Актёр Александр Давыдов - московский гость

Елеон Горчинский
Как актёр Александр Давыдов стал любимым «теленегодяем», сыграл кипятильник и попал в рай.

Недавно городская детская библиотека им. Сергея Михалкова отметила пятилетие со дня присвоения ей звания известного писателя. Благодаря включению в содружество «михалковок» библиотеку опекает Российский Фонд культуры. В результате североморцы получают новые книги и имеют возможность встречаться с известными людьми. В начале марта флотскую столицу посетили писатель, автор работ о природе и истории России Олег Трушин и иллюстратор, заслуженный художник России Ирина Маковеева.

Третьим и пожалуй, наиболее узнаваемым гостем стал актёр театра и кино Александр Давыдов. Наиболее известен он по работам в фильмах «Баллада о бомбере» (16+), «Птица в клетке» (12+), «Маруся» (16+), всего снялся более чем в 60 кинопроектах, не считая театральных постановок. Саша сыграл молодого Сергея Прокофьева в документально-­художественном фильме «Прокофьев наш» (16+). Но основное амплуа — это роли негодяев в мелодрамах, к чему сам он давно относится с иронией.

В Центральной городской библиотеке им. Крейна Александр провёл встречу с жителями города, где рассказал о своей линии жизни и нюансах профессии. Саша покорил сердца слушателей, оказавшись сумасшедшим рассказчиком — обаятельным, смешным и одновременно вдумчивым. Предлагаем вашему вниманию фрагменты разговора.

— Александр Александрович, расскажите, как вы стали актёром?

— По окончании школы я поступил в Московский автомеханический институт, папин друг там был деканом. Однако довольно быстро осознал, что это не моё. Сложились и другие обстоятельства. Я встретил человека — мамину подругу, которая мне сказала, что в одном из институтов открылся платный актёрский факультет, руководил которым известный театральный мэтр Владимир Коренев. «Ты же ­когда-то мечтал об актёрстве, не хочешь попробовать?», — сказала мне она. Я поехал, посмотрел на этих студентов, как они играют, читают — и у меня как голову снесло.

Пришёл домой, говорю: «Я ухожу из института». Для родителей это был шок, особенно для матери, которая была категорически против. Для неё актёрство — это профессия, во;первых, на её взгляд, не мужская, во;вторых, без стабильного заработка. Как у нас говорят, то пир, то голодуха. Можно заработать ­какую-то солидную сумму, особенно за съёмки в фильмах, а потом год сидеть без съёмок и соответственно, без денег.

Позвали в гости дальнего знакомого, бывшего актёра театра «Современник», чтоб он меня посмотрел. Естественно, мама дала ему установку, чтобы он меня послушал и сказал, что таланта у меня никакого нет. Пришёл человек, я подготовил ­какие-то стихи, кусочек прозы. Он послушал меня, потом говорит, а почему ты собрался учиться в платном? Назвал мне минимум пять государственных вузов, куда можно поступить и учиться бесплатно. А родителям сказал так: «Саша — талантливый парень, гарантирую, что он поступит. Не берите на себя ответственность за его судьбу, он должен выбрать свой путь сам».

Так я стал работать курьером и параллельно готовился к поступлению в театральный. И меня легко приняли, причём сразу в три вуза: ВГИК, Щукинское училище и школу-студию МХАТ, которую в итоге я и выбрал.

— Расскажите, как артист получает роль?

— Если актёр неизвестен, если ни режиссёры, ни продюсеры, ни кастинг-­директора его не знают, то он ищет роль самостоятельно. Раньше мы ездили на «Мосфильм», ходили по коридорам, стучались, заглядывали в студии: «Вам актёры не нужны?» Давали своё фото, на котором было написано имя, название вуза, если есть опыт, то фильмография или роли в спектаклях, телефон. В общем, были такие «коридорные артисты». Интернета тогда ещё не было.

Если же тебе повезло и ты стал сниматься, то у тебя появляется агент, который занимается твоим продвижением. А чтобы конкретно тебе ­что-нибудь предложили, ты должен уже быть ­какой-то величиной. Как вариант, личное предложение может сделать хорошо знающий тебя режиссёр.

— Часто отказываетесь от ролей?

— Бывает. Можно сказать, что это моя фишка — отказываться от ролей, которые в итоге становятся удачными, приносят популярность. У меня был четырёхсерийный проект «Птица в клетке», который уже второе поколение зрителей смотрит, дети тогдашних родителей. Я от него отказывался. Тот случай, когда лично мне его предложили, типа, моя роль. Прочитал сценарий, думаю, ужас ­какой-то. Мой бич в том, что когда я хорошо сыграл череду отрицательных персонажей, меня заштамповали на роли ­каких-то негодяев. Люди уже подходят, говорят, вот, вы вроде хороший человек, отзывчивый, а всё время ­каких-то гадов изображаете. Вот поэтому я и отказывался от очередного подобного персонажа. Но авторы оказались чересчур настойчивы, да и деньги уже были нужны. В общем, я согласился, и эта роль, во-первых, получилась, а во-вторых, принесла мне узнаваемость.

— Играть отрицательных героев вы специально настраиваетесь? Нет у этого никаких последствий?

— Профессионализм артиста заключается в том, чтобы он мог по щелчку вой­ти в роль и по щелчку выйти из неё. Хотя некоторые роли действительно психологически трудно играть, чувствуешь себя после них эмоционально выхолощенным. Но если ты не можешь выйти из роли, то ты либо плохой артист, либо сумасшедший. Есть некоторые технические моменты, которые нуждаются в длительной подготовке, это да. Одно время к нам в школу-­студию, чтобы позаниматься со студентами, ездил Константин Райкин. Мы обратили внимание, что каждый раз он выходил из машины, хромая. День хромает, два, три, месяц. Позже мы узнали, что в это время он репетировал роль Ричарда III, который был хромым и горбуном. Он подкладывал себе ­что-то в обувь и искал таким образом нужную пластику, чтобы не играть её потом, а быть естественным.

— Правда, что отрицательных героев играть интереснее, чем положительных?

— Как говорят в актерских кругах, положительные роли играют бездари. Чего там, походил, повздыхал, «я тебя люблю» (смеётся). Конечно, это все шутки, но у отрицательных действительно палитра больше, поэтому лично мне интереснее играть злодеев. Однако надо понимать, что на самом деле в нашей жизни не бывает целиком положительных или отрицательных людей, и соответственно, ролей. В каждом человеке есть и то, и другое. На всё в жизни есть своя причина и интересно в этом разобраться.

— -На фильмах с вашим участием часто написано «сделано на Украине». Как так получилось?

— На самом деле, в те годы на Украине было недорогое кинопроизводство, значительно более дешёвое, чем в Москве. Половина киностудий имели головные офисы в Москве, а филиалы — в Киеве, но 80–90% того, что снималось на Украине, снималось для российского ТВ и на российские деньги. То есть право первого показа было за Россией, а дальше это могли показывать и на Украине, и в Беларуси, и в Казахстане, и в Грузии. Я один раз оказался в Израиле, и никак не ожидал, что меня и там узнают. Ч­то-то и там показывали.

— Вы только снимаетесь или и на сцену тоже выходите? Если да, в каком театре служите?

— Пока предложений в кино, которые бы меня заинтересовали, нет. Мне не хватает человеческих фильмов и историй. Хочется больше доброты. Весь мир сошёл с ума, наблюдая за киношными суперменами, все ищут ­каких-то сверхлюдей. По моему мнению, честь и совесть, достоинство и искренность — основные составляющие того человека, которого следует считать героем.

Поэтому сейчас я только на сцену и выхожу. При этом не служу ни в каком конкретном театре. После школы-­студии меня пригласили в Академический театр им. Владимира Маяковского. Там тогда играли Наталья Гундарева, Светлана Немоляева, Александр Лазарев. На тот момент там был такой властный худрук Сергей Арцыбашев, который не любил молодых актёров, давал им играть только в массовке. Три года я там ­как-то отработал, а потом начались съёмки.

Поступило предложение сыграть в сериале «Маруся» (16+), а это 255 серий, полтора года жизни на съёмочной площадке. Параллельно снялся в «Балладе о бомбере» (16+), которая принесла мне первую узнаваемость. Это был мой первый подлец (смеётся).

Я довольно долго не выходил на театральную сцену, но когда меня позвал Геннадий Хазанов в Театр эстрады, я согласился, два или три года там играл. Позже поступили предложения в антрепризу. Я реально соскучился по театру, много езжу по стране с постановками. Сейчас идёт спектакль «Дурочка» (16+) — лёгкий, комедийный и недолгий, однако, со смыслом, там есть над чем подумать, я его очень люблю. Играю также в «Провинциальных анекдотах» (16+) по Александру Вампилову. Играю Кочкарёва в «Женитьбе» Гоголя (12+) в Театре комедий, есть роль в «Собачьем сердце» Булгакова (12+).

Кроме того, репетируем спектакль «Вернись, любовь» (16+) про закулисную жизнь театра, всегда же интересно заглянуть в замочную скважину. Скоро также начнём репетировать «Служебный роман» (12+) по мотивам всем известного фильма. Даже не спрашивайте, кого буду играть — конечно, очередного подлеца, которого в кино воплотил Олег Басилашвили.

— А вы сами какую роль хотели бы сыграть?

— Обычно в юности все мечтают о роли Ромео, в более зрелом возрасте хотят сыграть Гамлета. У меня таких позывов никогда не было. Но желаемая роль есть — это Зилов в «Утиной охоте» Вампилова. Хотел бы погрузиться в неё. Я успел поработать ассистентом педагога в школе-­студии МХАТ. Тогда мы ставили со студентами отрывок из этого спектакля и теперь я его очень хочу сделать. Может быть, собственный проект организую, хотел бы попробовать себя в режиссуре.

— А можете сейчас показать миниатюру, этюд?

— Извините, не смогу, объясню, почему. У меня никогда не получалось сыграть ­каких-то зверюшек или предметы. Когда я ещё учился, удивлялся, почему меня не выгоняют за это. Вспоминается забавный случай. Во время подобных выступлений мне кровь приливала к лицу, я покрывался краской, багровел — была такая физиологическая особенность.

Я думал, как это использовать? И решил, покажу-ка я кипятильник. Делать ничего не надо, выйду на сцену, покраснею от природы, зашиплю — и готово. Так и сделал. Но наш наставник Роман Козак это понял и подошёл к вопросу психологически. Говорит: «Саша. Прекрасно. Шикарно. Великолепно. Но давай, добавляй. К следующему разу драматургия такая: кипятильник вставляешь в розетку и на наших глазах краснеешь, а потом тебя вытаскивают из розетки и ты на наших глазах белеешь» (взрыв хохота). Такое прекрасное чувство юмора у него было, но ­я-то тогда ещё не понимал, что это он с иронией говорит.

— Где вас чаще всего узнают?

— Я езжу в метро, в подземке самый низкий процент узнаваемости. Поэтому чаще всего — на улице. Недавно меня узнали в церкви, так даже служащие просили автограф. А однажды подошла девочка-­подросток и сказала: «Я выросла на ваших фильмах!» Я обалдел. Но есть и неприятные моменты, бывает, что неадекватные девушки преследуют. Фамильярности не люблю. Подходит однажды мужчина в ресторане, пойдём, говорит, за наш столик, выпьем. Если хотите совместное фото сделать, пожалуйста. Но на большее я не готов. В ­кои-то веки выбрался на отдых с близкими мне людьми. Должно быть личное пространство.

— А хотели бы вы поучаствовать в ­каком-­нибудь развлекательном ТВ-проекте?

— Меня приглашали в «Танцы со звёздами» (12+) и я согласился. Но не сложилось — тогда было огромное количество съёмок. А вот на экстремальные шоу пока не звали, но это интересно. Поступит предложение — буду думать, может, и соглашусь на ­какой-­нибудь остров поехать.

— Ранее вы говорили, что уже побывали на островах ­где-то в океане, теперь хотели бы попасть на Северный полюс. К­ак-то продвинулись к этой цели? И вообще, любите путешествовать?

— К Северному полюсу приблизился пока только в кино, сыграв полярника Ивана Папанина. Однако желание осталось, уверен, что там не менее красиво, чем в тёплых странах. В целом, путешествовать я начал очень поздно, да и то в основном не по своему хотению, а по работе. Я и на ­море-то впервые попал только в 20 лет, на съёмках, уже будучи студентом школы-­студии МХАТ. А в детстве не был. Тогда я в первый раз и на самолёте летал, и в съёмках участвовал. Это была первая крохотная роль в известном фильме «Грозовые ворота» (16+).

На отдых путешествовал только в Арабские Эмираты, Таиланд, ну и на поразившие меня Сейшельские острова. Это было потрясающе, ­какое-то невероятное место. Там есть остров Праслин, в котором расположен Национальный парк. Громадные валуны, невероятных размеров деревья, ты как будто карликом становишься. Я как в раю побывал.

Остальные поездки — по работе, но это всё равно — романтика. Как и моя профессия в целом. Сейчас вот нахожусь у вас, в Североморске. Представляете, вернуться в Москву, встретить на улице человека и сказать ему, не хотите съездить в Североморск? Ну, на выбор, на юг или в Североморск. Конечно, найдутся и такие, которые предпочтут Север, но это будут единицы. А я по своей работе имею такую возможность, и мне всё это интересно. Сегодня мы военный корабль осмотрели, в музее подводной лодки К;21 побывали, с настоящими моряками пообщались. Это невероятный опыт. Я благодарен за это своей профессии.

Недавно у нас были очень тяжёлые гастроли, за 10 дней мы объехали 8 городов. Сургут, Ханты-­Мансийск, ну и менее известные. Сложные переезды, четыре часа на машине, пять — на поезде. И всё это ночью вместо нормального сна. Приезжаешь — и на сцену: с корабля на бал. Тяжело, однако усталость рано или поздно пройдёт, а воспоминания и удовольствие останутся.

Помню, как я впервые побывал в Удмуртии, в маленькой деревушке Бураново, откуда родом известный коллектив «Бурановские бабушки». И они дали для нас концерт. Поверьте, смотреть концерт по ТВ и вживую — это совсем разные вещи. От них идёт такая энергетика! А потом ещё бабулечки подойдут, обнимут тебя. Я прорыдал все два часа.

— Если не актёром, кем бы вы могли стать?

— Трудно сказать. Единственное, что приходит в голову — мог бы стать поваром. Я хорошо готовлю и люблю это делать. С раннего возраста мог к приходу родителей борщ сварить, пиццу ­какую-то сварганить, ­что-то пожарить. Подхожу к этому процессу творчески, придумываю на ходу новые блюда, изобретаю ­какие-то соусы из того, что есть в наличии. Кстати, два моих двоюродных брата — оба повара.

— А вы читаете книги?

— Читаю много, но в основном классику. Уверен, что есть множество современных талантливых писателей. Однако понимаю, что сначала нужно осилить, как говорится, азы, а уже потом переходить к современной литературе. Любимые писатели Чехов и Достоевский. Столько жизненных истин, которые можно использовать и сегодня, есть в их произведениях.

— Александр Александрович, напоследок почитайте ­что-нибудь вслух.

— Продекламирую коротенькое стихотворение Сергея Острового, которое я очень люблю.

В жизни по-разному
можно жить.
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть.
Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною
солнце достать
И подарить его людям.

Фото автора.