Летите, летите...

Юрико Ватари
   Была сегодня на очень интересной научной конференции. Молодежи много. Есть на кого страну оставить. Энергичные, доброжелательные, веселые, блестяще образованные.  Кто-то  поступил на работу в клинику  в прошлом году. Кто-то решил продолжить  учебу  в медицинском институте, на лечебном факультете, чтобы посвятить себя большой психиатрии. Девчонок больше, но ребята тоже есть. Смотрела на них  изнутри души  состарившегося в профессии динозавра.  Как же они от нас, поколения уже уставших, отличаются…  И еще: меня поразило то, насколько они вежливы  и воспитаны. Очень хорошо воспитаны. А значит, смогут справиться с пациентами любого уровня сложности.  Спасибо за то нашей «золотой плеяде» ученых, которые не дали погаснуть огоньку отечественной психологии и психиатрии за последние тридцать лет.
 
   В перерыве я сидела в кафе и думала о новом поколении людей, помогающих профессий. Чем оно так ярко отличается от предыдущего, моего? Они свободнее, честнее, более открыты и независимы? Почему? Может быть, потому, что им интереснее глубже изучать профессию, чем выстраивать карьеру? Да нет…   И знаете к какому выводу я в итоге пришла?  Их меньше, чем нас обесценивали в детстве. В мое время  детям надлежало обладать  определенным набором личных качеств, чтобы социум принял их в свою стаю. Детей наказывали часто. И не всегда милосердно. (Об этом можно поговорить отдельно). Сейчас  нам известно, что из девочек, которых часто и жестко наказывали в детстве,  держали в  сверх строгости, могли  родиться хорошие комсорги, начальники отдела кадров, работники ЖЭКов но не счастливые жены и матери, потому что…  Если маленькую девочку обижать, она со временем  станет не любить себя. У нее появится очень низкая самооценка. А женщины с низкой самооценкой – драчливы и несчастны, они до конца своих дней нападают, думая, что защищаются или защищают.  А мальчики?  А мальчики, которых обесценивали в детстве, увы,  вырастают с ненавистью к окружающим и пополняют собой колонии и тюрьмы…
 
   Поколение, встреча с которым у меня произошла сегодня, намного свободнее от насилия  воспитанием, чем  мое.  Им досталось иное время. Они и будут  помогать новым людям.  Девушкам -  не превратиться в  тревожных теток, обучат их  правильному  общению с мужским полом. Рецепт же прост: ценить, благодарить, восхищаться и гордиться. А ребят обучат заниматься любимым  делом, потому как для мужчины это важнее важного и главнее главного.
 
   Мой кофе остыл… Пора закрывать планшет и  возвращаться в зал.  Вы знаете, почему  я сегодня так остро почувствовала счастье? Почему  обняла себя невидимыми крыльями  из глубины души и сказала  «спасибо» за то, что не послушалась в свое время мужа, который требовал очень строгого воспитания для  сына. Он каждый день говорил, что демократия детям не показана. И моя, уж, точно  до добра не доведет. А мной в то время  руководили не только знания, чутье матери и здравый смысл. Я слышала голос любви. Всегда его слышала и слышу.  И, рано овдовев, растила мальчика  без жесткости и насилия. Он, как многие подростки, пережил бурный переходный возраст – удел многих настоящих мужчин с обилием тестостерона (тут главное мамам не испугаться).  Но зато потом именно мягкость матери помогла ему остаться  добрым человеком к людям и к животным, а еще  превратить хобби в любимую профессию. Дорогие родители, не бойтесь своих детей, пожалуйста. В слове «воспитание» так и слышится «питание»… Кто же станет питать свое дитя тяжелой и вредной  пищей?

   Ну, и напоследок… Что я еще почувствовала, глядя сегодня на молодых психологов и психотерапевтов?  То, что их присутствие с улыбчивой и легкой, летучей  энергией способно воздействовать  на других людей гораздо сильнее, чем любая таблетка. Удачи вам, крылатые!