Иеффай и его дочь

Олег Бинюков
Иеффай и его дочь

Суд.11:29-40
«29  И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам.
  30  И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
  31  то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
  32  И пришел Иеффай к Аммонитянам - сразиться с ними, и предал их Господь в руки его;
  33  и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель - Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми.
  34  И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.
  35  Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься.
  36  Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом - и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам.
  37  И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими.
  38  Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах.
  39  По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля,
  40  что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году.»

Находясь в присутствии Духа Господнего, Иеффай, по воле Господа, и в благодарность Господу, если Он предаст Аммонитян в его руки, возжелал дать обет Господу, вознести на всесожжение Господу, то, что выйдет из ворот его дома навстречу ему. Как у человека верного Богу и соблюдающего Закон Божий, в доме Иеффая не было нечистых животных. Давая Богу обет, Иеффай, при этом он не знал, кто первым выйдет ему навстречу, животное или человек, поэтому сказал: «что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение». То есть, сказал, не «кто выйдет…», а «что выйдет», и не «вознесу его на всесожжение», а «вознесу сие на всесожжение».
Иеффай считал, что если навстречу ему выйдет одно из его домашних животных, соответственно чистое и разрешенное для употребления в пищу, тогда он вознесет его на всесожжение Господу. Ибо, применительно к чистому животному всесожжение (посвящение Богу), заключается исключительно в буквальном сжигании этого животного Богу на жертвеннике.
Если же навстречу первым выйдет человек, к примеру, слуга Иеффая, тогда Иеффай посвятит его Богу, но ни в коем случае, не вознесет его на всесожжение буквально. Поскольку, применительно к человеку, Закон Божий запрещал человеческие жертвоприношения, как ненавистные Богу (Втор.12:31). В Суд.11:31 выражение «и вознесу сие на всесожжение», точнее можно перевести как «содержаться в восхождении, то есть в посвящении Богу», иными словами, относительно человека, всесожжение означает, не буквальное всесожжение, а исключительно посвящение Богу, которое в свою очередь предусматривало, добровольный отказ посвящаемого Богу человека, от вступления в брак, и продолжение своего рода.
Поэтому, когда Иеффай встретил свою дочь, вышедшей первой к нему навстречу, он сперва опечалился, так как понимал, что ему придется смириться, что она, будучи посвященной Господу, до конца своей жизни останется девственницей. Однако получив поддержку Господа, в виде согласия своей дочери, отказаться от замужества ради посвящения Богу, Иеффай успокоился. При этом, ввиду того, что в те времена бездетность для женщины считалась крайне не желательным явлением, дочь Иеффая, попросила его, дать ей время оплакать свое девство, как на протяжении двух месяцев до своего посвящения Богу, так и в дальнейшем, ежегодно, в течение четырех дней, когда её подруги, - дочери Израилевы, оплакивали её, как ту, которой надлежит навсегда остаться девственницей. Нужно же это было, для того, чтобы и дочь Иеффая, и ее подруги, - дочери Израилевы, всегда помнили, и никогда не забывали, что служение Богу, предусматривает определенные жертвы, и даже отказ от чего-то, казалось бы главного в жизни, что человек по неразумию своему порой пытается поставить даже выше Бога.
Имя Иеффай, переводится как «Бог откроет, освободит и сделает свободным». В духовном смысле, Иеффай, как верный Богу (Евр.11:32), является прообразом Господа Иисуса Христа, ибо Он освободил людей от рабства греха. Его единственная дочь девственница, имя которой нам не называется, символизирует плоть Христа и Его человеческую природу, ибо Господь Иисус Христос не имел жены, и не оставил потомства по Плоти Своей, но всецело был предан служению Богу и людям. Аммонитяне и все города аммонитянские, которые поразил Иеффай, и которые имеют такие названия как Ароер (Ароир; евр.  «голый», «бедный»), Авель Керамима («равнина виноградников»), Массифа (евр. Мицпа, «место наблюдения», «место стражи»), символизируют весь мир язычников и всех, бедных, ибо не знающих истинного Бога людей, которых Господь Иисус Христос обратил к Себе и спас, соделав Своим виноградником (Ин.15:1-9), и ставший на стражу и защиту их от всякого зла. То, что городов было именно двадцать, означает, что те, кто ожидал спасения и искал Бога, найдут Его во Христе. Ибо число двадцать, в Библейской символике означает (10+10) надежду спасения, поиск пути жизни, а также (5х4) поиск славы Божьей человечеством.
Два месяца, оплакивания девства дочери Иеффая, символически указывают на две природы Христа, Божью и Человеческую, ибо Господь Иисус Христос оплакал Иерусалим, за неверие его жителей (Лк.19:41), и как Человек, умер за грехи людей. Горы, символизируют возвышение и духовное восхождение к Богу, а именно духовный рост. Также, косвенно указывают и на нагорную проповедь Христа. Четыре дня в году, оплакивания девства дочери Иеффая, символизируют оплакивания всего мира, который не имеет веры, и не принимает Господа, Своим Спасителем, желая обрести лишь мирские, земные блага (Лк.9:25) «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?». Поскольку, в Библейской символике число четыре, указывает на мир, все земное и материальное.

21.05.2020 Бинюков О.В.