Мысли в слух

Явер Агакишиев
Передо мной предстало завораживающее зрелище - огни звёзд озаряли ночное небо, окутанное плывущими облаками. Эта картина дарила ощущение покоя и гармонии с миром. Казалось, за каждым облаком скрывается своя тайна. Любой, кто победит в вечном противостоянии добра и зла, получит щедрую награду.

Неподалёку стояла группа людей, чертивших круги и напевавших заклинания. Они склоняли головы к земле, а затем поднимали взгляд к небу. Мне показалось, что их песнопения походили на обряды какой-то секты, пытавшейся творить добро во имя зла – наоборот тому, что делают обычно сектанты.

Говорят, в секты вступают умные люди, но я считаю это заблуждением. На мой взгляд, существуют разные типы личностей. Есть рассудительные, которые сохраняют ясность рассудка, а есть те, кто сознательно выбирает нужный им путь.

Каждый новый день несёт в себе что-то особенное, на чём строится многое в нашей жизни. Но зачастую мы не замечаем самого важного, что лежит на поверхности.

Мой дом – это уютное место. Комнаты, словно ниши, расположенные в небольшом замкнутом пространстве. Лестница ведёт наверх и вниз. Хоть мест и немного, но чтобы исследовать все закоулки, понадобится целой жизни...

Я часто нахожусь в кубе с четырымя гранями, но не могу предвидеть то, что принесёт будущее. В воображении есть лишь прошлое да грёзы о грядущем. 

О чём я пишу? Для меня важнее не это, а как поймёт читатель. Я люблю оставлять открытые вопросы, давая пищу для размышлений. Меня восхищают идеи, которые можно трактовать по-разному.

Хочу поделиться любопытным наблюдением. Однажды я прочитал произведение одного начинающего автора и был впечатлён. Для меня, как для перфекциониста, это большая редкость – уж очень я разборчив в выборе... Однако в комментариях многие читатели, не заметив главного – оригинальных идей автора, сосредоточились лишь на второстепенных ошибках в тексте, хотя их было немного. Согласны ли вы, что человека с интересными мыслями, пусть и не идеально владеющего пером, нельзя считать автором? Я полагаю, это излишне категорично, наивно и несправедливо.

Вспоминая свои литературные опыты, должен признать, что и сейчас случаются огрехи в моих сочинениях – и это нормально, ведь все мы учимся на ошибках. Бывало, меня хвалили скорее не за глубину содержания, а за увлекательность темы и оригинальность замысла.

Итак, кого же можно назвать автором? Редактора? Литературного агента? Корректора? Хотя в какой-то мере все они преследуют схожую цель. На мой взгляд, автор – это в первую очередь человек идей, претворяющий задумки в реальность. Недаром сценаристов порой именуют не писателями даже, а именно авторами идей.

Я знал немало случаев, когда всемирно известные писатели создавали свои романы-бестселлеры с редакторами.

Опишу вам одну сцену из фильма: женщина сидит за печатной машинкой, работая над романом. Рядом находится мужчина, по всей видимости её супруг или бывший спутник жизни, который помогает в этом нелёгком труде. Он грамотный человек, пишет безукоризненно и старается выпустить собственную книгу, однако получает отказы издателей. А вот его подруга уже успела создать бестселлер. Почему же произведение этого талантливого литератора остаётся незамеченным? Причина проста – отсутствие яркой идеи, увлекательного сюжета или запоминающихся персонажей. Ведь секрет успеха заключается не столько в слоге и стиле, сколько в замысле, который автор вкладывает в своё детище.

Человек может быть далёк от от всего, не владеть грамотной речью, но при этом создать революционную технологию или изобрести востребованный продукт, принесящий ему богатство. Это и есть проявление идеи и таланта. А талант, как известно, даётся от рождения. Скольких мы таких знаем? Я знаю людей, которые работают на стройках, или уборщиками улиц, и плохо владеют языком, но иногда, разговаривая с ними, я понимаю, что они гараздо умнее меня. Среди нас немало таких творчески одарённых людей. Поэтому не стоит стесняться совершать ошибки или просить помощи редактора – в этом нет ничего зазорного.

В своих скромных литературных опытах я тоже иногда допускаю погрешности в деталях. Однако суть не в этом, суть – в идеях и замысле произведения. Автор – творец, созидатель, претворяющий мысли в реальность. Поэтому я искренне желаю всем начинающим писателям не бояться браться за перо и воплощать свои задумки, прибегая в случае необходимости к помощи более опытных коллег. И ещё хотел бы добавить: зачастую талантливые авторы пишут простым и доступным языком, без излишних украшений. Это не показатель слабости, а лишь особенность индивидуального стиля.

Представим такую картину: на палубе корабля стоит человек, готовый совершить роковой шаг – броситься в морскую пучину. Вокруг выстроились пассажиры. Одни пытаются удержать его от отчаянного поступка, другие кричат, осуждая его прошлые ошибки. Справа – богачи, слева – бедняки, сзади – приверженцы сект, верующие и атеисты. Их взгляды всегда расходились, но сейчас их объединяет общая цель.

Всё началось с того, что этот человек поделился своим видением о беспощадных морских разбойников, грабящих корабли и не знающих жалости к своим жертвам. Его слова были полны критики и осуждения, он описал и то как можно от них спастись, что пассажиры встревожились не на шутку. Они подумали что это лишь усугубит их положение с пиратами.

Он предупреждал всех пассажиров, что им грозит опасность. Прочитав его работу, люди лишь раскритиковали автора за неправильное построение фраз, хотя таких мест было немного. Его назвали самым безграмотным и почему-то вспомнили все прошлые проступки, которым здесь не было места. И вот он делает шаг, прыгает в море. Подбегает священник, протягивает ему руку, пытается вытащить. Он молится, удерживая тонущего. Думаете, тот решился на этот отчаянный шаг только из-за критики? Конечно нет. Его давно считали глупцом, хотя немало предсказаний сбылось. Он был человеком дальновидным, но все предпочли вспомнить о его недостатках. А жестокие насмешки стали последней каплей. Он вырвался из рук священника и исчез в пучине...

Прошли десятилетия. Его записи висели на стенах судны, корабли, выходившие в открытое море, отличались безупречной безопасностью. Пираты больше не могли украсть ни одной драгоценности. Труд того человека стал достоянием веков. В разные времена его рукопись переиздавали, редактировали, переводили – выходило множество версий книги. На первых страницах значились имена редакторов, переводчиков, оформителей, но автор всегда оставался один!

После того, как читатели узнали что в прошлом он был пиратом, критика в адрес автора поутихла - в отличие от осуждения на палубе корабля. Теперь его стали воспринимать скорее как героя. Не является ли это проявлением лицемерия? Увы, но зачастую человек обретает славу и признание лишь после смерти. Эта правда слишком горька!

Я закрываю одну комнату, но я всегда брожу в кубе, ведь здесь ещё куча бардака. В следующий раз я открою другую дверь, загляну в новое помещение и вернусь к вам с очередной историей.