Пост в Библии

Олег Бинюков
Пост в Библии

Что такое пост? О каких разновидностях поста говорит Библия?

Пост является необходимым в жизни настоящего ученика Христа. В переводе с древнееврейского языка слово пост (евр.«цум») буквально переводится словом затягивать, и имеет отношение к внутренним органам человека, в частности к желудку. Другими словами первоначальное значение слова пост означает полный отказ от пищи и пития или ограничение в них. Помимо этого слово «затягивать» может также иметь отношение и к другим действием человека, таким как всевозможные физические удовольствия.
В переводе с греческого языка слово пост (греч.«нестеуо») означает ограничение или полное воздержание от пищи и пития с определением периода этого полного ограничения или воздержания. Для ученика Христа пост является необходимым действием для обретения более близкого духовного единства с Богом. Основная задача поста - это создание определенных, необходимых условий для сконцентрированного и полноценного мышления, направленного на единство с Богом.
Яркими примерами постов, описанных в Библии, являются посты в продолжении сорока дней и ночей. Таковыми постами являются:
- пост Моисея (Исх.34:28; Втор.9:9; Втор.9:18; Втор.9:25; Втор.10:10), который он держал в течение сорока дней и сорока ночей в видимом для него присутствии Бога.
- пост Илии, длившийся в течение сорока дней и ночей во время его путешествия к горе Божией Хорива  (3Цар.19:8), непосредственно после того, как его накормил Божий Ангел (3Цар.19:5-7).
-  пост Иисуса Христа продолжавшийся в течение сорока дней и сорока ночей (Мф.4:2; Лк.4:2).

Вышеуказанные посты предусматривали полное воздержание от пищи и пития, и являлись уникальными по степени самоотверженности. Такой пост невозможно соблюдать без особого повеления на это Бога. Подобный  пост соблюдался лишь трижды. Тремя людьми: Моисеем, Илией и Иисусом Христом. Этот пост символизирует полную зависимость от Бога, проявляющуюся в послушании Богу, человека, который избран Богом для осуществления важнейшей миссии в истории человечества. Моисей олицетворяет собой утверждение Богом Закона для Своего народа, который действовал до тех пор, пока Иисус Христос не исполнил этот Закон (Ветхий Завет). 
 Илия олицетворяет череду пророков, пророчествовавших о Христе.
Сам Иисус Христос олицетворяет исполнение Ветхого Завета Новым Заветом, а также воссоединяет череду ветхозаветных пророков с Апостолами, через которых Бог утвердил Новый Завет. Момент преемственности двух Заветов и череды пророков подтверждается, например, отрывком (Мк.9:1-4).
Не случайно данный пост соблюдался именно сорок дней. Так как число сорок символизирует испытание, которое назначает Бог для человека. 
 Семидневный пост, предусматривающий полное воздержание от пищи и пития, например, держал Давид (2Цар.12:16-21). Число семь символизирует совершенство Бога и Его действие по отношению к Своему творению, поскольку представляет собой сумму чисел три и четыре, где число четыре символизирует физическое творение Божье, а число три символизирует Бога, Который триедин. Пост длиною в семь дней символизирует стремление человека духовно приблизиться к Господу.
В Библии упоминается также о трехдневных постах, предусматривающих полное воздержание от пищи и пития. Такой строгий пост соблюдали Иудеи при Есфире (Есф.4:16) и апостол Павел (Деян.9:9). Трехдневный пост также символизирует стремление к духовному общению с триединым Богом.

В период действия Ветхого Завета существовало пять основных причин соблюдения поста: 

1. Канун важных и ответственных событий, решение которых целиком и полностью зависит от Бога  (2Цар.12:16);
2. Стремление к единству и построению близких взаимоотношений с Богом (Исх.34:28; Втор.9:9,18); 
3. Смерть знакомых, близких людей и родственников (1Цар.31:13);
4. Беспрепятственная молитва, глубокая молитва Богу, и/или особо важная просьба (Дан.10:3,12);
5. Покаяние и смирение пред Богом (3Цар.21:27;  Неем. 9:1).
Пост, соблюдаемый по случаю покаяния и смирения, сопровождался, как правило, ношением вретища (траурная одежда из грубой ткани), посыпанием головы пеплом в знак глубокой душевной скорби, и отказом от ежедневного омовения (3Цар.21:27). 
Во времена вавилонского плена евреи постились однодневным постом четыре раза в год. Эти посты были установлены для напоминания евреям о завоевании их и пленении.

Пост назначался:
 -  в девятый день месяца «таммуз» (четвертый месяц года). Поскольку в этот день был завоеван Иерусалим, и в последствии взят в плен царь Седекия(Иер.52:6-11).
 - в десятый день месяца «ава» (пятый месяц), В воспоминание о девятнадцатом годе царя Навуходоносора, царя Вавилонского. Поскольку именно в это время Иерусалим был сожжен войском во главе с Навузарданом - начальником телохранителей вавилонского царя  (Иер.52:12-23).
  -  в седьмом месяце «тишри». Этот пост был установлен в память об убиении Годолии, сына Ахикама, сына Сафанова, который царем был поставлен начальником над страной (Иер.41:1-3).
  - в десятый день десятого месяца «тевет». Этот пост был установлен в память о начале трехлетней осады Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором, продолжавшейся до одиннадцатого года царя Седекии (Иер.52:4,5).
Другая разновидность поста представляет собой частичное ограничение в пищи и питии. Этот пост предусматривает отказ от деликатесной (вкусной) еды, мясных блюд и алкогольных напитков (например вино). Такой пост держал Даниил в течение трех недель (Дан.10:3), а также пророчица Анна(Лк.2:36,37), которая постилась на протяжении неопределенно долгого времени. Такой пост способствует смиренному служению и стимулирует сконцентрированное мышление о Боге. Соответствующее служение и мышление является главной целью этого поста. По окончании трехнедельного поста, то есть по истечении двадцати одного дня поста к Даниилу обратился Господь. Число «двадцать один» символизирует явление Бога. Даниил получил откровение от Бога. Таким образом, трехнедельный (двадцатиоднодневный) пост также может способствовать получению откровения от Бога.
Грубой ошибкой было бы считать, что такой пост представляет собой не более чем некую диету, подкрепленную религиозными и/или фанатично религиозными чувствами.
В период завершения действия Ветхого Завета при участии религиозной партии фарисеев, пост приобрел показательный, то есть лицемерный характер.
Фарисеи постились четыре раза в неделю (Лк.18:12), в то время как Закон Моисея предусматривал только один обязательный пост, который назначался в память о дне искупления евреев (Лев.16:29-31; Лев.23:27).
Иисус Христос осуждал лицемерный пост фарисеев (Мф.6:16-18), поскольку фарисеи стремились использовать пост исключительно для приобретения популярности в народе.

В первом столетии от Р.Х, то есть в период действия Нового Завета, пост совершается по пяти основным причинам:

1. При необходимости перед крещением (Деян.9:9);
2. Перед важными событиями, например, такими как миссионерское путешествие (Деян.13:1-4);
3. Во время гонений и различных трудностей (2Кор.6:5);
4. При рукоположении служителей Церкви (Деян.14:23);
5. Для изгнания бесов (Мк.9:29), а именно для отречения от всего того, что принадлежит сатане и является противным Богу.
Как в ветхозаветный период, так и в новозаветный, пост назначался именно по пяти основным причинам. И это отнюдь не случайно. Дело в том, что число пять, символизирует Божью благодать, милость и славу. Благодать, милость и слава Божья – сакральная цель поста.
Новозаветный пост предусматривает полное смирение пред Богом и сосредоточение на духовном размышлении, которое сопровождается отказом от пищи и пития, частично или полностью. Продолжительность новозаветного поста не имеет четких временных рамок, поскольку в Новом Завете ничего не говорится об обязательности каких-либо временных рамок на тот или иной пост. А в связи с тем, что мы не имеем право, добавлять что-либо к Слову Божьему (Библии) (Притч.30:6), и, соответственно, к текстам, вошедшим в состав Нового Завета, мы не можем устанавливать обязательные посты и временные рамки на какие-либо посты.
В период действия Нового Завета ученик Христа имеет право устанавливать для себя пост по различным поводам и на любой срок.       
   
Краткий комментарий к некоторым Библейским отрывкам, говорящим о посте:

Суд.20:26:  «Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом».
В первый день войны израильтян с вениамитянами израильтяне претерпели поражение, так как были грешны пред Богом. Допустив поражение израильтян, Бог побудил их к покаянию, которое сопровождалось плачем, постом и всесожжением мирных жертв. Пост в данном случае стимулировал смирение израильтян перед Богом.

1Цар.7:6: «И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе».
Покаяние сынов Израилевых сопровождалось постом и пролитием воды пред Господом. Ритуал пролития воды символизировал «излитие души, сердца, молитвы», то есть искреннее покаяние пред Богом. Что подтверждается следующими отрывками из Библии: «И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я - жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом» (1Цар.1:15); «Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Пс.61:9); «Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его» (Ис.26:16); «Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа; простирай к Нему руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода на углах всех улиц» (Плач.2:19).
Покаяние сопровождалось постом, способствующим сосредоточению на беспрепятственном общении с Господом.

1Цар.31:13: «и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней»;

1Пар.10:12: «И поднялись все люди сильные, взяли тело Саулово и тела сыновей его, и принесли их в Иавис, и похоронили кости их под дубом в Иависе, и постились семь дней».
Пост на протяжении семи дней держался по умершим. Пост здесь символизировал скорбь.

2Цар.1:12: «и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча»;

Неем.1:4: «Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным»;

Иоил.2:12: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании».
Пост в сочетании с рыданием, плачем свидетельствует о полном смирении пред Богом.

Езд.8:23: «Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас».
Бог благословляет людей, постящихся с искренним сердцем.

Зах.7:5: «скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?»
Этим вопросом Господь побуждает людей задуматься о том, насколько их пост искренний. Очень часто и сегодня многие люди рассматривают пост не более чем диету. Такой пост не только бесполезен с точки зрения духовного общения с Богом, но и по своей сути не угоден Богу. Так как является лицемерием.

3Цар.21:27: «Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально»;

 Есф.4:3: «Равно и во всякой области и месте, куда [только] доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих»;

Пс.34:13: «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое»;

Дан.9:3: «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле»;

Иона.3:5: «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого»;

В ветхозаветные времена истинный Богоугодный пост, назначенный по причине скорби и сильных прегрешений, совершался с использованием вретища – власяницы (евр. сак, греч. саккос), представляющего собой одеяние из грубой темной ткани. Как правило, его одевали только в знак покаяния, покорного смирения, великой скорби и траура (2Цар.3:31; 3Цар.20:31; Мф.11:21; Откр.6:12), пепла, которым посыпали головы в знак полного сожаления и сокрушения за совершенные грехи. То же символизировала разодранная одежда.

Деян.13:2: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их».
Пост совершался и во время испрашивания Божьей воли относительно различных жизненных ситуаций.

 2Цар.12:16: «И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле»;

2Цар.12:21: «И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?»;

2Цар.12:22: «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?»;

2Цар.12:23: «А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне».
Пример поста, совершенного Давидом, говорит о том, что пост соблюдался также и во время болезни родных и близких людей.

Ис.58:3: «"Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других»;

Ис.58:4: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте»;

Ис.58:5: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?»;

Ис.58:6: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо».
 Данные слова Господа предостерегают людей от лицемерного поста, который многие совершают, преследуя при этом корыстные цели, а также предостерегает от  показной религиозности.
Подтверждение тому содержится в отрывке (Мф.6:16)  «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».
Господь желает, чтобы человек истинно смирился пред Ним, и совершал добрые Богоугодные дела.
Если Вы приняли решение поститься, не рассказывайте об этом всем. Постарайтесь, чтобы об этом знали только особо близкие Вам люди. Не хвалитесь тем, что Вы поститесь.

Мф.17:21: «сей же род изгоняется только молитвою и постом»;

Мк.9:29: «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».
  Постом и молитвою изгоняются бесы, и человек освобождается от одержимости дьяволом.

Лк.2:37: «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь».
 Угодное Господу служение может сопровождаться постом. Бог любит, когда верующие в него люди постятся. Совершая пост, человек прославляет Бога.

Деян.14:23: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».
Пост совершается перед началом особо важных дел, для того, чтобы Господь благословил начинаемое дело.

Мф.6:17: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое».
Пост, совершаемый в наше время, то есть во времена действия Нового Завета, должен совершаться в радости и прославлении Бога. В первом столетии от Р.Х. повседневно принято было намазывать голову оливковым маслом и умывать лицо. Это символизировало радость в Господе и принадлежность к числу народа Божьего. 

Езд.8:21: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего»;

Есф.4:16: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну».
Пост можно держать за благополучие других людей, в том числе за родных и близких. В ветхозаветные времена такой пост мог проходить, например, в течение трех суток. 


1Кор.7:5: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
 Супружеская близость во время поста недопустима.
 

Зах.8:19: «так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир».
 
Пост может быть в радость.

*Сир.34:26: «Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирялся?»
Согрешение после поста упраздняет духовную пользу, полученную после поста. После совершения поста человек должен осознать, что грехи отделяют человека от Бога (Ис.59:2).

_______________________________________________________
 * неканоническая  книга, так называемая «второканоническая».


Выход  из поста:

   Многих интересуют вопросы проведения и выхода из поста. Наиболее часто задаваемые вопросы: как  держать пост? Как выходить из поста? Можно ли прервать пост? И если можно, то по какой причине?
   Если Вы решились держать пост, то постарайтесь все тщательно спланировать. Заранее продумайте сколько времени Вы будете поститься. Если Вы никогда ранее не постились, попробуйте начать с небольшого по времени поста, длиною всего в несколько часов. Лучше всего начать поститься с послеобеденного времени до завтрака следующего дня. Так, если Вы например, обедаете с 12.00 до 13.00, а завтракаете с 7.00 до 7.30, то ориентировочно с 13.00 до 7.00 следующего дня, пропустив ужин, Вы сможете продержать пост в течение 18 часов. Для первого раза - это более чем достаточно!  Ваш желудок сперва не захочет смириться с тем, что Вы решились на пост, и в привычное для него время приема  пищи будет требовать её. В это время лучше всего выпить чистой воды и немного отдохнуть. Тренируя Ваш организм, таким образом, Вы сможете увеличить время поста с 18 часов до 24, а возможно и до 36 часов.
   Если во время поста, Вы вдруг почувствовали сильное недомогание и ухудшение самочувствия лучше прервите пост! Выходя из поста, ни в коем случае не употребляйте сразу много пищи. Ухудшение здоровья - это единственная причина, по которой необходимо прервать пост. Если Вы собираетесь прервать пост по какой-либо другой причине, то постарайтесь этого не делать. Попробуйте сосредоточиться на Боге и уделить больше времени молитве. И все искушения прервать пост у Вас прекратятся. Если Вы пообещали Богу держать пост, например, 18 часов, и если состояние вашего здоровья позволяет Вам его выдержать, то постарайтесь этот пост выдержать. Не позволяйте сатане искусить Вас и нарушить данное Богу обещание.
   Если Вы не уверены, что сможете не нарушить обещание Богу, то не спешите его давать (Еккл.5:1-5): «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: "это - ошибка!" Для чего тебе [делать], чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?» Молитесь о том, чтобы Бог дал Вам духовные и физические силы для того, чтобы выдержать пост. И только после того, как Вы осознали, что сможете выстоять пост, давайте обещание Богу и начинайте поститься. И Вы почувствуете, как Бог благословит Вас!

Помимо вышерассмотренного вида поста существует пост на определенные виды продуктов питания. Таким постом постился Даниил (Дан.10:3),  и Анна - восьмидесятичетырехлетняя вдова, постившаяся неопределенное долгое время (Лк.2:36,37). На основании отрывка (Дан.10:3) «Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней», ясно что подобный пост предусматривает полное воздержание от употребления трех основных продуктов питания: вкусного хлеба, мяса и вина.  В Септуагинте  слово «хлеба» переведено греческим словом(артон), которое точнее переводится как: как пресный, так и квасной хлеб, а также любая пища. Древнееврейское слово переведенное как: «хлеба», можно перевести как: пищу, продовольствия, пропитания, кушанья, хлебных зерен в не зависимости от сорта пшеницы. А древнееврейское слово, переведенное в Синодальном переводе Библии словом «вкусного», точнее можно перевести как: желанного, любимого, дорогого, отличного, прекрасного, драгоценного, изысканного. Таким образом, Даниил не вкушал не только хорошего, вкусного хлеба, но и очень вкусных изысканных яств и всевозможных деликатесов. На протяжении всего времени поста, Даниил также не вкушал какой-либо любой и дорогой для него еды, которая доставляла бы ему радость и удовольствие. Помимо этого он не вкушал мясных продуктов. Мясо животных символизировало материальный достаток, богатство и радость человека, который мог позволить себе его вкушать. Вино, особенно красное, также символизировало достаток, Божье благословение, обновление и радость. Цель Даниила заключалась в том, чтобы не угождать своему чреву и не отвлекаться, таким образом, от сосредоточения на Боге. Такой пост можно держать и в наше время - в период действия Нового Завета. Стоит лишь  заметить, что такой пост приемлем  только на протяжении многих дней. К примеру, более трех дней. И Господь также как и Даниилу ответит и нам и обильно нас благословит! 

февраль, 2006 год.

(дополнено февраль, 2007 год)