Ч. 1 Благородство и подлость

Владимир Врубель
Это произошло в начале девятнадцатого века во время наполеоновских войн. Опытный моряк и охотник на тюленей американец Чарльз Барнард в 1812 году заключил с нью-йоркской торговой компанией «Джон Б. Мюррей и сын» договор об отправке охотничьей экспедиции на Фолклендские острова.

По договору компания приобретала судно, которое одобрит Барнард, оснастит судно всем необходимым оборудованием, провизией. Взамен она получит 52 % выручки от продажи всех добытых шкур тюленей и вытопленного жира.

Компания «Джон Б. Мюррей и сын» приобрела двухмачтовый бриг «Нанина», который осмотрел капитан Барнард  и остался им доволен.

Водоизмещение брига - 132 тонны, это меньше, чем у современного речного трамвайчика, а Барнард и его экипаж собирались отправиться в полярные воды. Отчаянно смелыми были моряки того времени!

Пока компания занималась оборудованием брига и погрузкой на него охотничьих припасов и продовольствия, Барнард набирал команду и охотников.

На бриг погрузили и каркас охотничьего бота водоизмещением 10 тонн. Барнард планировал собрать бот на берегу, а затем использовать его для охоты на тюленей.

Бриг, нагруженный первыми добытыми шкурами и жиром, он собирался отправить под командой своего отца, Валентина Барнарда, в Нью-Йорк.

Пока отец будет продавать добычу, Барнард планировал продолжить охоту на  тюленей.

«Нанина» была готова к плаванию 6 апреля 1812 года. В тот день Барнард узнал,  что по слухам  Конгресс США собирается объявить войну Англии. Чарльз понял, что правительство могло мобилизовать все суда в гаванях и водах Соединённых Штатов.
 
Это рушило все его планы. К счастью для него, власти Нью-Йорка ещё не получили официального уведомления об объявлении войны.

Барнард заторопился поскорее оставить Нью-Йорк и направился к островам Зелёного Мыса, чтобы там запастись водой и солью, которой требовалось большое количество для сохранения добытых шкур.

Экипаж брига насчитывал всего лишь двенадцать человек. Они прибыли в Бонависту через тридцать пять суток плавания. Там погрузили соль, налились, как говорят моряки, свежей водой, запаслись свиньями, козами, птицей и овощами и направились к Фолклендским островам.

7 сентября «Нанина» бросила якорь в гавани Хукера на Новом острове. По прибытии команда занялась строительством охотничьего бота, каркас которого вытащили из трюма. Его назвали «Юная Нанина».

Барнард с охотничьей партией на боте пошёл к островам Джейсон, где оставил нескольких охотников, снабдив их припасами и провизией на шесть недель, а сам вернулся к «Нанине». Острова Джейсон находились на расстоянии тридцати миль от места стоянки брига.

3 января 1813 года в бухту пришло китобойное судно «Хоуп». Его капитан доставил экипажу письма от семей и друзей, а главное, сообщил, что между США и Англией официально объявлена война.

В письме, полученном капитаном «Нанины» от главы компании Джона Мюррея, содержалось требование немедленно вернуться с бригом в США. В случае невозвращения договор будет считаться расторгнутым, поскольку Новый остров часто посещают английские китобои, у которых может быть разрешение вести каперскую войну.

Барнард забрал охотников с островов Джейсон и перевёл бриг в бухту Малун. Она была скрыта высокими холмами со стороны моря, обеспечивала безопасность от штормов.

В гавани экипаж разоружил бриг: сняли с судна все снасти и рангоут, которые убрали на берег для защиты от непогоды. Барнард принял решение провести в бухте  год, надеясь, что за это время боевые действия прекратятся.

Возвращаться в Нью-Йорк он посчитал опасным, бриг могли в пути перехватить британские корабли, а жизнь в английской тюрьме никого из экипажа не прельщала.

Он перепроверил запасы продовольствия и решил, что их вполне хватит на год. По согласованию с моряками капитан уменьшил хлебную порцию до трёх с половиной фунтов в день.

В апреле Барнард и его экипаж увидели столбы чёрного дыма в направлении островов Анакан. Обсудив, пришли к выводу, что это сигнал бедствия. Посовещавшись с экипажем, Барнард отправился на выручку терпящим бедствие.

Сначала они посетили бухту Джек на острове Игл. Там услышали выстрелы, которые означали сигнал бедствия.

Обходя остров, американцы наткнулись на английских моряков. Барнард обнаружил на острове 44 человека, в том числе 13 морских пехотинцев, восемь женщин и двоих детей,
 
выживших после крушения судна «Изабелла», которое разбилось там о камни 9 февраля 1813 года при переходе из Порт-Джексона в Новом Южном Уэльсе в Лондон. Экипажу и пассажирам повезло, что никто не погиб.

Им удалось спасти часть провизии, но она уже подходила к концу. Потерпевшие крушение встретили американцев радостными криками и объятьями.

Они рассказали, что капитан Хигстон, два офицера и три матроса в поисках помощи отправились на вельботе «Изабеллы» в Рио де ла Плата, а это ни много, ни мало 1000 миль.

Ещё четыре британских моряка пошли на  второй шлюпке осматривать другие острова Фолклендского архипелага в поисках возможности спасения.

Барнард предложил англичанам переправить всех в какой-нибудь порт Южной Америки на своём бриге «Нанина». Для этого составили письменное соглашение. При этом Барнард предупредил о том, что Великобритания и Соединенные Штаты находятся в состоянии войны.

Он добавил, что это обстоятельство, как он надеется, не повлияет на дружественные отношения между двумя сторонами. После обсуждения обе стороны соглашение подписали.
 
Затем Барнард взял четырех членов своей команды и 20 потерпевших кораблекрушение на борт охотничьего бота и 8 апреля отправился в плавание к «Нанине» с намерением доставить ее к острову Спидвелл, чтобы погрузить на борт брига остальную часть команды и пассажиров «Изабеллы».
 
В Фолклендском проливе он нашел четверых моряков из экипажа  «Изабеллы», которые ушли на второй шлюпке, принял их на борт, но плохая погода вынудила его встать на якорь в Порт-Эдгаре, откуда он повел группу из 18 человек через остров к «Нанине».

Затем Чарльз Барнард вернулся на бот и через четыре дня сумел обогнуть мыс Мередит, но был вынужден укрыться в бухте Порт-Стивенсе. Зайдя на остров Уэдделл за запасом диких гусей и свиней, Барнард, наконец, добрался до «Нанины».
 
14 мая бот отправили обратно на остров Спидвелл, чтобы вернуть оставшихся в живых с «Изабеллы», а также такой груз или другие предметы с места крушения, которые два охотника из американского экипажа Фаннинг и Хантер, оставленные там для этой цели, могли выбрать.

Тем временем Барнард перевел «Нанину» к первоначальной стоянке у Нового острова.
В хижине, которую построили американцы, разместили женщин и детей.

Перспектива переправить такую большую группу в Южную Америку на «Нанине» заставила заняться заготовкой провизии для путешествия.
 
Барнард,  охотники Джейкоб Грин, Сэмюэл Ансель, и два англичанина с «Изабеллы», Джозеф Олбрук и Джеймс Лаудер, отправились 10 июня на маленькой лодке на остров Бивер, чтобы добыть диких свиней.
 
К своему ужасу, вернувшись на Новый Остров, они обнаружили, что «Нанина» исчезла, не оставив после себя ничего, даже записки.
 
Как потом выяснилось, шесть моряков во главе с капитаном «Изабеллы» совершили подвиг: за 36 суток на вельботе длиной около пяти метров они дошли по бурному океану до Буэнос-Айреса и сообщили о случившемся несчастье английскому военно-морскому командованию.
 
Получив сведения о происшествии, капитан Хейвуд, командир корабля «Нерей», приказал лейтенанту Уильяму Д'Аранда, командиру военного брига «Нэнси», забрать капитана «Изабеллы», чтобы тот показал ему место крушения, и следовать для спасения людей.

Придя к месту, где находились спасшиеся с «Изабеллы», забрав их на бриг, лейтенант захватил в качестве военного приза и «Нанину» (ему и команде полагались за американский бриг деньги), а также всё имущество американцев.
 
После этого бриг «Нэнси» и «Нанина» с английской командой покинули остров, оставив Барнарда и его спутников на произвол судьбы. Искать их не стали.

Никто из англичан, спасённых Барнардом, не вступился за американцев и не пристыдил командира «Нэнси» за его подлый поступок.

Все оказались подлецами.

О том, что было дальше, Барнард написал книгу, но издал её спустя много лет.
Он объяснил это так:

«Повествование, представленное сейчас публике, до сих пор задерживалось из-за нежелания, которое я испытывал, выступать в качестве автора, разоблачающего варварство и неблагодарность капитана, офицеров, команды и пассажиров британского корабля «Изабелла»,

которые жестоко бросили меня и моих людей, оставив нас в той же ужасной ситуации, из которой сами были освобождены.
 
Их кости могли бы побелеть под штормами, воющими над пустынными и негостеприимными берегами острова Игл, если бы я не предоставил им возможность спастись от столь ужасной, но почти неизбежной судьбы».

Продолжение http://proza.ru/2024/03/24/918

На фотографии: Новый остров