прошлое и настоящее 2ч

Владимир Крылов 2
 Пассажирский поезд ехал к Москве.
 На нижнем месте   плацкартного  вагона , возле окна сидел юноша  окончивший среднюю школу с одной четверкой по пению и ехавший теперь поступать в институт, в столицу .
  На вокзале родного городка его провожали родители. Мама  юноши давала последние наставления, отец кивком головы соглашался с ними. Билеты специально были куплены на вечерний поезд, что бы  через сутки поезд  прибыл утром.
   Одет он был чисто и опрятно. Рубашка , брюки, рядом висела спортивного покроя курточка. На столике перед ним лежали три книжки в аккуратной обертке из газет. Время от времени он брал какую-нибудь из книг и час полтора читал ее, затем откладывал книгу и с интересом смотрел в окно на мелькающие вблизи от полотна железной дороги деревья и открывающийся за ними вид на поля. Они казалось  были одним бесконечным ,большим полем  до самого горизонта, мимо которого  будешь ехать  ехать и никогда не проедешь.
  Молодой человек поймал себя на мысли , что ему нравиться этот меняющийся за окном пейзаж.  Проезжая по железнодорожному мосту через речку, он в плотную прислонился к оконному стеклу и с любопытством смотрел вниз , пытаясь определить расстояние до воды.
       Он в первые уезжал на поезде так далеко от дома.
Эта временная перемена  обстановки  ему нравилась. Ему интересно было ехать.  Нравился перестук колес, нравилась атмосфера в вагоне. В вагоне постоянно что-то происходило.
    При посадке, пассажиры  вошедшие в вагон и двигаясь в поиске своего места,  коленями  жестко пинали впереди себя свои  тяжелые баулы и чемоданы с гостинцами для городских родственников. Продвигаясь по  узкому проходу  вдоль вагона,  громко сообщали всем номер посадочного  места,  сравнивали его с номером в билете и перемещались дальше ища свое .
   Добравшись до  места и распихав  свои вещи, тяжело присаживались отдыхать от посадки. Немного отдышавшись начинали осматриваться  и оценивать тех, кто мог оказаться соседом.  Больше всего всех и всегда беспокоил один вопрос, поедет ли в вагоне кормящая мать с грудным ребенком.
  Переодевшись  после отправления поезда, граждане непрерывно  начинали ходили по вагону вперед и назад в  одинаковых тренировочных костюмах  с полотенцем на плече и с зубной пастой  в руке. 
   Натыкаясь на идущего на встречу, они интеллигентно, независимо от своего статуса с извинениями уступали  друг другу узкий проход  присаживаясь на подушку бокового места, которое уже некоторые пассажиры успевали разобрать, а кое-кто и прилечь. 
    При посадке на вокзале, у вагона , билеты  проверял строгий проводник.  Это был мужчина около пенсионного возраста, чуть ниже среднего роста , сухой , в униформе железнодорожника. На его голове была фуражка с кокардой ремесленного училища.  Не ровно подстриженные усы говорили о том ,что он холост.
   На задаваемые вопросы отвечал скупо, односложно, стараясь не в ступать разговоры. Когда поезд отьехал  уже довольно далеко от вокзала, он же  предлагал чай всем желающим и потом разносил его по вагону.  Чай по  инструкции  предлагался  как утром так и вечером.
   За чаепитием, пассажиры знакомились,  угощались, болтали  и  сплетничали рассказывая истории  супружеских измен  из жизни своих знакомых или травили анекдоты.
 Стук колес , покачивание вагона , мелькающие виды из окна, все это усиливало эмоциональное восприятие честного разговора. Этот фон цыганского табора , не вольно побуждал даже тех кто не хотел слушать прислушиваться,  а кто не хотел смеяться, тайно усмехались.

- Чай, кто желает чай? - предложил  утром проходящий по вагону проводник.
- А что-нибудь покрепче?- явно с подвохом спросил сидевший напротив молодого человека также у окна мужчина, натянув на свое красное лицо  улыбку.
- Попрошу не хулиганить — не оценил проводник — так будете или нет ? - сурово переспросил он.
- Будем. Несите четыре, для всех,  я плачу
- Ой  нет, не надо, спасибо большое — запротестовала девушка сидевшая рядом с мужчиной ближе к проходу .— Я сама заплачу.
- Ну что вы девушка , это же от чистого сердца. Кстати, давайте познакомимся. Валерий Александрович, а вас? — он протянул руку.
- Надя
- Надежда — повторил он пожимая ее ладошку — очень приятно.
- И мне
Она скромно опустила глаза и тихо  ответила ему.
- А вас как  звать? - Обратился он к молодому человеку.
- Сергей.
- Валерий Александрович,  очень приятно.
- Взаимно.
Они пожали руки.
- Ого , сильная у вас рука Сережа ! - искренне удивился Валерий Александрович.
- Люблю физкультуру
- Это хорошо . Как говорится в  движении жизнь! А  то некоторые выпивают — он щелкнул себя по горлу — а потом болезни разные. Я правильно говорю Надежда?
Его взгляд на нее можно было понять так , будто это она болеет.
- Правильно.  Алкоголизм это плохо — ответила она рассматривая его лицо.
На эти слова трудно было возразить. Валерий Александрович знал про это не понаслышке.
- С чаем кажется я ошибся , втроем  попьем чай — сказал он взглядом показав на спящую женщину, желая  сменить тему.
  На верхней полке спала женщина  которая села в поезд ночью на последней остановке, когда все пассажиры спали.
  Движение поезда заметно замедлилось и сразу же ускорилось. Лязгнула сцепка вагонов  пройдя волной от первого вагона до последнего. От образовавшегося толчка, пассажиров качнуло. Дама на верхней полке во сне  что-то пробормотав  перевернулась на другой бок и захрапела.
- Кто просил чай? -  По вагону покачиваясь от качки, и упираясь иногда локтями в стенки боковых мест, разносил стаканы с чаем проводник. Он ловко маневрировал между спящими и сидящими пассажирами. В одном месте прямо перед ним свешивалась богатырская ладонь как у Ильи Муромца. Едва он миновал ее, как  перед ним резко высунулась из под казенного одеяла мужская, мозолистая ступня сорок шестого размера, с когтями канадского орлана. Хладнокровно защитив стаканы с чаем, он не повел и усом.  Обогнув  ступню, проводник увидел как ему  махали из ближайшего купе.
- Сюда сюда, мы просили — Валерий Александрович жестом руки поманил его.
- Вот , осталось три — поставил чай на столик продравшийся к ним проводник -  но я помню вы просили четыре. Занесу со следующими.  С вас 30 копеек гражданин.
- Четвертого чая не надо, четвертый пока — он замялся и чуть не сказал другое, но сказал — спит.
  Расплатившись за чай новый знакомый Сергея и Надежды достал свою сумку и стал выкладывать из  нее конфеты, несколько вареных яиц и бутерброды. Самодовольно осмотрел сервированный стол  и  гостеприимно пригласил к нему.
- Прошу к столу  молодежь. Угощайтесь. Мне тут на дорогу надавали, есть чем угостить вас. Будьте  как дома , смелее!
 Поглядывая друг на друга , ребята робко придвинулись к столу с угощением. Не испытывая  большого желания принять участия в чаепитии, они тем не менее отпили немного чай и  взяли по бутерброду.
-  Закусывайте закусывайте — стал подбадривать их Валерий Александрович.
  Однако это подбадривание подействовало обратным образом. Едва Сергей и Надя стали привыкать к этой обстановки, как эти его слова вызвали у них нехорошую ассоциацию.  Мысли которые появились на их лицах прочитал Валерий Александрович.
-  Друзья мои я не такой как вы обо мне подумали. Вы подумали, что я пьяница?
- А вы  что, нет?  - спросила удивленно Надя.
- Нет Наденька, я не пьянь — засмеялся он совсем не обидевшись — я врач.
- Я тоже подумал что вы злоупотребляете — сказал Сергей.
- Да  врач.  Я как раз лечу людей от этой зависимости.
Работаю в Москве, в диспансере,   наркологическом диспансере — уточнил он.
- Аааа , вот как ,а по лицу не скажешь — Надя улыбнулась.
- Да,  не скажешь , что вы  врач — удивился Сергей.
- У меня  давление скачет , сердечко знаете ли, таблетки принимаю.
 В купе воцарилась дружелюбная и миролюбивая атмосфера. Не испытывая больше ни каких подозрений в отношении Валерия Александровича, молодые люди чувствовали себя свободно, раскованно и стали обмениваться отдельными фразами. Хоть между Сергеем и Надей не было официального знакомства, однако общение между ними стало простым и доверительным. Они  тайком рассматривали друг дружку, отмечая где-то в себе все положительные и отрицательные черты другого.
  Выпив чай и доев последний бутерброд с яйцом, Валерий Александрович  на правах инициатора чаепития собрался прибраться на столе, но Надежда быстренько поднялась и не принимая возражений взяла на себя уборку стола после еды. Сметая крошки , собирая яичную скорлупу и обертку от бутербродов, она чувствовала на себе одобрительные взгляды мужчин.
 Собрав все в пакет, она в растерянности посмотрела по сторонам ища куда его выбросить.
- Контейнер для мусора у них в конце вагона, рядом с туалетом — подсказал Сергей.
Девушка кивнула головой и вышла.
- В Москву учиться? - спросил Сергея  Валерий Александрович
- Да буду поступать в институт.
- В какой именно, если не секрет?
- Окончательно еще не определился, или университет или технический.
- В медицинский не хочешь? Благородная профессия, людей лечить. Я вот с детства хотел.
-Вы хотели с детства алкоголиков лечить? -  спросил Сергей.
- Нет конечно — улыбнулся Валерий Александрович — это уже в медицинском я решил, что буду спасать этих людей. Уж очень много кругом их.   Хочу сделать мир лучше — с пафосом по театральному произнес он последнею фразу.
 -   И  я хочу, что бы стало лучше  всем, не только вашим больным.   Но не врачи смогут  вылечить  алкоголиков.
 В проходе началось какое-то оживление и это привлекло внимание и прервало разговор. Сергей смотрел на быстро проходящих мимо  пассажиров не понимая почему они так забегали.
- Туалет, сейчас закроют туалет а там и умывальник  — обьяснил причину суеты Валерий Александрович заметив удивление Сергей — скоро станция. Могут не успеть. Так всегда делают, что бы поезд не оставлял следы. Ты же первый раз едешь, ну вот теперь будешь знать.
Выбросив мусор, в купе вернулась Надя.
- Стоянка будет полчаса — сообщила она.
- Прекрасно, можно будет пойти прогуляться. Ноги размять. Сергей а почему ты думаешь ,что моих больных не возможно вылечить?
- Потому,  что это зависимость, а зависимость можно вылечить исключительно другой зависимостью!
- Интересно какой, уж не наркотиками?
- Нет не наркотиками. Вам не приходило на ум , что труд это также зависимость. Трудоголики.  Они работают много совершенно добровольно. Они увлечены своей работой, их никто не заставляет. Дайте людям возможность заниматься тем, что они хотят и алкоголики пропадут сами по себе.
- А кто же им сейчас не дает работать? Иди  работай пожалуйста,  фабрики, заводы , стройки в конце концов. Рабочие руки у нас в стране везде нужны, безработицы нет — заинтересовался темой Валерий Александрович.
- Я не про эту работу говорю, про другую. Там где вы сказали,  работают с восьми утра до семнадцати, и домой. Придут, поедят и во двор. Женщины сядут на лавочку и обсуждают соседок, кто да с кем,  а мужики в домино гонять. Там же возле стола и пиво, и еще могут вина  выпить, или даже водки.  Вот так доктор возле стола в домино, люди вашей болезнью и заражаются. А на фабрики и заводы идут работать от безысходности и делают там не то , что хотели бы , а то, что где-то там решили.   Ширпотреб делают. Слово то  какое-то противное.  На ту зарплату которую там платят  нормально жить нельзя, тянут от зарплаты до зарплаты.  Даже начальство. Я у себя в городке это заметил. А на    качественное и модное дефицит. Была бы у людей возможность не в домино долбить на весь двор , а делать что-то свое , вот тогда бы и алкашей  и  дефицита не было бы.
- У нас  в стране социализм Сергей, а то что ты говоришь почти капитализм.
- Причем здесь социализм или капитализм!? Я не против социализма.  Бесплатное  обучение, детсад, кружки разные, от фабрики у нас  на районе пятиэтажку построили. Дали квартиру за так знакомым нашим, они переехали,  лечение  тоже бесплатное, в том числе и этих ваших  больных, это все хорошо, но жизнь  то вроде как по шаблону.  Ничего кроме шаблона нельзя. Каждый день примерно одно и тоже. Рядом с нами ,через дом на нашей улице живет тетя Рая. Так вот она портниха. Работает на фабрике,  а после работы или по выходным шила халаты. Сначала себе шила , потом родственникам , всем  кто видел очень эти халаты нравились.  Стали приходить другие женщины, заказывать.  Каждой  шила по ее фигуре и желанию , а на фабрике так не шьют, там по размеру. Желающих стало много, ей понадобились помощницы.  В общем все были довольны. А однажды  вызвали в милицию , поговорили, предупредили , хорошо  еще ,что жена начальника тоже в халате  от тети Раи дома ходит,  и все, тетя Рая после того как ей чуть дело не сшили , перестала  халаты шить.   Другой случай.  У моего приятеля Витьки, отец  радиолюбитель.  Сам собрал такооое! Что за многие километры с другим радиолюбителем запросто разговаривает! Голос америки  легко принимает и почти без помех.  Мы с ребятами музыку слушали.  Такой аппаратуры в магазинах нет. В один прекрасный день пришли и все забрали.  Витькин отец стал вечерами в домино играть и пиво с воблой  пить. Им что жалко было , что они шили и паяли ?  То то.
-  Юношеский максимализм — подумал Валерий Александрович — молодёже  всегда хочется изменить мир к лучшему, хочется того чего они и сами не знают. В принципе он прав. Тема опасная, можно наломать дров.
 -Понятно. Вот ты говорил тоже хотел бы сделать для всех мир к лучшему, а как?
- Это  только через науку. Если коротко,  то наука способствует прогрессу. Научные открытия в производства, вот в общем  и все.
- Любопытно. Ты следовательно будешь заниматься научной деятельностью?
- Скорее всего  да.
  В купе стало тихо. Сказанное Сергеем было  справедливо, но продолжать разговор на эту тему никому не хотелось.
 Поезд остановился.  Проход между боковыми местами и купешками стал быстро заполняться желающими прогуляться по перрону,  просто  выйти из вагона постоять  или купить что-нибудь в буфете.
-  Пойдемте прогуляемся, разомнем ноги. Наверняка есть на вокзале буфет, купим по мороженному, а Надежда как смотришь на мороженное?
-  Хорошо смотрю  - так же в   шутливом тоне  она ответила ему.
-   Я тоже с вами — Сергей поднялся со своего места.
  Уже готовая выйти  в проход Надя задержалась и обернулась. Их взгляды встретились.

  Это была последняя остановка перед Москвой. Большая часть пассажиров пошла спортивным  шагом, стараясь опередить других и быть в числе первых покупателей, в помещении вокзала, в буфете.
  Быстро образовавшуюся очередь обслуживала одна единственная буфетчица. Заняв место в очереди и простояв без движения пару минут пассажиры  начали нервничать, им казалось, что буфетчица работает слишком медленно и для них не останется времени на покупку.
  Из глубины очереди, самые нервные стали  напирали на тех кто стоял перед ними и покрикивали на тех у кого подошел черед покупать, а в ответ они слышали раздраженную  нецензурную речь, в которой их посылали и просили не мешать делать заказ,  иначе они вообще на зло всем заказывать ничего не будут.  Время стоянки шло. Назревал неуправляемый хаос. Самыми хладнокровными были те, кто стоял в конце очереди. Мужчина который был последним, набрав полную грудь воздуха , вдруг громко  крикнул в толпу : - Поезд тронулся!  -  клич  достиг нужного результата.  Сквозь разбегающуюся очередь он подошел к буфетчице и попросил три бутылки пива   без сдачи.
  Стоявшие возле вагона Сергей, Надя и Валерий Александрович, с удивление смотрели на выбегающих из здания вокзала людей.
- Что-то там случилось — предположил Сергей.
- Неужто пожар — с беспокойством Надя посмотрела на попутчиков ища защиты .
- Никакой не пожар — трезво оценил ситуацию Валерий Александрович -  время стоянки скоро закончиться. Бояться поезд без них уедет. Вот и помчались. Пойдемте ребята в вагон, а то сейчас добегут и будет толчея  на посадке.

   Поезд медленно вкатывался в здание вокзала. На перроне уже стояли встречающие. Пассажиры припавшие к окнам высматривали тех, кто пришел их встречать.
- Тебя встречают? - обратился  к Наде Сергей.
 За то небольшое время которое они общались во время поездки , они незаметно  для себя перешли в разговоре на  ты.
- Да , встречают.  Моя тетя, мамина сестра.
- Всё прибыли — сообщил Валерий Александрович почувствовав остановку поезда.
- А тебя Сереж  встретят? -  Надя посмотрела ему в глаза.
- Нет. Дали адрес родственников и номер телефона. Сам доберусь.
 Сергей хотел еще добавить ,что Надя ему понравилась. Нет,  это было бы не признание в любви, а только то, что она ему очень симпатична и он не хотел бы, что бы они вот так запросто расстались и возможно никогда больше не встретились. Но слова эти не шли у него, он просто смотрел на неё.  А  Надя ждала этих слов. Возникшая между ними та самая искра , которая в последствии разжигает в сердцах людей огонь сильнейших чувств, готова была  превратить их души в настоящий пожар, при условии их дальнейшего общения. Понимание того, что им помимо воли придется расстаться, их угнетало.
 Они смотрели друг на друга и не понимали как рассказать о своих чувствах.
- Вот номер телефона, может быть ты позвонишь мне как устроишься,  мы ведь хотели в третьяковку сходить или в кино — наконец выдавил из себя Сергей.
- Я позвоню, обязательно позвоню — принимая из его рук листок с номером ответила Надя.
- Ну мои молодые друзья, будем прощаться — Валерий Александрович пожал им поочередно руки — возможно когда нибудь встретимся.
- Только не в вашем диспансере — пошутил Сергей.
- Из тебя  я уверен, получится большой человек. Есть в тебе я вижу стержень.
 Взяв свои вещи он направился к выходу.
- Я пойду — Надя стояла со своим чемоданчиком уже готовая к выходу.
- Да, конечно. Тебя уже наверное ждут.
- Наверное.
 Сергей с грустью смотрел ей в след.  Он в тайне не отдавая себе отчет ждал, что она обернется и это будет для них определенным знаком, но она не повернулась.