Триумф эраты

Алексей Салтыков 1
ТРИУМФ ЭРАТЫ

ПЬЕСА
для детей младшего школьного  возраста

автор:
Алексей Салтыков

2024 год

Действующие лица:

— Коля Аникин – мальчик, ученик третьего класса
— Аполлон (в белых одеждах, в лавровом венке, с лирой в руке) – греческий бог, покровитель искусств
— Вера Сергеевна – Учительница. Преподаватель эстетики
Музы (девочки):
— Эрато в венке из роз, с лирой или маленькой кифарой – муза любовной поэзии. Здесь – муза любви
— Каллиопа (со свитком) – муза Эпической поэзии
— Талия (с маской в руке) – муза комедии
— Эвтерпа (с флейтой в руках) – муза лирической поэзии и музыки
— Мельпомена (в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой) – муза трагедии
— Полигимния (со свитком в руках) – покровительница гимнов
— Терпсихора (с венком на голове) – покровительница танцев
— Клио (с книгой по истории) – покровительница истории
— Урания (в звёздочной короне) – покровительница астрономии.








Сцена 1
Мальчик Коля и Аполлон. Мальчик сидит за столом (одет он в белую рубашку), играет в компьютерную игру. Иногда он отвлекается, и размышляет сам с собой:
— Вот бы сотворить что-нибудь такое... И чтобы много денег заработать, а ещё – славы, стать как эти, звёзды из телевизора, или как всесильные герои из этой игры! Мечтательно закрывает глаза.
В комнате из темноты появляется греческий бог.
Коля, открывая глаза:
— Ты кто?
Неизвестный:
— Я? Аполлон!
Коля:
— Да, ладно? Вот не ожидал!
— Но ты ведь о творчестве задумался, вот я и явился.
— Как ты узнал об этом, я ведь никому, постой, Сашка что ли разболтал?
— Не понял? Я ведь божество, что покровительствует искусствам! Я читаю мысли людей.
— Да, полно заливать, меня не проведёшь. Сегодня двадцать первый век, какие тут есть боги? И тем более, я вызывал себе продюсера! А ты, что — продюсировать умеешь? Искусство превращать в деньги?
— Э, да ты, я вижу, горе-автор ничего до сих пор не понял?
— Чего уж тут непонятного? Вон, пишут же бестселлеры, и зарабатывают на этом прилично!
— Нет, не так. Не с этого все начинается. Но я тебе помогу, а то только маяться будешь.
Коля:
— Ну, давай, научи, как надо.
Аполлон:
— Я призываю вас, музы искусства!
В сторону:
— Всех муз ему покажу, кроме одной, моей любимой Эраты, пусть помучается.
Вслух:
— Ни один автор не может без музы творить. Смотри, с каждой заведи разговор, и они тебя научат!

Сцена 2
Звучит лирическая музыка, и на сцене одна за одной появляются Музы. Они кружат в лёгком танце. Аполлон объявляет каждую (свои имена и атрибуты могут объявлять и сами музы):
— Вот Клио — муза истории, если хочешь стать историком, то она вдохновит тебя на это!
Вот Каллиопа — Муза эпоса! Хочешь слагать гимны и воспевать походы своего царя? Тогда тебе к ней.
Вот Мельпомена! Она муза трагедии. Она научит тебя писать драмы не хуже Шекспира и Лопе де Вега!
Терпсихора! Муза танца! И этим сказано всё!
А вот Талия, муза комедии! Пожалуй, она тебе понравится, если захочешь стать стэндап-комиком.
Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки. Она вдохновит тебя на написание песен.
Полигимния! Муза красноречия и гимнов. Это, если ты возомнишь стать политиком, и много обещать людям.
Урания! Если захочешь устремиться к звёздам, к неизведанным мирам Вселенной!

На сцену хочет выбежать Эрато, но Аполлон разворачивает её обратно, поднося палец ко рту: Тсс!

Музы вышли и кружат хоровод под музыку. Аполлон хлопает в ладоши, и все музы замирают, а музыка умолкает.

Сцена 3
Те же актёры.
Коля:
— Но что мне с ними делать?
Аполлон:
— Ты можешь испытать себя в любом деле, которое понравится. Выбирай любую. Бери за руки, а дальше увидишь.

Мальчик Коля подходит к первой попавшейся Терпсихоре, берёт ее за руку
Коля:
— Научи меня танцу!
Терпсихора
— А какая музыка у тебя в голове?
Коля включает музыку на телефоне. Там звучит что-то негармоничное. Муза в недоумении смотрит на Колю. А он ей помогает: показывает, как надо двигаться руками, ногами, крутит головой. Терпсихора повторяет за ним. Вскоре и остальные музы заражаются этим танцем. Аполлон смотрит, зажав уши. Потом хлопает в ладоши, и всё замолкает.
Аполлон:
— Хватит, прекратите. И ты думаешь это кому-то понравится?
Коля:
— Конечно! Сейчас так по телевизору танцуют.
Аполлон
— Спроси хоть у других муз – нравится им такое?
Музы по очереди, и мотая головами:
— Нет!
Коля подходит к Каллиопе. Она первая начинает разговор:
Каллиопа:
— Слушай сюда! Научу я искусству тебя гимносложенья!
Станешь придворн6ым поэтом – царям свои оды слагать!
Хочешь – добьёшься ты этим и славы, и денег, и положенья
Хочешь всё это?
Коля:
— Так где же их взять? Нету теперь ни царей, ни придворных поэтов. Есть дипломаты, а деньги и слава не здесь! Всюду трудиться до пота третьего надо. Можно ль попроще каких-то чудес?
Каллиопа отворачивается в недовольстве.
Аполлон хлопает в ладоши:
— Браво, Коля, стихами уже заговорил!
Все музы хлопают Коле как-то неистово. Он затыкает уши, и кричит:
— Хватит! Давай другое испытание!
Аполлон подаёт знак:
— Хорошо!
Коля подходит к Талии:
— Комиком хочу стать!
Талия:
— Во все времена люди любят смеяться.
Смешат их до коликов клоун и шут!
Надень вот, колпак, и совсем не стесняйся
Смеяться над теми, кто важен и дут!
Талия надевает ему длинный колпак шута (приготовлен заранее) Коля сначала не понимает, что происходит, а потом, когда все музы начинают ему хлопать и смеяться – приходит в замешательство, пытается снять колпак, но у него это не получается. Он бегает, и кричит:
— Хвати, хватит! Не хочу я до коликов смеяться! Нет, всё не то, Аполлон, не знаю, как вас по батюшке.
— Зевсович
— Аполлон Зевсович. От ваших муз веет какой-то архаикой, плесенью, короче говоря. Сейчас уже этим никто не вдохновляется.
— Ну-ну. Я слушаю тебя.
— Сейчас я расскажу своё виденье. Музы, идите сюда, не стесняйтесь. Сейчас я вас буду осовременивать. Ты, Терпсихора, самая подвижная, станешь музой бизнеса. Будешь вдохновлять бизнесменов творить чудеса и зарабатывать на них деньги. Ты, Полигимния, будешь музой чиновников. Ты, Мельпомена, будешь музой полиции. Трагедия — это их ипостась. Талия, пожалуй, оставайся музой комиков. Их и теперь полно везде. Как бы беспредельничать не начали
Музы обиженно разворачиваются и уходят.
Гаснет свет. Все замолкает.

Сцена 4
 Коля. Муза Эрато
Коля стоит один посреди сцены.
— Что со мной произошло? Здесь были музы, Аполлон, где они? Но я чувствую кто-то рядом есть.
За спиной появляется муза Эрато в венке из белых роз. Коля ходит по сцене в поисках чего-то, муза следует за ним по пятам за его спиной.
Коля:
— Вот оно, ко мне приходит вдохновенье. А потом будут всё же слава и деньги!
Муза при этих словах отворачивается
— Вдохновение почему-то исчезает. Нет, буду писать что-нибудь.
Он подходит к столу, берёт ручку, и о чём-то задумывается, потом произносит вслух, и записывает:
— Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…

Муза Эрато хихикает. Коля оборачивается и видит её:
— Ты кто?
— Я — муза Эрато.
— Я тебя раньше не видел.
— Я прихожу только в своё время.
— А ты над чем покровительствуешь?
— Любовь и страсть к тому родному делу, что выберешь себе ты частью своей жизни, дарить тебе я буду вдохновенье, а без меня — всё будет лишь пустое!
— А что, и деньги тоже ты приносишь?
— Нет, Коля! Я лишь — вдохновенье для рук твоих, для мозга, для души! И, если уж они растут из нужного им места, тогда и дело тебе прибыль принесёт!
Возьмёшь ты Терпсихору себе Музой, танцор великий выйдет из тебя. Но без меня — всё будет ни к чему! Так выбирай же, Коля, что будет по душе тебе? Любую музу!
— Тебя я выбираю сразу!
— Нет, Любовь любить нельзя! Иначе станешь ты нарциссом, и будешь любоваться лишь собой! Но и нигде, ни в чём ты не найдёшь упокоенья или счастья!
Выходит Аполлон, вслед за ним выходят все Музы.
— Не даром эту музу я скрывал. Чтобы ты понял значение любви в жизни людей.
— Да, Аполлон, ты и вправду мудрец. А я думал, что всё это только мифы.
— С кем ты хочешь испытать своё вдохновение?
— Хочу танцевать с Терпсихорой!
Вперёд выходит Терпсихора, а Аполлон хлопает в ладоши:
— Внести Коле подобающую одежду!
Музы приносят чёрный смокинг и бабочку. Колю одевают, и подводят к прекрасной Терпсихоре. Звучит вальс. Коля приглашает её на танец, и они кружат в вальсе. Все музы и Аполлон качаются в такт музыке, вперёд выходит Эрато:
— Пусть мир играет красками огня,
Воды, земли и радостного неба!
Ты в музы выбираешь не меня,
А ту, что даст тебе для насыщенья хлеба!
И только я, как крылья за спиной,
Как дождь в засушливой пустыне
Наполню тебя радостью иной,
Что делом восхитишься ты отныне!

Вдруг музыка умолкает. Аполлон подгоняет своих муз покинуть сцену. И сам удаляется. Коля остаётся один. Тишина.

Коля говорит в зал:
— Чтоб жизнь свою открыть — не надо много слов!
Делами вдохновив себя, возвысься!
Все музы хороши, но без тебя, любовь,
Не будет в деле никакого смысла!

Все выходят на сцену. Кланяются. Конец действия и Пьесы.