Перед вылетом. Начать жить сначала

Нина Цыганкова
Уж сколько раз я слышала от пожилых людей, что они прожили бы жизнь по-другому, случись им начать все сначала. Да ерунда это! Так бы и жили, как жили. Или почти так же, с некоторыми вариациями. Опыт, конечно, имеет значение, но не он играет главную роль в жизни человека. Жизненный путь человека зависит от того, с каким набором свойств он явился в наш мир, что бог или природа изначально в него вложили, какую путевку выдали ему при рождении. И от этого никуда не деться.  Есть еще, правда, удача. Но это особый случай. Или удача тоже прописана в путевке? В любом случае вся наша жизнь зависит от того, что мы получили при рождении.
Если, например, бог не дал человеку ума, не стать ему ученым ни при каких раскладах, начинай или не начинай он жить сначала. Точно так же не стать начальником тому, в ком не заложены лидерские качества. Романтику не стать военачальником, эгоисту – волонтером и так далее.
Смотрю из окна на детишек во дворе детского сада: один поймал жучка, посадил его на ладонь и рассматривает, другой собрал нескольких ребят и организовал с ними игру, а третьему, задире, обязательно надо кого-нибудь толкнуть или отнять игрушку. Обиженные детишки опять-таки ведут себя по-разному: один ревет, другой бежит жаловаться воспитательнице, а третий, пусть даже мелкий, дает сдачи по полной программе. Ничему еще эти детишки не научились, ничего еще в их чистые головы взрослые не успели затолкать, а уже ведут они себя по-разному. Так они и дальше по жизни пойдут: первый, что жучка рассматривал, может стать ученым, второй, организатор игр, начальником, а третий, что всех обижал, у третьего выбор есть: может стать силовиком, а может и в тюрьму сесть. Никуда не деться от своих генов, от врожденных способностей, от заданной при рождении психики и т.п.  Кое-что можно, конечно, подкорректировать, но по-крупному ничего изменить нельзя - мы уже рождаемся с заданными параметрами, и путь наш определен.
Вот меня природа обделила бойцовскими качествами – не умею я с людьми бороться, не умею и не хочу, неприятно это мне, противно, утомительно и скучно. В древние времена, когда без борьбы было не выжить, я, наверное, и не выжила бы – была бы отбракована природой. А в теперешнем цивилизованном мире можно и без борьбы прожить вполне себе неплохо.
Конечно, при отсутствии бойцовских качеств карьерных достижений ждать не приходится. Здесь даже удача не поможет. Удача однажды упала мне в руки - пригласили меня на пост большого начальника. Сдуру пригласили, сдуру согласилась. Ох, и тяжко мне пришлось! Били меня и сверху, и снизу, и сбоку, и били безжалостно – а чего не бить, если сдачи не получают. Другому бы в радость побороться, потолкаться, надавать тумаков своим обидчикам. А я только сжалась вся, втянула голову в плечи, и все ждала, что поймут они, наконец, что я хороший специалист и хороший человек и никому ничего плохого не собираюсь делать - поймут и отстанут. Не отстали. Пришлось бежать.
Если уж говорить о карьере, то добиться серьёзного успеха мешало мне и отсутствие целеустремленности, умения ставить задачи, составлять планы и двигаться в соответствии с ними в нужном направлении. Не мое это. Даже простое планирование дел на один день и то тяжело мне дается. Как только напишу на листочке список дел из пунктов один-два-три и так далее, как тут же впадаю в тоску и заторможенность. Без этих пунктов давно бы уже все переделала в охотку. А как увижу пункты, так увядаю, начинаю искать причины, чтобы от этих пунктов отвертеться. Сама понимаю, что глупо, но ничего не могу с собой поделать. Вот откуда это? А все оттуда же – от природы. Не могу, не умею я жить по плану. Куда несет, туда и плыву. Только в таком состоянии и чувствую себя комфортно. 
И я не одна такая уникальная, кто плавает по жизни без руля. Вот и знаменитый французский художник Ренуар жил, по словам его сына, по той же схеме. Он называл ее «теорией поплавка» - плыл, куда течение несет, а плыть против течения считал вредным. То, что Ренуара течением вынесло на вершину, а меня никуда не вынесло, говорит лишь о том, что с моим набором природных качеств никуда и не могло вынести. Каждому – свое. 
В принципе, я могла бы если не попасть на вершину, то забраться довольно высоко в какой-нибудь интересной мне научной деятельности. Для этого у меня хватило бы и ума, и трудолюбия. Но кроме ума и трудолюбия, надо еще обладать постоянством интересов, приверженностью одному делу, концентрацией на чем-то одном. А меня всю жизнь сжигала неуемная страсть к переменам. Только что потратила уйму труда и времени на изучение некоего сложного предмета, разобралась более-менее, поняла, что к чему – и тут же потеряла к этому предмету интерес, заскучала и потянуло заняться чем-нибудь еще.
Будь у меня неограниченные возможности, я перепробовала бы множество профессий. Но даже и при сильно ограниченных возможностях, мне удалось четыре раза сменить профессию и еще больше раз место работы. Причем, случалось, меняла лучшее на худшее, но никогда об этом не жалела. Главное – сменить приевшуюся картину жизни. Прямо болезнь какая-то. Люди обычно держатся зубами и когтями за освоенное, а я всё бросаю и ухожу во что-нибудь новое, неизвестное – тем и привлекательное.
И все же, несмотря на отсутствие у меня таких важных качеств, как бойцовские, целеустремленность и постоянство, я считаю, что моя жизнь удалась, или в значительной степени удалась. И в этом я обязана себе и только себе, а точнее, пришедшую мне еще в юности счастливую мысль. Эта счастливая мысль возникла не случайно, а после длительных размышлений и поисков ответа на вопрос: для чего я пришла в этот мир? В чем смысл моего существования? И, не найдя никакого вразумительного ответа ни в своей голове, ни у мудрых людей я и пришла к той самой счастливой мысли: раз уж мне выпало счастье или несчастье прожить жизнь на Земле, то надо прожить ее в радости и получить как можно больше удовольствий. Так что в определенном смысле у меня все же была цель в жизни – получать удовольствия.
Это нечто вроде гедонизма, насколько я понимаю. И насколько я знаю, гедонизм как-то не очень приветствуется обществом. Я не вникала глубоко в эту теорию, возможно, есть в ней что-то порочное, но я-то имею ввиду получать удовольствия, никому и ничему не нанося вреда.  Что в этом может быть плохого? В круг моих удовольствий входили путешествия, друзья, спорт, литература, балет и, между прочим, работа.  К работе, которая доставляет удовольствие – а это было программирование, я пришла не сразу, но придя, уже не расставалась с ней. Когда мой сын еще в седьмом классе школы освоил программирование и тоже получил от этого удовольствие, он удивленно спросил: «И тебе за это деньги платят?».  Я помню, как смутилась. Да, я получала деньги за удовольствие.
Сейчас, в конце жизни, подводя итоги, я считаю, что была права. Я часто слышу от пожилых женщин жалобы на то, что жизнь прошла, а они так ничего в ней и не видели, только и делали, что работали, да занимались домашним хозяйством, да ухаживали за мужьями, детьми и внуками. Ничего не видели за всю жизнь! А я видела!! Много видела – столько, сколько смогла проглотить. И я не упустила ни одной возможности получить удовольствие. Конечно, удовольствия не сыпались на меня, как из рога изобилия. Разное на меня сыпалось, бывало, и такое, что при одном только воспоминании хочется залезть в норку и завалить вход камнем. Но то, что я не упустила в жизни ни одного шанса порадоваться и повеселиться - это правда. Браво мне!