Загробный мир у славян

Ирина Александровна Высоцкая
Описание загробного мира есть в мифах и легендах многих древних народов, если ни сказать, что у всех. У древних греков - это Аид, у скандинавов - Хельхейм, у древних египтян - Дуат. А что же у древних славян?

Ещё до разделения загробного мира на Рай и Ад восточные славяне назвали место, где обитают умершие души - Ирий.

Происхождение данного слова до сих пор неизвестно, учёные расходятся во мнениях: одни утверждают, что оно связано с водой, другие - с названием птиц, третьи переводят его как "сад". В дальнейшем, Ирием стали называть Рай, в центре которого растёт мировое древо (также названо Ирием), около него собираются души умерших.

По мнению древних славян Ирий-рай находился на Севере Руси у Белого моря.

Советский и российский этнограф, культуролог, религиовед, доктор философских наук, профессор Николай Михайлович Теребихин много лет посвятил изучению сакральной географии Русского Севера, и вот что он пишет: "Северный полюс России, как сочетающий в себе кристаллическую логосную белизну Севера с жизнетворческим энергийным накалом Востока, просвечен золотом, которое, по словам П.А. Флоренского, "есть чистый беспримесный свет". Напротив, Южный полюс, смешавший в себе черные краски Запада с синевой Юга, воспринимается как тьма кромешная, как зияющая пустота, в которой отсутствует свет. Таким образом, в русской биполярной геосимволике Север и Юг предстают и противостоят друг другу как свет и тьма".

"В системе координат сакральной географии движение на север воспринимается как восхождение на вершину мировой горы, к центру мира, к небу и Богу, а обратное направление к югу расценивается как нисхождение в глубины ада, в преисподнюю земного "поля".

"Русская история открывается не "Книгой Бытия", описывающей процесс сотворения мира, его начало, а "Апокалипсисом" (Откровением Иоанна Богослова), пророчествующим о конце старого мира и творении "нового неба и новой земли".

"Северный путь пролегает через горизонты мифа о вечном возвращении мира и человека к своим родовым корням и истокам, к своей покинутой прародине".

Таким образом, продвижение русского народа на север было тесно связано с желанием обрести там рай золотого века. Возводились новые города, монастыри, храмы по образцу Града Божьего - Нового Иерусалима. Прекрасным тому примером служат собор Святой Софии в Великом Новгороде, Валаамский монастырь, город Санкт-Петербург с его архитектурой.

Строительство на просторах Русского Севера было основано на сакральной геометрии дабы максимально соответсвовать простому божественному "глаголу".