Проверка в студию при Ансамбле танца Украины

Зосим Цыбульский
Экзамен в студию Вирского 1974 год.

Из тетради мемуаров того времени Владимира Онищенко.

Так получилось, на период моей срочной службы в 1972 году, - я оказался в Казахстане. Призываясь в ряды Вооружённых сил с территории Краснодарского края, со станицы Бородинской. Поневоле, а может по велению Судьбы оказался в Казахстане, вначале в Целинограде, а затем в Алма-Ате.

Всё по порядку…

Немного предыстории из моих мемуарных записей.
Будучи на гражданке и имея на руках повестку в военкомат, от 18 мая 1972 года, - я обязан был своевременно явиться для ознакомления моих дальнейших действий. Но днём раньше состоялся концерт самодеятельности, в которой я, в качестве плясуна (танцора) выступил на сцене Дворца культуры города Приморско-Ахтарска. Все зрители, в том числе и я, остались довольными…                Вручение грамоты за исполнения индивидуального танцевального народного танца меня порадовало, что я забыл про повестку и что очень было важно подстричься на гола и только на следующий день вспомнилось чего я не сделал… Моя шевелюра мне нравилась из-за ней то и оказались мои неприятности, спустя время.
 
В военкомате меня обругали, не смотря на мои оправдания, просили незамедлительно подстричься в течение одного часу, что я и сделал в последствии, но до того, - я схамил и облаял всякими словечками военкома (он оказался начальником Приморско-Ахтарского военкомата…) Назвав его жирной свиньёй (оно того стоил) на что он незамедлительно отреагировал простой фразой, - ты у меня послужишь три годика в подводниках… 
Ну, я признался ему, что с зубами у меня проблемы, да и у меня есть приглашение в две другие воинские части для прохождения воинской службы в военных Ансамблях песни и пляски, - показав ему вызовы на фирменном бланке с печатями и росписями начальства Ансамбля!..
(Ансамбль песни и пляски КОДВО – Краснознамённый Одесский Военный Округ. г. Одесса и в «Ансамбль песни и пляски КСАВО - Краснознамённый Северо-Кавказский Военный Округ. г. Ростов)
 
Прибыв  на сборочный пункт в город Краснодар, как потом оказалось, меня и ещё одного моего станичного одногодку, переименовав код распределения, спустя сутки, посадили на поезд.
Немного  о том, как и что, происходило дальше…

Опущу ту часть описания, когда мы, всем эшелоном, спустя трое суток, на четвёртый день под утро, оказались в Целинограде Каз. ССР.

Месячный, так называемый карантин (в тридцати км., от Целинограда) политзанятия, стрельба из калаша, физподготовка, кидание боевых гранат из-за укрытия (всего один раз показывал нам командир как надо обращаться с гранатой, - кинул, но был на понтах, - не успел во время прыгнуть в окоп, - как ему осколком оторвало мизинец на правой ноге) затем «посиделки» в погребке в противогазах и спустя 30 дней нас всех расформировали по воинским частям всего Казахстана.
Мне и нескольким новобранцам повезло (могли и на вышку отправить, осужденных на зоне охранять) - оказались в Целинограде, - принялись за службу в качестве охранника планового и не планового караула.

(я рад, что, благодаря, коротким выступлениям на период карантина, - танцев и вокала, - нас заметил наш командир и, с его лёгкой руки нас троих, меня танцора и двое вокалистов, - из карантина направили в Целиноград для прохождения последующей срочной военной службы…)
Ещё опущу несколько месяцев армейской службы, и направлю свои усилия для описания, как я, спустя время, оказался в Киеве на приёмных экзаменах в студию Государственного Ансамбля танца УССР под руководством П. Вирского. Как я появился в Киеве? Экзамены, впечатления и события и всего, что тогда, в 1974 году, происходили со мной...

В это время, в воинской части Целинограда, где мне предназначалось нести воинскую службу уже была художественная самодеятельность, были танцоры, вокалисты, трубачи и один был, как потом выяснилось – профессиональный цирковой воздушный гимнаст (помнится до сегодня, - кистью мог раздавить бутылку и диспропорция тела, торс визуально был не пропорционален нижним конечностям от бедра, как-то вытянут, с длиннющими руками и внушительными по размеру – кистями рук)
Спустя 5 или 6 месяцев, наш командир, нас предупредил, что хочет несколько человек отправить в Алма – Ату в Ансамбль песни и пляски ВВ МВД по Каз., и Киргиз. ССР для проверки, а в дальнейшем, кого возьмут, будут проходить последующую службу в военном Ансамбле Алма-Аты!..
За это время от командования в/ч, я уже имел словесные поощрения, грамоты и отпуск в количестве 10 суток + 9 суток на проезд к дому, от куда я призвался. В тот момент отпуск  использовать я не мог, потому, как надо было прослужить минимум 6 месяцев, чтобы я мог его использовать.

Помнится эпизод, когда я прибыл в воинскую часть, города Алма – Ата, в Ансамбль песни и пляски ВВ МВД… Встретили меня танцоры прямо на плацу, - окружили и спрашивают что умею делать, - сказали, что хотят меня проверить не дожидаясь проверки на базе - ну, не долго думая, я им показал, что умел, три соте, полу пальцы двойной тур вправо в колено, три соте, полу пальцы, двойной тур влево в колено и хотел было повторить, как все загалдели и сказали, что не будет никакой проверки, я принят в группу танцоров Ансамбля.

Немного о тех, с кем приехал из Целинограда.
Коля Полежаев красиво спел, взяли… Ещё один вокалист спел, ну один в один как Полад Бюльбюль оглы, но ему отказали. Востребованным оказался трубач (не вспомню его имени)
Так началась моя служба в Армии в качестве танцора Ансамбля песни и пляски ВВ МВД по Каз. и Киргиз. ССР в городе Алма – Ата.

Коротенькая справка; спустя, и, в период девяти лет, как я отучился в студии при Ансамбле УССР, пришлось поработать два месяца в Москве, в Ансамбле песни и пляски МВД СССР под руководством Вершинина, который был расформирован в Алма-Ате, спустя год, как я демобилизовался.
 
Теперь вторая часть того, что мне хотелось написать о том, как я всё-таки попал в Киев и оказался в студии при Ансамбле Танца УССР.

До, того, как появиться новобранцем в рядах Армии, имел удовольствие танцевать и преподавать классический экзерсис в Ансамбле песни и танца Азовские Зори в городе Приморско-Ахтарска. В тот момент к нам приехал, толи по приглашению, а то случайно известный танцовщик, - великолепный и оригинальный на танцевальную деятельность скромный весельчак Геннадий Станиславович Червяков. Его, как я впоследствии выяснил, - многие знали по Ансамблю КВО (Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Киевского военного округа, а также многие танцоры Вирского знали Геннадия)
(Геннадий, проработав всего 7 месяцев в Ансамбле песни и пляски КВО, был премирован однокомнатной квартирой в Киеве)   
От него, впервые, я узнал о существовании Государственного Ансамбля танца УССР, что находился в Киеве.
Спустя время, Червяков уехал, сделав несколько танцевальных постановок для Ансамбля Азовские Зори, с программой какой мы очень удачно съездили на гастроли по Краснодарскому краю.
Геннадий Станиславович как бы завещал, что я проверюсь в студию при Ансамбле, а там и смогу попасть в Ансамбль,  и напоследок оставил мне свой домашний киевский адрес, заверяя меня, что я смогу жить у него в его собственной квартире. На бумаге из-под сигаретной пачки написал адрес Ансамбля танца и адрес директора студии Василия Петровича Нестеровского.
   
Армейские гастроли продолжались. Ансамбль песни и пляски ВВ МВД из города Алма - Ата продолжались. Мы объехали с выступлениями Казахстан, Киргизию и немного побывали в Узбекистане. Концерты проходили в воинских частях для военных, в Домах культуры для гражданских, и даже для заключённых на вольном поселении…
В переписке с директором студии Василием Петровичем, мне отвечал один из артистов балета Ансамбля танца, это был Леонид Бадрак, - на все вопросы, когда надо приехать для проверки, что надо уметь делать из техники и так далее, - я получал ответы…
Однажды, под конец моей срочной службы пришло письмо, где было указано время просмотра абитуриентов, что надо иметь при себе, как выглядеть, что одеть, как себя вести при собеседовании на предварительном просмотре комиссии. Рассказал, что это очень важно, чтобы потом допустили до экзаменов в два тура.

Ансамбль песни и пляски ВВ МВД, выехали на трёх недельные гастроли по обслуживанию воинских частей севера Казахстана. Я смог договориться, чтобы меня отпустили немного заранее, - так получилось, что приехать на экзамены в Киев, совпало на конец гастролей по стране и, прибыв в расположение своей части в Алма-Ате, проделав всё необходимое для уволенного в запас (спустя несколько дней после объявления приказа на демобилизацию) и получивши денежные средства на дорогу, я удачно прилетел в столицу Украины.

Вот теперь, как бы в третьей своей части мемуарных записей, спустя 50 лет, хочу  немного подробнее, - это главное что я хотел написать, пока при памяти в свои, (без трёх месяцев) 69 лет.
Киев. Я у входа в Филармонию.
Площадь Ленинского комсомола.
Поднимаюсь по ступенькам, - передо мной огромные наружные двери входа в Филармонию, - смотрю на них и начинаю мандражировать, - кто бы этого не проявил, как не я, - со станицы Бородинской в 300 дворов, с далёкого края, где таких дверей сроду вживую не виделось в мои 20 лет, берусь за резную бронзового цвета ручку и пытаюсь открыть…

Помнится, как вчера было…
 
Тяну на себя и открывается, а там следующая дверь, и за стеклом оконцев сказка, которую я не видел, не ощущал в свои - то годы...
- Нет! Страшновато дальше!..
- Нет! не посмею войти!..
Возвращаюсь на ступени, иду прочь…
Дохожу до подземного перехода, останавливаюсь. Вспоминаю, как однослуживцы, с кем протанцевал в военном Ансамбле, меня провожали, как они мне желали удачи, как потом говорили, что я счастливчик, что еду учиться танцевать… Комок в горле… разворачиваюсь и иду к Филармонии, эта же ручка и вторая дверь… На встречу, в дверях женина, уступаю и скромно спрашиваю, - где здесь директор Ансамбля УССР Нестеровский Василий Петрович? (я не знал тогда кто есть кто) она отвечает, что это за углом, - немного подняться к другому зданию. … Знали бы вы, как я это воспринял, как обрадовался, что не попал туда куда нужно?!               
 
Закрыв за собой эту массивную великолепную дверь, - я вновь направился к подземному переходу… И, опять перед глазами однослуживцы и их слова пожелания, напутствия, - да и все мне помогли в воинской части раньше всех остальных уволиться и уехать в Киев, чтобы учиться танцевать…
В голове крутились мысли, - ну, за углом этого здания, так и хорошо, что не тут…
Выхожу и заворачиваю за угол, впереди скромная постройка, хоть и двери высокие, но не такая роскошь…
Прохожу метров десять, - впереди, на крылечке, из дверей выходят молодые люди, приближаются, - смотрю… Девушки такие элегантные, стройные, красивые, в юбочках коротеньких, а рядом пацаны высокие, худощавые красивые и улыбаются все, - о чём-то крикливо говорят… Я иду по направлению двери от куда вышли эти молодые люди… Теперь уж я смелее открываю дверь одну, другую и останавливает меня у порога, не высокого роста, молодой человек Лёша Бадрак и мгновенно вопрос?!
- Вы случайно не с Алма- Аты?
- Да! Отвечаю.
- Ваше фамилия Онищенко?
- Да! Отвечаю.
Это я с вами переписывался, - давайте быстрее, проверка на внешний вид закончилась, - комиссия обедает!
Взял меня за руку и бегом по коридору минуя несколько ступенек, - распахнул двери (это была мужская раздевалка, как потом оказалась) - за столами, придвинутыми стык в стык, сидели люди… (Сейчас могу сказать, кого помню, тогда этого знать не мог… Нестеровский, Баукин, Зайцев, Ахикян, кто ещё был, не припоминаю, но где-то было 7-8 человек за столами.)
Заметил, как многие из них уже ели и что-то пили…

Помнится, как вчера…

- Вы от куда? - Голос из комиссии.
Стоящий в метре за мною из приоткрытой двери, - Лёша - опередил меня…
- Он с Алма-Аты, только что прилетел и добавил в мой адрес чуть тише, - фуражку сними… (что и было сделано в момент лёгкого смеха в комиссии)
В комиссии переглянулись, кто-то выронил фразу, - ну что, парень стройный, - пусть готовится к экзаменам!..
(я был в парадной дембельской солдатской форме ушитой по фигуре)
Лёша вывел меня в фойе, объяснил, что через два часа экзамены, - будь готов! Я ответил, что очень голодный…
… Расспросил меня имею ли я репетиционную форму и есть ли танцевальные кусочки и какие-то трюки показать комиссии? На что я хотел ответить но немного замявшись, - а он продолжил, - иди что-то перекуси и приходи наверх, в зал, найдём тебе форму и кусочек танцевальный разучим.

Я вернулся в зал спустя 25-30 мину, - опрокинув стакан сметаны с двумя кусочками хлеба, - боялся набить желудок перед проверкой…
Оставалось ещё время для разучивания кусочка и ещё для чего-то.
 Все неловкости и моя перепуганность в поисках Ансамбля, где будут происходить приёмные экзамены, с открывание дверей Филармонии и не однократное возвращение от подземного перехода, - воспоминание о моих сослуживцах из Ансамбля ВВ МВД города Алма-Аты, - притупились…      
В окружении меня, как потом я узнал, это были артисты Ансамбля, а не такие, как я, - желающие испытать судьбу - их было несколько, но именно они хотели мне рассказать, растолковать, объяснить, в конце концов, меня приодели в ласины, балетную обувь с мягким носком на босые ноги, белую футболку завязанную узлом на животе (была большого размера) им желалось разучить со мной танцевальный кусочек и вычислить, в конце концов, что я из трюков смогу показать?!               
 

Вот и окончательная часть моей проверки на поступление в студию при Ансамбле танца УССР.

Комиссия расположилась за длинными узкими столами в шеренгу по одну сторону настенных зеркал, а несколько человек из ансамблевых, разместились на балетной лавке по другую сторону зеркал большого балетного зала (на старой базе)

Экзамены.
Из-за боязливости и не уверенности в себе я встал у станка в самом углу зала, рядом с нишей, где располагался трансформаторный рубильник, в метре от входной двери в малый балетный зал Ансамбля.
Мне показалось, глядя на абитуриентов, высоких, стройных, красивых, - я буду не так выделяться там, у станка в самом углу!?
Экзерсис у станка закончился и Зайцев Евгений Васильевич (хоть убей меня – не помню урока у станка) стоя на середине зала, - вытянув впереди себя руку с указательным пальцем, попросил меня подойти к нему…
- Ну и всё, подумалось, на выход полагается…
- Станьте тут! Это оказалось в первой линии прямо перед глазами всего ряда комиссии…
- Я встал…               
После минутного распределения педагога-экзаменатора Евгения Зайцева, - меня окружили все остальные.
Началась середина. Arabesque, удерживания равновесия на одной ноге, saute и так далее… Вот тут я очень себя помню в двух моментах и замечаниях от Зайцева и кого-то из комиссии…
Первое.
Когда требовалось сделать комбинацию с assembl; + saute, то я в прыжке размашисто скакал из стороны сторону, а не на месте в прыжке верх. Меня остановил Евгений Васильевич и попросил сделать, как это должно выглядеть…
Второе.
Замечание это прозвучало из комиссии педагогов сидящих в трёх метрах от линии, где располагались мы.
Зайцев предложил комбинацию; полупальцы - еn tournant вправо два тура, затем полупальцы - еn tournant влево два тура и так требовалось повторить на музыкальную фразу несколько раз...  Когда на четвёртый раз это требовалось, - я сделал, (все остановились) когда требовалось на шестой раз я сделал, когда требовалось сделать комбинацию в восьмой раз (16 или 32 такта(?)) Евгений Васильевич остановил меня и рукою указал мне отойти к станку. Не понимая, что происходит, я глядя, как все стоят и смотрят на меня, - я отошёл и стал у станка. Всё, для меня проверка оказалась печальною, - так думалось…
Евгений Васильевич продолжил урок совсем не долго, за это время 5 человек отошли к станку на противоположную сторону балетного зала, а ко мне всего один проследовал.
Смотрю я на ту сторону и завидую, там высокие красавцы, мускулистые с накаченными икрами, подтянутые балетные парни в лосинах…
Спустя 7-10 минут у станка, куда меня определил Зайцев, оказалось ещё 4 человека, - со мной пять… Нам сказали идти в раздевалку и переодеваться.
Ну вот, что я сообщу (напишу, остались друзья там) своим одно служивым в Алма-Ате, что меньше чем за час меня проверили, ни потребовавши танцевального кусочка, ни техники… А что дома расскажу, когда вернусь в свою станицу, к своим папе и маме? – Ну, хоть есть у меня новость и не одна, - порадую их… - Мне, 7 дней тому назад исполнилось 20 лет, демобилизовался, да и ещё подали мы в ЗАГС заявления с моей знакомой из Алма-Аты, - распишемся после того, как я побываю у себя дома в станице…
Сидим молча в раздевалке мужской… Открылась дверь, заходит кто-то из танцоров Ансамбля и говорит;
- Ну, для вас закончилось всё, - вас приняли с первого тура, езжайте по домам, с первого сентября на занятия, - до свидание! Сразу в это поверить было не возможно, это шутка?
Спустя время, выяснилось, - это правда, по домам, а с первого сентября на учёбу.
Вот так получилось…
Демобилизовался, 20 лет, поступил в студию при Ансамбле танца УССР, женился (можно сказать) еду домой, никого не предупредив.
Такое бывает, наверное, в жизни, в 20 лет!?
*
Из мемуаров Владимира Онищенко
Ещё много записей на тот период надо разобрать, как моя мечта попасть в Ансамбль танца Украины, спустя 9 лет, таки осуществилась…
Правда много чего произойдёт, но это погодя!..
p. s.               
Пытался расшифровать некоторые строчки, слова, написанные не разборчивым своим подчерком, вроде всё верно, ну за некоторым исключением… 
Отредактировано и записано в 2024 году.