Воскресение. Что мы можем знать

Игорь Лощинин
              «Любой сценарий,каким бы маловероятным он ни казался, все же более                правдоподобен, чем тот, в котором свершилось  великое чудо , поскольку чудо  отвергает любую вероятность (иначе бы мы его не назвали чудом)»
            

Некоторые из последователей Иисуса пришли к выводу,  что Он был воскрешен.
Они верили в это потому, что некоторые из них имели  видения после распятия.
Они верили, что Бог совершил великое чудо и вернул Иисуса к жизни.
Они верили, что воскресший Иисус был  вознесен на небеса в «бессмертном теле», где и сейчас живет и царствует вместе с  Всесильным Богом.
Бесспорно , что  в основе их веры было  то, что произошло нечто, что  привело их к этой мысли.
Все исторически надежные данные свидетельствуют: вера в  Воскресение учеников основывалась  на их визионерском опыте :   они были свидетелями явлений  Христа после Его распятия.

Именно  видения привели первых последователей  Иисуса к вере в Воскресение. Пустая гробница не имеет к этому отношения ; сама пусая гробница никого не привела к вере. Ап. Павел поверил  потому, что ему было видение, а не потому  , что он видел пустую гробницу.Мария Магдалина, увидев пустую гробницу, думает, что кто-то перенес тело в другое место (Ин 20:1-13), и только когда Иисус является ей, она начинает верить (20:14-18).
Итак, сама пустая гробница не могла породить веру . Ее породило то, что некоторые последователи видели Его живым  после распятия.

Известный ученый-библеист, автор трудов по текстологии НЗ, Брюс Метцгер пишет:
«ни один исторический факт не достоверен более, чем то, что ученики верили: после распятия, смерти и погребения Христос восстал из гроба на третий день, а впоследствии регулярно встречался и разговаривал с ними. Они были убеждены: того, кто был казнен как преступник, Бог признал своим и оправдал его миссию, воскресив его из мертвых...Каждое историческое событие должно иметь адекватную причину. Никогда надежды не были столь опрокинуты, как тогда, когда Иисус из Назарета был снят с креста и положен в гробницу. Разбитые горем при смерти своего Наставника, ученики были ошеломлены и сбиты с толку. Они чувствовали крушение, ими овладело уныние, отраженное в горьких словах одного из учеников: «А мы надеялись было, что он есть тот, который должен избавить Израиля»(Лк 24:21) . И вот, спустя короткое время, та же группа учеников горела необычайной уверенностью и бесстрашием перед лицом гонений. Что же вызвало столь резкую перемену в их жизни? Должно было произойти нечто беспрецедентное: Иисус Христос воскрес из мертвых ! Примерно спустя 50 дней после распятия апостолы начали проповедовать в Иерусалиме воскресение Христово с такой силой, что их свидетельство убедило тысячи людей.Пустая .гробница не играла роли в ранней миссионерской проповеди, - просто потому, что она действительно была пуста , она служила историческим контекстом для понимания веры. Но зародилась эта вера с явлений воскресшего Христа, без которых пустая гробница сама по себе ни о чем не говорит. То, что рассказы были так и оставлены, с несглаженными противоречиями, что не было попытки сложить один стереотипный рассказ, внушает доверие к глубокой честности тех, кто передавал эти свидетельства.Более того, создается впечатление, что евангелисты не стараются привести все факты.. Они предлагают нам лишь часть доказательств, которые создали и поддерживали веру в Воскресение. Согласно этим фрагментарным рассказам, в течение 40 дней после Воскресения Иисус являлся своим ученикам в разное время и в разных местах...Вместе взятые, эти повествования предполагают, что тело Иисуса перешло в состояние, новое для человеческого опыта..В нашем личном опыте нет категории, с помощью которых можно было бы описать это состояние. Поэтому богословы говорят о тайне Христова воскресения.»

Иисус был  иудейским апокалиптиком ( http://proza.ru/2024/01/31/1655   ), который разделял представления Его современников, что в конце века нынешнего мертвые будут воскрешены и судимы.С т.зрения  апокалиптика, мертвые воскреснут, чтобы  предстать перед судом и либо получить награду,если они были на стороне Бога, либо подвергнуться наказанию , если они служили силам зла.Эта жизнь после жизни в будущем Царстве подразумевала телесное воскресение.  Ученики Христа разделяли Его апокалиптические взгляды Если такое «воскресение» уже началось с  воскресения особого праведника, избранника Божьего Иисуса Христа ( Мессии), такая вера должна  была предполагать что Иисус.лучший из людей, был «первенцем» ,возвращенным к жизни Богом , который «восстал из мертвых». Естественно, если Он снова жив, то гробница должна быть пуста. Но, конечно, если бы   можно было  представить мертвое тело Иисуса в гробу, ни о каком Воскресении бы речь идти не могла. В том, что Он ЖИВ,  убедила не пустая гробница, а то, что они «видели» Его живым после распятия.

 Но что   мы называем «видениями»  или «явлениями » воскресшего Христа?
Под «видением» понимают то, что  можно «видеть» вне зависимости от того,  существует ли это на самом деле или нет.  «Достоверные» видения отражают  реальные события; «недостоверные» — человек видит то, чего на самом деле не существует.
 Когда говорят о видениях Иисуса, которые пережили ученики, верующие христиане утверждают, что за ними стоит внешняя реальность,  т.е. то, что Иисус действительно ЯВИЛСЯ этим людям .
Нехристиане же скажут, что  эти видения были недостоверными,  вызванными определенными психологическими или  нейрофизиологическими факторами; такие  «видения» можно считать  галлюцинациями.

Многие дебаты по поводу воскресения сосредоточены именно на том,  были ли видения учеников достоверными или нет. Христианская точка зрения, что видения были  подлинными,что Иисус действителЬно им являлся.Часто от апологетов приходится слышать, что видения учеников должны быть достоверными, поскольку
галлюцинации – индивидуальное явление;  по своей природе, каждая галлюцинация присуща только одному конкретному человеку. Групповой галлюцинации просто не может быть, и если Павел утверждал, что Иисус явился "свыше, чем пятистам братьям одновременно", это опровергает мнение о том, что все пятьсот могли вообразить себе это в одно и то же время.

След. напомнить, что Павел-единственный, кто упоминает об этом событии, и если оно действительно произошло, то трудно объяснить, почему оно так и не попало в Евангелия, ставившие целью доказать, что Иисус физически воскрес из мёртвых.
Помимо этого,  многие специалисты считают , что массовые галлюцинации не только возможны, но что они действительно случаются.Те, кто утверждают, что массовые галлюцинации невозможны, отвергают сообщения о явлениях Девы Марии сотням и даже тысячам людей одновременно, хотя у нас есть тому документально подтверждённые показания очевидцев.
Кроме того, следует заметить, что в прошлом люди частно давали сверхъестественные объяснения событиям, которые сегодня мы можем объяснить с помощью науки. Если можно  предложить естественное объяснение видений учеников, напр, галлюцинациями, вызыванными психологическими факторами, то нужда в сверхъестественнных объяснениях отпадет.

Однако,  вне зависимости от того, считает ли кто-то, что видения последователей Иисуса были достоверными или нет, результат будет один: эти видения привели  их к вере в то, что Он воскрес из мертвых. Поэтому следует отбросить все предубеждения как ЗА так и ПРОТИВ  сверхъестественного, так как  для истории не важно,  были ли переживания учеников галлюцинациями, или  в их основе  подлинные переживания, которые  по их глубочайшему убеждению,  брали начало за пределами их субъективного восприятия. Поэтому главное -  это то общее   мнение ,к которому могут прийти как верующие так и неверующие, — это определяющее ЗНАЧЕНИЕ этих переживаний для рождения новой веры.

Г.Ястребов  так пишет про свидетельства встречи с воскресшим Иисусом: «Мы сейчас оставляем в стороне вопрос о том, как объяснить эти видения: массовой галлюцинацией, выдачей желаемого за действительное или реальным явлением Иисуса…говорить о доказательстве воскресения Иисуса невозможно. Но необходимо признать корректной более осторожную формулировку: удовлетворительного рационалистического объяснения пустой гробнице, особенно в сочетании ее с “явлениями Воскресшего” очень большому числу людей, пока не найдено» . По-видимому, это самое большее, что можно сказать об этом событии, оставаясь хотя бы отчасти на научных позициях."