Постные мысли. Часть 2

Игорь Го Марат
Я думаю, что я люблю Бога!

Почему я в мыслях своих произнес фразу: «Я думаю, что я люблю Бога»? Когда меня спрашивает священник, монах или мирянин о любви к Богу, я отвечаю, что я люблю Бога. Не думаю так, а люблю. Но что – то тревожное в душе и мыслях моих порой не дает мне покоя. Честен ли я в своем ответе? Так ли это на самом деле? И когда я произношу эти слова любви, простите, братья и сестры за дерзость мысли, кажется мне, что любящий меня Отец Небесный хмурится от моего лицемерия. Но почему – то продолжает любить.

Господу нашему не безразлично то, что мы грешим, что я грешу; что мы страдаем, болеем и умираем. Ему не безразлично, что весь мир оказался людьми изуродован и искалечен. Господь и тогда любит нас, любит меня. И страшной смертью – распятием Своего Сына Иисуса Христа спас нас и дал возможность вернуться к Нему, Богу и жить вечно.
Единственное и неоспоримое – это то, что Бог любит нас.
В Евангелие от Иоанна: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16).»

Люблю ли я Господа нашего так, как любит меня Он? Или только думаю, что люблю?
Исходя из Евангелия, можно понять, что любить Бога – это значит доверять Ему. Доверяю ли я Господу нашему? Именно сейчас, прожив многие годы, прочитав множество душеполезной литературы, молившись во множестве храмов и дома в уединении, я могу с уверенностью сказать: «Да, я доверяю Богу!».
А, если я доверяю Богу, то значит все, что Он сказал в Своих Заповедях является для меня Законом Его, Истиной, которые я должен исполнять, соблюдать и жить. То есть искренне любить Господа нашего!
И вновь мои мысли смущены своим же лицемерием перед Отцом Небесным.

Христос заповедует: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим (Мф 22:37).»
И тут же: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22:39).»
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13).»
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:24).»
«Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин 14:21).»

Если я живу и исполняю Заповеди Божьи, согласно Воле Божьей о нас, то тем самым выражаю Ему свое доверие и верность. И если я искренне в разговоре с Богом в храме, в молитве могу отложить в сторону свои «хотелки» на второй план, а может и того дальше, и искренне сказать: «Да будет воля Твоя!» - это и есть доверие Господу нашему.
А всегда ли мои «хотелки» уходят на второй план? Или я, помолившись, поговорив с Богом, уповая на волю Его, однако почему – то поступаю и делаю все по своему разумению, а не Его?

А как насчет заповедей Божьих? Живу ли я отныне по ним, а не как мне вздумается? Отвергаюсь ли себя, отвергаюсь ли своей воли, произнося слова; «Да будет воля Твоя!»?
Ведь это мощное свидетельство любви человека к Богу.
Но любви к Богу не бывает без любви к ближнему.
«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е послание Иоанна 4:20).
«Проявившие милость к ближним, оказывается, облагодетельствовали в их лице Самого Христа. И кто прошел мимо ближнего — прошел мимо Господа.» (Мф 25:31–46).

Люблю ли я ближнего? Многие годы я пытаюсь научиться разделять человека от его греха, чтобы полюбить самого человека и не принимать его грех. Получается ли у меня? Пока с трудом. Если меня порой раздражает собеседник, его манеры, его характер, его образ жизни. Если я могу повысить голос в разговоре без причины на то, распалиться в споре с собеседником и более того – накричать, то о любви к ближнему не может быть и речи.
«Любовь к человеку без любви к Богу есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку есть самообман», — так емко выразил обе эти истины преподобный Иустин (Попович).
Прости меня, Господи!
Вспоминается разговор с одним священником о том, как увидеть Христа. Он посоветовал выйти на улицу и найти самого нищего из нищих, бездомного, вонючего, в рваных одеждах, грязного.
Вспомните житие Иисуса Христа Бога нашего, который избил свои ноги в путешествии по землям, зачастую поруганного толпой, оплеванного и оскорбленного скверными словами этой же толпы. Без дома, без достаточной пищи, собравший на себя всю пыль пройденных дорог и в конце своего пути распятого, как распинали разбойников, самым позорным по тому времени способом.
Не отвратится ли лицо мое от встречи с таким человеком, с нищим, неприятной наружности? Появится ли любовь в моем сердце к такому человеку? Так люблю ли я Господа нашего или думаю, что люблю?
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не мыслит своего, не раздражается…»  (1 Кор 13:4,5).
И это всего лишь малая толика заповедей Божьих, которые я переживаю в своем сердце, думая о своей любви к Богу. И люблю ли я Его так искренне, как любит Он меня? Не лицемерю ли я в своих словах о любви к Богу, если еще не научился любить людей?

Любовь к Богу – это прямой путь к спасению. Но без любви к ближним, нет любви к Богу, который любит нас всех, которому не безразлична каждая человеческая жизнь.
В самом начале своих размышлений, я дерзнул помыслить о том, что Господь хмурится от моего лицемерия, когда произношу перед кем – то, что я люблю Бога. Но это искренне беспокоит мое сердце и тревожит мою душу.
Возможно несколько успокаивают слова Святых Отцов Церкви, которые говорят: поступай так, будто в тебе уже есть любовь к Богу, - и Он дарует тебе ее истинно. Иначе говоря – начинай жить по заповедям.
Священник Николай Важнов говорит об этом так: «Да, нам надо стремиться к тому, чтобы… всех любить от всего сердца, быть готовыми всех обнять и доброе слово сказать. Но мне кажется, это дар Божий. Главное нам начать, протянуть руку, хотя это бывает очень трудно, но протянуть руку человеку, который нуждается в нас, который оказывается рядом с нами в жизни, захотеть принять его от всего сердца, а уж дальше Господь в нас действовать будет».
Любить Бога – значит довериться Ему, вручить свою жизнь в руки Его.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Я верю Тебе, Господи! Помоги и вразуми меня, грешного! Ты благ и милосерд, и уповаю лишь на это!