2-й Рассказ о ветеране ВОВ юнге ТОФ В. А. Панкове

Григорий Ерохин
--------------------------------------------
СТАНОВЛЕНИЕ МУЖЧИНЫ.

     1943 год оказался для Володи судьбоносным. Он рвался на фронт, но мать его не отпускала. Потому что он был кормильцем для семьи. И тут Нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов издал приказ, объявляющий набор юнгами на корабли подростков с 16 лет. Так Владимир в числе 15 подростков оказался пригодным для службы на флоте. Он прибавил себе один год и Военком отправил их на Тихоокеанский флот.


   ..."Направили нас на старый, капитально отремонтированный американцами пароход "Балхаш". Он был передан нам по "Ленд-лизу". Несколько человек направили в палубную команду, а нас восемь человек в машинное отделение. Так Володя стал машинистом котельным. Служба была очень тяжёлая. Вахты длились по четыре часа.  А в свободное от вахты время непрерывно проводились тренировки на палубной надстройке у пулемётов. Владимир был расписан вторым номером у противовоздушного пулемёта "Эрликон".

   
     И  пароход сразу же направили в рейс. В американский порт Си-Этл. За два года "Балхаш" под угрозой бомбежки, торпедирования и артобстрелов совершил шесть рейсов из Си-этла во Владивосток, перевозя грузы  для фронта:Танки, снаряды, самолёты, горючее.


     За это время, в свободные от вахты часы, Володя освоил несколько судовых специальностей: машиниста второго класса, электрика и кочегара. А потом, когда юнги сдали экзамены на техминимум  многих направили на теплоход "Трансбалт".

     Это был флагман транспортного флота Советского Союза,  самый большой. Одиннадцать тысяч тонн водоизмещением. Но он был на угле. Володю направили туда кочегаром, в штат. И это было для него новое испытание. Нагрузка была запредельной. Нужно было за вахту перекинуть в топку восемь тонн угля.

    ОГНЕННЫЕ РЕЙСЫ.

    ..."Пошли в рейс и я чувствую, что у меня сердце разрывается от тяжести. Одна  тачка весила под двести килограммов, а ещё нагрузишь в неё триста килограммов угля. Только бы её оторвать от палубы. Внизу были плиты стальные, катиться легко. А если качка. Вместе с тачкой кочегара кидало на борт. Было не удержаться. А если опрокинеться тачка, то нужно было снова собрать в неё уголь. И мне дали в помощь юнгу моего возраста. А потом я втянулся",- вспоминал Владимир Александрович.

      В одиночном плавании, без охраны корабль пересекал  несколько морей, океан, проливы и мог в любую минуту погибнуть от вражеских атак.    
В борьбе со штормами  и  невзгодами морякам все время приходилось бороться. Об этих героических рейсах написано много книг.

  НАЧАЛЬНИК СЕВМОРПУТИ.

     Однажды Владимиру пришлось пожать руку исследователю Арктики Ивану Дмитриевичу Папанину. ..."Мы должны были идти через Севморпуть к Архангельску",рассказывал ветеран. Незадолго до выхода из моря Лаптева пароход "Балхаш" получил пробоину. К нам подошёл ледокол "Иосиф Сталин", на котором был штаб Папанина. Я был в котельном отделении. Смотрю из машины в котельное отделение входит группа с Папаниным. Он подаёт мне руку и называет будущим капитаном. Нет, он будет инженером,- поправляет его стармех. У меня рука в мазуте. Я вытер её ветошью и поздоровался с ним. Шл

    Эта встреча запомнилась навсегда. Папанинцы были героями нашего времени.  Они для нас были кумирами.  В то время мы ими жили.


    Флот быстро делал из мальчиков мужчин. Они становились сильными, мужественными, закалёнными и смелыми! И эти качества потом они потом проносят  через всю жизнь.


***************************
МЫ- НАСЛЕДНИКИ ВЕИКОЙ ПОБЕДЫ!
***************************

   Нам и исправлять все ошибки, которые мы допустили!



23.03.2024г.     г.Москва

* Панков Владимир Александрович- ветеран ВОВ, заслуженный ветеран Морского флота, почетный ветеран Москвы. Оперный певец. Директор ТО"Экран".

.