Судьбою с кистью обручен -5

Владимир Федулов
И СТАТЬ ПРИМЕРОМ
ОБРЕЧЕН…

Он шел по жизни прямо,
С достоинством и рьяно!
Служил искусству всей
душой,
а нам, пусть барин,-
парень свой!

***
Знакомьтесь:
Василий Дмитриевич
ПОЛЕНОВ (1844 -1927 гг.) –
русский художник,
пейзажист
и портретист, педагог,
академик
живописи (1876 г.) и первый
народный художник РСФСР
(1926 г.).
***
Окончание.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/03/18/13754
http://proza.ru/2024/03/21/964
http://proza.ru/2024/03/23/1522
http://proza.ru/2024/03/24/630

Глава 3. ТРИ ЛЮБВИ –
разделенных и не очень,
художника Василия ПОЛЕНОВА…

Счастливый брак 38- летнего  Василия Поленова и 24-летней
Натальи Якунчиковой  в  1882 г. продлится на 45 лет,
«пока смерть не разлучит их»!
Но до встречи с женой у Василия были еще 2 романтические
истории, но без счастливого конца, о которых поведали
в предыдущих главках миниатюры…

Там все друзья считали его застарелым холостяком и аристократом,
который «и апельсин чистит, как принц!»,а вместо имени Василий
обращались к нему не иначе, как «дон Базиль».
Это его искренне обижало!

«Здесь почему-то считают меня аристократом,- сетовал в письмах
к друзьям в Россию 30-летний холостяк Василий Поленов. – Это
какое-тот недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе
не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю
работу!».

Так-то оно так, но 2  романтические истории у трудолюбивого
холостяка и аристократа все же имели место быть, чему
и мы были свидетелями…

А вот  история 3-я,
заключительная и на сей раз
со  счастливым исходом  -   
Наталья ЯКУНЧИКОВА !

Завершив портретный эскиз  миловидной соседки по столу Наташи
Якунчиковой в гостеприимном имении друзей Мамонтовых -  Абрамцево, 
Василий Поленов с энтузиазмом подключается к новой задумке
собравшихся тут друзей – построить своими силами Храм в Абрамцево!
Решили, что церковь будет в духе древнерусских построек, а потому
художники Василий Поленов и Виктор Васнецов создают свои проекты
церкви для Абрамцева одновременно: первый –более аскетичный
и строгий, второй – более декоративный и сказочный…
Работа закипела!

«Дом наш, - пишет Елизавета Мамонтова в 1881 г., - принял совсем
божественный вид. На всех столах лежат чертежи, рисунки, эскизы…
Васнецову церковь не дает даже ночи спать – все рисует разные
детали. Якунчикова усердно вышивает для церкви покровы и
хоругви по эскизам Поленова. А он даже не догадывается,
что происходит с Наташей…»
А что с нею происходит?

Об этом она сама признает в письме
к Елизавете Мамонтовой:

«Я свои чувства к Поленову никогда не выражаю, разве только иногда
прорывается оно, но потом я опять овладеваю им. Особенно уже
последнее время я стараюсь подавить его. Но оно страшно сильно.
И время только сильней развивает его. Я не требую взаимности –
да и к чему ему вдруг мое участие, сочувствие? А он для меня –
самый близкий сердцу человек…»

И если Мария Климентова воплотила Татьяну Ларину на оперной сцене,
то Наташа Якунчикова привнесла любовь в жизнь, первой открыв
свою душу Василию Поленову!

Как только завершится строительство абрамцевской церкви,
Наташа и Василий станут первой парой, кого повенчает
в ней местный священник.

Вот такой любовный поворот произойдет в жизни Поленова, сделав
их в первые годы брака особенно счастливыми. Наташа полностью и
безоглядно посвятит себя интересам Василия и его творчества,
став примерной женой и образцом семейной верности для 
многих их знакомых того времени.

***
В 1884 г. у 40-летнего Василия, к его огромной радости, родится
первенец – Федюшка. Но коварная судьба не дает Поленову забыть,
что  любовь зачастую соседствует со смертью, и через 2 года,
в 1886-м, поболев с недельку, сын умирает на руках у отца…
Поленов морально сломлен, у него началась неврастения,
невыносимые головные боли  приводят к мыслям о суициде!
И только жена, ее любовь и чуткость спасли художника
от преждевременного ухода из жизни…

«Наташа меня удивляет своей нравственной силой, - писал Поленов
матери. - Ни одной жалобы, ни одного упрека!  Видно, так уж было
суждено…».

А биограф Поленова  рассуждает: « И тогда, по видимому, началась
настоящая любовь Поленова к жене, с которой он до конца дней
своих прожил в мире и согласии. Он делился с нею всем:
и радостями, и невзгодами».
Именно в этом,1886 году, он пишет памятное и мрачное полотно
«Больная», в котором отражает черты любимых им, но увы,
ушедших женщин – сестры Веры и Марии Оболенской…

Здесь следует отметить, что в том же трагическом для него 1886-м
после горя заявилась радость -  у Поленовых родился сын Дмитрий,
а потом дочери – Екатерина, Мария, Ольга, Наталья…

***
В 1890-м году осуществится давняя мечта Поленова – приобрести
домик на берегу Оки, где будет создан музей, галерея, библиотека…

И вот мечта стала явью : он приобрел на Оке старую усадьбу
Борок, где по его чертежа был построен уютный дом, и  где
разместились семья  Поленова, музей, картинная галерея
с полотнами Василия и его друзей – художников
Исаака Левитана, Константина Коровина, Ильи Остроухова.
Дом стал для округи как бы просветительским центром!

А в окрестностях усадьбы «добрый барин» Поленов построил для крестьян
2 школы и церковь ,Поленовы будут лично оплачивать из свих средств
труд учителей. Для  крестьянских детей, не выезжавших за пределы
своего села,  создадут «диараму» , с помощью которой, благодаря
репродукциям картин Поленова из его зарубежных «турне», 
посетители диарамы могли совершить «кругосветное путешествие»
в картинках, побывав в маленьком световом театре!
Да и картин самого Поленова  написано и представлено
зрителям немало  уже в новом веке:

«Тайная вечерня» ( 1900 г.),  « Ока. Вечер» (1903 г.), 
«Повинен в смерти»  (1906 г.),
«Кто из вас без греха?» (1908 г.), « Был в пустыне» (1909 г.),
«Пределы тирские» (1911 г.), «Река Оять» ( 1915 г.),
«Вид Тарусы  с высокого Берега Оки» ( 1916 г.).

При этом завершил в 1905 году  свой евангельский цикл о Христе
в 72 картинах,представив его
на выставках по всей России!

Это ли для дореволюционной деревни не  чудо?

***
Теплый семейный уют в усадьбе Поленовых, где без малого полвека
царят любовь да радость, мир да лад, выглядят редким
исключением в среде их  близких друзей, над семьями
которых бушуют бури и грозы!

Так, Илья Репин, к примеру, расстался с женой Верой,
потом полюбил Наталью ,
но через 13 лет оставил и
ее… Будут мучить друг
друга Праховы, где в Эмилию без ума влюбится художник
Врубель! Даже мамонтовский брак, казавшийся вечным,
даст трещину – немолодой уже Савва увлечется
актрисой Татьяной Люботович.

А вот Наталья и Василий  Поленовы  все 45 лет своего
супружества проживут душа в душу!

***
После 1917 года  дворянин и художник Василий Поленов вместе
с супругой Натальей продолжили свою просветительскую 
деятельность – сами проводили экскурсии  по усадьбе,
работали с крестьянской молодежью, организуя театральные
кружки, преподавали детям основы живописи. Не забывал
Василий и свое творчество - писал пейзажи Оки,
в т. ч. полотна « Разлив на Оке» (1919 г.),
«Ока. Пароход « Владимир», превращенный
в буксир» ( 1920 г.).

В 1924 году в Третьяковской галерее была организована
персональная выставка Василия Поленова в связи с его 80-летием
(не многие из художников дореволюционной России удостаивались
такой чести)! А еще через 2 года, в 1926-м, ему одному
из первых в России присвоили звание Народного художника РСФСР.

Не стало Поленова в 1927 году, он ушел от нас 83 лет тихо
и мирно в своей усадьбе… 

Супруга Наташа переживет его
всего на 4 года.

25.03.2024 г.

Фото из интернета
__________________

P.S.:

После революции  часть картин Василия Поленова из его
евангельского цикла была вывезена в Америку и там распродана –
большевикам требовалась валюта. А потому многие из этих
картин о жизни Христа осели у частных коллекционеров
и ценятся крайне дорого.
Так, уже 29 марта 2023 г. на одном из аукционов  картина
этого цикла «Голгофа…» была продана за рекордные
1,9 млн. долларов!

Сейчас возможность проследить историю земной жизни Христа
в трактовке Василия Поленова и увидеть сохранившиеся
у нас оригиналы картин его евангельского цикла,
эскизы и наброски предоставляют ведущие музеи России –
Государственный Русский музей и
Третьяковская галерея.