу и думала, какой она стала сейчас. Оля написала план, где ей надо побыть, у кого ей лучше порасспрашивать про Машу и решила, что будет писать про колхоз и брать интервью у жителей, так потихоньку и разузнает про Машу.
  Когда Оля сошла с поезда, то увидела молодого парня, который всматривался в лица людей и поняла, что он ищет её, тихонько подошла и поздоровалась.
 -  Не меня ли вы ждёте, молодой человек?
 Парень очень удивился и спросил:
 - А вы и есть иностранный корреспондент? Мы вообще то ждали мужчину.
 - Ага, я и есть он, - ответила Оля.
Потом они сели в бричку и поехали. Оля всматривалась в лицо этого красивого парня и думала:"На кого же он похож? Где она могла его видеть?"
 - Скажите, а вы никогда не были за границей?- спросила Оля.
 - Да господь с вами! Я дальше деревни не выезжал.
Так потихоньку переговариваясь они доехали до деревни. Афанасий определил Ольгу в дом колхозника, а сам уехал по своим делам. Договорились встретиться завтра утром. Оля умылась, попила чаю и уснула. Проснулась она от стука в дверь. Это был Афанасий.
 - Господи, вы чего в такую рань? Сколько времени?- сорвалось у неё с губ.
 - А уже восемь часов.У нас очень рано встают, некоторые уже отработали и пошли домашние дела делать.
 - Во сколько же у вас встают?
 - Доярки в три утра. Утренняя дойка уже прошла. А трактористы во всю пашут. Так что собирайтесь и поехали колхоз смотреть.
Оля умылась, согрела чайник, посадила Афанасия и сказала:
 - Никуда не поеду, пока вы не попьёте со мною чаю.
Чай был английский, ароматный.Афанасий ни разу такой не пил. Оказывается, сахар нужно не кусать, а опускать в стакан с чаем. Оля смотрела на него и смеялась над его неуклюжестью. Только не могла понять, где она его видела? Потом они долго ездили по полям. Оля перезнакомилась со всеми трактористами. Ездили на ферму, обедали в местной столовой. Оля попросила его познакомить со старожилами. Она очень хотела расспросить их о Маше, но местные жители либо не хотели теребить старое, либо уже позабывали о той истории. Все как один  отвечали, что ничего не знают и не помнят. Оля расстроилась и уже не знала как отыскать Машу. Тут ей на помощь пришёл Афанасий, он её успокоил и сказал:
 - Завтра мы съездим к деду Михею. Он должен помнить про эту историю.
Вечером уже ложась спать Оля думала про Афанасия.
 - Простой деревенский парень, а есть в нём что-то благородное. Такой умный и тактичный. Как приятно с ним проводить время, разговаривать с ним.
Она пообещала себе сходить к нему домой и посмотреть как он живёт.
Ночью ей приснился Афанасий.
Он наклонился к ней и сказал:
 - Найди Машу, дочка!
Девушка проснулась было уже светло. Афанасия не было и пришла ей в голову мысль сходить на речку и умыться там. Свежо, но день обещал быть очень хорошим. Спускаясь к реке она вдруг услышала всплеск и сразу спряталась в ближайшие кусты и увидела Афанасия. Он выходил  из воды и Оля залюбовалась его телом. Оно блестело от воды, мускулы играли на руках и ногах. Он строен и красив.
Афанасий оделся и ушёл, а Оля ещё долго сидела на берегу. Внутри зарождалось какое-то чувство к этому простому русскому парню, какой-то червячок точил её сердце и  поняла, что он ей нравится.
  Афанасий постучался, но никто ему дверь не открыл, после этого он потихоньку вошёл в её комнату. Пахло чем-то очень вкусным. Какие-то баночки и скляночки стояли на подоконнике. Заинтригованный он подошёл и открыл одну из них. Запах шёл именно из неё. На столе лежала книга. Когда он открыл её  на стол упала фотография, на которой он увидел себя. Ничего не поняв он подумал:
 - Вот придёт Оля, тогда и выясню.
Он не успел положить фотографию, как в дверь вошла Оля.
 - Как вы здесь оказались?
 - Я стучался, никто не открыл. Вот я решил Вас здесь подождать.
 - Чай будете?
 - Нет, мы сейчас поедем к пасечнику, там и попьём чаю.
Они выехали на дорогу, потом свернули на тропинку и поехали мимо клеверного поля .
 - Оля, можно Вас спросить?
 - Да.
 - А кто это был на фотографии?
 - Мой папа. Он умер.
Они некоторое время помолчали, и она спросила.
 - Афанасий, а где ваши родители?
 - Мать умерла через несколько дней после того как я родился. Отца я не знаю. Живу с тётей. Она меня и воспитала.
 - А Вы можете познакомить меня со своей тётей.
 - Конечно. Вот закончим все дела и съездим к ней. Я вас познакомлю.
Потом они сидели у пасечника. Пили чай, который варился в ведре на костре, но был такой вкусный, что Оля пила и не могла напиться. Когда чаепитие было закончено она спросила:
 - Дедушка,  а вы можете мне рассказать про себя? Что происходило в деревне до революции?
 - Да дочка, я давно живу в этой деревне. Мои родители здесь жили и дед с бабкой. Много историй я могу рассказать. Но одна история самая занимательная. Если у вас есть время, расскажу.
Оля взяла блокнот и приготовилась записывать. Афанасий извинился  и попросил Олю его здесь подождать, пока он съездит на поле и проверит как идёт работа. Оля обещала дождаться и стала слушать.
   - Барчонок жил здесь у нас. Батя зверь зверем, а он такой тихий, как будто не от него. Влюбился он в местную девушку, Машей вроде бы звали. Красивой была. Бывало идёт по улице, а мужики оборачиваются. А  Николка подъедет на бричке, посадит как королеву и до утра возит. Любил её. Бывало, с гулянья идём, а они на берегу сидят, друг на друга смотрят. Вроде даже они и спали вместе, говорят, что кто-то видел их. А потом вдруг пропал Николка и никто не знает куда. Вокруг Маши стал крутиться барин. Дарит ей подарок какой, она не берёт. Он зубами скрипит. Злился,что не отвечает его чувствам. Что потом случилось я не знаю. Только пропала Маша. Говорят в болота убежала, там и потонула. Барин у родителей выпытывал, где дочь, да так ничего и не выпытал. Потом пил по чёрному и сожгли его. Николка приезжал, сидел у меня, всё горевал, что Машу не нашёл. Но надо было ехать, а то поймали бы его и убили. Так я его ночью на вокзал  и отвёз.
- Так вы ничего не знаете о Маше?
- Это только тётка Прасковья знает.Съездейте к ней, она больше расскажет.
- А как мне её найти?
- А вот Афанасий вас и отвезёт. Это же его тётка. Она его и вырастила.
Когда приехал Афанасий  Оля попросила его отвезти к его тётке прямо сейчас. Он очень удивился, но спорить не стал. Уже был вечер и когда они приехали на улице было темно. Тётка Прасковья встретила их очень ласково, усадила за стол, поставила всякие явства, налила молока и пока они ели Оля всё всматривалась в Прасковью и Афанасия. Они вовсе не были похожи, и никакого родства тут не было.
 - Расскажите тётя Прасковья о Маше.
 - Зачем тебе? Это давняя история.
 - Расскажите. Я вам потом объясню.
 - А что рассказывать. Мы очень дружили с барыней. Она добрая была, а муж зверь. Рожать от него она больше не хотела, вот и приходила ко мне за травами, чтоб выкидыши были. Николку она очень любила, а мужа ненавидела.Любви вовсе не было, насильничал её, вот и беременела. Бывало придёт и плачет, сделала бы что с собой, да Николку одного оставлять не хотела.Я всё знала и про любовь Маши и Николки, и про то что ребёнок от Николки был.
 - Какой ребёнок?
 - Так Афанасий и есть тот ребёнок.
 Оля сидела как громом поражённая и не могла вымолвить ни слова. Так вот кого напоминал ей Афанасий. Он вылитый её отец! Как же она раньше не догадалась! Он её брат!!!Она закрыла лицо руками и расплакалась. Она влюбилась в брата. Афанасий молчал.
Когда немного успокоилась спросила:
 - А где могила Маши?
 - Мы завтра туда сходим.
 Все внимательно слушали историю Оли, про письмо, которое она должна была передать Маше. Всё закрутилось и смешалось, Оле хотелось и плакать и смеяться. Так за разговорами прошла ночь. Днём все вместе сходили на могилку к Маше и Оля распечатала письмо и прочитала:
 " Моя дорогая Машенька!
Единственная любовь моя.Жизнь моя. Извини, что не смог за тебя заступиться. Не было меня рядом, когда тебе была необходима моя помощь и поддержка. Очень корю себя за это и мучаюсь. Я всю жизнь помню о тебе. Помню твои глаза и запах твоих волос. Любовь моя, я ухожу из жизни с тяжёлым сердцем, т.к. не знаю где ты и с кем? Если ты жива, напиши мне, передай письмо с моей дочкой Олей. Я не переставал думать о тебе, моё солнышко, мой ангелочек! Целую тебя крепко!
Твой Николай."
 Потом она положила письмо на могилку, взяла горсть земли и завернула в платочек. Они стояли обнявшись с Афанасием. Оля плакала уткнувшись в его плечо,а он гладил её по голове. Через неделю она уехала и провожали её Афанасий и Прасковья. Долго Оля смотрела на удаляющиеся фигуры, а они всё махали и махали ей вслед.
 - Вот такая история.
 - Скажите Михаил, вы чей сын? Случайно ваша бабушка не Оля?
 - Да,Оля! Она осталась за границей. Мой батя женился на русской и переехал сюда.
 -А мой дед Афанасий...
Михаил резко нажал на тормоза и посмотрел на меня.
 - Господи боже мой! Так вы внучка Афанасия?
 - Ну да! Это же надо как нас интересно свела судьба.
 - Вот это да! Я не могу поверить. Это не просто так. Это Афанасий и Маша нас соединили. Мы должны были встретиться в деревне и узнать друг друга.
 
Мы ещё долго беседовали пока ехали. В деревне сходили на братскую могилу. Постояли, выпили немного, помянули деда. Сходили на могилу наших предков. Михаил до конца был со мной. Когда пришло время расставаться он пообещал:
 - Я обязательно к тебе приеду.
Вот так закончилась эта история, которая как звенья в одной цепи соединила нас всех. Теперь я знала свой род, своё родословное дерево, которое началось ещё до революции. И всё это благодаря Михаилу.
 Может быть я не просто так проспала в тот день? И не зря на такси приехал именно Михаил? На эти вопросы нет ответа.