Природа Заполярья и Лосиная охота

Анатолий Бызовской
               
Я, собираюсь к своим хорошим знакомым в Заполярье. Это два рыбака, имеют договор с организацией Гослова, они занимаются ловом рыбы на озерах тундры, лесотундры. А организация вертолетами вывозит продукцию, обеспечивая их жизнедеятельность в этих суровых и не обжитых районах.

Они построили в зоне лесотундры на большом озере – охотничий домик. В надежде, что окружающие их озера (по рассказам бывалых) будут круглый год обеспечивать их рыбой. А, нетронутый рукой человека лес, еще будет снабжать пушниной и боровой птицей.

 Наша полевая партия, находится всего в двадцати километрах от их стоянки. И я, неоднократно по их просьбам, нашими вертолетами, помогал завозами продуктов и материалами для их жизненного обустройства.

 В этот раз, поговорив по рации с одним из них - Игорем, он сообщает, что появилась боровая дичь, которая с лесотундровой зоны начинает эмигрировать, в лесную зону- тайги. А им еще с организации выделили лицензию - на отстрел лося.

 У меня, русско-европейская лайка – Моряк, с хорошей родословной - ему три года, собака универсальная, очень хорошо работает по боровой дичи. И я, в предвкушении предстоящей охоты – начинаю собираться.

 Лечу с расчета дней на пять, а там, как получиться - груза набирается немало: заказы хозяев избы, продукты, вещи. Но, вот все собрано – жду вертолет, в нашу партию, где по пути должны будут забросить и меня… Увез вещи на машину, с которой груз будет грузиться в вертолет. А, на завтра, собрав свои мелкие вещи в рюкзак, и взяв на поводок свою собаку - отправляемся в аэропорт.

 Вертолет, аккуратно загружен… Взлетаем - и я через два часа уже в гостях у своих друзей. Радости и эмоциям встречи нет предела. Хотя и вдвоем живут в этом, далеком от цивилизации крае, а человеческому общению с новым человеком рады всегда.

После обильного застолья, бурных разговоров и планов на будущее – к ночи утихомирились и легли отдыхать – завтра уже идем в лес, где Игорь, на днях много встречал мигрирующих глухарей.

 Сейчас конец сентября и боровая птица потихоньку «кочует» в лесную зону. Где кормовая база побольше, снежный покров будет глубокий и она сможет в сильные морозы ночевать под снегом. А, в этой лесотундровой зоне, морозы гораздо крепче, а снега намного меньше, и не всегда птице его хватает, чтобы там спрятаться на ночевку.

 Собираемся дня на два, ночевать будем в шести километрах отсюда, в балке – брошенным геологами, но окна двери на месте и есть печка… - Пойдем на ручьи, где Игорь встречал дичь в изобилии. Местность пересеченная, за целый день прошли не более десяти километров, где перелески - чередуются с болотами, ручьями и уже невысокими лесными массивами.

 Но нам не повезло, все основные стайки боровой птицы, уже эти места покинули, оставались видимо единицы. Там, где Игорь, за четыре дня до этого - поднимал стайки боровой птицы, по пять, восемь штук. Нам за целый день, «Моряк» - наша собака, подняла всего три птицы, и мы смогли добыть только одну.

 К вечеру возвращаемся – находим нужный нам балок. Отдыхаем, ужинаем -  деликатесом с городских запасов и ложимся отдыхать. На завтра поход на другие места, где Игорь также встречал птицу. Болотистых мест, здесь больше чем сухих и к вечеру мы вымотанные, возвращаемся ни с чем – ночевать в свой балок. За целый день, только слышали несколько взлетов боровой птицы, которая и под собакой не стала сидеть.

 Третий день - опять новые места, но – такой-же безрезультатный, птицу видели, слышали взлеты, но почему она была такой недоброжелательной к нам – мы понять не смогли. Ночевать вернулись в свой балок. И только много позже - походив еще несколько раз по лесотундровой зоне - понял.

 Крупная боровая птица в виду того, что кругом мелколесье, на деревья не садилась. Спугнутая взлетала с земли и улетев, также садилась на землю. Собака здесь была не помощник. Стрелять птицу, можно было только с подхода.

 Да и уходила вся птица на юг буквально в две недели. Потом она там уже не встречалась. Завтра надо встать с рассветом и пораньше вернуться к избе. За мной должен прилететь вертолет.

 Встаем рано утром – чуть забрезжил рассвет. По-быстрому пьем чай и выходим. Выйдя из балка я, неожиданно увидел в метрах четырехстах от нас, два черных контура животных… В груди екнуло - лоси.

 Балок стоял прямо на ручье, в низине, и вся эта площадь была в зарослях среднего и мелкого ивняка, молодыми верхушками которого кормятся – лоси. Мои рыбачки, уже два года живут в этой местности, а добыть себе лося на пропитание с ружьями не могли. Кругом редколесье и подойти, скрадывая животного на ружейный выстрел у них не получалось.

В этот раз животные стоят по ручью, который проходит рядом с балком. Ручей неширокий, глубина небольшая. Я, беру Моряка на поводок, Игоря прошу уйти с собакой в сторону, обойти животных лесом и с той стороны – вспугнуть их, чтобы пошли в мою сторону. А я, зайдя в ручей, потихоньку через некоторое время пойду в ту сторону.

 Через некоторое время я, осторожно пошел по ручью в сторону животных. Двигался очень осторожно переставляя ноги в сапогах. Шел по течению и ручей весело журча по камням бежал куда-то вниз. Шум ручья скрадывал мои шаги, и я тихонько, приметив место, где стояли животные, двигался в ту сторону.

Я, шел пригнувшись, а метровая бровка берега и кусты скрадывали меня. Увидев свой ориентир на берегу, к которому я, двигался - решил посмотреть обстановку. Выполз наверх бровки берега, приподнял голову и замер… Совсем рядом, метрах в восьми стоял – огромный, как мне показалось черной окраски – лось. А, рядом стояла самочка, видимо совсем молодая, она ему была только вполовину роста.

 У меня в ружье, заряжены два патрона с пулями и одна просто пуля, лежит в нагрудном кармане. До этого мне, стрелять таких животных не приходилось, и куда стрелять не задумывался. Раньше родители, хороших наших друзей – держали свиней, и частенько просили застрелить животных, когда приходило время. И я, считая себя заправским охотником - не мог отказать.

 В закрытом помещении, одного выстрела в голову (как мне говорили - за ухо), хватало чтобы животное не мучилось. И я, решил, то же самое сделать и сейчас. Расстояние всего восемь метров - как тут промахнуться?! - Выстрел … Лось упал, подогнув передние ноги и тут-же встал – крутит головой видимо не понимая, что произошло.

 Много слышал рассказов, как во время гона, лось шел на охотника защищая самку. Лежу за бугорком… Не дышу! Лось стоит в том–же положении… Прицеливаюсь - стреляю туда-же второй раз, лось опять падает на передние ноги, а затем вновь поднимается и крутит головой.

Я, в спешке достаю патрон с дробью – с патронташа, высыпаю дробь – вставляю пулю, перезаряжаю. Самка нервничает хочет бежать, а самец стоит. Игорь после выстрелов спускает Моряка - увидев собаку животные не спеша побежали… Стреляю в угон - лось, присев после выстрела - выпрямляется и побежали дальше, не обращая никакого внимания на бегающую и лающую возле них собаку.

Я, сидел на бровке в полном недоумении … Три пули двенадцатого калибра, а этот гигант ушел, как ни в чем не бывало. Отозвали собаку, взяли на поводок. Преследовать животных уже не имело смысла. А, раненое животное…  Если его не тревожит – через некоторое время – ляжет и уже не поднимется.

У меня через пару часов вертолет, до избы шесть километров, надо успеть добежать. На вертолет я, успел. А мои рыбачки, вечером нашли ушедшее - раненое животное, он смог в горячке еще пройти метров шестьсот.
 
Потом я, посмотрел, что строение головы свиньи и лосиной головы имеют разное строение. И уже в следующий раз на лосиной охоте, знал все убойные места этих животных.
А, этот непрофессионализм в стрельбе по диким животным, мог закончиться трагически. Хорошо, что это было не на открытой местности и меня скрывала крутая бровка берега. Опыт в жизни приходит со временем.

                Случай второй

                Необъяснимая случайность

Со временем иметь малокалиберную винтовку мечта – сбылась. Я заключил договор с организацией – Госпромхоз, на сдачу добытой птицы, пушнины и мне была выделена эта винтовка.
 Работал зимой по-прежнему в Заполярье в своей сейсмопартии. И добыть на сдачу в Госпромхоз – тридцать, пятьдесят куропаток не составляло труда. Куропаток в лесотундровой зоне в те времена было не мыслимое множество. Стаи по сто, двести штук и более постоянно кормились во всех ивняках и березовых перелесках.

 Видя мое отношение к выполнению планов по добыче птицы, мне была выделена лицензия на отстрел – лося, которого я, должен был добыть, а мясо сдать в Госпромхоз. Поэтому я, частенько в свободное время ходил по перелескам и местам, где мне сообщали видели лосей – наши работники.

 Однажды я, шел по свежим следам этих животных. Долго их следы я, «раскручивал» – так-как эти животные целый день кормились и набродили и натоптали большое пространство в перелесках... – Вышел на высокий обрывистый склон, внизу очень большая луговина с отдельными маленькими островками леса. И вот под одной густой сосенкой, я увидел на снегу - черное объемное пятно.

Расстояние с этого высокого места до него метров двести, если не больше. Немного постояв и подумав - произвел выстрел с винтовки в сосенку… посыпался снег и это черное пятно – быстро встало и превратилось в большого, крупного -  лося.

 Пока перезаряжал винтовку, лось побежал, не спеша мелькая между кустов.. - Приложил винтовку к плечу, выцеливая его, и когда животное показалось в просвете деревьев – выстрелил. Лось побежал дальше, я подумал - Что попасть с такого расстояния это мало вероятно, да еще по бегущей мишени.

  - Лось пробежал еще метров пятьдесят, вышел на полянку… Остановился, постоял, затем зашатался и упал. Я, не мог поверить – подождал некоторое время… Тишина. Нашел более пологий спуск – спустился, подошел.  Животное лежало без движений, только с ноздрей шла кровь – обильно окрашивая белый снег.

Я, был в полном недоумении… В предыдущей охоте – три пули двенадцатого калибра, не смогли сразу остановить животное. А тут, маленькая пулька с малокалиберной винтовки, повергла сразу насмерть – такое крупное животное.

 – Развел костер, вскипятил в котелке воду – попил чайку, а затем аккуратно принялся разделывать лежащее животное. Интрига была большая – Куда попала эта маленькая пулька? Снял шкуру, но нигде на теле нет следа – этой маленькой пульки.

 Обследовал лосиную голову – никаких следов, но ведь с ноздрей – шла кровь? Возможно попал в голову!? Опять возник вопрос? Почему, две пули двенадцатого калибра в упор - стреляя в голову, не смогли сразу остановить огромное животное?
 А, маленькая пулька за двести метров – свалила это животное, практически наповал.

К вечеру приехали работники на тягаче и увезли тушу в сейсмопартию. Я, оформил по акту - приемку мяса, на коллективное питание. Оплату, наша контора, произведет после предоставления счета с организации – Госпромхоз. Так и осталась для меня неразгаданная тайна - маленькой пульки, выпущенной с малокалиберной винтовки.
 
                Случай третий

                Непредвиденная случайность

Также работая в Заполярье, мне удается в Госпромхозе -получить лицензию на отстрел лося. Времена перестройки, с продуктами даже в геологии были трудности, а имея лицензию можно было, как-то разнообразить наше полевое довольствие.  И я, в свободное время ходил по тем местам, где бывали и кормились – эти животные.

 И вот однажды уже в конце дня, я поднял с лежки одного лося. Услышав меня, он поднялся довольно далеко, его увидел потом в метрах пятистах – переходящего через довольно широкую луговину с ручьями и мелким кустарникам.

 Я, на лыжах направился в ту сторону, где он должен зайти в лес. След в лесу нашел, но преследовать его не имело смысла, начинало смеркаться. Определив по компасу направление, я пошел в сторону расположения нашей партии, чтобы с утра попробовать вытропить и найти животное.

 С рассветом, уже в том месте, где лосиный след уходит в лес и пошел по нему на лыжах.  Лес в Заполярье, довольно мелкий и редкий, и сравнить его с таежной зоной - просто нельзя. Снега в лесу не так много, но он еще - свежий, мягкий, не улежавшийся, и ноги с лыжами по щиколотку проваливаются в эту пушистую подстилку, это дает мне преимущество - шума практически от движения на лыжах нет, и я тихонько и осторожно двигаюсь по следу.

Нашел ночную лежку животного – вот он начал кормиться, обкусывая верхушки мелкого ивового кустарника. Ружье наизготовку, в ружье два патрона с пулями. Впереди полянка, шириной метров тридцать – с мелкими кустарниками.

Я, иду за кустами и вдруг всего в двадцати метрах от меня, с лежки вскакивает лось и я, моментально стреляю. Но, то что произошло потом, останется в памяти на всю жизнь…  – Рядом вскакивает еще лось, но это уже настоящий - черный великан.

 Я, уже стоял почти на открытом месте, и этот великан, увидел меня и без раздумья бросился в мою сторону. Расстояние между нами всего двадцать метров, в ружье - один патрон. А я, стою на лыжах в снегу… - Бежать, спрятаться – такой возможности у меня нет.

 И уже ни о чем не думая, видимо машинально - выцеливая грудь несущегося на меня гиганта – стреляю. И сразу - понимаю, что больше, что-то изменить я, уже не могу!

 И в этот момент -лось падает, всего в пяти метрах от меня – вспахивая снег. У меня еще полное оцепенение – даже шевельнутся не могу. Потихоньку прихожу в себя, осознавая эту обстановку.

 Первый выстрел, я произвел, даже не успев рассмотреть, что это не мой лось, за которым шел, а это была лосиха. Но то, что второй лось, это огромный самец –  рассмотрел его, еще на мушке своего ружья.

 Я, ушел в свой лагерь. Потом приехали на тягаче. Мясо сдали по акту на коллективное питание. После этого случая, ружье на этих животных больше не поднимал и в охотах на них не участвовал.

Но это не страх – меня заставил, изменить отношение к этим животным (в тот момент просто не было времени, чтобы испугаться). А, пришло понимание - беззащитности этих животных перед наступающей на них цивилизации и человека – охотника в ней. Об этом моя повесть – Охотники цивилизационного мира- на Проза.ру.
 
                Случай четвертый

                Лосиная беззащитность

В один из дней начавшейся зимы, я на лыжах и в масхалате, шел по перелескам охотясь на куропаток. Куропаток было великое множество, стаи по сто, двести штук и мелкими стайками были практически везде. 

Неожиданно появился небольшой вертолет – МИ-2 - на расстоянии пятидесяти километров, кроме нашей сейсмопартии – жилья нет, а мы вертолет в этот день не заказывали. Стал думать – что случилось?

А, вертолет пролетев недалеко от меня сделал круг, затем снизился и практически почти завис над верхушками деревьев, но тихонько двигался в одном направлении (потом понял, что выгнали лосей на чистое место) затем раздались – хлопки, это были выстрелы с карабина.

Затем, вертолет сел и заглушил двигатели. Проходя тем перелеском, где сейчас сел вертолет - я, пересекал следы двух лосей, которых видимо сейчас расстреляли с вертолета.

Постоял, подумал – что делать? Времена полного беззакония, а здесь тоже… Прокурор тайга! И тихонько пошел в ту сторону, но минут через тридцать вертолет, завел двигатели – набрал обороты и взлетел.

 Я, дошел до этого – «Мамаева» побоища. – Лосиное мясо улетело на вертолете, а все остальное осталось, на весну – Медведям.

 Наступило время великой перестройки и в эти девяностые годы – беспредел гулял по всей стране. И шансов спастись, от этой железной птицы, у этой пары лосей в то время практически не было.

                Случай пятый

                Беспредел

Как-то начальник Госпромхоза, где я заключал договор на сдачу добытой на охоте птицы и пушнины, зная, что наша сейсмопартия в Заполярье, расспросил где и, как мы работаем, как туда добираемся. То, что там есть районы, где нет жилых поселений на большой площади и они изобилуют проживанием там лосиного племени, он знал и без моих рассказов.

 Я, уже трижды получал у них лицензию на отстрел лося и каких-то подвохов в этих расспросах не видел. И вот однажды, в наш лагерь, приехал этот начальник. Приехали они на машине – везли с собой снегоход –Буран. Ехали они с проводником, который знал эти места не понаслышке. Попросились ночь переночевать, а завтра поедут дальше, пока есть дорога.

 На следующий день они уехали. В какие места они добрались я, не знаю, но видимо были, где-то недалеко от наших мест. Потому-что, как-то приехали попросить у нас бензина. Ограничений у нас с бензином не было, и мы им дали, а они пообещали рассчитаться с нами лосятиной.

 Через недели полторы они проехали на своей машине мимо нашей партии – не останавливаясь и обещанного мяса лося, мы не увидели. На снегоходе, они заезжали к моим друзьям в избушку на озере видимо, где-то охотились там.

Ночевали у них в избе, и проводник в разговоре проговорился, что они за это время, со снегохода с карабином убили – двадцать три лося. И все мясо вывезли вертолетами, поэтому видимо и проехали мимо нас не останавливаясь.

 Да это было время варварского отношения к живой природе. Сейчас на тех площадях, где мы вели сейсморазведку залежей: нефти, газа – стоят Буровые, работают промыслы, построены жилые поселки.

 И мало вероятно, что там опять будет жить в таком количестве -лосиное племя. А жестокость и варварство в нашем обществе, по отношению к живой природе, пока еще - имеет место.