Цикл - Закат Империи. Вертухай Андрюшка

Игорь Донской
                Игорь Донской
                Цикл: Закат Империи.

                Вертухай Андрюшка.

Вспоминаю иной раз разные моменты своей жизни – приятные и не совсем, но этот случай из своей памяти забыть не могу. Это история маленького человека из некогда большой страны-  Советская Империя.
Он там и родился и работал. И был по своему счастлив..... До Эльцинской, демократической России..... Которая просто сбила его..... С ног... Да он так и не поднялся..... Остался ненужный на самом низу..... На Дне.

     Весна в этот год выдалась ранняя и дружная.
 Раннее утро, а уже ручьи по улицам от растаявшего снега и солнце светит, как летом. Едем на моей машине с подработки. Одна тысяча девяносто восьмой год. Денежное довольствие родина-мать не выдает уже почти год. Вот и крутимся, как можем.
 В салоне старенькой Audi два майора – я и Федор, мой коллега, слушатель академии ВВС в Монино.  Забегая наперед скажу - убил ее Сердюков вредитель. Как и десятки военных училищ.
Я за рулем, зеваю от усталости и бессонной ночи. Федор откровенно спит.
 Ночью дежурили на охране теплиц в тепличном комбинате на окраине Москвы. Семью как-то надо кормить?
 Сворачиваю с Горьковского шоссе в город. Сейчас домой – мыться, бриться и на службу. Вечером наряд – дежурным по части. Посплю часик на очередном глупом и бессмысленном совещании, если дадут.
- А давай в налоговую заедем, тещеньке документы не пришли, надо узнать. Все равно по пути.
Проснулся, значит, Федор. Чертыхнулся про себя, но сворачиваю на нужную улицу. Сейчас проедем изолятор временного содержания и там недалеко и находится налоговая инспекция.
Лучше бы я другой дорогой поехал…

Поравнялись с КПП изолятора.
 Боковым зрением различаю какую-то быстро двигающуюся тень, бью по тормозам резко, что есть мочи. Глухой удар человеческого тела, какие-то вещи влетают в лобовое стекло. Через считаные мгновения уже стоим перед машиной. Небольшой роста взлохмаченный человек, перелетев через капот, убегает напрямую через лужи в ближайшую подворотню.
Секунды погони, подножка, и он летит головой в слежавшийся сугроб. Заламываю руку.
- Что ж ты, гад, делаешь? Хочешь меня в тюрьму отправить?
Наш стайер визжит визгом испуганного зайца, свернувшись клубочком.
- Не бей, гражданин начальник! Я не сбежал, меня Иван отпустил.

Он нас как увидел в полевой форме, принял за сотрудников ИВС.
 Помогаем ему встать. Резкий запах давно не мытого тела чуть самого не сбивает с ног. Да и одет он не по погоде – грязные дырявые треники  с отвисшими коленями, бесконечно зашитая тельняшка с чужого плеча и тапочки на босу ногу – куда ему, страдальцу?
Объясняю Федору, что сиделец, видимо, с изолятора. Довезем его до дома.
- Быстро в машину.
Сиделец быстро собрал нехитрые пожитки и плюхнулся на заднее сиденье машины. Маленького роста, изможденный  до предела, на худом лице огромные выразительные глаза, как у Создателя на иконах. Открываю для проветривания стекло. От резкого запаха человеческого тела рвотный рефлекс чуть не сработал.

- Давай страдальца домой отвезем, подождет налоговая, надо помочь человеку,- говорит Федор и раскрывает свою сумку, достает пару бутербродов, наливает чай из термоса. Тот жадно набрасывается на пищу, глотает, почти не прожевывая, большими кусками.
- А куда тебя доставить?
- Улица Текстильщиков 20, квартира 71.
Разворачиваю машину. Внезапно пассажир, кого-то заметив, ныряет под сиденье и пытается спрятаться.
- Это гражданин начальник, вертухай Андрюша. Начальник смены. Он на мне удары дубинкой отрабатывает. Подвесит ласточкой и бьет по ребрам. 2 раза, сука, ребра ломал.
Присмотрелся. Толстая, с двойным подбородком морда, заплывшая жиром фигура и маленькие поросячьи глазки. Да, явно не Рембо. Видно только и может издеваться над беззащитными. Одет в разномастную военную форму - НАТОвского образца.
-А как ты попал в этот зиндан?
- Да осенью пошел за грибами в лес. А осень сухая, лес пустой. Рядом  поле картофельное фермерское. А тут ОМОН рейд проводил. Меня за жабры и взяли. А больше ничего пошамать нет? Жрать хочу - мочи нет.
- Так что, зиму пересидел в изоляторе?
- Так и просидел. Даже на допрос не вызывали. А сегодня утром Иван* районный пожаловал на осмотр с проверкой и выяснилось, что в камере лишний человек, вот и выгнали.
- Врешь все, поди.
- Что вы, товарищи офицеры, честное слово.  Я-то нормальный, всю жизнь ткачом проработал. А вот фабрику закрыли, вот я и решил поозоровать.Жрать дома нечего не было. А так бы работал и работал.....

Подъехали к указанному адресу.
Кирпичная советская пятиэтажка. Народ на лавочке перед подъездом. Все, как во всех дворах. Открыл двери:
- Дуй домой, путешественник!
- Да боязно как-то. Родные обыскались меня, наверно. Думают, что умер. Вы, пожалуйста, поднимитесь первыми, успокойте семью. Да и мамка у меня больная с сердцем да и на коляске, не вышло бы чего…
Поднялся на второй этаж, сзади Федор тащит путешественника. На лестнице у него ноги от страха отнялись. Позвонил. Открыла женщина лет пятидесяти. Приняла меня за сотрудника полиции, без вопросов пропустила в квартиру.
- Сереженьку нашли, наверное? Мы давно уже смирились, хоть похороним по-человечески.
Села, заплакала навзрыд.
 Молодой человек выкатил коляску с бабушкой. 
«Мать, наверное»,- подумал я.
В квартире гробовая тишина. Из звуков – только часы тикают с кукушкой, да весенняя капель бьет каплями по отливу окна. В этот момент Федор и затащил страдальца. Тот даже попытался улыбаться вымученной улыбкой.

То, что произошло в следующее мгновение, я никогда не забуду – его мама встала с коляски и сделала несколько шагов ему навстречу и рухнула лицом вниз, даже подхватить не успели…

 А Серегу я видел недавно – я тогда еще машину свою от бедности не продал. Тащил он железку какую-то на плечах до пункта приема металла. Напугал его – вылез из машины и гавкнул что есть мочи:
- А документики, гражданин, на металл есть?
Бросил он эту железку и бежать. Зря я это сделал, зря. Напугал его и здорово. У него видно после той отсидки - страх на всю жизнь.

     Видел и Андрюшу этого, вертухая, в одном из подмосковных городов.
 На огромной фотографии предвыборного щита.
 В депутаты он подался. Та же толстая морда с двойным подбородком, заплывшая жиром и маленькие поросячьи глазки.
Только постарел немного.
Все-таки слуга народа.Ночей не спит - думая о своем народе. Своем? Народе?
 – Я забочусь о каждом, даже маленьком, человеке…
Это подпись такая, под его портретом......

* Иван районный( феня) - Районный прокурор....