Бабушкин буфет Глава 8 Пятый поход Цезаря

Ефим Шейнис
Глава 8
 Пятый поход Цезаря

Ада пришла вечером, усталая и голодная. Долго мыла руки.
– Юрик, чем ты занят? Что ты пишешь? Взял работу на дом?
– Сейчас  расскажу. Ада, ты себе не представляешь, какое я сделал открытие!
– Сначала открой банку сардин, я хочу есть. И налей мне чаю. Целый день клеила обои. А что ты открыл?
– В бабушкином портфеле я нашел рисунок. Посмотри, это – рисунок ключа, а это записка. Осторожно, это пергамент, не запачкай, у тебя жирные руки.
«Пятый поход Цезаря. Чхйчбд иербтдд фйюйхе суйо ыйхпжн песйтб
цуртый цштишп Етецчец».
– Пятый поход Цезаря – это понятно. И дальше какая-то тарабарщина.
– Ты удачно использовала слово «тарабарщина», в старину так называли шифрованные тексты. Это шифр. Веками создавались самые различные системы тайнописи, которыми владели только посвященные, умевшие и зашифровать текст, и расшифровать его. Конечно, для непосвященных разгадать шифр всегда было очень важно. Поэтому разрабатывались как способы расшифровки чужих шифров, так и способы создания своих шифров, которые не поддавались бы расшифровке.
– Я бы это не разгадала даже под страхом смерти.
– А я его разгадал. Я увлекался шифрами в детстве, когда прочел «Кортик». Ты читала «Кортик»? Нет? Там описано, как два мальчика пытались разгадать шифр. Потом мне посоветовали в библиотеке «Живую математику» Перельмана. Там описан шифр подпольщиков. Революционеры-подпольщики вынуждены были вести свои записи и переписку с товарищами таким образом, чтобы никто из посторонних не мог понять написанного. Они придумали решетку – бумажный квадратик с прорезанными окошками. Текст пишут в окошках, заполнив всю таблицу, потом поворачивают решетку на 90 градусов по часовой стрелке, и пишут текст дальше, и так четыре раза. Прочитать это послание можно только имея решетку.
– Интересно! А что у нас есть еще поесть?
– Ты читала Конан Дойла «Пляшущие человечки»? Нет? Можешь съесть эту пиццу, завтра купим новую. Там описан шифр в виде рисунков, а в рассказе Эдгара По «Золотой жук» Дюран разгадывает шифр знаменитого пирата Кидда и находит его сокровища. И это ты не читала? Мне придется заняться твоим образованием. Начитавшись приключенческих книг, еще в детстве я решил придумать свой шифр. У Мартина Гарднера я нашел выражение «Pack my box with five dozen liquor jugs» (Помести в мою коробку пять дюжин кувшинов с ликером). В этой фразе использованы все 26 букв английского алфавита. Я решил, что в моем шифре буквы будут выглядеть как дроби. Числитель – порядковый номер слова в этой фразе, а знаменатель – порядковый номер буквы в этом слове. Тогда английское слово HELLO будет выглядеть так: 4/4 6/4 7/1 7/1 3/2.
– Юрик, нельзя ли покороче.
– Я решил для начала воспользоваться методикой Леграна. Еще в школе я узнал, что самая распространенная гласная в русском языке – О, а согласная – Н.
Но это мне не пригодилось. Ада, тебе не кажется странным заголовок этой записки «Пятый поход Цезаря»?
– Наверное, кто-то хотел описать пятый поход Цезаря, но передумал и использовал этот листок для шифра, а заголовок убрать забыл.
– А вот и нет! Если бы не было этого заголовка, я этот шифр бы не разгадал. Я читал про этот поход. Цезарь в пятом Галльском походе, переправившись на восточный берег Рейна, напал на германские племена и разгромил их. Я стал думать, причем тут поход Цезаря, да еще пятый? Я взял плитку шоколада, еще в школе учитель рассказывал, что шоколад чрезвычайно стимулирует деятельность  мозга, и вышел на улицу. И меня осенило! У Цезаря был свой шифр: одни буквы заменялись другими по принципу сдвинутого алфавита. И шифр зависел от того, на сколько букв делается сдвиг. Пятый номер похода мог быть числом сдвига алфавита. Посмотри сюда, нижний алфавит сдвинут относительно верхнего на пять букв.
Тогда, чтобы расшифровать записку, надо заменять букву нижнего ряда на ее пару в верхнем ряду.
Первое слово шифра Чхйчбд. Заменяем нижнюю букву Ч на верхнюю Т, нижнюю Х на Р, Й на Е, Ч на Т, Б на Ь и Д на Я. Получим слово ТРЕТЬЯ. Вот и весь секрет.
– Так что все-таки в записке?
– «Третья дальняя пещера моей церкви камень солнце сундук Анастас». Понимаешь, что я открыл? Где находится сундук, от которого у нас есть рисунок ключа! Может, мы найдем клад!
– Юрик, как я устала. Недаром в детстве тебя звали занудой. А ты еще и кладоискатель. Я пошла спать.