А. Жихарев. О гос. -патриотической политике

Сергей Юрьевич Радченко
Автор: А.В. Жихарев, председатель правления регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Свердловской области:

О ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

В мировоззренческих дискуссиях всегда, практически всегда, наблюдаются два подхода. Интерьерный поход и экстерьерный. Простейший пример. Шахматная партия, шашечная партия, которую до нас кто-то открыл и ещё неизвестно, когда она закончится. Или шашки говорят: «Нас едят»!! У них, на той стороне, такой сильный гроссмейстер, культуру уничтожает, образование у нас такое…». Вот мы садимся с
вами и дискутируем. О чём можно дискутировать? Как нас хорошо едят: c соусом, без соуса. Или дискуссия гроссмейстеров. Когда они, глядя в глаза друг другу или предугадывают ситуацию, или открыто прямо обвиняют, бьют своими доводами.

Тема, заявленная мною, абсолютно дискуссионная и пока она риторическая, потому что меня удивляет, почему нет в нашей стране законопроекта «Об основах государственно-патриотической политики». Более того, в обществознании нет канонизированного понятия «что такое патриотическая политика», нет понятия «что такое патриотическая концепция».

Это эпизодически проскальзывает, когда мы оцениваем какое-то мероприятие, например, праздник День Державы. Мы можем сказать, что это патриотическое мероприятие, и дать какую-то оценку.

Отчего и почему наша мысль гуманитарная не направлена в эту сторону? Во-первых, наверное, надо признавать мастерство гроссмейстеров. Те которые играют нами, как шашками, и выигрывают. Карелин там кого-то победил – встаёт человек и жмёт ему руку, он признаёт его победу. У нас эти эмоциональные дискуссии могут никогда, ни к чему не привести, какие-то наши эпизодические победы в плане глобальных стратегий, глобальных побед будут всегда наивны. Ну, о чём мы говорим? «Не хватает средств на проведение праздника».

Поэтому мне хотелось бы предложить определение патриотизма. У нас тысячелетиями может быть выверено отношение к патриотизму как явлению любви, у нас семья –любовь, у нас Родина – любовь, Бог – любовь, т.е. это высочайшая ценность. И лейтмотивно, культурологически это передавалось и работало всегда, тысячелетиями.

Ну, не было концепции патриотического воспитания в отдельном славянском городе или посёлке. Не было. Приходили басурмане папкам морды бить. Папки брали мечи и делали так, чтобы басурмане больше не приходили, и мальчик, ему был годик или полтора, видел, что надо брать какую-то длинную вещь, типа хворостинки, и тут же гусей гонял. Ему лекции не читали, сама жизнь учила патриотизму.

Таким образом, определения, которые я ввожу, спорные или неспорные, основаны на следующем. Вот семиглагольная связка: спасти, сохранить, укрепить, развить, умножить, не продать, не предать. В нашем обществе сегодня огромное количество функционеров работают на 5 пальцах. Они даже сохраняют, укрепляют и т.д., чтобы потом продать и предать. И получить от этого выгоду.

Отсюда далее идёт следующее определение: почему бы не смотреть на патриотизм как важнейшую ценность, передаваемую по культурной трансляции, воспринимать его как систему общественных отношений. То есть действительно это тот интеллектуальный тюнинг, который приводит то или иное общество к чуду. Японское чудо, корейское чудо, немецкое, американское, русское чудо. Сегодня была встреча с пенсионерами.

Война, разруха, ещё на полях танки железные. Я не думаю, что все танки убрали к первому полёту в космос. Да, оно было – железо войны, лежало где-то там, ржавело. Я ещё помню мальчишки в 70-х годах под Питером в пионерском лагере ходили за грибами. Нам говорили: «Ориентир такой.

Вы доходите до развилочки, а там к сосне фашистская каска прибита». Это в 70-х годах. Мы говорим: при такой разрухе произошёл тюнинг, патриотический тюнинг нации произошёл, скрепы сработали, в тех исторических условиях мы могли и ядерную бомбу сделать, и в космос полететь.

Каковы скрепы сейчас и что является основой патриотической политики сегодня? Вопрос из вопросов. Он звучит, и непонятно, почему он не звучит с позиции власти. Да, грубо скажу. Игра в патриотизм идёт практически на всей территории России.
Почему? Могу сказать, потому что анализирую это явление очень давно, с 1998 г. Для того, чтобы заработали эти регулярные пятилетние программы, правительство принимает каждую пятилетку программу патриотического воспитания граждан РФ, и каждую пятилетку выделяет средства на её реализацию на областном и федеральном уровнях.

Коллега из соседнего региона рассказывал. Для того, чтобы в их области заработал координационный центр, который увязывал бы эти программы, ему пришлось 5 лет собирать подписи. То есть ему лично пришлось собрать огромное количество подписей для того, чтобы выполнили постановление правительства РФ. Далее. Он просто приехал в Роспатриотцентр и сказал: «Знаете, у нас идёт саботаж федеральных программ патриотического воспитания». Его спросили: «Ну, как такое возможно?»

Затем подумав, решили: «Мы сделаем нормально. Мы вашего руководителя региона
обнимем». Как они обняли? Они назначили проведение заключительного Всероссийского фестиваля патриотической песни в этом регионе. Они приехали туда и говорят главе региона: « Ну Вы молодец, ну Вы патриот! Вы, наверное, лично ведёте заседания координационного совета?» А он даже не слышал, что за совет, какой совет он должен вести. Он провёл первое заседание и больше там не появлялся. Поэтому я смело говорю: «Идёт игра в патриотизм на уровне политических технологий. А по большому счёту – в плане геополитики».

Я сужу о мире так. Есть безнадёжно созданный (может, оправданно созданный) объективный мир велосипедистов, активных людей, которые не могут крутить педали, не достигая чего-либо, не выдвигая каких-либо аннексий: культурную аннексию, экономическую аннексию, военно-техническую аннексию. Они утрачивают свою сущность, если они куда-то не лезут. И есть мир стабильный. Мир камней. Мир стабильности, созерцательности. Этому камню никуда не надо лезть, вот его
Родина здесь, его когда-то здесь поставили, вокруг поля, они дают ему энергию, небо и т.д.

Но мир-то диффузийно работает, велосипедисты куда-то лезут и натыкаются на камни, ломая свои велосипеды. Если не находить механизмы, культурные в первую очередь, чтобы выстроить красиво дорожки, по которым бы ехали велосипедисты, толку никакого не будет.

Поэтому у нас на Урале, начиная с 2012 г., есть большая инициатива. Я работаю в «Уральском рабочем», где взяли и провозгласили движение «Екатеринбург – всемирная книжная столица». На сайте «Уральского рабочего» начинаем писать проект. Большой евразийский книжный конгресс, евразийская гуманитарная техническая книжная ассамблея. Это важно, это нужно. А главное – возможно. У Екатеринбурга есть интересное начало, сакральное, если можно так сказать. И образ свой, неповторимый: книжный разворот, в котором левая страница – Европа, правая – Азия. И делается это не для того, чтобы создать на Урале, большую книжную помойку, а для того, чтобы открыть вообще новую технологию.

Новая технология, о которой мы говорим, это кибернетика смысла. Управление смыслами архиважно, предтечи для современного управления смыслами есть. Есть основы генетические, гноселогические, менеджмент. Самое главное, что мы вошли в эпоху смысловых войн. А смысловая война, пожалуйста, идет на Украине. За год была приватизирована полиграфическая отрасль. Грамотеи запустили нужные книги.

Народ запрыгал с какими-то речёвками. Я сам с Украины, я там родился, у меня там родственники. Я смотрю на эту бесовщину: ну как не похлопать такому гроссмейстеру. Все смыслы перевёрнуты.

Я утрирую, конечно. Мы не должны оставаться абсолютными камнями, а, наверное, где-то приобретать велосипед.

Наше культурное движение внутри себя и вне себя должно быть ощутимо в мире. В связи с этим представляется интересным опыт коллег-общественников из «Отечества». Организуют празднования Дня Державы, причём уже много лет. Каков смысл? Каков мотив движения? Патриотические переживания с опорой на православие, желание изменить текущие обстоятельства, жажда просвещения масс. Это внутренний посыл. А
кто эти люди? Энтузиасты, бессеребренники, по-нашему, велосипедисты. Они реализуют своё сущностное начало – стремление к благородной деятельности.

Важно то, что они нашли культурный механизм (повод), с помощью которого им удалось выстроить красиво велосипедные дорожки в мире камней. Так вот, благодаря этим самым велосипедным дорожкам праздник проводится в Екатеринбурге и за его пределами без малого почти 20 лет. И вплоть до 2011 г. устраивался на безвозмездной основе. Это положительный пример. Мы должны его поддерживать, а для себя из подобных практик брать самое ценное.

(опубликовано в сборнике статей «Основы самостояния России».
Общество русской культуры "Отечество".
Екатеринбург, 2016 год

Ответственный за выпуск: Г. П. Юхно.
Редактор: Б. И. Пинаев.
Компьютерная верстка: П. А. Петухов).