О первом директоре школы 68 станции Балашов

Алевтина Бирюкова
        ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА КАМЫШАНСКАЯ СТАЛА  ПЕРВЫМ ДИРЕКТОРОМ   ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ШКОЛЫ №68 СТАНЦИИ БАЛАШОВ. В 1959 ГОДУ она приняла 1200 учеников из микрорайона Ветлянки, что на окраине небольшого города Балашов Саратовской области.      
  В ВАЛЕНТИНЕ ИВАНОВНЕ СОЧЕТАЛИСЬ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СТРОГОСТЬ И ДОБРОТА, НО ТРЕБОВАТЬ ОНА НАЧИНАЛА С СЕБЯ. Она первой приходила в школу, у входа встречала  учеников, последней уходила. Она хорошо знала всех  ребят-деточек по имени, была в курсе  проблем каждой семьи, прикладывала немало  сил, здоровья, чтобы   ее деточки росли самостоятельными и всесторонне развитыми людьми. 
      Вместе с ней  в школу пришли  хорошие коллеги по работе: Каретина Татьяна Васильевна, стала завучем школы, учителя истории - Доронькин Иван Никифорович, Юрасов Виктор Георгиевич; математики - Краснощеков Александр Алексеевич, Морозова Ольга Александровна; русского языка и литературы - Лебедева Лидия Ивановна, Нижникова Юлия Васильевна, Приходько Тамара Николаевна; в начальные классы - Дудина Александва Васильевна, Есипова Александра Константиновна, Малькова Александра Федоровна и другие.   
       ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА СТАЛА НАСТОЯЩИМ УЧИТЕЛЕМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ДЛЯ  УЧИТЕЛЕЙ. Она часто посещала уроки, видела, как учитель преподносит тему урока,  как  его воспринимают ученики.  Учителя   получали от нее нужные,  полезные советы. Особое внимание и помощь она оказывала  молодым, начинающим преподавателям. Она  многое предпринимала  для сплочения коллектива учащихся и учителей.
      НЕ ЗАБЫВАЛА И О РОДИТЕЛЯХ. Она хорошо знала микрорайон школы.    Одним родителям она помогала решать трудности, другим напоминала о том, что воспитание детей надо начинать с себя.  Решение многих семейных проблем становилось темой обсуждения  родительских собраний.   
       ОНА БЫЛА ПРЕКРАСНЫМ ИНИЦИАТОРОМ ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Старалась ни одного из них   не пропустить.   Радовалась, когда видела школьников занятых  полезным  делом помимо уроков: в конкурсах, на утренниках, вечерах, предметных кружках, субботниках,  воскресниках. Она  понимала, что здесь закладывается их будущее.     Большое внимание уделяла здоровью детей.  В спортивном зале была   во время уроков,  на занятиях спортивных секций.  Поддерживала юных спортсменов на   соревнованиях.  Спортсмены  часто становились призерами  соревнований  по городу и  Приволжской железной дороге.
      Многие школьники   участвовали в художественной самодеятельности, которая  славилась    солистами, танцорами.  Огромный хор в сто человек  исполнял  патриотические и народные песни. Самодеятельность и ее участники были гордостью школы.   Многие школьные праздники  приурочивали  к   Красным  датам календаря. Накануне Дня Защитника Отечества,  Дня Победы  ребята встречались с ветеранами Великой отечественной войны,  участвовали в конкурсе строя и песни, игре «Зарница», возлагали цветы к Обелиску Славы на Поворинском Воинском кладбище,  шефствовали над ветеранами войны,  живших в микрорайоне школы. В День Пионерии  праздник  перемещался на летное поле, где загорался пионерский костер.
     Большим событием для учеников и их родителей  становились Дни 1,   9 Мая, 7 Ноября. Старшеклассники  участвовали в городских парадах. Шли с флагами и транспарантами, весной  несли в руках самостоятельно изготовленных веточки яблоневых цветов.  Колонну  возглавляли     спортсмены в белых футболках.      
      МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ два года работать под  руководством Валентины Ивановны. Шел 1972 год,  я только начинала работать в школе, переехав  на постоянное место жительства из Оренбурга. В школе  меня встретила директор, моложавая, энергичная, с чуть прищуренными улыбающимися глазами. Она  пригласила в свой кабинет, расспрашивала  меня  о  предыдущей работе, затем, долго объясняла о том,  как мне предстоит трудиться в  новом коллективе. В заключение беседы, попросила достать листок бумаги и  в него записать главное, что будет входить в мои обязанности, и то, как их предстоит решать. Я  взяла листок бумаги, записала   в него многочисленные пункты  предстоящей   работы. Оказавшись дома, я  вспоминала  о том, что    девять лет была завучем по воспитательной работы одной из ведущих школ города Оренбурга, мне   неоднократно приходилось делиться опытом работы  с директорами школ города и области; буквально      несколько месяцев назад так же  просила записывать подобные правила студентам  Оренбургского педагогического института, у которых преподавала. Накануне переезда получила медаль за трудовую доблесть, грамоту Министерства Просвещения России.   Но  хорошо понимала, что  нахожусь в другом городе, в другом коллективе, где свои правила, которые необходимо выполнять.   Училась работать в новом коллективе. Почерпнула много  полезного    из   советов, но еще больше из того, что     увидела  в  работе  Валентины Ивановны, неутомимой труженицы, которая постоянно была  рядом  с учениками и учителями,  работала, не щадила себя. Большой неожиданностью  не только для меня, стал ее уход на пенсию.
     Буквально через два года я  оказалась надолго прикованной к больничной постели.  Одной из первых  пришла на помощь и помогала мне подняться    Валентина Ивановна.  В трудные месяцы она кормила меня из ложечки, поддерживала меня в прямом и переносном смысле. Такое невозможно забыть.
      Валентина Ивановна не оставила работы с детьми и после ухода на пенсию.  Несколько лет  она возглавляла работу загородного пионерского лагеря в поселке Пинеровка.    ПРИ ВАЛЕНТИНЕ ИВАНОВНЕ КАМЫШАНСКОЙ школа №68 была одной из лучших в городе и по Приволжской железной дороге. Она заслуженно имела звание Заслуженного Учителя СССР,множество медалей, грамот Министерства путей сообщения и отдела учебных заведений Приволжской железной дороги. Многие ее выпускники до сих пор с теплотой вспоминают своего директора. А в памяти работавших с ней учителей она осталась настоящим учителем всех учителей. Валентина Ивановна похоронена на воинском кладбище города Балашова.Долгие годы за могилой ухаживает ее племянница Очеретина Тамара Константиновна, которой исполнилось 86 лет.