Михаил Пришвин

Любовь Коваленко
В своей библиотеке нашла книгу издательства "Школьная библиотека" 1987 года под названием "Отеческая земля".
Это сборник рассказов незаслуженно забытых в наше время писателей пейзажистов, певцов природы и труда.
Многих из них я даже не знаю, таких как: Борис Шергин, Александр Яшин, Виктор Лихоносов, Юрий Курантов, Евгений Носов, Иван Соколов-Микитов, Владимир Крупин.
Из более известных: Михаил Шолохов, Михаил Пришвин, Андрей Платонов, Василий Шукшин, Владимир Солоухин, Валентин Распутин, Гавриил Троепольский, Федор Абрамов, Иван Васильев, Василий Белов, Виктор Потанин, Виктор Астафьев.

Такие рассказы нужно читать в школе детям, чтобы развивать в них любовь к родному краю, к природе, к родным берёзками и животному миру зверей, птиц и насекомых.

Михаил Пришвин - это знаток природных явлений, который так искусно описывает эти явления, что иногда даже не совсем понимаешь эти описания, будто на другом языке, а не на родном русском излагает.

Вот, к примеру, его короткий рассказ "Счастливые мгновения":

"Ранней весной до того непостоянно в природе, что радоваться можно только мгновениями. Для всех грязь, ветер, стужа и дождь, но для избранных есть такие мгновения, каких не бывает во всём году. Ранней весной никому нельзя к погоде приспособиться: лови мгновенье, как дитя, и будь счастлив. А вся то беда людей и состоит в том, что они привыкают ко всему и успокаиваются. Ранней весной каждый раз мне кажется, что не я один, а все могли бы быть счастливы и что счастье творческое доступно для всех".

Михаил Пришвин. Почки-мгновенье.

На иных березах, обращённых к солнцу, появились сережки, золотые, чудесные, нерукотворные; на других только наклюнулись почки; на третьих раскрылись и уселись, как удивлённые всему на свете маленькие зелёные птички. Там, на тонких веточках, сидят, вот и там, и там ...
И всё это нам, людям, не просто почки, а мгновенья: пропустим - не вернутся, и только из множества множеств кто-то один счастливец, стоящий на очереди, осмелеет, протянет руку и успеет схватить.

Михаил Пришвин. Березовый сок.

То дождик, то солнышко. Я фотографировал ручей, и когда промочил ногу и хотел сесть на муравьиную кочку, по зимней привычке, то заметил, что муравьи выползли и плотной массой, один к одному, сидели и дали чего-то; или они приходили в себя перед началом работ? А несколько дней тому назад, перед большим морозом, тоже было очень тепло, и мы дивились, почему нет муравьев, почему берёза не даёт сока. После этого хватил ночной мороз в восемнадцать градусов, и теперь нам всё стало понятно: и берёза, и муравьи знали, что ещё будет сильный мороз, и знали они это по ледяной земле. Теперь же земля таяла, и берёза дала сок.